38
39
40
41
42
43
44
46
48
50
АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫЕДИНИЦАС КРЫЛЬЯМИFAW – старейший китайский автозавод,с устоявшимися традициями и своей концепциейв конструировании автомобилей. Знакомимсяс трехосными и четырехосными тяжелымисамосвалами FAW серии J5P.НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВзам. главного редакторажурнала «Рейс»Для Китая создание автозавода FAW – столь же основополагающее событие, как дляРоссии закладка первого камня в фундамент цехов завода АМОв 1916 году. Между тем специалисты,выходцы с АМО-ЗИС-ЗИЛ, создавалии новые автозаводы в СССР, и новыеавтомобили. Такие параллели невольно приходится проводить, знаяисторию создания китайской корпорации First Automobile Works – «Пер38РЕЙС ДЕКАБРЬ2012вого автомобильного завода». В 1953году с помощью и под руководствомсоветских специалистов началосьстроительство завода FAW, где потомразвернули производство грузовиков ЗИС-150. Те «захары» в китайскойверсии назвали Jiefang (читать надоЦзефан) – «Освобождение». Именноэтим объясняется частое присутствиев обозначении грузовиков FAW буквы «J», а логотипом выбрали единицус крыльями. Говорят, что проходнаяFAW – точная копия проходной ЗИЛа,а у входа на постаменте стоит Jiefangцвета хаки. Других цветов для советских грузовиков еще долго не существовало. Вот так, когда-то мы училисьавтомобильному делу у американцев,а затем сами помогали дружественному Китаю (и Северной Корее тоже!)в становлении их автопрома.Но ученики из КНР давно перещеголяли учителей… Со временем заводFAW в городе Чанчунь стал основой FAW J5PНа клапанной крышке мотора отлито «СА 6DL-24V» и логотип FAW – единицас крыльями. Про лицензии китайцы не пишут, но не похоже, что это дизель Deutzцелого автомобильного кластера в провинции Цзилинь. Все остальные китайские автозаводы были уже потом,даже DongFeng Motors – это бывший«Второй государственный автозавод»,а FAW навсегда остается Первым. Сейчас «под этими крыльями» работаетоколо 25 предприятий, выпускающихразличные автомобильные комплектующие. Среди них известнейшие производители: Siemens VDO Automotive,Thyssen Krupp Automotive, TRW, Valeoи ZF Lemforder, компании Brose,Faurecia. Кроме того, с конца 80-х годовFAW (уже China First Automotive GroupCorporation – «Первая китайская автомобильная корпорация») выпускает полицензии легковые автомобили Audiи Volkswagen, а в 2010-2011 годах открылись два новых завода совместного предприятия FAW с General Motors.Сотрудничают с Toyota Motor, Fordи Mazda, а также с Mitsubishi и Isuzu,во многом благодаря этому партнер-ству был налажен выпуск тяжелыхгрузовиков. FAW принадлежит 27 дочерних компаний и еще в 20-ти владеет контрольным пакетом акций.FAW – государственная компания,и этим, с одной стороны, объясняется неуклонный рост производства, ееустойчивое финансовое положение иперспективы развития, тщательныйподбор партнеров, достаточно высокое качество автомобилей. С другойстороны, в сравнении с прочими автопроизводителями КНР – это причинанекоторого консерватизма, медленного внесения изменений в конструкциюавтомобилей.FAW входит в «четверку» крупнейших автопроизводителей Китая вместес Changan Automobile Group, DongfengMotor и SAIC Motor. В 2011 году на заводах FAW изготовили 2 601 300 автомобилей, понятно, что в этомчисле преобладают легковые.Львиная доля автомобилейТопливная система – Common Rail,фильтры стоят прямо под рейкойЭлектронный блок управлениядвигателем охлаждается соляркой2012 ДЕКАБРЬРЕЙС39 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫТехнические характеристикиМодельДлина, ммШирина, ммВысота, мм (зависит от кузова)База, ммОбъем кузова, м3Снаряженная масса, кгПолная масса, кгНагрузка на оси, тонн (перед./задн.)Maкс. скорость, км/ч (огранич.)Двигатель/ объем, лМощность, л. с. при об/минКрут. момент, Н.м при об/минКоробка передачСцеплениеЗамедлительВедущие мостыЩедро установлены два воздушныхфильтра – мотор пыли не боитсяТопливный бак, лТормозаПодвеска спереди/сзадиШиныЦена, руб, с НДСFAW J5P CA3252P2K2T1A, 6х48800249032004200+135019,515510375107790/29720FAW J5P CA3312P2K2LTE, 8х410060249032002000+4200+135024,818060480607790/7790/2972095FAW CA6DL2-35E3, Евро-3/ 8,6350 при 21001350 при 14009-ступенчатая, Fast Gear RT-11509Cоднодисковое, диафрагменное,диаметром 430 ммзаслонка на выпускес одинарной главной передачей, со ступичными планетарными редукторами,блокировками межосевых и межколесных дифференциалов350барабанные с пневмоприводом и ABSрессорная/рессорная315/85 R22,52 650 0002 980 000реализуется на местном рынке, в Китае, но в то же время есть экспортныепрограммы более чем с 80-ю странамимира. В их числе Египет, Ирак, Кения,Мексика и Уругвай, Пакистан, страны Южной Африки. Не самые богатые государства, но в последние годыгрузовики FAW экспонируются и навыставке IAA в Ганновере, добиваются «эффекта привыкания» к ним вЕвропе. Примечательно, что грузовики FAW пошли на экспорт уже в 1957году – китайцы умудрились продатьтри ЗИС-150 в Иорданию…У FAW есть свои интересы и в России. В 2007 году открыто представительство в Москве – создано дочернеепредприятие ООО «ФАВ–ВосточнаяЕвропа». Однако и сейчас, не то чтов середине 2000-х, распространен ввозгрузовиков FAW серыми дилерами.Предпринимались неоднократныепопытки наладить сборку различныхавтомобилей FAW в России. Можновспомнить совместное предприятиеFAW с российской компанией «Ирито»по сборке грузовиков и джипов в подмосковной Гжели или сборку самосвалов в Бийске. Многообещающим былпроект ЗАО «Автомобили и моторыУрала» из Новоуральска – там планировалось выпускать до 10 тысяч грузовиков ежегодно, в том числе и трехосных 6х4 самосвалов АМУР-633110полной массой 37,5 тонн. Эти машиныво многом аналогичны самосваламFAW серии J5P, модели CA 3252, и былодаже выпущено какое-то количествотаких автомобилей – вроде бы околосотни. Года три назад со сборкой грузовиков FAW был связан и проект реанимации автозавода имени Лихачева…Сейчас все самосвалы FAW, реализуемые в России, только китайскойсборки, серии J5P, хотя есть и болеесовременные машины, которые носятмаркировку J6, но это только седельные тягачи. Трехосные самосвалыFAW J5P 6х4 модели CA 3252P2K2T1Aимеют грузоподъемность 22 тонны,Глушитель выведен вверх – оченьхорошо для самосвалаВ системе охлаждения дизеля – свойфильтр с ингибиторами коррозииМотор Евро-4, с системой SCR. AdBlueстоит на седельном тягаче FAW J6Турбокомпрессор производства фирмыHolset, подразделения Cummins40РЕЙС ДЕКАБРЬ2012 FAW J5PТопливный фильтр-отстойник MANN.С насосом подкачки, но без подогреваКузова китайские, но сделаны добротно. Толщина днища 8 мм, бортов – 6 мм.Есть подогрев, гидравлика китайская, лицензионная, голландской фирмы HYVAпри снаряженной массе 15 510 килограммов, допустимая масса до 37,5тонны четырехосные FAW J5P 8x4CA3312P2K2LT4E полной массой до 47тонн, при 17 или 18 тоннах (есть дваварианта 8х4) снаряженной массы.Самосвалы были предоставлены натест компанией «Большегруз», официальным дилером ООО «ФАВ – Восточная Европа».у компании есть и моторный завод,где выпускают лицензионные двигатели Deutz BF4M1013 и BF6M1013 мощностью от 160 до 300 л. с. Как говоряткитайцы, они используются на грузовиках «Освобождение» как вспомогательные. Однако есть информация, чток разработке целой гаммы других моторов для FAW, от среднего литража до«больших» двигателей, причастна известная инжиниринговая австрийскаякомпания AVL LIST GMBH. УслугамиAVL пользуются практически все европейские моторостроители, но не всеоб этом говорят в открытую. Не важно,китайский мотор стоит на FAW, доведенный австрийцами, или полностьюавстрийской разработки – в любомслучае, участие AVL это все равно, что«Знак качества».В технической документации насайтах дилеров FAW указано, что насамосвалах 6х4 и 8х4 применяютсядва двигателя, оба Евро-3: первый –FAW CA6DL1-32E3, объемом 7,7 литраи мощностью 320 л. с. (причем китайцы указывают в характеристиках мощность в киловаттах – 235 кВт, а в маркировке двигателя – 32, это и есть 320 л. с.)второй – FAW CA6DL2-35E3, 8,6 литра,мощностью 350 лошадиных сил. Получается, что даже на четырехосникеможет стоять 320-сильный мотор. Насамом же деле в Россию самосвалыFAW поставляются только с моторами 8,6 литра, с настройкой мощности350 л. с. при 2100 об/мин и моментом1500 Н.м при 1300-1500 оборотов. Выходит, по характеристикам моторыFAW несколько проигрывают дажеДвигательПрактически на всех китайских тяжелых самосвалах применяются рядные«шестерки» с турбонаддувом и интеркулером и в основном – двух разныхпроизводителей. На Shaanxi, IVECOLingYe, HOWO, «Северный Бенц» –Beifang-Benchi и JAC ставят лицензионный австрийский Steyr WD615или его модернизированную версиюWP10 компании Weichai Power, объемом 9,73 литра диапазоном мощностиот 240 до 380 л. с. и моментом от 1000до 1460 Н.м. На самосвалы DongFengи CAMC устанавливают дизелиCummins серии «L» или «ISL», которыеделают на моторном заводе DongFengMotors Corporation, у них рабочий объем 8,9 литра, мощность до 375 лошадиных сил. Есть еще лицензионные моторы Deutz, кроме того, дизели делаеткомпания Yuchai Power (Ючай). То естьдизелей в КНР много, что называется,на любой вкус. Однако на самосвалахFAW, поставляемых в Россию, стоятсовсем другие моторы, и свою историю они ведут вовсе не с ЗИС-120…Китайцы говорят, что они разработаны именно специалистами FAW, хотясвоим соотечественникам, а до 400430 «европейских» лошадей четырехоснику вообще сложно дотянуться… Однако иногда пишут «скоростьограничена 80 км/ч». Со следующего,2013 года, в Россию будут поставлятьсясамосвалы FAW с моторами большегообъема. Ходят слухи, что это 12-литровые двигатели Volvo D12 мощностью 420 л. с., Евро-4, снятые шведамис производства, но которым китайцыдали вторую жизнь. Вот только в российском представительстве VolvoTrucks этого ни подтвердить, ни опровергнуть не могут. Говорят, что цветомсхож, а в остальном – нет...А пока говорим о том, что есть –о дизеле FAW CA6DL2-35E3. В чугунном блоке рядной «шестерки» установлены мокрые гильзы, что хорошо приремонте поршневой группы. Поршни,видимо, цельноалюминиевые, с залитой термокомпенсирующейстальной вставкой и чугуннойдля поршневых компрессион-Привод компрессора кондиционера –двумя клиновыми ремнями2012 ДЕКАБРЬРЕЙС41 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫДаже на трехоснике применен двойной кардан с подвеснымподшипником – слабое звено в трансмиссииных колец. Размерность – 112х145 мм,то есть моторы довольно длинноходные, но тот же Cummins ISL примернотакой же. Для сравнения, мотор FAW7,7 литра имеет размерность 110х135,скорее всего он собирается в одномблоке с мотором 8,6 литра. Головкаблока единая для всех цилиндров,тоже чугунная, с четырьмя клапанами на цилиндр. Распредвал установлен в блоке, привод ГРМ шестернямизаднего расположения, однако всепреимущества не использованы – нетотбора мощности для привода гидронасоса установки. Топливная аппаратура самая современная, обеспечивающая экономичность, – Common Rail.Причем специалисты «ФАВ–ВосточнаяЕвропа» утверждают, что ее разработка и производство – полностью Bosch,но компоненты сделаны на разныхзаводах компании. Рейка и форсунки– в Чехии, а ТНВД – в Японии. Только«электронный мозг» китайский, но всеравно «бошевский». Полезно знать, чтодатчики топливной системы взаимозаменяемы не только с аналогичнымина европейских марках грузовиков, нодаже с применяемыми на современныхдвигателях КАМАЗов. Говорят, чтов Китае при неисправностях топливнойаппаратуры меняют не только датчики(к примеру, датчик фаз), но и ТНВД, накотором он установлен. Или вместе снеисправным датчиком давления – всюрейку. Недешевый получается ремонт,и непонятно, зачем это нужно, но в России обходятся только заменой датчиков – получается, вопреки китайскиминструкциям. На чугунном корпусетурбокомпрессора отлито Holset. Это42РЕЙС ДЕКАБРЬ2012У первого ведущего моста раньше были проблемы с межосевым дифференциалом. Их устранили два года назадназвание английского подразделенияCummins, специализирующегося навыпуске ТКР, но этот сделан в Китаена моторном заводе DongFeng. Компартия КНР следит, чтобы из страныбез толку не утекали деньги за границу.Турбины Holset кроме самого Cumminsи DongFeng применяют Scania, IVECO,КАМАЗ и другие производители дизелей. Особо ценятся ТКР с регулируемойгеометрией направляющего аппарата,но такие используют на двигателяхуровня Евро-4 и выше. Кстати, у FAWесть и такие моторы, они со впрыскомводного раствора мочевины, с системойSCR – то есть AdBlue.Говорят, что на ранее поставляемыхв Россию самосвалах FAW (видимо, натех, что ввозили «серые» дилеры) небыло даже муфты в приводе вентилятора. Сейчас в системе охлажденияприменяется вязкостная муфта, которая позволяет быстрее прогреватьсямотору в холода и немного экономиттопливо. Для защиты от поврежденийрадиатор и теплообменник кондиционера снизу прикрыт схожим с «лыжей»стальным листом, который закрепленна раме. Сделано довольно добротно, но глубокую колею все же лучшеобъехать стороной. Периодичностьзамены масла составляет 10 тысячкилометров – совсем немного, и здесь«китайцы» проигрывают европейскимпроизводителям. Из масел Shell рекомендуют применять Rimula R3 X Multi10W-30, API CH-4, Rimula R3 X 15W-40;Rimula R4 L 15W-40, API CJ-4 и RimulaR5 E 10W-40 API CI-4.Управление коробкой передач – такойкулисой под кабиной и двумя тягамиНадо следить за состоянием шарнировна тягах управления коробкойТрансмиссияПарадоксально: при всем многообразии китайских дизелей на всехместных тяжелых грузовиках используются одни и те же коробки передач –лицензионные американские EatonFuller. В основном это 9-ступенчатые,которые здесь носят название FastGear, их изготавливает в КНР компания Shaanxi. И эти коробки устраивают не только «американцев» и всекитайские автозаводы – их применяют для экспортных поставок даже белорусские МАЗ и МЗКТ, украинскийКрАЗ, раньше на свои лесовозы ихамериканский аналог ставила финская FAW J5PЦены на запасные части*НаименованиеФильтр воздушный (элемент)Фильтр масляныйФильтр-патрон осушителя воздухаФильтр топливный, тонкой очисткиФильтр топливный, грубой очисткиПоршневые кольца(комплект на двигатель)Поршневая группа(комплект на цилиндр)Прокладка ГБЦГоловка блока цилиндровВкладыши шатунные(комплект на двигатель)Вкладыши коренные(комплект на двигатель)Цена, руб.1300200800600н/д8400н/д1450120 00048002900Форсунка топливной системыCommon RailКитайцы умеют правильно ставить тормозные камеры: выдрать в колее нельзя,но снимать для ремонта – удобно. Да и стоит энергоаккумулятор недорогоSisu… Есть несколько моделей: 9JS119,9JS135, 9JS150 и 9JS180. Три последниецифры обозначают величину моментадвигателя в кгс. м, на большегрузных«китайцах» чаще всего устанавливаюткоробку модели 9JS150, другое ее название – Fast Gear RT-11509C. По конструкции КП серии 9JS схожи. Основная коробка 4-ступенчатая, далее количествопередач увеличивает в два раза пристыкованный сзади планетарный демультипликатор, и еще есть самая низшая ступень – ползучая, «черепаха».Передаточные числа: у пониженнойпередачи – 12,42, I-8,29, II-6,08, III-4,53,IV-3,36, V-2,47, VI-1,81, VII-1,35, VIII-1,00.Очень даже неплохой диапазон. Интересная особенность конструкции этихкоробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощностис первичного вала раздваивается напромежуточные валы и соединяетсяна вторичном вале, и дальше передается на демультипликатор. Благодарядвум промвалам меньше нагруженыподшипники и зубья шестерен, и естьвозможность сделать коробку несколько короче. Еще одна особенность –в коробке нет подшипников качениямежду шестернями и вторичным валом, то есть каких-то шариков, иголок и роликов. Есть только широкиебронзовые втулки, которым достаточно смазки разбрызгиванием. Поэтомуна коробках Fast Gear нет масляногонасоса, и она не боится масляного голодания. Порой при плановой заменемасла с огромной КП сливают всеголишь около литра трансмиссионки…Другая коробка давно бы «сгорела».В основной коробке нет синхрониза-торов, вилки передвигают блокирующие муфты, как это было сделано нанесинхронизированных коробкахГАЗ-53. Единственный синхронизаторв коробке 9JS – большой, в демультипликаторе. У дизеля рабочий диапазоноборотов достаточно узкий, разницапри переключении передач порой невыше 500 об/мин, и переключатьсяс такой коробкой удается достаточнолегко, а если привыкнуть, то и без треска. Вместе с тем все таки к коробкамFast Gear есть в России нарекания полегкости переключения передач. Поэтому со следующего года на самосвалыFAW будут устанавливать 12-ступенчатые коробки 12JS 160, у которых и больший диапазон чисел, что для самосваланелишне, и они уже будут синхронизированы. Однако на седельные тягачи FAW J6 уже сейчас ставят немецкие16-ступенчатые ZF, здесь уже водителюне придется привыкать к своенравнойкоробке.Примечательно, что на одной и тойже коробке разные китайские производители грузовиков делают разные механизмы управления. У Shaanxi – жесткая тяга, у DongFeng – телескопическаятяга-удочка, у HOWO – на тросах, наCAMC, IVECO Ling Ye и FAW – систематяг и рычагов. Почти как на УАЗ-452,только еще более хитрая из-за необходимости поднимать кабину. При надлежащем обслуживании надежныйпривод, но надо следить за герметичностью чехлов, исправностью шарниров,надежностью крепления кронштейнов,на которых крепятся узлы механизма. Возникнут люфты –четкости не будет. Все же тросы14 500Топливный насос высокогодавления Common RailВодяной насосКлапан впускной (один)Клапан выпускной (один)Комплект прокладок на двигатель(без прокладки ГБЦ)ГлушительСтартерГенераторТермостатСцепление в сбореКорзина сцепления с выжимнымВедомый диск сцепленияВыжимной подшипник сцепленияПГУ сцепленияТяга привода коробки передачРессора передняяСтремянка передней рессорыРессора задняяСтремянка задней рессорыПодшипник скольженияоси балансираТормозной барабан переднийТормозные колодки передние(комплект на одно колесо)Тормозной барабан заднийТормозные колодки задние(комплект на одно колесо)59 0005000360480100011 80058007400150н/д7800480018001900н/д13 60030014 6001100н/д3800260066003600Задняя тормозная камера(энергоаккумулятор)2300Подшипники передней ступицы(комплект на одно колесо)1400Подшипники задней ступицы(комплект на одно колесо)Насос гидроусилителя руляРулевой механизм в сбореТяга поперечная рулеваяТяга продольная рулеваяРемкомплект шкворневого узлаАмортизатор переднийРеактивная штанга нижняяведущего мостаШпилька колеса задняяГайка колесаСальники разныеСтекло лобовоеФара в сбореСтекло фарыУказатель поворотовФонарь задний3600420015 7002900н/дн/д1100400014040от 100 до 50046003600н/дн/д800* указаны средние розничные цены, руб. с НДСИнформация по ценам на запчасти предоставленаООО «Большегруз», официальным дилеромООО «ФАВ-Восточная Европа»2012 ДЕКАБРЬРЕЙС43 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫРаму в районе коробки, снизу, стягивает мощная траверса.Хуже самосвалу с ней не будет навернякаКрышки планетарных редукторов – «безымянные». У стремянок для крепления рессор балансира – гайки снизупроще и надежнее. Переключение посхеме 2Н – для переключения демультипликатора надо шевелить рычагомпоперек хода автомобиля.В отличие от тех «китайцев», которыеввозились в Россию в 2006-2008 годах,когда встречалось даже древнее сцепление с переферийными пружинамии лапками, на самосвалах FAW применяется однодисковое диафрагменное,оттяжного типа, диаметром 430 мм.В спецификациях пишут названиепроизводителя – YIDONG 430, это китайский аналог Sachs MFZ 430. Есть дилеры, которые при ремонте самосваловFAW предлагают поставить именно немецкое изделие.На всех тяжелых самосвалах FAWи колесной формулой 6х4, и 8х4 в трансмиссии нет раздаточной коробки – редуктор среднего моста сделан проходным, поэтому карданов должно бытьвсего два. Однако здесь нашелся ещеодин объект для российской рационализации – передний кардан с подвесным подшипником даже на относительно коротком трехоснике. Зачем тамнужен подвесной – не понятно. Ушлыеперевозчики приспособились устанавливать какой-то импортный одинар-ный кардан, более простой и надежный.Главная передача на мостах FAW разнесенная – со ступичными планетарными редукторами, в спецификацияхпишут: hub-reduction. Самая правильная самосвальная конструкция – которая позволяет серьезно разгрузитьполуоси от крутящего момента и увеличить дорожный просвет под картерами ведущих мостов. У мостов FAWчетыре варианта передаточных чисел:5,13; 5,73; 5,77 и 5,93. Чем слабее моторили больше полная масса, тем большеепередаточное число должно быть у мостов. Хорошим подспорьем в работе самосвала являются межосевая и межколесные блокировки дифференциалов.На крышках планетарных ступичныхредукторов ведущих мостов нет никакого логотипа, по чьей лицензии ихделают – неизвестно. Однако они непохожи на лицензионные мосты Steyr.Между тем мосты, на которых отлита «единица с крылышками», в конце2000-х применялись на тяжелой дорожной серии грузовиков «Урал», и наних были проблемы с редукторами.Специалисты «УралАЗа» говорили, что по их рекомендациям китайцы модернизировалиФонари с решетками, на кронштейн можно поставить дополнительный брызговикУ четырехосника в передней подвеске –особая серьга с реактивной штангой44РЕЙС ДЕКАБРЬ2012МНЕНИЕАЛЕКСЕЙАРИСТОВгенеральныйдиректор ООО«Большегруз»,Москва– Наша компания существует с 2006 годаи специализируетсяна поставках в Россиютяжелых китайскихгрузовиков различныхмарок, а также спецтехники, их обслуживании и ремонте, снабжении запчастями.Среди других производителей китайскихгрузовиков FAW выделяется именнотем, что это государственная компания,с хорошими традициями, налаженнымконтролем качества как всего автомобиля,так и отдельных агрегатов. В 2008 годуFAW купил у GM 15 процентов акций,и китайцы ввели у себя американскуюсистему контроля качества. Казалось бы,«китайцы» всего пять-шесть лет назадпоявились в России, а уже добилисьсерьезного уровня продаж, стараютсяразвивать инфраструктуру. К примеру,у FAW создано представительство в Москве – «ФАВ–Восточная Европа», созданцентральный склад запчастей, которыйнаходится в Москве. Поставки «серых» самосвалов FAW в Россию были возможнытолько в самый первый период, сейчас насайте представительства можно проверить WIN-код автомобиля, узнать, какимобразом он ввезен.На мой взгляд, самосвалы FAW являются лучшими в этом сегменте китайскихгрузовиков. У них довольно качественныеагрегаты, обеспечивающие высокийресурс автомобиля, удобные кабины, экономичные двигатели. Часто к нам на площадку приезжают клиенты-перевозчикис намерением купить китайский самосвалопределенной марки, а покупают же илиFAW, или Foton. При сравнении эти машины им нравятся больше других марок.Хотя интересная, сопоставимая во многомс FAW новая машина есть и у DongFeng. АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫмосты – на них прекратились поломки.У специалистов из «ФАВ–ВосточнаяЕвропа» другая версия: говорят, чтополомки были на мостах самосваловFAW, привезенных до 2008 года, преимущественно с кабинами красного цвета. Там при больших нагрузках, послепробега 45-55 тыс. километров, происходило разрушение упорной осевойшайбы межосевого дифференциала иповреждение проходного вала. Позже китайцы изменили конструкциюэтого узла, и неисправность большене повторяется. Последняя модернизация мостов была проведена в 2011 году– установили дополнительный маслонасос для улучшения смазки дифференциала. То есть получается, что нанегативную статистику прошлых летпо мостам FAW теперь уже не стоитобращать внимания.China First Automotive GroupCorporation является давним поставщиком армии КНР. А военным всегдаподавай только полноприводные автомобили. Поэтому тяжелые грузовики 6х6 и 8х8 есть и у FAW, но такиесамосвалы-вездеходы в Россию не поставляются.Как и у всех китайских производителей тяжелых самосвалов, рама у FAWдвойная, почти во всю длину – лонжерон в лонжероне. Высота профиля 320 мм, полки по 90 мм, толщинакаждого из лонжеронов по 8 миллиметров, кроме того, есть дополнительные усилители, а самосвальный кузовустановлен через толстые и широкиестальные боковые пластины. Рамыв подобном исполнении предназначены для наиболее тяжелых условийэксплуатации. У китайских самосвалов, хотя их и перегружают нещадно,к рамам претензий нет. Редкий случай,когда для самосвала-трехосника предлагают три варианта колесной базы:3600; 3900 и 4200 миллиметров – подкузов 6-метровой длины. Опять-такиэто возможно благодаря упрощеннойконструкции рамы, с другой стороны,это говорит о больших возможностяхавтозавода. Важный момент – декларируемая нагрузка на оси самосвала.В одних спецификациях пишут, чтона переднюю приходится 7,0 тонны,в других – от 7200 до 7800 килограммов, то же самое касается задней тележки: суммарно до 29 700 килограммовили до 32 тонн. Между тем у китайцев есть и 9-тонные управляемые оси,а при осмотре ведущих мостов бросаются в глаза мощные стальные литыебалки – металла не жалеют.В ходовой самосвалов FAW нашлисьредкие решения – есть чему удивляться. К примеру, на каждой рессореуправляемых мостов 8х4 установленопо дополнительной серьге. Они нужны, чтобы увеличить ход подвески,в частности, вниз. Размер дополнительной серьги около 100 мм – практически это в чистом виде увеличениехода. Такая конструкция хороша набездорожье и уменьшает вероятностьдиагонального вывешивания осей. Решение очень полезное на полноприводных модификациях. Что-то подобноедовелось увидеть в 2008 году на презентации нового поколения самосваловMercedes-Benz Actros Bau именно начетырехоснике. Только китайцы дополнили хитрые серьги еще и установкой реактивных штанг для них. А еще8х4 «интересен» тем, что над колесамивторой управляемой оси вообще неткрыльев или даже намека на брызговики. Грязь при движении летит во всестороны…Подвеска же трехосных самосваловFAW практически стандартная: впереди пакет из 10 листов шириной 90миллиметров, сзади, на балансире, 12 листов. Как и на всехкитайских грузовиках, перед-От земли до запаски 40 см. Низкорасположена – явно в «зоне риска»Переднее крепление кабины толькона больших сайлентблокахХодовая46РЕЙС ДЕКАБРЬ2012Передний амортизатор стоит удобно.Менять легко: сверху – «штырь» с гайкойГидроусилитель мощный, легко справляется с двумя управляемыми мостамиСквозь пластмассу расширительногобачка виден уровень антифриза АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫДо первой ступеньки – 69 см: ногуприходится задирать высоко...Задняя подвеска на пружинных стойках. Черный ящик – предохранителиВ дверном проеме есть поручни с обеих сторон, и стоят они в нужных местахние рессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующиесвоей порции смазки каждые 4-5 тысячкилометров, а то и чаще. В штангахзадней балансирной подвески почтивсе шарниры выполнены на сайлентблоках, и потому обслуживать их ненадо. А для уменьшения кренов груженого самосвала на переднем и заднеммостах установлены мощные стабилизаторы поперечной устойчивости.При всем многообразии типовтормозных механизмов на тяжелых«китайцах» применяются только барабанные с разжимными кулаками,обязательно с пневмоприводом. Пневмоаппаратура лицензионная Wabco,в том числе и антиблокировочнаясистема. Вся аппаратура, естественно,китайского производства. Ранее возможны были поставки самосваловс тормозами без ABS и, соответственно, с рычагами разжимных кулаковбез автоматической регулировки зазоров. Ныне на грузовиках, поставляемых в Россию, ABS и «автоматы» обязательны: водителю проще управлятьгрузовиком на скользкой дороге и ненадо лишний раз лезть под машину –подтягивать трещотки.Большинство китайских тяжелыхсамосвалов обуто в шины размером12,00R20, однако на самосвалах FAWприменяются бескамерные шиныпосадочного диаметра 22,5 дюйма.Обувка не из дешевых, торговой мар-ки Double coin or Triangle размером315/80R22.5, но говорят, это один изсамых качественных производителей.Да что Россия – недавно в Швеции довелось увидеть тамошнюю Scania: уженемолодой седельный тягач, у которого на передней оси (!) стояли китайские шины Aeolus. А ведь там абы чтоне ставят…Great. Новая кабина FAW J6, более интересная и внутри, и снаружи, считается уже разработанной китайскимиспециалистами, но в спецификациях написано: «технологии Mercedes».Вместе с тем самосвалы FAW, которыепоставлялись в Россию несколько летназад, были с какими-то вообще другими кабинами. Это относится к модели FAW 3250, а кабина FAW J5 очень похожа на другого «китайца» с корнямиMitsubishi – CAMC. Стояли бы рядом,обязательно рассмотрел их более пристально и перемерил все проемы.Забираться в кабину не очень удобно: ступеней до пола всего две,и нижняя находится от землина расстоянии 690 мм, допол-48РЕЙС ДЕКАБРЬ2012КабинаКабину ЗИС-150 FAW выпускал аждо начала 80-х годов, почти на 15 летдольше, чем московский завод, а сменить ее помогла японская MitsubishiMotors. Кабины семейства FAW J5 тожеимеют родословную Mitsubishi – здесьони от тяжелых грузовиков Fuso SuperСовременный тягач FAW J6 в сочетании с польским самосвальным полуприцепом будет в работе вполне сопоставим с двумя трехосными самосвалами АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫнительное «стремя» из стального троса не помешало бы здесь. Сами ступени стальные, решетчатые, спрятаныв пластмассовой облицовке, хорошосочетающейся с пластмассовым бампером (все же стальной штампованныйбампер был бы лучше). Фары интересной формы, но еще более привлекателен фасад тягача FAW J6. Судя повсему у кабин FAW J5 есть одна длинаи две высоты крыши. То есть все они соспальником, но высокую кабину ставят на седельные тягачи. Даже кабинус низкой крышей так называть не совсем правильно, скорее, она с крышейсредней высоты – от пола до потолка147 сантиметров. Длина от лобовогостекла до задней стенки 173 см. Самакабина совершенно не европейскойширины: не 2300 мм, и не 2500, по боковым панелям – 2410 мм, а от стекладвери до стекла 2250 миллиметров.По российским меркам спальник у самосвала – неоспоримое достоинство:здесь длина тонкого поролонового матраца 215 см, но ширина разная: 53 смпо краям и 58 сантиметров в середине.Рулевая колонка с механическим зажимом – в ней хорошо регулируетсятолько высота подъема, а по углу наклона диапазон небольшой. Сиденьес пневматикой, регулировка по длинемаловата, но есть механизмы наклонане только спинки, но и всего кресла.Под сиденьем пассажира инструментальный ящик приличного объема,потому и подвески нет вообще. Кранстояночного тормоза расположен натоннеле моторного отсека. Кстати,здесь шахта довольно высокая: 52 сантиметра от пола – на европейскихсамосвалах обычно не превышает40 сантиметров. У кабины двухточеч-ная подвеска на пружинных стойках,установленных сзади, впереди большие сайлентблоки и амортизаторы.Кабина довольно трясучая, но это еслисравнивать с «европейцами». Уровеньвнутреннего шума тоже великоват всравнении с самосвалами «большойсемерки», но меньше, чем на TATRA.У панели приборов вполне нормальное для самосвала качество пластика,но форма очень своеобразная – какаято пологая. Наверное, если бы на конвейере нашего «ЛиАЗа» все еще стояламодель 677, то обновленная, «тюнинговая» панель для него выглядела именно так. А еще накладками в подобномстиле украшали торпедо раритетногоныне АЗЛК-2141. Однако для самосвала простительно многое, тем болееу нас в России. Важно другое: у FAWJ5 вполне удобное кресло водителя,хороший ГУР, мощная печка, а летомбольшим подспорьем в непростомтруде шофера станет кондиционер.Как всегда, на «китайцах» порадовалиинформативностью зеркала заднего вида. С правой стороны их целыхчетыре! Два панорамных позволяютконтролировать обстановку за кормой,одно информирует о том, что творится в районе бампера – буквально подносом у высоко сидящего водителя.И еще через одно зеркало видно все взоне правой двери кабины и правогопереднего колеса. Достижения китайской электроники демонстрирует магнитола – она входит в базовую комплектацию, а на щитке FAW J5 сплошьстрелочные приборы и контрольныелампочки, и нет даже маленького дисплея. Для инструкции по эксплуатации и путевой документации выделеноотдельное место – ящичек с крышкойМатрац спальника не самый широкий, но спасибо и за такой... Остекление по кругу для самосвала очень полезно50РЕЙС ДЕКАБРЬ2012Цвет «оранж»-для регулировки кресла.Кран сбоку – управление установкойПриборы – стрелочные, показанияодометра – на дисплеена моторном тоннеле и еще два открытых на полке, что над ветровымстеклом. Необычен плафон освещениякабины – в форме бумеранга. Бессмысленно ждать от китайцев оцинковкипанелей кабины, зато на всех автозаводах введено катафорезное грунтование. Такая технология позволяет кабине долго сопротивляться ржавчине,но и в целом качество окраски кабиныFAW J5 можно оценить как весьма высокое. Единственно – в колесных аркахкоррозионная стойкость лакокрасочного «бутерброда» не подстрахованапластмассовыми подкрылками. ДляРоссии они были бы не лишними.Фото автораПанель приборов – необычна по форме, но функциональна, вполне соответствует назначению автомобиля