24
25
СПЕЦПРОЕКТКАМА & РЕЙСКАМА 97 213 КМАНТОН УТКИНобозревательжурнала «Рейс»Журнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шинпродолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»Спецпроектжурнала«Рейс» и Нижнекамскогозавода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама» трехмоделей: NR 201 и NF 201 размером315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером 385/65R22,5 длясвободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати шинмы смонтировали на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепомрефрижератором Schmitz – автопоезд предоставила компанияООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продук24РЕЙС ДЕКАБРЬ2012ции птицефабрики «Роскар». К моменту старта спецпроекта машина былапрактически новая – пробег составлялвсего 20 тыс. км, а подготовила ее к испытаниям компания VH-DAF. Учитывая, что одним из заявленных качествшин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контролярасхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm. Этопозволяет оценить не только степеньизноса протекторов по прошествииразных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля. До окончания испытаний в рамкахнашего спецпроекта комплекту нижне-камских шин, видимо, бегать еще долго – они пока прошли около половиныресурса. Слишком медленно набираеткилометраж тестовый автопоезд: работа на малом плече по дорогам Москвыи ближнего Подмосковья не типипична для магистрального тягача с полуприцепом такого класса, и большуючасть времени ему приходится ползтив пробках и простаивать в очереди наразгрузку. Напомним, машину не перегружают, да с таким грузом это и невозможно в принципе: более 32 палетс куриным яйцом в рефрижератор невлезет. К тому же, разгрузившись напоследней точке, водитель поднимаетпереднюю ось полуприцепа, поскольку возвращение к месту загрузки – набазу – всегда происходит порожняком.А это обычно около трети пробега за МНЕНИЕВЛАДИМИР ФИРАГОводительООО «Праксис-ОВО»– За прошедший месяцпроколов шин не было,давление в них стабильнои практически не уменьшается. Значительнаячасть пробега за отчетныйпериод пришлась на мокрыедороги – какого-либо ухудшения сцепных свойств помере износа протекторовне замечено. С каждым месяцем все плотнее и плотнеедорожный поток – путьвесь рейс. Но иногда и свыше половины – если обратный путь приходитсяпо кольцевой трассе А-107. Помимо100-процентной экономии протекторов двух шин NT 201 в таком режимедвижения (одометр километры наматывает, а колеса с дорогой не контактируют) существенно замедляется износостальных четырех шин на полуприцепе и четырех ведущих – на тягаче,ведь чем меньше деформация резины под весом автомобиля, тем корочеотрезки ее скольжения по асфальтув перемежающемся по окружности покрышки пятне контакта. А в свете последних решений московских властейзапретить движение большегрузов почерез МКАД занимает всебольше и больше времени. Но пока есть возможность ездить по ней в дневное время, это все равнобыстрее, чем через Малоебетонное кольцо, по которому иногда приходитсявозвращаться на базу после разгрузки в восточном секторе подмосковья:потери времени на преодоление участка Горьковскогошоссе в Балашихе будутеще больше.МКАД в дневное время наш тестовыйавтопоезд будет обречен возвращаться из каждого утреннего рейса через«малую бетонку», что обеспечит ещелучшую ходимость шин. Кроме того,можно прогнозировать и более скорое, чем планировалось ранее, завершение их ресурсных испытаний, ведьвторой за сутки рейс будет проходитьпо участкам трассы А-107 уже в загруженном состоянии, а стало быть, износпротекторов шин в нормальном темпебудет происходить быстрее. Соответственно, замена всего комплекта можетпроизойти не в середине 2014 года, какпоказывали расчеты ранее, а в конце2013-го.Данные этапаДвижениеПробег, кмСредняя скорость, км/чМаксимальная скорость, км/чРаботаДвижение, ч:мин:сПростой, ч:мин:сдвигателя на холостом ходу,ч:мин:сРасход топливаФактический (общий), лРасход на 100 км, лРасход на 100 км в движении, лМНЕНИЕАЛЕКСАНДР МАХОТИНисполнительныйдиректор ООО «НТЦ«Кама», заместительдиректора по технологии и НИОКР ООО «УК«Татнефть-Нефтехим»– Особенность ресурсныхиспытаний наших шин, проводимых журналом «Рейс», –эксплуатация на хороших,регулярно обслуживаемыхспецтехникой дорогах. Вероятность наезда на опасныедля целостности каркасов5748,5042,4101,2135:30:18537:07:2563:58:16 (30.9 %)2175,237,831,5Боковое проскальзывание ведет к«замыливанию» краев полос протекторапредметы минимизирована,и за прошедшие полторагода были лишь единичныеслучаи мелких сквозныхповреждений, не влияющихна срок службы комплектав целом. Следовательно,можно прогнозировать, чтопри замене комплекта по причине естественного износапротекторов каркасы будутиметь значительный остаточный ресурс для минимумдвух капитальных ремонтов,к которым шины серий N приспособлены конструктивно.В частности, они допускаютуглубление протектораметодом донарезки. Держатьв запасе отремонтированныйкомплект шин особенно удобно предприятиям, у которыхв парке несколько однотипных грузовиков, как, например,в компании «Праксис-Ово»,поставившей на один издвух своих автопоездов DAFнаши шины. В этом случаедостаточно иметь всего трикомплекта, и периодическиотправлять один из нихв капитальный ремонт –существенная экономия дляпредприятия налицо.МНЕНИЕИГОРЬ ЕЛСУКОВинженер-аналитикООО «ОмникоммСервис»– Последний отчетныйпериод подтвердил наметившуюся тенденциюроста средней скоростина фоне увеличениявремени работыдвигателя на холостомходу (часть пути проходит в жесточайшихпробках, а часть – по относительносвободным загородным дорогам). Благодаря тому, что водитель все чаще ичаще выбирает последнее, суммарныйрасход топлива за месяц, пусть и ненамного, но сокращается. А руководительпредприятия, видя наши отчеты, можетпринимать решения о выборе более экономичного маршрута и другими водителями.Еще одно новшество, недавно внедренное компанией «Омникомм-Сервис», –функция «Геозона». Речь о выделении накарте местности виртуального периметра,при пересечении которой автомобилемформируются события либо оповещения.Геозоны строятся двух видов: в формекруга или многоугольника. Последняяпозволяет более точно определятьучасток местности с выведением границвплоть до поворотов дороги, изгибовкромок карьера, излучин реки, формыздания и т. д. Размер геозоны может бытьлюбым – от территории предприятия и допределов целого государства. C введением геозон мы получили возможностьконтролировать работу транспортногосредства в границах определенногоклиентом участка, получая при этом следующие показатели: время входа в зону,время выхода из зоны, длительность пребывания, количество посещений, скоростьдвижения в зоне и др. Таким образом,руководитель сможет собирать статистику о работе транспортного средствана определенном участке местности,считать количество рейсов, получатьуведомления о «левых» рейсах, отклонение от заранее заданного маршрутаи многое другое.Карта маршрутов с геозонами2012 ДЕКАБРЬРЕЙС25