82
83
84
85
86
87
СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДУходящийв отрывВысокое усилие отрыва припараллельном подъеме ковша –фирменная особенностьфронтальных погрузчиков Volvo82РЕЙС ДЕКАБРЬ2012 VOLVO L90FL мых моделей фронтальных по-90F – одна из наиболее продавае-грузчиков в гамме Volvo ConstructionEquipment. Напомним, машиныF-серии, сменившие на конвейерепрежнюю линейку погрузчиков серии E, шведы выпускают с 2007 года.Сегодня в это семейство входятшесть машин массой от 11 до 56 тоннс ковшами объемом 1,7-12,7 кубометра. И если речь об использованиив строительном секторе – для работпо загрузке транспорта песком, гравием и щебнем, то в «эль-девяностой»оптимально сочетаются грузоподъемность и экономичность. Например,эта машина, вооруженная 2,7-кубовым ковшом, наполнит 16-кубовыйкузов трехосного самосвала за пятьподходов. Использование для загрузки обычного дорожного транспорта более тяжелых фронтальниковв большинстве случаев неоправданноэкономически, а порой и просто рискованно, ведь одномоментное обрушение на автомобиль массы песка,например, в половину его грузоподъемности, может вызвать серьезныеповреждения подвесок. В зависимости от плотности сыпучего груза L90Fможно оборудовать ковшами объемом от 2,3 до 7 м3, часто эту машинуиспользуют в лесном хозяйстве – ужес грейферными захватами для бревен. Стоит «девяностый» дороговато – от 6,5 до 7 миллионов рублей, тоесть втрое больше равного по грузоподъемности «китайца». Отчасти этооправданно родной шведской сбор-кой машины в целом (ее собираютна заводе в городе Арника на западестраны) и большинства ее комплектующих в частности. Это предопределяет их высокое качество, за которое,как известно, надо платить. Крометого, погрузчик от Volvo имеет довольно выдающиеся характеристики, а некоторые его конструктивныерешения еще долго будут объектами для подражания и копированияфирмами-«учениками».Рывок, и… вес взят!По основным характеристикам погрузчик Volvo L90F с его эксплуатационной массой 15-17 т и статическойопрокидывающей нагрузкой 9,5 т относится к машинам тяжелого класса.Еще один важнейший параметр, откоторого напрямую зависит пригодность фронтальника к тем или инымработам, – вырывное усилие. ГОСТ28770-90 упрощенно определяет егокак максимальное установившееся,направленное вверх усилие, возникающее в точке, находящейся на расстоянии 100 мм позади режущей кромкиковша. У L90F эта величина равна118,5 кН, то есть в рывке наш тяжелоатлет берет почти 12 тонн, что примерно на треть больше его опрокидывающей нагрузки и вполне достаточно,чтобы вгрызаться 3-кубовым ковшомв скальную породу. Заслуга столь выдающихся способностей – отчастив конструкции стрелы.Напомним, на фронтальных погрузчиках традицион-Volvo L90F часто заказываютлесозаготовительные предприятия2012 ДЕКАБРЬРЕЙС83 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДКлимат-контроль имеется ужев базовом оснащении машиныКабина соответствует строжайшимшведским требованиям по эргономикеПедаль тормоза продублирована –можно нажать и левой ногойВместо трехрычажной панели управления можно заказать джойстикно применяли стрелы двух основныхкинематических схем: Z-образнойи параллелограммной. Первую большинство производителей считаютосновной, ее достоинство – достижение максимально возможного дляданной гидравлики вырывного усилия. Это приоритетно, например, приинтенсивной работе в карьере, где требуется как можно быстрее заполнятькузова идущих вереницей самосвалов.Вторая схема предпочтительна, в частности, на стройках и в коммунальномхозяйстве, когда особо спешить незачем, и при захвате достаточно плотного груза вполне допустимо не на-полнять ковш доверху. Зато важнеемаксимальная высота подъема и постоянство горизонта ковша – чтобыкак можно меньше терять сыпучийматериал по дороге к месту разгрузки. Компания Volvo CE запатентовалауниверсальный механизм TP (TorqueParallel) с нижним расположением цилиндра поворота ковша, сочетающийдостоинства двух ранее известных кинематических схем. Система рычаговобеспечивает параллельный подъемна всей траектории и заметно больший угол наклона ковша «на себя», чему Z-образной стрелы. Поэтому «шапка» сыпучего материала, выступаю-щая выше уровня бортов, будет выше,и за один цикл машина с TP-стрелой,при прочих равных, перевезет большегруза. Особо показательно преимущество стрелы TP при работе с влажной,прилипающей ко дну глиной. Машинас Z-образной стрелой порой не можетсама вернуть в горизонт опрокинутыйдо упора «от себя» ковш: гидравликаи плечо рычага рассчитаны на массупустого, из которого к этому моментудолжно все высыпаться. Ну а «вольвовская» TP в этом случае не спасует,перевернув обратно пару центнеровприлипшего остатка как ни в чем небывало.МНЕНИЕВентилятор двигателя приводитсягидромотором и включается датчиком84РЕЙС ДЕКАБРЬ2012АЛЕКСЕЙЧИРКОВинженер по поддержке продаж ООО«Ферронордик Машины»,официальногодилера Volvo CE– Среди особенностейконструкции погрузчикаVolvo L90F – запатентованный параллельныймеханизм стрелы TP с максимальным усилием отрыва практически на всемдиапазоне подъемаи собственный двигатель,разработанный компаниейDeutz специально для по-грузчика Volvo L90F. Такжестоит отметить эргономику рабочего места, созданную с целью облегчитьтруд оператора и повыситьпроизводительность машины, а кроме того, высокоекачество изготовления –L90F собирают в Швеции.Для долгой и беспроблемной работы погрузчикадостаточно соблюдатьрекомендации «Руководства оператора» – егоприлагают к каждоймашине. Небрежное отношение к технике влечетнемалые затраты на еепоследующий ремонт.Если же погрузчик экс-плуатируют с соблюдением сроков техническогообслуживания, регулярносмазывают и относятсяк нему ответственно, онпрослужит не один десяток тысяч моточасов. Регулярное ТО положено черезкаждые 500 моточасов,но с учетом невысокогокачества топлива в России, особенно в регионах,мы рекомендуем делатьи дополнительное – каждые 250 моточасов.Оно включает толькозамену масла в двигателеи масляного фильтра, и может проводиться силамиклиента. VOLVO L90FСтупени лестницы сделаны решетчатыми, чтобы не поскользнуться зимойДополнительный воздушный фильтрнужен на особо пыльных объектахГордость погрузчиков Volvo – стрелаТР с параллелограммной кинематикойПредусмотрена на Volvo L90F и такназываемая мягкая подвеска стрелы,предотвращающая высыпание грузапри движении по неровной поверхности. Если с Z-образным механизмомдля этого применяют электронныйстабилизатор горизонта ковша, тострелу TP опционно дополняют системой BSS (Boom Suspension System). Онаможет автоматически активироватьсякак на выбранной передаче, так и наопределенной скорости, а принцип ееработы – гашение колебаний с помощью дополнительных газо-масляныхамортизаторов. Помимо сохранностисыпучего груза (следовательно, и бо-лее высокой скорости работы на пересеченной местности) достигаются и неменее важные цели – повышение комфорта оператора и снижение динамических нагрузок на силовые элементыстрелы, что существенно продлеваетсрок службы шарниров, гидроцилиндров и прочих узлов. Вот почему BSSвсегда заказывают лесозаготовительные предприятия – их погрузчики,вооруженные грейферными захватамидля бревен вместо ковшей, вряд ли чторассыплют по пути, но ездить по ямамот пней им приходится постоянно. Нуа широкий выбор ковшей объемомдо 7 кубометров порадует покупате-лей, которым надо работать с менееплотными, чем песок, грунт и гравий,материалами. Например, насыпнаяплотность зерна пшеницы – всего 0,8 тна кубометр, вот тут-то и пригодитсясамый большой ковш.Линейные размерыBCDFGJKOPmaxRR1*STUXYZa2a3a4Стандартная стрела6120 мм3000 мм460 мм3280 мм2130 мм3650 мм3960 мм57˚44˚44˚49˚67˚110 мм490 мм1960 мм2490 мм3300 мм5370 мм2880 мм±40˚Нестареющая классикаКак и на всех фронтальниках VolvoF-серии, шасси «эль-девяностого» имеет традиционную трансмиссию с передачей крутящего момента на мостыобычными карданными валами. Отсюда – продольная компоновкас расположенным по центральной оси машины маховикомЛинейные размерыУдлиненная стрела6550 мм––––4080 мм4390 мм57˚–47˚53˚65˚116 мм590 мм––3660 мм–––a4a1OLPZMNFR R1 GUDBCV15°TAHJKa3a2EXYS2012 ДЕКАБРЬРЕЙС85 СПЕЦТЕХНИКАПРИСТАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯДХарактеристики двигателяДвигательМакс. мощность при об/минSAE J1995, полнаяISO 9249/SAE J1349, полезнаяМакс. крутящий моментпри об/минSAE J1995, полныйISO 9249/SAE J1349, полезныйЭкономичные оборотыРабочий объемVolvo D6E LAE328,3 об/с(1700 об/мин)129 кВт (175 л.с.)128 кВт (174 л.с.)26,7 об/с(1600 об/мин)770 Нм736 Нм1100-1600 об/мин5,7 лХарактеристики трансмиссииТрансмиссияVolvo HTE 125Передаточное отношение2,45:1Макс. скорости, передний и задний ход1-я передача6,7 км/ч2-я передача13 км/ч3-я передача25,1 км/ч4-я передача (ограничивается ЭБУ)46,2 км/ч*Измерены с шинами20.5 R25 L2Volvo AWB25/Передний/задний мостAWB20Угол качания заднего моста±13˚Дорожный просвет при наклоне мо470 ммста на 13˚* может ограничиваться местным законодательствомЗаправочная горловина и указательуровня масла в автоматической КПФильтр-сепаратор защитит узлытопливной аппаратуры от водыДля контроля горизонта ковша предусмотрен датчик со следящей тягойПод полом клапан педали тормозаи насос-дозатор рулевого управлениявперед двигателем. По сравнениюс одноклассниками с гидростатическойтрансмиссией машина получилась надве-три тонны тяжелее при равнойопрокидывающей нагрузке, но тяготение шведов к вращающимся в воздухекарданам вполне объяснимо – на морозе в минус тридцать с ними чувствуешь себя увереннее, нежели со шлангами, в которых рабочая жидкость,не ровен час, превратится в гель... Нуа избавить оператора от мук выборанужной передачи призвана гидромеханическая АКП с гидротрансформатором и электронным управлением.Оператор лишь задает направлениехода, все остальное – выбор одной изчетырех передач вперед или одной изстольких же назад делает «автомат».Мосты для погрузчиков, как и коробкипередач, фирма Volvo CE делает сама –в Швеции. Задний качается на продольном шкворне, а передний, оснащенныймеханической блокировкой межколесного дифференциала, жестко притянутснизу к раме. Корпуса обоих мостовотлиты из стали, причем у переднего,воспринимающего гораздо большуюнагрузку, планетарные ступичныередукторы заметно крупнее. Тормозавсех колес – многодисковые в маслянойванне. Рулевое управление, а точнеемеханизм складывания сочлененнойрамы машины, – с гидростатическимприводом и авторегулированием производительности по нагрузке, что обеспечивает высокую точность и внятноереактивное усилие на руле.Двигатель для погрузчика L90F выпускает кёльнский завод немецкой фирмы Deutz, блокирующий пакет акцийкоторой, как известно, принадлежиткомпании Volvo CE. Шестицилиндровый 5,7-литровый агрегат моделиD6E LAE3 оснащен современной топливной аппаратурой Common Railи развивает 160-175 л. с. в зависимостиот настройки мощности. Огромныймомент 770 Н.м мотор выдает уже при1600 об/мин.Основной насос гидросистемыприводится от коробки передач – онаксиально-поршневой и развиваетдавление до 26 МПа. Производительность при давлении 10 МПа – 162 л/мин. Есть и дополнительный гидронасос – на двигателе. Он автономно отПередний мост, несущий полезную нагрузку, жестко прикрекплен к раме......а менее нагруженный задний качается на продольном шкворнеУправление погрузчиком значительнооблегчает автоматическая КПЗаправочные емкостиТопливный бакСистема охлаждения двигателяБак гидрожидкостиТрансмиссияСистема смазки двигателяМосты, передний/задний86РЕЙС ДЕКАБРЬ2012219 л30 л90 л21 л20 л35/27 л VOLVO L90FМНЕНИЕТурбокомпрессор двигателя закрыттеплоизолирующим кожухомВЛАДИМИР КУРГАПОЛОВмеханик по спецтехникеООО «ОнегоСтройАвто»Петрозаводск– Основная деятельностьнашей компании – поставкисыпучих строительных материалов напрямую с карьеров.В парке предприятия техникатолько марки Volvo: самосвалы, экскаваторы и фронтальные погрузчики. Среди последних – две машины L90Fс 2,6-кубовыми ковшами, ихмы используем именно дляотсыпки инертных материа-лов в карьерах – в отличие отболее легких L60F, работающих преимущественнона бетонном заводе. Дляиспользования на песчаногравийных карьерах модельL90F оптимальна, хотя накаменных желательно иметьпогрузчик еще мощнее.Выбор машин именнофирмы Volvo продиктован ихнадежностью, провереннойв эксплуатации. Технику покупаем только новую – у официального дилера. Там же ипроводим ТО до окончаниягарантийного периода. Одиниз погрузчиков наработалТрубки равной длины соединяют рампуCommon Rail с форсункамиЧтобы выключить или включить«массу», достаточно приоткрыть капотпрочих узлов гидросистемы обеспечивает работу таких ответственныхузлов, как механизмы тормозов и гидромотор вентилятора охлаждения.Последний – с электронным управлением, периодичность его включенияи частота вращения зависят от теплового режима двигателя.В кабине столь дорогой машины,разумеется, есть все атрибуты комфорта, включая кондиционер и систему фильтрации забортного воздуха. Комплекс самодиагностикинемедленно сообщает оператору оботклонениях в работе узлов и системпогрузчика – загораются контрольные лампы и срабатывает зуммер.Остается добавить, что благодаря развитой сети дилерских центров – осо-всего 1000 моточасов и покана гарантии, второй – свыше6000, и мы уже обслуживаемего силами своей ремонтноймастерской. За весь периодэксплуатации был лишь одинслучай выхода из строя дорогостоящего узла – гидрораспределителя. При наработкеоколо 3000 моточасов резкоупала скорость подъемаковша, и стало перегреваться гидравлическое масло.Замена узла выездной бригадой техцентра официальногодилера обошлась в 70 тыс.рублей. Никаких других поломок пока не было.Распределительный клапан третьей ичетвертой гидрофункций фирмы Parkerбенно в регионах, где спецтехникаVolvo особо популярна, например,в северо-западном округе, проблемс обслуживанием погрузчиков нет.После окончания срока действия заводской гарантии (один год при наработке до 2000 моточасов) владельцыуспешно проводят ТО своими силами.Ну а если что-то и выходит из строя(как показывает практика, довольноредко), можно вызвать ремонтнуюбригаду с дилерского сервиса – благоприбыль от интенсивно работающеймашины многократно покрывает такие эпизодические расходы.Антон УткинФото Евгения Бобриковаи фирмы-производителяСам погрузчик собран в Швеции,а дополнительная немецкая табличка –на мотор c кёльнского завода DeutzХарактеристики узлов гидросистемыЗаправочная горловина топливногобака расположена под капотомПри опрокидывании кабину не сорветс подушек: есть страховочные болтыГидроцилиндры подъемаДиаметр поршняДиаметр штока поршняХод поршняГидроцилиндр наклонаДиаметр поршняДиаметр штока поршняХод поршняРулевой гидроцилиндрДиаметр поршняДиаметр штока поршняХод поршняДавление разгрузкиМакс. расход гидрожидкостиМакс. угол поворота рамы2012 ДЕКАБРЬ2120 мм70 мм733 мм1180 мм90 мм430 мм280 мм50 мм345 мм21 МПа162 л/мин±40˚РЕЙС87