82
83
84
85
СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАНазвался груздем…Убедившись в должном качестве выпускаемых «Брянскимарсеналом» грейдеров, корпорация Terex дала доброна использование своей марки на машинах совместногороссийско-американского предприятия. Разумеется,при контроле производства специалистами фирмыВ ногоотличие от первенца совместпредприятия RM-Terex –экскаватора-погрузчика TLB 815-RM,автогрейдер Terex TG 140 уже с самогоначала выпуска локализован в Россиипо большинству комплектующих, поскольку представляет собой, по сути,модификацию брянского грейдера ГС14.03, поставленного на конвейер в 2007году. От предшественников эта машина отличалась наличием целого рядаимпортных комплектующих, включая такие дорогостоящие агрегаты,как двигатель Deutz родной немецкойсборки, автоматическая гидромеханическая коробка передач ZF – тоже изГермании и немецкая тандемная тележка фирмы NAF. Шестилетний опытэксплуатации этой машины российскими дорожниками показал ее достаточно высокую надежность и вполнеудовлетворительные характеристики.82РЕЙС НОЯБРЬ2012Дело оставалось за немногим – довестигрейдер до мирового уровня по всемпараметрам, а для этого было необходимо кардинально улучшить условияработы машиниста, то есть повыситькомфортабельность кабины и эргономику рабочего места.Это и было воплощено в жизньлетом 2012 года после основанияпредприятия RM-Terex. Новую кабину, оборудованную климатическойустановкой и рулевой колонкойтрансформером, заказали специализированной итальянской фирме AMA.Соответственно, потребовалась переработка схем электропроводки и гидросистемы. После чего на «Брянскомарсенале» организовали второй, ужеамериканский рубеж контроля качества, завезли бочки с фирменной «терексовской» белой краской, и… процесс пошел!Гордость автогрейдера TG 140 –рулевая колонка-трансформер TEREX TG 1403540354036903690Линейные размеры автогрейдера62001540620094002080208024752475940021402140253025301540МНЕНИЕВЛАДИМИР ИЦКОВдиректор по продажамкомпании RM-Terex, Москва– Главное отличие новогоавтогрейдера Terex TG 140от базовой машины ГС-14.03,выпускаемой заводом«Брянский арсенал» ужешесть лет, – совершенноновая кабина и капотная система разработки итальянскийкомпании AMA S.p.A. Они нетолько преобразили экстерьеравтогрейдера, но и существен-но улучшили функциональность машины, в частности,благодаря уникальной рулевойколонке-трансформеру, обеспечивающей управлениегрейдером как сидя, так и стоя.Также в наличии климатическийблок и многофункциональныйЖК-дисплей с возможностьюподключения камеры заднеговида. Соответственно, возрослаи цена автогрейдера – в зависимости от комплектации TG 140на 10-20% дороже, чем выпускаемый параллельно ГС-14.03.Тем не менее интерес к новинкепроявило уже несколько заказчиков из России и ЮАР. Ведьпо сравнению с аналогамиевропейского производства,Terex TG 140 примерно вдвоедешевле. Контроль качества на производстве состоитиз двух этапов: заводская приемка и приемка специалистамифирмы Terex. Продажа техникии ее последующее техобслуживание возложено на дилерскиецентры марки RM-Tereх, чтопринципиально важно: машина не должна быть брошенана произвол судьбы.Технические характеристики*Эксплуатационная масса, т14,65Максимальная скоростьпередвижения вперед, км/ч40,5Максимальная скоростьпередвижения назад, км/ч27,6Колесная формула1х2х3Габаритные размеры, ммСтупени лестницы решетчатые –чтобы машинист не поскользнулсяПривод к каждому из ведущих колессделан набором шестерен...9400х2530х3690Минимальныйрадиус поворота, мм7800* автогрейдера Terex TG 140Характеристики двигателяDeutzBF4M1013FCдизельныйс турбонаддувом,интеркулеромТипи непосредственным впрыскомс насоснымисекциями EUPКоличество цилиндров4Диаметр цилиндра/ход поршня, мм108/130Рабочий объем, л4,764Мощность, л. с. (об/мин)160 (2000)Крутящий момент, Н.м (об/мин)570 (1600)МодельРабочее место в кабине АМА отвечает всем требованиям эргономики...а колеса каждого из бортов тандемной тележки качаются на балансирах2012 НОЯБРЬРЕЙС83 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАПередний мост не имеет подвески и качается на одном продольном шкворне,а каждое из управляемых колес поворачивается штоком своего гидроцилиндраШарнир поворотной рамы делаетдлинную машину весьма маневреннойХарактеристики переднего мостаУгол наклона колес влево и вправо, град.18Угол качания, град.±16Дорожный просвет, мм600Характеристики тандемной тележкиМодельNAF ТАР 5501.105Тип блокировки дифференциалазубчатой муфтойNo-SpinРасстояние между осями, мм1540Угол качания, град.±15Заправочные объемы, лДисковый стояночный тормозустановлен на входном валу тележкиНИКОЛАЙ ДЕЕВглавный механик МУП«Комбинат дорожногостроительства и благоустройстваФокинского района г. Брянска»– Наше предприятие используетмашины «Брянского арсенала»многие годы. При обновлении парка в 2010 году было закуплено дваавтогрейдера ГС-14.03 с немецкимидвигателями Deutz – к отличной функциональности и маневренности машиныдобавилась и надежность силовогоагрегата. Технику обслуживаем в сервисном центре завода-изготовителя.За два года эксплуатации отказови преждевременных выходов из строякаких-либо узлов не было – за исключением чисто механических повреждений рамы, неизбежных при работеавтогрейдера. Как правило, они связаны со столкновениями отвала с выступающими выше поверхности дороги канализационными люками.РЕЙС НОЯБРЬ4503830221205034В среднем классеМНЕНИЕ84Топливный бакТрансмиссияГлавная передачаБалансиры (каждый)Бак гидросистемы рабочего оборудованияСистема охлаждения двигателяСистема смазки двигателя2012TG 140 – первый и младший в линейке брянских автогрейдеров Terex. Егорабочая масса – 14,7 т, что определяетосновное назначение машины (планирование и расчистка дорог). К томуже этот грейдер неполноприводный,его колесная формула 1х2х3, то естьодна (передняя) ось – управляемая,две задние – ведущие, а всего их три.Для более серьезных работ предназначены 18-тонный TG 180 и 19-тонный TG 200, причем последний – с гидростатическим приводом переднегомоста и колесной формулой 1х3х3 –пригоден для строительства дорог нацелине «с нуля».Тем не менее и «сто сороковой»может в буквальном смысле сдвигать горы в тяжелых дорожныхусловиях – чему способствует загрузка массой более 9 тонн четырехведущих 24-дюймовых колес и на-Благодаря вертикальным направляющим регулируется угол резанияличие жестко блокируемого дифференциала в тандемной тележке.Шарнирно-поворотная рама позволяет длинной (9,4 м) машине разворачиваться в круге диаметром чутьболее 15,5 м. Благодаря длиннойбазе машины колебания грейдерного отвала по вертикали невелики.Для регулировки угла резания отвалустановлен в направляющих. А уголзарезания – например, для работы накосогоре – регулируется наклономотвала в поперечном направлении.Угол захвата, задающий ширинуполосы обработки, выставляют вращением поворотного круга тяговойрамы. Он поддерживается в трехточках регулируемыми зажимнымипластинами, что обеспечивает оптимальное распределение нагрузок. И,конечно же, грейдеру не обойтисьбез его специфического, не востребованного на других видах техники TEREX TG 140ХарактеристикиГрейдерного отвалаДлина, ммВысота, ммЗаглубление, ммВынос, ммУгол зачистки, град.Бульдозерного отвалаДлина, ммВысота, мм3660630450700902475920Грейдерный отвал, расположенный почти посередине длинной колесной базы, –высокоточный инструмент, не заменимый никаким бульдозерным отваломС фронтальным отвалом справляетсяодин мощный гидроцилиндрСогласно маркировочной табличкезаводской индекс машины ГС-14.03Отключить «массу» аккумулятораможно снаружи машиныПоворотный круг вращают двагидроцилиндра большого диаметрамеханизма наклона передних колес,варьируемого на TG 140 в диапазонедо 18 градусов в каждую сторону. Этопозволяет держать курс, невзирая нагигантскую силу, с которой машинутянет вбок отводящий вправо иливлево грунт отвал.Основной узел гидросистемы –аксиально-поршневой гидронасоспостоянного объема с разгрузкойпри нейтральном положении рукояток управления. Его производительность – 56 л/мин при давлении до 160бар. В гидросистему также входятшестисекционный гидрораспределитель с механическим управлением,основным рабочим оборудованием ичетыре гидрораспределителя с релейным управлением – для вспомогательных операций, и гидроцилиндры рабочих органов и элементовшасси. Поворотный круг, воспринимающий основное реактивное уси-лие при работе грейдерного отвала,два гидроцилиндра, управляющиеповоротным кругом, защищены отударных повреждений демпфирующими клапанами. Силовая установка включает 160-сильный двигательDeutz BF4M1013FC – современный4-цилиндровый агрегат с топливнойаппаратурой EUP, то есть индивидуальными для каждого цилиндра насосными секциями: насос, форсункаи соединяющая их металлическаятрубка одинаковой для всех цилиндров длины. Такая конструкция обеспечивает высокое давление впрыскаи его стабильность, а в конечномитоге – высокий КПД мотора, то естьэкономичность. Одно из достоинствмотора применяемой модели – егоширокая распространенность намногих видах спецтехники как зарубежного, так и российского производства, а также на среднетоннажныхавтомобилях МАЗ и ряде моделейавтобусов. То есть наличие любыхзапчастей к этим моторам во многихстранах СНГ – само собой разумеющееся явление. Ну а запчасти к другим узлам автогрейдера обязаны держать на складах дилерские сервисныецентры марки RM-Terex. 36 из нихбазируются в разных городах России,еще 12 есть в странах СНГ и дальнегозарубежья. Периодичность техобслуживания TG 140 – 125 моточасов.Антон УткинФото Константина Якубова и автораСкорость автогрейдера*ПередачаПередний ходЗадний ходI4,85,0II7,3III11,311,9IV17,4V26,327,6VI40,5* на передачах (км/ч) при частоте вращения двигателя2000 об/мин2012 НОЯБРЬРЕЙС85