АВТОМОБИЛИ46РЕЙС НОЯБРЬ2012САМОСВАЛЫ HINO 73041 FS1ELVDВ СОЧИНА РАБОТУНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВзам. главного редактораВ конструкции тяжелых самосвалов HINO отражаетсятрадиционная специфика работы на японских стройках. Между тем они задействованы на объектах зимнейОлимпиады 2014 года. Знакомимся с этими автомобилямиЛет двадцать назад в ходубыл анекдот о том, как приехавшие в Россию японцы,с удивлением рассматриваято ли КрАЗ-255, то ли «Урал», говорили: «Надо же было додуматься делатьтакие машины-вездеходы, вместо тогочтобы прокладывать нормальные дороги…» Примерно в это же время пороссийскому телевидению показали,как в Японии при выезде со строительной площадки тамошнему грузовику моют колеса. Прошли годы,анекдот «оброс бородой», но мы перестали смеяться над ним еще и потому,что проблема дорог и сейчас стоит неменее остро. Зато мы почти привыкли сбивать «керхером» грязь с самосвалов, экскаваторов и бетоносмесителей, перед тем как выпустить ихна дорогу… А еще у нас появились тесамые японские грузовики строительного назначения, которые работаютв чистой и отутюженной Стране восходящего солнца. Причем с правильным «левым» рулем. Возможно, онипомогут нам быстрее сделать старыйанекдот менее актуальным.Именно традиционная спецификаработы на японских стройках отражается в конструкции тяжелых самосвалов HINO, поставляемых к нам.Автомобили изготавливают на шассиHINO серии «700», это тяжелые грузовики, которые выпускают с начала90-х годов, для японского рынка – подназванием Profia. Ныне на конвейерестоит уже третье или четвертое поколение Profia. Серия «700» – бортовыегрузовики, самосвалы, седельные тягачи и шасси под различные надстройки. Автомобили HINO поставляютсяна экспорт в страны Азии, в Австралию, Южную и Северную Америку.Поставками в Россию четыре годаназад занялась компания «Хино Моторс Сэйлс» из Владивостока, причемначались они с развозных грузовиковсерий «300» и «500», а «700» серия покадовольно редкие автомобили.Полная масса самосвала HINO73041 модификации FS1ELVD составляет 30 700 кг, при этом снаряженнаямасса – 12750 килограммов. Заявленная грузоподъемность 17 500 кг, нопри эксплуатации не на дорогах общего пользования, в карьерах, может составлять 23 тонны. Как и для многихдругих иностранных грузовиков, дляпереоборудования шасси HINO 700 всамосвал нет смысла везти кузов и гидравлику с его исторической родины.Производство кузовов для подобныхтяжелых самосвалов в Россииосвоили несколько компаний,причем на довольно хорошем2012 НОЯБРЬРЕЙС47 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫТехнические характеристикиМодельДлина, ммШирина, ммВысота, мм (зависит от кузова)База, ммОбъем кузова, м3Снаряженная масса, кгПолная масса, кгНагрузка на оси, тонн(перед./задн.)Maкс. скорость, км/ч (огранич.)Hino 73041 FS1ELVD6х47840252030503655+131016,6 или 16,512 75030 7005940/24 760101Hino E13C-TL,Евро-3/ 12,9Мощность, л. с. при об/мин410 при 1800Крут. момент, Н.м при об/мин1618 при 1100Коробка передач7-ступенчатая, HX07однодисковое,Сцеплениедиафрагменное,диаметром 430 ммЗамедлительмоторный тормозс одинарнойглавнойВедущие мостыпередачей, с блокировками дифференциаловТопливный бак, л300барабанные с пневмоТормозаприводом и ABSПодвеска спереди/сзадирессорная/рессорная315/80 R22,5Шиныи 295/80R22,5Цена, руб, с НДС4 435 000Двигатель/ объем, лКонструктивно двигатель Hino ближе всего к дизелям Volvo. Здесь распредвалтоже расположен в головке, но топливная система современнее – Сommon Railуровне. Московское представительство HINO Motors остановило свойвыбор на ООО «ИнтерПайпВан»и ООО «Автомастер». Первый кузов –внутренних размеров 4500х2310х1600,объемом 16,6 м3, второй – чуть меньшего объема, на 16,5 куба, но длиннееи более узкий: 5000х2200х1500 миллиметров. У кузова «ИнтерПайпВан»толще сталь бортов – здесь используется 6-миллиметровая, при одинаковой толщине днища обоих вариантовкузовов 8 миллиметров. Естественно,есть подогрев кузовов отработавшими газами. Применяется импортноегидрооборудование установки, у «ИнтерПайпВан» на выбор: Penta, Hyvaили Binotto, а у «Автомастер» – толькоPenta. Силовые гидроцилиндры смонтированы спереди, под козырьком. Поотзывам многих российских перевозчиков, даже гидрооборудование са-мосвальной установки, изготовленное на китайском заводе голландскойкомпании Hyva, надежно и эксплуатируется без проблем, не говоря ужеоб итальянской Binotto. Серьезно подошли к адаптации шасси HINO 700для монтажа самосвальной установкив компании «Автомастер». Там дляувеличения клиренса, а фактическидля повышения «живучести» грузовика при работе в плохих дорожныхусловиях, по-новому, более высоко,разместили ресиверы, топливный баки фильтр, осушитель воздуха.Напомним, компания Hino Motorsведет свою родословную от японскойже Diesel Motor Industry и потому ещес 30-х годов специализируется на производстве дизелей. На всех грузовикахHino, поставляемых в Россию, на всехсериях – будь то «300» с рядной «четверкой» объемом 4 литра или «500»с «шестерками» нескольких вариантовразличного объема, или самая тяжелая серия «700» – установлены дизелитолько собственного производства.Не каждой компании по силам иметьстоль широкую линейку двигателей…На все Hino 700, вне зависимостиот того, тягач это («Рейс» №7-2012) илисамосвал, устанавливают рядную «шестерку» семейства E13C рабочим объемом 12,9 литра, с поршнем диаметром137 мм и ходом 146 миллиметров. Этоцелое семейство двигателей, которыеустанавливаются на тяжелые грузовики, автобусы большой вместимости,кроме того, эти моторы используютв качестве промышленных, индустриальных дизелей. То есть моторы широко распространены,выпускаются давно, особыхГофра, для подогрева кузова отработавшими газами, может обрыватьсяФорсунки Common Rail укрыты клапанной крышкой. Фильтр как на ладониВоздушный фильтр стоит под кабиной – для самосвала очень удачно48РЕЙС НОЯБРЬ2012Двигатель АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫМасляные фильтры расположеныудобнее, чем на многих «европейцах»Турбокомпрессор производстваизвестной компании GarrettДополнительный топливный фильтр –японский аналог европейского Separпроблем с ними у наших перевозчиков не должно возникать. В отличиеот немецких или шведских грузовиков одного семейства, где могут стоятьразные моторы разного объема, применение одного двигателя на «японце»для поставок в Россию стратегическиверно. Ведь не секрет, что у любой компании на начальном этапе освоенияновых рынков обязательно возникаютпроблемы со снабжением запчастями.А здесь, благодаря унификации, частьпроблем отпадет сама собой. Крометого, «большой» мотор традиционно пользуется у наших перевозчиковуважением.Блок дизеля E13C – чугунный, с «сухими» гильзами цилиндров. Известно, что даже на маленьких дизеляхHino для серии «300» на юбку поршнянанесен слой полиамида, уменьшающий трение о гильзу и предотвращающий вероятность «прихватывания»поршня при перегреве двигателя. Видимо, такая же технология примененаи на 13-литровом моторе, ведь известно, что теплоотвод у «сухих» гильзхуже, чем у «мокрых». Головка блокачугунная, в ней размещено по четыре клапана на цилиндр, распредвалнаходится тоже в головке, шестерни ГРМ – переднего расположения.В этом мотор весьма схож конструктивно с двигателями Volvo D12. Интересно, что ТНВД и пневмокомпрессор«сидят» на одном валу. Еще одна особенность E13C – наличие компрессионного моторного тормоза. Весь егомеханизм расположен под клапаннойкрышкой, управление электронногидравлическое. Такой замедлитель,если им правильно пользоваться, должен существенно поберечь тормозныеколодки самосвала. Привод вентилятора – надежным поликлиновым ремнем, через вязкостную муфту, котораяпозволяет немного экономить топливо при прогреве мотора и раньше начинать движение в холодную погоду.50РЕЙС НОЯБРЬ2012МНЕНИЕНИКОЛАЙ ГАЛАЛЮКмеханик строительногоучастка ООО « ДСК «Мост»Сочи– Наша организация занимается строительством объектов различного назначенияв различных регионах России.Приобретенные в начале2012 года 22 самосвала Hinoвесной и летом работали настройках юго-востока Москвы, осенью их перебросилина объекты зимней Олимпиады в Сочи. Сейчас онивозят раздробленный каменьнедалеко от Красной Поляны,который используется дляподготовки габиона, то естьдля наполнения камнямиСам радиатор расположен довольновысоко – до нижнего бачка 450 миллиметров, если не забираться в глубокую колею, на стройке с нормальнообустроенными подъездными путямион долго будет оставаться целым и незабьется грязью. Но его еще и прикрывают защитным экраном.Топливная аппаратура у японцевсвоя – компании Denso, которая славится еще и качественным электрооборудованием для автомобилей.Времена механических ТНВД канулив Лету и в Японии, поэтому на дизелях семейства Hino Е13С примененаэлектронноуправляемая топливнаясистема Common Rail. Это самая современная система, которая способнаодновременно обеспечить требованияэкологии и экономичность эксплуатации двигателя, на нее переходят всеведущие моторостроительные компании мира, но Hino использует ее насвоих грузовиках с 1998 года. Тем самым у перевозчика должны исчезнутьсомнения в ее отлаженности. Крометого, систему Common Rail помогалразрабатывать и поделился лицензиями Bosch, турбина тоже именитая –Garret. Это залог надежности.К обозначению мотора E13C, еслион в версии Евро-3, добавляютсябуквы Т1, а если Евро-4, то индексдополнен буквами UR. Причем применена система рециркуляции отработавших газов EGR, то есть безиспользования раствора мочевины,что крайне важно именнодля самосвала, особенно дляинтенсивно работающего зи-сеток из оцинкованной стали,применяемых для защиты отразмыва дорожных, мостовых и берегоукрепительныхсооружений. Машины новые,при работе в Москве накатали чуть более 10 тысячкилометров, у нас, в Сочи,еще около 3 тысяч, поэтомуговорить о серьезном опытеэксплуатации рано. Нашиводители сравнивают этих«японцев» с самосваламиMAN и с Isuzu, которые такжеэксплуатировались нашейорганизацией. В сравнениис немецким MAN незагруженный Hino оказался на ходуболее жестким, что, видимо,объясняется конструкциейподвески, но груженаямашина вполне комфорта-бельна. При работе в горахявно не хватает диапазона7-ступенчатой коробки передач, но на равнине этого нечувствуется. Самосвалы Isuzuу нас прошли более чем по400 тысяч километров безособых проблем, думаем, чтоHino будут работать не хуже.Тем более что Hino входитв концерн Toyota Motor. У насесть доверие к тяжелым«японцам», в частности, у ниххорошие двигатели.Кузова хорошие, в них можновозить и больше. Есть нарекания к гофре выпускнойсистемы, которая идетна подогрев кузова. Этотсильфон обрывало, но позжеконструкцию изменили, и неисправность не повторялась. АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫмой. Но для достижения Евро-5 всетаки используют AdBlue. Электроника позволяет легко перенастраиватьмощностные характеристики дизеля.У мотора Евро-3 есть три настройкимощности: 390 – для автобусных модификаций, 420 и 460 л. с. при 1800 об/мин, момент 1657 или 1952 Н.м при1100 об/мин. У E13C-UR Евро-4,установленного на тягаче, применяется настройка 450 л. с., моментом1912 Н.м. Но оказывается для самосвалов выпускают мотор Е13С-ТLЕвро-3, мощностью 410 л. с. при 1800об/мин, моментом 1618 Н.м при 1100оборотов. Напомним, что на большинстве европейских самосвалов,эксплуатируемых в России, применяются моторы мощностью менее400 л. с., чаще всего около 380 «лошадей». Здесь японский мотор даженесколько превосходит «европейцев», хотя дополнительные 20-30 силпри полной массе 30 тонн погоды неделают.Интервал замены масла в двигателе –до 30 тыс. км, есть перечень рекомендованных масел, в основном это Shell,Mobil, Castrol, BP. Вязкость масла зависит от условий эксплуатации, чаще всего применяются 5W30, 5W40, 10W30,10W40 и т. д. Код API: CL-4, CJ-4.Обычно на японских грузовиках применяются японские же коробки передач. Компания HINO, в частности,сотрудничает с известной японскойкомпанией AISIN SEIKI CO., LTD, которая, как и Hino Motors, входит в концерн Toyota. AISIN – ведущий производитель комплектующих не толькодля японских, корейских автозаводов,но и европейских, а также американских автопроизводителей, в ее составе11 заводов, расположенных в разныхстранах.На самосвале HINO 73041 FS1ELVDустановлена 7-ступенчатая японскаякоробка модели HX 07. Система пере-ключения передач оптимальная –тросами, без сложной системы тяги рычагов, но другого от «японца» ине ждешь. Понятно, что в коробке нетни демультипликатора, ни делителя:обычная трехвальная коробка с болеедлинными промежуточным и вторичным валами, на которые и «надеты» семь пар шестерен. Причемсинхронизированы только передачисо второй по седьмую. Передаточныечисла коробки: 6,23 на первой передаче, «единица» на пятой, а шестая иседьмая передачи сделаны повышающими, с числами 0,761 и 0,595. Припередаточном числе главной передачиведущих мостов 6,833 получается, чтопри включенной первой передаче общее передаточное число трансмиссииравно 42,57. Сравним этот параметр,допустим, с трехосным самосваломMAN TGS 40.390 6x4 BB-WW, с мотором мощностью 390 л. с. и моментом1900 Н.м. У «немца» мощность меньше,выше момент, но этим можно пренебречь, в сравнении с тем потенциалом,что дает MAN применение 16-ступенчатых коробок. Напомним, что у коробок ZF16S семейства Ecosplit диапазончисел от 13,8 до 1,00 или до 0,84. Приэтом у самосвальных мостов MANесть несколько вариантов передаточных чисел, но судя по спецификациямдля трехосника чаще всего применяютчисло i = 4,33. В таком случае общеепередаточное число трансмиссии напервой скорости получается равным59,75. А ведь есть коробки ZF с диапазоном от 16,41 до 1,00, тогда общеечисло равно 71,05! Крутящий момент,подводимый к колесам, в первом случае у «немца» выше на 40%, а во втором – почти в 1,7 раза. На высших передачах в общем числе трансмиссии,при сравнении немецкой и японскойкоробок, тоже есть разница,но все же здесь они довольноблизки. На «японце», при ше-Коробка передач с алюминиевымкартером, с вертикальным разъемомГидронасос самосвальной установкисмонтирован на отдельном кронштейнеКартер редуктора ведущего мостаникак не назовешь «компактным»На среднем мосту расположен самоблокирующийся дифференциал повышенноготрения. Редуктор этого моста – проходной, а заднего – одноступенчатый52РЕЙС НОЯБРЬ2012Трансмиссия АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫков самоблокирующегося дифференциала – у него нет 100% блокировки,остается некоторое проскальзывание колеса, склонного к буксованию.Применение одноступенчатых илидвухступенчатых редукторов с большими передаточными числами неизбежно ведет к применению большихкартеров ведущих мостов. А потомуочень сложно обеспечить оптимальный дорожный просвет под балками – это надо учитывать при выборестроительного объекта, на которомбудет трудиться самосвал. Но у такихмостов есть и достоинство – больший КПД, так как «шестеренок» в нихменьше, чем в мостах с планетарнымиредукторами. И еще одна особенность:в семействе Hino 700 нет полноприводных моделей, то есть версии 6х6 или8х8 искать бесполезно.На обоих кузовах применяется переднее расположение гидроцилиндровСкладная лестница позволяет контролировать степень загрузки самосваластой передаче – 5,2, на седьмой передаче – 4,07. На MAN с включеннойпрямой передачей, естественно, 4,33,а с повышающей – 3,63. То есть у самосвала с коробкой ZF больше тяговоеусилие на колесах при езде на низшихпередачах, что позволяет упроститьработу на подъемах, легче выполнятьманеврирование, а на высших передачах немецкая коробка обеспечиваетлучшую экономичность, в частности,при движении порожняком. Машинабыстрее разгоняется и груженая, водителю легче управлять автомобилем.К чему такой анализ возможностейкоробок разных производителей? Казалось бы, где находится Япония, и гдеГермания? Однако Hino 700, поставляемые в Россию, есть и с 16-ступенчатыми коробками ZF 16S221, но это только седельные тягачи 6х4 под полнуюмассу автопоезда до 60 тонн. У нихпередаточное число редукторов 4,55.Фактически на этих агрегатах трансмиссии вполне можно делать и самосвалы, которые были бы в Россииболее конкурентоспособны в сравнении с «европейцами». Но сейчас такиемодификации к нам не поставляются,и в 2013 году поставки тоже не планируются. И все же для самосвала хужекоробки с семью передачами – только6-ступенчатая…Также как и у другого японскогопроизводителя тяжелых грузовиков,у Hino, и в частности у семейства 700,нет ведущих мостов со ступичнымипланетарными редукторами. Здесь редуктор второго ведущего моста одноступенчатый, а первый сделан проходным, двухступенчатым, с блокировкоймежосевого дифференциала. Интересно, что на среднем мосту примененсамоблокирующийся дифференциал,видимо, схожий с тем, что применялся на нашем ГАЗ-66. Достоинствотакого дифференциала – полная независимость от действий водителя.Ведь известно множество примеров,когда коробка дифференциала разлетается на куски от невыключеннойблокировки на нормальной, нескользкой дороге. Из недостат-54РЕЙС НОЯБРЬ2012ХодоваяСовершенно нормальная практика,когда «хребет», подвеска, мосты трехосного самосвала и седельного тягача6х4, ориентированного на тяжелуюработу, схожи по конструкции. Вовремена СССР вообще все самосвалыи тягачи советского автопрома внезависимости от марки строились потакой схеме. Не было такого многообразия компонентов, как сейчас, и ничего – все работало.Похоже, у HINO Motors трехосныесамосвалы и тягачи тоже строят потакому принципу. Причему японцев нет в чистом видедвойной рамы «лонже-Кузова – огромные и довольно прочные. Есть откидной полог, а также подогревднища отработавшими газами, который однозначно нужен в России зимой АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫрон в лонжероне». Здесь примененымощные лонжероны высотой 310 мм,с полкой 85 мм и толщиной профиля 7 мм. Кроме того, изгибную прочность рамы повышают усилительныеуголковые вставки толщиной более8 мм, выполненные во всю высотулонжерона. Их суммарная толщина16 миллиметров. Снизу, на наиболеенагруженной полке, сама рама склепана с усилителем и толстой 20-миллиметровой (!!!) пластиной в общий«трехэтажный» пакет толщиной 39миллиметров. Траверсы тоже выполнены из толстой стали, и они своимидлинными полками, как большимикосынками, входят в лонжероны, усиливают всю конструкцию. Сложнаяи редкая схема усиления: двойная рамапроще и наверняка дешевле в производстве, но тяжелее. В передней подвеске самосвала, в отличие от трехосноготягача, не применяются малолистовыерессоры, пусть даже и надежные, солидные трехлистовые. Здесь используют полуэллиптические рессорыс 11 листами в пакете. В задней балансирной подвеске тоже отказались отприменения параболических рессор –поставили 12-листовые, с листом шириной 90 мм. Амортизаторов на тележке нет вообще, что не очень хорошо.У ведущих мостов литые стальныебалки, нагрузка на тележку, в сравнении с тягачом, больше чем на дветонны – до 24 760 килограммов. По-хоже, мосты выдержат и по 13 тонн,а не только обещанные одиннадцатьдвенадцать. Тормоза – типичные длятяжелых «японцев»: барабанные,диаметром 406,4 мм, шириной 152и 203 мм. Колодки разжимаются кулаками – напомним, клиновой разжимв российских условиях оказался менеедолговечен. Интересно, что на заднемведущем мосту применены пневмокамеры без пружин, то есть это не энергоаккумуляторы. Зато энергоаккумуляторы стоят на передней рулевойи на средней осях, они и обеспечиваютработу стояночного тормоза. На Hino700 может применяться не совсем европейского вида силикагелевый патрон на блоке подготовки воздуха. ДляРоссии с ее холодным климатом осушитель воздуха – такой же расходник,как и воздушный фильтра двигателя.Будет ли японский картридж сопоставим по цене с элементом европейского осушителя и так же доступен – ещевопрос. На самосвале Hino 700 большечем обычно деталей из алюминия. Изнего сделаны не только воздушныересиверы пневмосистемы, что традиционно для «японцев», но и ажурные мощные кронштейны под ними.А еще – кронштейны фар, установленные в бампере.Самосвал обут в шины Dunlopразного размера: 315/80R22,5 спередии 295/80R22,5 сзади. Причем в отличие от более легких моделей Hino наведущих осях установлены шины с более «зубастым» протектором,чем спереди. По-хорошемунадо возить две запаски, ноУправление коробкой передач –тросами. Это традиционно для HinoНа переднем мосту стоят тормозныекамеры с энергоаккумуляторамиКартридж осушителя воздуха пневмосистемы – особый, японскийПередние рессоры – полуэллиптические, которые для самосвала не так ужи плохи. Серьги и пальцы рессор надо не лениться периодически смазывать...56РЕЙС НОЯБРЬ2012 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫБеззазорное буксирное устройствостоит на дополнительной траверсеСветотехнику самосвала часто приходится «прятать за решетку»...давно подмечено, что чаще всего гвозди ловят именно задние колеса, да и напередней управляемой оси 6х4 вроденет дифференциала. Можно обойтиськолесом одного размера. Напомним,что на тягаче Hino 700 одной из низших точек в ходовой, определяющихклиренс, было именно запасное колесо, которое устанавливается на рамев пределах базы. От земли до него –350 мм, ниже только топливный бак –320 миллиметров. На самосвале компании «Автомастер» запаска висит напереднем борту кузова, а бак поднят.правильнее сказать – с низкой крышей.Внутренняя ширина кабины по стеклам дверей – 228 см. Длина от лобового стекла до задней стенки – 183 см.Высота от пола до потолка – 147 см,при этом тоннель двигателя выступает на 35 см ввысь. В сравнении с европейскими грузовиками это типичная«узкая» кабина, с внешней шириной2300 мм, схожая габаритами с DAF CFили Mercedes Axor и MAN TGS. Чутьболее длинная, чем у немецких «М»,но не дотягивает размером до кабины«L». Место, выделенное под спальник,узковато и разной ширины: в серединеон раскинулся на 62 см, а по краям –на 58 см, при этом длина вполне достаточная – 220 сантиметров. Есть выштамповки в облицовочных панеляхобеих стенок глубиной около 8 сантиметров – на радость голове и пяткамвысокого водителя. Однако самогоматраца нет – видимо, не предусмотрено комплектацией самосвала. Подспальной полкой нет никакой полости:не выделено место ни для шоферскихпожитков, ни для инструмента.Стекло на задней стенке – несомненно поможет при манев-КабинаПо российским меркам одно из достоинств кабины Hino 700 – наличиеспальника. Наши перевозчики малообращают внимания на то, что машина получается чуть длиннее, немногоперераспределяется нагрузка по осям.Зато при случае водителю можно и переночевать в кабине или отдохнутьв обеденный перерыв (сонное состояние за рулем – опаснее алкоголя). Точно такая же кабина стоит и на тягачеHino 700 6х4, то есть она длинная скрышей средней высоты, но для тягачаМНЕНИЕАНДРЕЙМЕЩЕРЯКОВзаместитель директора ООО «Автомастер», НабережныеЧелны– Компания «Автомастер» это многопрофильное обьединение, существующеес 1990 года. Одно изнаправлений нашейдеятельности – разработка, изготовление и монтажразличных спецнад-58РЕЙС НОЯБРЬстроек, в том числеи самосвальныхустановок на шассиразличных грузовыхавтомобилей.К нам обратиласькомпания «ХиноМоторс Сэйлз»с просьбой провестиработы, связанныес монтажом нашегокузова на шасситяжелого грузовикаHino 700 6х4. Былодано разрешениена дооборудованиеи адаптацию этогошасси к российским2012условиям эксплуатации. Мы проанализировали конструкциюHino 700 6х4 ,оценили возможность увеличениядорожного просветапод рядом агрегатови деталей автомобиля, предоставилив представительствосвое техническоерешение. В результате изыскаливозможность поднять топливный бак,топливный фильтр,воздушные ресиве-ры пневмосистемы.Кроме того, установили буксирноеустройство, позволяющее эксплуатировать автомобильв составе автопоезда с прицепомсамосвалом полноймассой до 35 тонн.Для этого изготовилиспециальный комплект, куда входитновая траверса, накоторую крепитсясам фаркоп, особые усилительныекосынки. Автомо-Ось балансира – на втулках.Рессоры – полуэллиптическиеДля «японцев» алюминиевыересиверы – нормальное явлениеСверху ведущий мост держитреактивная штанга на сайлентблокахбиль оснастилисоответствующимиэлектророзетками,пневморазъемами,выводом гидросистемы подъема кузоваприцепа. Таким жеобразом специалисты компании«Автомастер» ужедавно дооборудуютшасси грузовиковразличных марок, приусловии что есть разрешение производителя. В частности, приустановке самосвальных кузовов на шассигрузовиков IsuzuCYZ51 и HyundaiHD370 тоже поднимали топливныебаки, а самосвалыScania и MAN дооборудовали буксирнымиустройствами.Стоимость дооборудования различныхмарок и моделей грузовиков разная, зависит от сложностипроводимых работ,но применительно кHino 700 составилаоколо 100 тысячрублей. АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫЦены на запасные части*Воздуховоды печки большие и проложены удачно, но много голого железаВ самосвальном исполнении нижнююступеньку лучше сделать подвеснойУ сиденья хорошие регулировки.Рядом – рычаг гидрораспределителярировании на стройке, более быстройпостановке под экскаватор. Жаль, чтонет боковых стекол в спальном отсеке – в отличие от тягача, самосвалуони не помешают. Японцы любят«стеклить» двери – здесь в самый разпришлась бы такая, на правую сторону. Несмотря на то, что на самосвале«семисотке» применена кабина с низкой крышей, автомобиль выглядитдостаточно рослым – расстояние отземли до пола кабины составляет целых 150 сантиметров. Причем все этиполтора метра ровнехонько поделенымежду тремя ступеньками – залезатьв кабину достаточно удобно. Поручнина дверном проеме окрашены толстойпорошковой эмалью, но у многих «европейцев» на них нанесен более «теплый» зимой пористый пластик. Затодверные ручки-хлопалки сделаны назависть «европейцам» добротно. А ещена обивке дверей есть пепельницы –видимо, в Японии не столь категорично борются с курением. Дизайн панелиприборов для грузовика строительногоназначения очень даже интересен, темболее что Hino 700 в таком исполненииникто и не заявляет как флагманскийтягач. Для самосвала качество отделкиинтерьера, качество материалов вполне сопоставимо с аналогичными европейскими грузовиками, но все же Hino300, и особенно Hino 500, понравилисьбольше. Комбинация приборов заставляет забыть, что японцы признанныелидеры в производстве электроники.Здесь все в самом простейшем исполнении. Однако для самосвала или тягача, таскающего тралы с экскаваторами,это скорее достоинство, чем недостаток: тахометр, спидометр, естьместо для тахографа. Пара воздушных манометров показы-У правой подножки расположенэлектрогидронасос подъема кабиныКомбинация приборов без дисплея,но довольно симпатичная60РЕЙС НОЯБРЬ2012НаименованиеЦена, руб.Фильтр воздушный (элемент),4299/3072внешний /внутреннийФильтр масляный544Фильтр-патрон осушителя воздухан/дФильтр топливный, грубой очистки2110Фильтр топливный, тонкой очистки631Поршневые кольца,3747(комплект на цилиндр)Поршень с кольцами15 340Поршневой палец со втулкой1846и стопорными кольцамиПрокладка ГБЦ8275Головка блока цилиндров149 949Комплект вкладышей шатунных,7200на двигательКомплект вкладышей коренных,8107на двигательФорсунка системы Common Rail45 225Топливный насос высокого152 300давления Common RailВодяной насос28 513Клапан впускной (один)2538Клапан выпускной (один)2181Комплект прокладок на двигатель,23112включая прокладку ГБЦГлушитель48 893Стартер69 181Генератор87 748Термостат2615Сцепление в сборен/дКорзина сцепления с выжимным59 718Ведомый диск сцепления32 942Выжимной подшипник сцепления8 223ПГУ сцепления41 095Трос привода коробки передач18116Рессора передняя36 215Стремянка передней рессоры2522Рессора задняя91 040Стремянка задней рессоры3187Подшипник скольжения3110оси балансираТормозной барабан передний25 721Тормозные колодки передние9165(комплект на одно колесо)Тормозной барабан задний30 106Тормозные колодки задние8284(комплект на одно колесо)Задняя тормозная камера13 687(энергоаккумулятор)Подшипники передней ступицы7033(комплект на одно колесо)Подшипники задней ступицы10 621(комплект на одно колесо)Насос гидроусилителя руля67 230Рулевой механизм в сборе191 602Тяга продольная рулевая20 278Ремкомплект шкворневого узла13 534Амортизатор передний7247Реактивная штанга нижняя30507ведущего мостаШпилька колеса задняя522Гайка колеса241Сальник передней ступицы279Сальник задней ступицы439/444внутренний/внешнийСтекло лобовое28 404Фара в сборе15 869Стекло фары4406Указатель поворотов3302Фонарь задний3698* указаны средние розничные цены, руб. с НДСИнформация по ценам на запчасти предоставленаООО «Хино Моторс Сэйлс» АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫДля российского водителя самосвала кабина со спальником –счастье. Однако матрацем придется обзаводиться самомувает давление в контурах, но при этомнет ни одной стрелки, отображающейрост давления после тормозного крана. Рукоятка стояночного тормоза находится на тоннеле двигателя, а ведь набольшинстве европейских грузовиковкран установлен на панели приборов.Дело не в том, что так ближе тянуться руке – вовсе нет, просто рычаг напанели виднее. Тогда уже меньше вероятность, что неопытный водительначнет трогаться с «нескинутым» краном. Над лобовым стеклом ящички,но своим объемом они не впечатляют,хотя других при низкой крыше ожидать и не стоит. Как дополнение к нимможно рассматривать ящик форматаА4 на тоннеле двигателя. Его назначение – хранение путевой документации,не более того. Над этим ящиком, на потолке, огромный плафон освещения –такие есть только у «японцев».Подвеска кабины очень своеобразная. Ее правильнее назвать комбинированной: сзади пружинная, на амортизационных стойках, но спередипневматическая, на пневмоподушках.Кабина поднимается гидронасосомс электроприводом, он же блокирует замки подъема кабины. В Европетакой насос большая редкость, применяется только на флагманских моделях тягачей, а японцы ставят дажена самосвалы. Как элемент безопасности гидронасос не начнет работать,если в коробке передач не установлена нейтраль. При работающем нахолостом ходу моторе в кабине Hinoощущается несколько более высокийуровень вибраций. Причина того может быть или в применении моторабольшого объема, или в использова62РЕЙС НОЯБРЬ2012При желании немного вздремнуть можно откинуть спинкукресла. Тоннель чуть ниже подушки сиденьянии жестких и потому долговечныхна самосвале подушек двигателя. Чутьбольше, чем у «европейцев», у Hino 700и шума – все же теплошумоизоляцияслабоватая. Зато электромотор печки с четырьмя скоростями вращениявентилятора, а воздух от отопителяне дует по короткому пути, а огибаетрулевую колонку и несет тепло к левой ноге водителя. Есть кондиционер,причем его теплообменник расположен довольно удачно – под полом кабины, справа, как будто под ногамиу пассажира. Сгноить его там можно,только если в автопредприятии нетабсолютно никакой мойки. По внешнему виду кабину Hino 700, во многомиз-за яркого восточного колорита светотехники, часто путают с «китайца-ми». За Уральским хребтом машинаузнаваема, однако в подмосковье ониредки, зеваки начинают говоритьо Hino 700 с уважением, только когда узнают, что это «чистопородный»японский грузовик. В частности, всеодинаково высоко оценивают коррозионную стойкость кабин «японца».Не мудрено – на Hino и классом нижеее сваривают из двусторонне оцинкованных стальных панелей, грунтуюткатафорезом с полным погружениемкабины в ванну. А значит, у перевозчика будет меньше проблем с эксплуатацией, да и продать потом машинус родной краской гораздо проще.Четыре зеркала на правой сторонесамосвала не будут лишнимиИменно особая светотехника придаетгрузовику узнаваемый «азиатский» видФото Андрея Махотинаи Евгения Пасальского