6
7
8
10
12
ЭКОНОМИКАВ КУРСЕ СОБЫТИЙБОЛЬШАЯМОСКВАКак будет организовано транспортноесообщение на территории Новой Москвы?ИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукРасширение границМосквы почти дограниц Калужскойобласти – это не простомеханическое присоединение земель. Должныизмениться социальные,экономические отношениявнутри московской конгломерации, в сторону области сместиться центрыделовой активности. Организация грузо– и пассажиропотоков, транспортнаяинфраструктура – все этодолжно соответствоватьстоличным стандартам.Новая территория Москвыс такими ключевыми параметрами, как площадь,население и фонд застройки, представлена диаграммой 1.Население Москвыс учетом присоединяемой территории в югозападном секторе увеличится на 250 тыс. человек.Расширение границ города произойдет в западном,юго-западном и южномнаправлениях – главнымМНЕНИЕОЛЕГ ГРЕБЕНЬКОгенеральный директор AsstrA Transport– Изменения движенияпрямым образом касаются режима работынашего московскогоавтотранспортногопредприятия ООО «Асстра Карго», котороезанимается перевозкой6РЕЙС ДЕКАБРЬобразом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе,а также большим кольцомМосковской железной дороги.Выбор этой территорииобусловлен рядом причин:оптимальное месторасположение для выполнениястоличных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологическихфакторов; сравнительнослабая урбанизация этого сектора Московскойобласти. Для воплощения проекта необходимо,в первую очередь, создатьинженерные сети, далеепроложить дороги, а потом уже начать строить всеостальное. Пока нет официальной концепции развития новой территории,поэтому любые рассуждения представляют собойгадание на кофейной гуще.И все же коммерческая недвижимость может бытьпредставлена на основе зо-опасных грузов на внутрироссийских маршрутах и в Москве. Сегоднясложно сказать, существенно ли изменитсятехнология нашейработы в Москве, таккак не совсем понятно,какие ограничительныемеры будут введены.Невозможно представить себе остановкудоставки медицин-2012нального принципа. В ближайшем поясе к Москвелогичнее концентрироватьофисную недвижимость.В среднем поясе – торговый сегмент. И, наконец,третью зону, граничащуюс Калужской областью, отдать под индустриальнуюнедвижимость, причемиспользовать опыт соседапо созданию благоприятной среды для инвестицийи строительства индустриальных парков, делая упорна предприятия малогои среднего бизнеса.Наиболеевостребованными в сегменте коммерческой недвижимости окажутсяторговые и торговоразвлекательные центрыв рамках развития инфраструктуры новых жилыхкварталов. Также на территориях, примыкающихк федеральным трассам,ведущим к аэропортамВнуково и Домодедово,возможно строительствокрупных логистическихских газов в больницыв дневное время, которая осуществляется нашим автотранспортом.Кроме того, базирование нашего автопарканаходится в зонеограничений на движение. Надеюсь, для автотранспортных предприятий Москвы будетпредусмотрен специальный режим работы,ведь доставку грузовпо Москве невозможно отменить. Что жекасается экологическихтребований, то наштранспорт полностью соответствуетзаявленным нормам,наши автомобили эксплуатируются не более5 лет и соответствуютнормам от Евро-3 доЕвро-5.центров и индустриальных парков. Кроме того,за счет новых территорийможно будет вывести изцентра Москвы ряд госучреждений, банков, коммерческих структур, объектовсоциальной сферы и такимобразом разгрузить исторический центр города.Отсутствие транспортной инфраструктуры будет сдерживать развитиеэтих территорий. Поэтому принципиальнымиявляются решение транспортной проблемы и создание инфраструктуры,соответствующей запросам жителей столичногогорода. Большой процентжителей таких районовработает в Москве. Еслидо нового района проведутметро, улучшат качестводорог, создадут сеть объектов социально-бытовогозначения, то жители этогорайона смогут тратитьна дорогу на работу и обратно удовлетворительное количество времени.Развитие элементов городской инфраструктурыповлечет за собой и создание новых рабочих мест,и повышение уровня комфортности проживанияв таких районах. Это также существенно повыситпривлекательность нового«московского» района дляновоселов и представителей бизнеса, придаст дополнительный импульсдля дальнейшего развитиятерритории, но и создастдополнительную нагрузкуна транспорт.В планах столичныхвластей – перенос значительной части госучереждений за МКАД.Следовательно, офисы понадобятся и чиновникам,и компаниям, которые породу своего бизнеса тесносвязаны с этими структурами. Поэтому офисная Территория Новой Москвыдиаграмма 1Население тыс. чел.(данные переписи 2010 г.)ПлощадьНаселениеФонд застройки144 000 га250 000 человек12 млн кв. мМКАДМосковский17,4оскевТроицк39,9Мма осло кове к скол оеьцооеш.КиАпрелевка18,5Щербинка32,8Подольск188Климовск56,1Варшавское ш..ешскВнуково полностью заполнены арендаторами,что свидетельствует о высоком спросе на качественные складские помещения.А раз есть спрос, то будети  новое предложение наюго-западном направлении уже в ближайшеевремя. Вопрос подготовки земельных участковк  строительству занимаетот 1 до 2 лет, сейчас многие складские девелоперырассматривают докупкутаких участков под проекты или уже приобретают их. С конца 2012 – начала 2022 будут вводитьсяв эксплуатацию новыекомплексы, в  том числеи крупные логистическиепарки, спрос на которыеуже подтвержден.Решение о развитиитранспортной системывполне прагматично и связано с тем, сколько людейнужно перевезти. Свыше50 тыс. человек в час – этометро, до 30 тыс. человек –скоростной трамвай, а всеостальное – автотранспорт.На новой территории планируется строительствоновых и реконструкциясуществующих автотрасс,максимальное развитиежелезных дорог и строительство между ними линий скоростного трамваяи  автомобильных поперечных связок.Транспортное обеспечение новой Москвыосуществляется по тремосновным магистралям.Это Калужское и Киевскоешоссе, а также федеральная трасса М–2 «Крым».Вне конкуренции здесь, конечно же, Калужка, проектреконструкции которойна пересечении с МКАДуже разработан и проходит сейчас публичныеслушания. Далее будет разрабатываться проектнаядокументация, а затем по-Калужсоставляющая на этих территориях будет довольновостребованной.Если нынешняя политика руководства городасохранится и в будущем,строительство офисныхпомещений в «старой»Москве будет ограничено. Проекты, которыеуже имеют разрешение настроительство, скорее всего будут завершены, а новые разрешения вряд либудут выдаваться. Поэтому юго-западное направление кажется достаточноперспективным для девелоперов, которые занимаются строительством офисов. Эксперты оцениваютпотребность присоединяемых территорий в офисахв 5-10 млн кв. м.Сейчас на территорииНовой Москвы живет всего250 тысяч человек. За семьвосемь лет количество жителей на присоединяемыхк столице территорияхможет увеличиться еще на600 тысяч человек. И всеэто население, безусловно,будет испытывать потребность в  различного родатоварах и услугах. Потребность присоединяемыхтерриторий в торговыхплощадях составляет 1,21,5 млн кв. м, или около20-25 торговых центров.Для новых территорийцелесообразно построитьторговые центры районного масштаба.Юго-западное направление для девелоперовскладской недвижимостибыло одним из наиболееприоритетных еще до присоединения новых территорий. Однако до кризиса стоимость земельныхучастков была слишкомвысока для крупных логистических проектов. Темне менее такие крупныекомплексы, как МЦЛ–Подольск, Крекшино, ПНК–следует реализация самогопроекта. Предполагается,что на обновленном Калужском шоссе будет попять полос в каждом направлении. При этом однуиз них выделят для общественного транспорта.Кроме того, здесь обязательно должны бытьместные проезды. Приразработке новых проектов планировки старалисьучесть те проблемы, которые есть на территориистарой Москвы – для этогоза счет местных проездовпредполагается максимально разгрузить основные магистрали и  перекрестки.Что касается Киевскогошоссе, то вплоть до Апрелевки оно уже реконструировано и соответствует необходимым техническимтребованиям. Но трассуэту надо доводить до современных кондицийи  дальше, вплоть до границ с Калужской областью.Ва жна автодорога,призванная обеспечитьсвязь двух транспортноп е р е с а до ч н ы хуз ло в(ТПУ), которые планируется создать на базе строящихся и проектирующих-ся станций метрополитена.В районе МКАД сейчасстроится станция Лесопарковая, и в перспективев  этом направлении появится станция Румянцево.Их должна соединить дорога, которая проектируется под титулом Бутово –Солнцево. Одновременноона соединит Киевскоешоссе и трассу Крым. Кроме того, изучается вариантее соединения с Боровскимшоссе. Таким образом,Москва получит трассу,проходящую параллельноМКАД и позволяющуюв какой-то степени разгрузить кольцевую автодорогу. В перспективе эта магистраль может стать однойиз основных на присоединенных территориях ещеи потому, что проходитона в районе Коммунарки.Что бы там в  перспективе не построили, включаяновый федеральный илиделовой центр, дорога выполнит возложенную нанее миссию. Кстати, здесьпланируется провести эксперимент по созданию выделенных полос для общественного транспорта непо бокам, а в центре магистралис  целью обеспече 2012  ДЕКАБРЬ РЕЙС 7 экономикаВ курсе событий Схема ЦКАДдиаграмма 2КлинДмитровСергиев ПосадВысоковскХотьковоСолнечногорскДмитровСофриноНудольЗеленоградЛобняНовопетровскоеИстраПушкиноМытищиДедовскПокровскоеБалашихаКрасногорскЗвенигородРузаКоролевЛюберцыОдинцовоГолицыноВидноеДороховоТроицкНаро-ФоминскДомодедовоБронницыПодольскКлимовскния более скоростного режима. Что касается самихТПУ рядом со станциямиметро Лесопарковая и Румянцево, они тоже сыграют важную роль в решениитранспортной проблемы,поскольку здесь будетбольшое парковочное пространство, рассчитанное нанесколько тысяч машиномест. Тем самым удастсяво многом снять нагрузкуна улично-дорожную сетьстарой Москвы и обеспечить комфортный проездвсем автомобилистам.Еще одна поперечнаясвязка должна соединитьаэропорты Внуково, Остафьево (ныне аэропортГазпрома) и Домодедово. В настоящее времяпрорабатываются варианты прохождения этойтрассы. Здесь имеютсяопределенные сложности, поскольку осталосьне так много свободныхтерриторий для развитияулично-дорожной сети.Большое значение дляразвития транспортнойинфраструктуры новойМосквы имеет Централь8 РЕЙС ДЕКАБРЬ  2012ная кольцевая автодорога(ЦКАД). В связи с расширением границ Москвывласти решили ускоритьстроительство этой дороги. До 1 декабря 2012 г.должен быть спроектирован участок на территории,присоединяемой к Москве.А к 1 января 2014 года госкомпания «Автодор» приступит к его строительству.Для Москвы ЦКАД станет спасением, посколькупоможет разгрузить столицу от транзитного транспорта. Она пройдет в 50-тикм от МКАД. Планируется,что на магистрали будетот 4 до 8 полос в каждуюсторону, а расчетная скорость – 100-140 км/ч. Правда, пока правилами разрешено не больше 110 км/ч.Строительство ЦКАДпоможет избежать транспортных проблем и наприсоединяемых территориях. Речь идет о первомпусковом комплексе – отпересечения с федеральнойавтодорогой М-4 «Дон» дотрассы М-1 «Беларусь».Протяженность участка118,8 км. Поскольку про-езд здесь будет платным,предусмотрен бесплатныйдублер – автодорога А-107(схема 2).Согласно проекту новаятрасса будет опираться науже существующие малоеи большое кольца (так называемые первая и вторая«бетонки») и частичнопройдет по шоссе Москва–Минск и Москва– СанктПетербург.Всего ЦКАД разбита на5 пусковых комплексов.Строительство каждогопойдет в две очереди. Вначале станут прокладыватьпо 4 полосы, а по мере нарастания интенсивностидвижения добавят дополнительные.По западному полукольцу разработку проектной документациипланируют завершитьв 2012 году. Тогда же начнется и подготовка территории под строительство.На это уйдет около двухлет. По официальнымпланам, полностью ЦКАДдолжна была быть готова к 2022 году. Но в связис  желанием властей ускорить строительство «Автодор» будет корректироватьсроки.Было бы хорошо, еслибы ее строительствои управление доверили областной администрации.Однако, как стало известно, Минтранс России выступил против передачимосковской области полномочий по возведениюэтого объекта. По мнениюведомства, у подмосковных властей не хватитсредств на его финансирование. Всего на строительство ЦКАД требуется239 млрд руб., до 2019 г.планируется вложить168 млрд руб. из федерального бюджета, остальныесредства  – из внебюджетных источников. Четвертьсуммы  – это порядка шестидесяти миллиардов рублей – нужно найти подмосковным властям.Одно из приоритетныхнаправлений в работе областных дорожников –строительство хордовыхдорог. Они смогут значительно разгрузить федеральные трассы, пуститьв объезд Москвы транзитный транспорт. Всего помимо ЦКАД будетпостроено 6 таких хорд.Они «зацепят» главныеаэропорты столицы (Внуково, Шереметьево, Домодедово) и пройдут повсей территории области,не пересекая столицу. Вотглавные направления (диаграмма 3).∎∎  Лыткарино–Томилино–расково–Железнодорожный;∎∎  Подольск–Домодедово–Раменское–ЦКАД;∎∎  Солнцево–Бутово–Видное;∎∎  Виноградово–Тарасовка;∎∎  Пушкино–Ивантеевка;∎∎  Фрязино–Щелково–Лосино–Петровский;∎∎  Ц К А Д – Н о г и н с к –Орехово-Зуево.Одной из насущныхпроблем, которую надорешить в самое ближайшее время, являетсяреконструкция железнодорожных переездовна присоединенных территориях. Всего такихобъектов, где требуетсяпроведение различныхдорожно-строительныхмероприятий, порядкадвадцати. Но для десятижелезнодорожных переездов на присоединенныхтерриториях требуетсяпервоочередная разработка проектов планировок.По сути, здесь предстоитпостроить новые дорожные сооружения,которые позволятобеспечить беспре- экономикаВ курсе событий Хордовые дороги ПодмосковьяВиноградоводиаграмма 3ПушкиноФрязиноТарасовкаЛосиноПетровскийНогинскЖелезнодорожныйСолнцевоЛыткариноБутовоВидноеПодольскДомодедовопятственную связь территорий. Свои предложенияв этом плане Москомархитектура уже подготовила. В этой работе активноучаствует и РЖД.Что касается самого железнодорожного транспорта, то ему также сужденостать одним из важнейшихэлементов транспортного каркаса новой Москвы.Присоединенный к столице сектор расположен между Киевским и Курскимнаправлениями МЖД.Здесь также намечаетсярезко нарастить пассажиропоток. Кроме того, прорабатываются вариантыпо прокладке маршрутаскоростного  внеуличноготранспорта, которым может стать тот же скоростной трамвай. Этот маршрут должен связать междусобой столичные аэропорты, включая «Шереметьево». Проект этот весьмаинтересен, и соответствующий коридор под него наприсоединенных территориях уже зарезервирован.Но реализовать его можнобудет лишь с  учетом всехтех задач, которые будутстоять в  рамках развитиявсей  московской агломерации.10 РЕЙС ДЕКАБРЬ  2012РаменскоеА пока железнодорожнаясеть в новых округах развита слабо. По большомукольцу Московской железной дороги, которое захватывает южные районыНовой Москвы, в настоящее время ходит всего по4 электрички в  обе стороны в сутки. Несмотряна присоединение, сокращение интервалов междупоездами и увеличениеколичества рейсов в ближайшем будущем пока непредполагается. Однакообъективная необходимость развития рельсовоготранспорта, в особенностиэлектричек, в Новой Москве назрела. Нужно строить новые главные путив киевском и курском направлениях МЖД.С этой непростой задачей можно справиться, построив два железнодорожных вокзала на указанныхнаправлениях. Московскиевласти называют Щербинку и Лесной Городок в районе Одинцово как поселения, возле которых будутразмещены  новые транспортные узлы. Они будутсоединены легкорельсовым транспортом илиеще одной железнодорожной  линией. Новыевокзалы должны стать современными транспортнопересадочными узлами, гдеможно будет с  легкостьюпересесть с  электрички  на  другой вид транспорта.При развитии новыхокругов Москвы должны быть учтены ошибки,совершенные во времястроительства железныхдорог в столице. Технические площади вокруг путейочень быстро расширяются, занимая обширныетерритории. В них входятзоны отчуждения, сортировочные станции, грузовыезагоны, мастерские. Чтобыизбежать этого, уже сейчасРЖД занимается освобождением некоторых площадок и составлением смет.По предварительным расчетам, полная реконструкция обойдется 160  млрдрублей.Особое место в транспортном сообщении натерритории Новой Москвы должно занимать такси. Своих таксомоторныхпарков на территории Новой Москвы еще нет, поэтому большинство желающих уехать из Щербинки,Коммунарки или Троицкавызывают столичных таксистов, хотя это недешево.Между тем проблемас  транспортной доступностью в новых административных округах наюго-западе столицы существует – с этим столкнулисьжители Троицка, Щербинки, Московского. Поездкана обычном такси выливается в круглую сумму:стоимость складывается изфиксированной ставки запервые 15-30 минут, затемсчитается каждая минута.Простои в пробках, на светофорах часто оплачиваются по минимуму. Далее, привыезде за МКАД, за каждую минуту или километрберется двойной тариф.Чтобы добраться на такси,например, от Коммунаркидо Щербинки, нужно заплатить 550-600 рублей. И этоне самые высокие расценки.Ситуация с доставкой от аэропорта Внуково до любойточки Москвы ненамноголучше: в среднем это 12001500 рублей.Появление своих службтакси в Новой Москве откладывается минимумиз-за трех причин: неподготовленность трасс к увеличению трафика; малаязаселенность, измененияконцепции частного таксив самой столице. Решениепервой проблемы предполагается в ближайшембудущем. Вместе с развитием транспортной инфраструктуры в НовуюМоскву придут и новыелюди, в том числе и имеющие возможность пользоваться услугами такси.Конечно, жители новыхрайонов столицы ждут роста предложения, а вместес ним и появления адекватных цен на перевозки.С  установлением рынкачастных пассажироперевозок и появлением таксопарков в населенных пункта Новой Москвы ценыбудут на уровне среднемосковских. Подводя итогсказанному, пока с определенностью можно сказать,какие районы с каким населением и имеющейся ужезастройкой вошли в  Новую Москву. Все остальное,в том числе и намеченныепреобразования транспортной системы, будетизменяться, хотя основныереперные точки в транспорте Новой Москвы ужеопределены. Но  на одинмомент хотелось бы обратить внимание. Вернемсяк  схеме 1. Присоединяемая территория на подходе ЭКОНОМИКАВ КУРСЕ СОБЫТИЙк МКАД сужается, что может привести к известному эффекту «бутылочногогорла». Есть давнее правило: транспортные проблемы больших городоврешаются за их пределами.Сейчас транзит идет черезгород. Если своевременно не сформировать центры притяжения грузов,а именно транспортнологистические центры нановых территориях, склады, то ситуация не тольконе улучшится, но и усугубится. То же самое можносказать и о пассажиропотоках – на новых территориях должны быть созданыдополнительные рабочиеместа, причем в большомколичестве. В противномслучае при налаженномтранспортном обслуживании маятниковая миграция (утром в Москву, вечером из Москвы) можеттолько увеличиться.Москва после расширения стала восьмымгородом по занимаемойплощади в списке крупнейших городов (до расширения – на 109). Хотелось, чтобы столь высокоеместо она заняла и по качеству жизни, которое вомногом определяется ра-МНЕНИЕЛЕОНИДШЛЯПНИКОВгенеральный директор «Совтрансавтоэкспедиция»– Мы обслуживаем несколько крупных производственных и дистрибуционных компанийв непосредственнойблизости от Москвы. Утаких клиентов большие объемы отгрузок,и склады работают 24часа в сутки. Доставкиу них производятсякак в регионы, так и кполучателям в непосредственной близостиот Москвы. Для «ко-12РЕЙС ДЕКАБРЬботой транспорта. И длятакого оптимизма есть всеоснования. Москву в самоеближайшее время заставить цивилизовыватьсяв автотранспортном отношении и реализовыватьэто благое начинание можно будет только за счет области и, в первую очередь,за счет присоединенныхтерриторий. Итак, по порядку, начиная с официального сообщения. В целях увеличения среднейскорости транспортного потока и улучшенияэкологической ситуацииПравительством Москвыбыл внесен ряд измененийв Постановление от 22 августа 2011 г. №379-ПП «Обограничении движениягрузового автотранспортав городе Москве и признании утратившим силу отдельных правовых актовПравительства Москвы».Первым шагом оптимизации грузовых потоковв столице станет введениес 1 февраля 2013 г. ограничения на транзитноедвижение грузовых транспортных средст разрешенной максимальной массойболее 12 тонн по МКАДи в пределах МКАД с 7 до22 часов. С 1 мая 2013 г.ротких» маршрутов (до150 км) ограничениедвижения по МКАДбудет означать увеличение транзитноговремени в 1,5 и даже 2раза. Потеря интенсивности приведет кбольшим потерям вэкономике перевозчиков – до 40-50% потерьпо выручке по месяцуна определенных направлениях.Сейчас доходытранспорта измеряются не толькос помощью призмыкилометража пробега,но и с точки зренияинтенсивности и затрат времени реальной2012данное ограничение распространится на весь грузовой автотранспорт более 12 тонн. С 1 февраля2013 г. будет также ограничено движение в пределахи по ТТК в дневное времягрузовиков разрешенной максимальной массы3,5 тонны и более.Для грузовиков, ожидающих разрешенного времени въезда в зоны ограничений (МКАД и ТТК),будут созданы специальные парковки. Кроме того,будет усовершенствованасистема выдачи пропусковна движение грузовиковв дневное время. В частирегулирования движениягрузовиков разного экологического класса до 1 мая2013 г. на территории города Москвы, ограниченнойТТК, будет сохранен въездгрузового транспорта нениже класса Евро-2, а с 1мая 2013 г. – не ниже классаЕвро-3. Также с 1 мая 2013г. будет запрещено движение грузовиков экологического класса ниже Евро2 в пределах и по МКАД.К чему приведет реализация этого постановления?Прежде всего, МКАД действительно станет городским кольцом, полностьюработы транспорта.Очень важный показатель – коммерческаязагрузка транспортаво времени и отдачаот каждого отработанного машинодня.Этот показательформирует пропорцию по соотношениюдоходов и расходов поавтопарку на единицувремени, соответственно и результатыдеятельности транспортного предприятия.Уже до начала 2013года с нашими клиентами мы проработаеми будем подробно обсуждать все будущиеизменения, связан-ные с ограничениемдвижения по МКАД.По тем направленияем,где невозможно будетнайти альтернативудля маршутов и сохранения ритмадвижения транспортана прежнем уровне,мы будем согласовывать с клиентамисущественный росттарифов на перевозки.Такой рост будет сочетаться с ростом цен натопливо и инфляциейв следующем году,в конечном итого всёэто ляжет бременемв виде удорожаниятоваров для конечногопокупателя.перекрывающим доступтранзитному транспортув город в дневное время.Следовательно, чтобы перехватывать и обеспечитьдвижение грузовиков в области, в том числе на техтерриториях, которые деюре в Москве, а де-фактоза МКАД, необходимы соответствующим образомоборудованные территории, и склады, и хордовыедороги, и ЦКАД. Причемне в 2014 г. и далее, а буквально уже в 2013 г. Кстати, журнал «Рейс» предупреждал своих читателейо судьбе МКАД и о том,что необходимо как можно быстрее обустраиватьЦКАД (№6-2007 г.)Предупрежден, значит,вооружен – это порядкомзатертая поговорка подходит к ситуации в отношении возможности проездав Москву только малотоннажных грузовиков. Владельцы более «серьезного» транспорта должнызадуматься о том, какимобразом привести свойподвижной состав в соответствие с требованиямивремени. Да еще и с поправкой на необходимостьиспользования более экологического топлива.В конце октября президент РФ Владимир Путин на встрече с членамиСоюза транспортниковРоссии говорил о необходимости принятия законао транзите. В числе прочих этот закон мог бы решить проблему транзитатранспорта через большиегорода за счет формирования соответствующейинфраструктуры на прилегающей территории.И новые территории Москвы могли бы стать испытательной площадкой,на которой сформируетсясовременный логистический кластер.