68
69
70
СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАДля дорог и направленийБлагодаря полноприводному шасси КАМАЗ43118-1017-10 автоцементовоз АЦЦ-8.8-43118производства фирмы «Энергомаш» может выполнятьперевозки как по дорогам общего пользования,так и полному бездорожьюК дорожная, и в большинстве случалассический цементовоз – машинаев ее создают на шасси массовых двухили трехосных грузовиков колеснойформулой 4х2 или 6х4 с двускатнойошиновкой ведущих осей. На полноприводное шасси с односкатной ошиновкой, значительно снижающей сопротивление качению, спецнадстройкумонтируют, когда перевозка осущест-68РЕЙС ЯНВАРЬ2013вляется по дорогам плохого качества,а то и вовсе по бездорожью. Именнов этих условиях максимально полнораскрываются ходовые качества вездеходов. Учитывая многочисленныепожелания компаний-разработчиковнефтяных и газовых месторождений,которые нуждаются в технике, способной доставлятьцемент для цементования скважинв условиях труднопроходимой местности, инженеры фирмы «Энергомаш»в качестве ходовой части своего цементовоза АЦЦ-8.8-43118 взяли полноприводное шасси КАМАЗ 43118-101710 колесной формулой 6х6. Благодаряему машина может работать не тольков строительном сегменте (по дорогамобщего пользования), но и для доставки груза по бездорожью, как того требуют заказчики из нефтяного сектора.Однако не только многофункциональное шасси является преимуществом спецмашины. Особого внимания заслуживает и смонтированнаяна его раме установка, которая имеетсистему пневматической погруз- АЦЦ-8.8-43118Технические характеристикиНадежный фильтр-сепаратор необходим для защиты топливной аппаратурыСистема регулировки давления воздухав шинах – опция вездеходовКАМАЗ43118-101710Колесная формула6х6Модель двигателя740.31-260Номинальная мощность ДВС, кВт (л.с.) 191 (260)Максимальный крутящий момент, Н.м1060не болееПолная масса автоцистерны, кг209207950x2500Габаритные размеры, ммx3100Шины16.00R20Максимальная скорость70движения, км/чНоминальная вместимость8.8цистерны, м.кубГрузоподъемность, кг10000Угол подъема цистерны, град.45Марка компрессораВР-8/3Привод компрессораот КОМПроизводительность1пневморазгрузки, т/минДальность подачи цемента, м25Напор, м30Рукава напорно-всасывающие, шт.2Длина, м3Диаметр, мм75ки/разгрузки цемента с такой малоизвестной опцией, как аэроднище. Дляобеспечения данных функциональныхвозможностей АЦЦ-8.8-43118 оборудуется мощным пневматическимкомпрессором, обеспечивающим производительность разгрузки – одна тонну в минуту. Пневмосистема также позволяет осуществлять подачу цементапо специальным, идущим в комплектерукавам на расстояние до 25 метров отмашины, что значительно облегчаетработы на объектах, к которым машина не может близко подойти. Примечательно, что для отгрузки одного-двухкубических метров цемента из полностью загруженного кузова достаточнозадействовать лишь систему пневморазгрузки. Если же в емкости остаютсяпоследние порции груза или осуществляется полное ее опорожнение, то необходимо поднять цистерну, для чегоавтомобиль имеет мощный гидроцилиндр наподобие тех, что используются для опрокидывания кузовов самосвалов. Для надежности конструкторыотдали предпочтение агрегату производства компании Hyva. Продукцияфирмы хорошо зарекомендовала себяна самосвалах отечественного и импортного производства, работающихкак в южных, так и северных регионахРоссии. Примечательно, что приводпневмокомпрессора и гидравлического насоса осуществляется от однойкоробки отбора мощности, агрегатированной с КПП шасси. Включаютсяагрегаты раздельно. Сначала в работувступает насос гидросистемы. Послеопускания аутригеров и поднятия цистерны эстафетную палочку перехватывает компрессор, который нагнетает воздух в цистерну для ее разгрузки.В базовой версии машина комплекту-ется двумя рукавами длиной по триметра каждый. То есть при их стыковкемаксимальное расстояние, на котороеможет подаваться цемент, составляетшесть метров. Однако при необходимости автомобиль можно укомплектовать и десятиметровыми рукавами.Чтобы предотвратить налипаниегруза на стенки цистерны и на ее днище, инженеры внесли в конструкциюмашины особый элемент – аэроднище, который в процессе выкачки цемента вибрирует, тем самым исключая налипание груза и обеспечиваяполную разгрузку емкости. Аэроднище представляет собой растянутое повсей длине нижней части цистерныспециальное полотно (тканый материал с большими порами), черезкоторое проходит воздух.Поскольку ширина полотнасоставляет примерно одинСредний мост проходной. От раздаточной коробки идет короткий валПодвеска переднего моста рессорнаяс гидравлическими амортизаторамиРесиверы и элементы пневматическойсистемы закреплены на рамеБазовое шассиОпора цилиндра – сваренный изстальных профилей надрамник2013 ЯНВАРЬРЕЙС69 СПЕЦТЕХНИКАПРЕМЬЕРАДля контроля давления воздухав магистралях имеется манометрПолноприводное шассис односкатнойошиновкойидеально дляпередвиженияпо бездорожьюДля эффективной выгрузки цементанужен мощный компрессорНа задней крышке цистерны – разъемдля подсоединения шланговМоторный тормоз бережет основнуютормозную систему автомобиляБуксирное устройство позволяетиспользовать машину в качестве тягачаметр, то при полном объеме цистерны десять кубических метров грузомможно заполнить 8,8 м3.Чтобы обеспечить устойчивость машины при разгрузке с поднятым кузовом, снизить нагрузку на заднюю тележку, элементы подвески шасси и шины,к задней части рамы крепятся аутригеры, которые опускаются при поднятии цистерны. Гидравлические опорыне выдвигаются в стороны наподобиетех, что используются на автомобилях,оснащаемых краноманипуляторнымиустановками или вышками, а жесткозакреплены на лонжеронах и не выходят за габариты авто. Небольшое замечание: при работе на зыбких грунтахпод пятки опор необходимо подложитьдополнительные площадки. На рамушасси установка монтируется черезмощный надрамник, изготовленныйиз стального швеллера высотой 120и шириной полки 80 миллиметров. Посути, данная конструкция аналогичнатой, которая широко применяетсяна самосвальных установках, то естьусилитель идет от кабины шасси дозадней траверсы рамы. В итоге достигается значительное повышение жесткости рамы, уменьшение изгибающихи крутящих моментов, передаваемыхна цистерну. Это особенно важно дляавтомобилей, задействованных на доставке цемента по бездорожью, так какпри движении по ухабам рама «играет». Цистерна варится из листа сталитолщиной пять миллиметров и имеетсферические донца. Применение стали позволяет значительно упроститьи удешевить ремонт установки при ееповреждении. Это неоспоримое преимущество перед более дорогими и лег-кими алюминиевыми «бочками», которые все чаще применяются западнымии рядом отечественных производителей специальной техники, непременнооценят перевозчики, работающие вдали от цивилизации. Найти оборудование для ремонта алюминиевой емкостив условиях нефтеразработки невозможно, в то время как обычный аппаратэлектродуговой сварки есть в любоймастерской. Для того чтобы производить профилактические работы по обслуживанию или ремонту цистерны,в верхней ее части рядом с поплавковым механизмом, служащим для фиксации объема отгружаемого цемента,предусмотрен специальный люк. Ещеодин – технологический, имеется в задней части цистерны.70РЕЙС ЯНВАРЬ2013Денис Боровицкий