АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВзам. главного редакторажурнала «Рейс»ЭТНИЧЕСКИЙНЕМЕЦПо своей родословной самосвалы Foton оказались лишьнемного меньшими «немцами», чем другие «китайцы»немецкого происхождения – те же Beifang-Benchi илиShaanxi. Знакомимся с трехосными самосвалами FotonBJ3251 DLPJB-S3 и Foton BJ3133 DMPJF-S 8х434РЕЙС ЯНВАРЬ2013 FOTONКитайский холдинг Beiqi FotonMotor Co., LTD – один из самыхмолодых автопроизводителейКитая, создан в 1996 году, принадлежит государству, штаб-квартиракомпании расположена в столицеКНР. Там же, в Пекине, находятся дваавтозавода Foton Motor, на одном собирают среднетоннажные Foton, а надругом – тяжелые грузовики. Однаков феврале 2012 года состоялось открытие еще одного пекинского автозавода – совместного предприятияBeijing Foton Daimler Automotive Co.,Ltd, то есть Foton Motor с Daimler AG.Сотрудничество с Mercedes-Benz распространяется именно на грузовикитяжелого класса, там налаживаетсявыпуск Mercedes Axor и тяжелых версий среднетоннажных Mercedes Atego,до 100 000 грузовиков в год, под собственной маркой Foton Auman TL.Продавать их планируется не толькона внутреннем китайском рынке, но иэкспортировать в другие страны, в томчисле в Россию. И раньше, несмотря набольшое количество агрегатов с немецкой родословной, не стоило думать, чтогрузовики Foton Auman – аналог MAN,а теперь, после альянса с Mercedes-Benz,и подавно. Немецкая сторона обеспечивает техническую и экспертнуюподдержку в повышении качества иконкурентоспособности автомобилейFoton, помогает в разработке новойпродукции. Но и без сотрудничествас немцами компания Foton Motor ужес 2003 года является лидером средипроизводителей автомобилей в Китае,входит в тройку наиболее значимыхавтомобильных брендов на местномрынке, а с 2009 года стала просто крупнейшим производителем коммерческого транспорта в мире. В 2010 годупродажи Foton достигли 693 000 автомобилей, продукция экспортируетсяв 125 стран. Кроме Китая самые масштабные продажи коммерческих автомобилей Foton – в Индии, Бразилии,Мексике и в Индонезии. На российскомрынке автомобили Foton появились в2006 году, но их завозили «серые» дилеры. Официальные поставки началисьтолько в 2011 году, через дистрибьютора ООО «Фотон Мотор». Конечноже, до того уровня продаж, что FotonMotor имеет в КНР, в России им просто не дотянуться. В 2011 году былореализовано 936 автомобилей различной грузоподъемности, в основном –среднетоннажники, однако за первуюполовину 2012 года ООО «Фотон Мотор» реализовало через дилерскую сетьуже 947 автомобилей. То есть продажидолжны вырасти как минимум вдвое.Создан централизованный склад автомобилей, на очереди – создание централизованного склада запасных частей.Растет дилерская сеть: уже в 2011 году«Фотонами» торговали 35 российскихдилеров.В Россию поставляются только самосвалы Foton BJ3251 DLPJB-S3 6х4полной массой 34,755 килограмма грузоподъемностью до 22 тонн и четырехосные версии на 41 тонну полноймассы. Причем комплектные самосвалы с китайской установкой перегоняют своим ходом, а шасси везут пожелезной дороге. Кузова угловатые,больше похожи на контейнеры мусоровозов, на трехоснике объем 17,3 м3,а на четырехосном Foton – 27,6 кубометра. Ругать «китайцев» за большиекузова, по меньшей, мере глупо, темболее что сегодня можно возить гранитный щебень, а завтра – уже придется бамбуковую щепу. А сколькогрузить в кузов – дело самого перевозчика и, естественно, дорожников иГИБДД. На обоих самосвалах силовойгидроцилиндр смонтирован у передней стенки кузова, при такой установке легко можно заменить и лопнувшийшланг, и даже сам цилиндр. На всехкузовах есть подогрев с подачей отработавших газов по лабиринту пустотднища. Есть и седельные тягачи FotonBJ4253SMFJB-S4 6х4, пригодные к эксплуатации с самосвальным полуприцепом. Как раз такой тягач стоял и наплощадке компании «Вэйрус», котораянам помогала в проведении фотосъемки. Было интересно сравнивать шассиседельного тягача с шасси самосвала.ДвигательУ Beiqi Foton Motor Co. есть свое производство дизелей Cummins, но маленьких, серии ISF, объемом 2,8 и 3,8литра, которые, в частности, ставятна наши «газели» и «валдаи». Вообщеу Cummins в КНР работает два совместных предприятия: одно с DongFeng,где делают моторы серий ISL и ISB,другое – с Foton Motor. Долгое времясреднетоннажные грузовики Fotonкомплектовались лицензионными дизелями Isuzu объемом 2,8 литра или4-литровыми Perkins, которыезакупались у других китайских производителей. Однако2013 ЯНВАРЬРЕЙС35 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫПод корпусом бумажных воздушныхфильтров находится циклонМежду двигателями Steyr WD615 и Weichai WP10 есть ряд существенных отличий. Главные: четырехклапанные головки цилиндров и система Common Railв ближайшем будущем даст результат и сотрудничество с Daimler AG: наFoton Motor будет производиться до45 тысяч двигателей OM 457, которыенемцы ставят на Mercedes-Benz Axorи на большие автобусы. Это рядныешестицилиндровые дизели объемом11,97 л мощностью в диапазоне от360 до 490 л. с., Евро-4 и Евро-5.А пока у Foton Motor своих дизелей для тяжелых грузовиков нет, применяют двигатели WP10 китайскойкомпании Weichai Power. В основеэтих моторов австрийские дизелиSteyr WD615 середины 70-х годов, выпускаемые китайцами по лицензии.Двигатели применяют на тяжелыхсамосвалах и другие китайские производители: IVECO Ling Ye и Shaanxi,Howo и «Северный Бенц» – BeifangBenchi, JAC, а кроме того, их ставят наразличную китайскую стройтехнику.Steyr WD615 распространен в Китаене меньше, чем в России ЯМЗ. Главноеотличие Weichai WP10 от WD615: четырехклапанные раздельные головкивместо двухклапанных, а также применение топливной системы CommonRail вместо механических ТНВД, нормы Евро-3 вместо Евро-2. А еще естьмоторы Евро-4 с AdBlue… Австрийцыи не подозревали, что у их мотора будет столь длинная жизнь. Steyr WD615и Weichai WP10 – рядные «шестерки»объемом 9,73 литра с диапазоном мощности от 240 до 380 л. с. при 2200 об/мин и моментом от 1000 до 1460 Н.мпри 1100–1600 об/мин. Исполненийпочти дюжина – постепенно увеличивают мощность на 10-20 лошадиныхсил. На трехосных самосвалах Fotonприменяют мотор WP10.336 мощностью 336 л. с., моментом 1250 Н.м, а начетырехосниках и седельных тягачах –375 л. с. и 1460 Н.м. Австрийская компания Steyr долгое время плотно сотрудничала с германским концерномMAN, а сейчас и вовсе принадлежитMAN. Поэтому те, кто знает моторыMAN серии D25 середины 70-х или«икарусовские» двигатели RABA, увидят в конструкции «китайцев» многосхожего. В чугунном блоке рядной«шестерки» установлены сухие гильзы,поршни цельноалюминиевые, с термокомпенсирующей стальной вставкойи чугунной для поршневых компрессионных колец. Сухие гильзы прощев ремонте, чем мокрые, но двигателине терпят перегрева. Размерность моторов – WD615 126х130 мм. Головкидля каждого цилиндра индивидуальные, легкие в ремонте и недорогие.Прокладка головки сделана наборной,с пакетом тонких стальных нержавеющих пластин, масляные и водяныеканалы уплотнены без каких-либорезинок. Крепление головок скомбинировано: есть четыре силовых болта,а рядом с ними по две шпильки М12.Говорят, не было случая, чтобы при работе двигателя «отстрельнула» головкаЧтобы проверить на Foton уровеньмасла, кабину поднимать не надоТопливный бак алюминиевый, объемом 350 литров – вполне достаточноФильтр грубой очистки топливас подкачивающим насосом36РЕЙС ЯНВАРЬ2013 FOTONболта. Схема с раздельными головкамиподразумевает, что распредвал можетбыть установлен только в блоке, а клапаны открываются штангами черезкоромысла. Привод ГРМ-шестернямис передним расположением, причемТНВД приводится во вращение проходным валом пневматического компрессора. Одной из конструктивныхособенностей этих моторов являетсяобщий корпус крышек коренных подшипников, выполненный в единойотливке. Такое решение значительноувеличивает жесткость нижней частиблока и потому свойственно современным дизелям: IVECO Cursor, пятицилиндровым 9-литровым двигателямScania и 16-литровым V-8 MAN, новыммоторам Mercedes-Benz для Actrosи Antos. Такое вот парадоксальное сочетание в моторах Steyr: сухие гильзы,присущие дизелям с невысокой форсировкой, и жесткий блок, способныйвыдержать гораздо больший уровеньмощности, чем есть сейчас.На моторе WP10 многие узлы сделаны по лицензиям, но, естественно,в КНР. На чугунном корпусе турбокомпрессора отлито Holset: это название английского подразделенияCummins, специализирующегося навыпуске ТКР, но турбина изготовленав Китае, на моторном заводе DongFeng.В топливной системе Common Rail,тоже местного производства, используются лицензии Bosch. Кстати, и самдвигатель, и насос высокого давленияработают ровно и тихо, многие перевозчики отмечают экономичностьмоторов. С системой Common Rail неттой цикличности нагрузок, которая современем ослабляла соединение приводной шестерни с валом у WD615, нопонятно, что вся аппаратура дорожеи сложнее. Без компьютера и специальных программ сложно что-то настроить.У многих эксплуатационников вызовет зависть, как на Foton сделан воздушный фильтр. Здесь трехступенчатая очистка воздуха. Первая ступень:большой ящик снизу – это циклон,в котором воздух многократно меняет направление движения. Получаетсяочень эффективная предварительнаяочистка, таким способом борются с пылью на армейской и сельскохозяйственной технике. Еще две ступени – два бумажных фильтра, один в другом. Такчто при нормальном обслуживаниисистемы очистки воздуха поршневаягруппа будет служить долго. У WeichaiWP10, в отличие от Steyr WD615, несколько изменена система смазки:раньше стояло два полнопоточныхмасляных фильтра, теперь – толькоодин. Вообще не очень понятное решение – на европейских и американскихдизелях объемом от 7 литров и вышеустанавливают два, а то и три фильтра с разной дисперсностью очистки.Процеживают даже то масло, котороепоступает в главную магистраль черезоткрытый перепускной клапан… Возможно, китайцы совместили три фильтра в одном – это надо учитывать приподборе аналога. Кстати, топливныйфильтр грубой очистки здесь стоитс электроподогревом и взаимозаменяем с фильтрами MAN. Но некоторыеперевозчики ставят и «камазовские».По отзывам перевозчиков, ресурс моторов WD615/WP10 довольно-такинеплохой, хотя разброс километражанемалый. У кого-то моторы ходят докапремонта 250 000 км, но при этомчестно говорят, что эксплуатация близка к экстремальной. А у кого-то моторпрошел больше полумиллиона, норасход масла и давление по прежнемув норме.Периодичность замены моторногомасла составляет 10 тысяч километров,рекомендуют применять масла вязкостью 10W40 или 15W40, с кодом API нениже CF-4.Технические характеристикиМодельДлина, ммШирина, ммВысота, мм(зависит от кузова)База, ммFoton BJ32516х484722495Foton BJ33138х410 8842495340032603825+13501800+4300+135027,615 40041 0006500/6500/18000Объем кузова, м317,3Снаряженная масса, кг12 050Полная масса, кг34 755Нагрузка на оси, тонн7000/18000(перед./задн.)Maкс. скорость, км/ч8090(огранич.)Двигатель/ объем, лWeichai WP10, Евро-3/ 9,73Мощность, л. с. при336 при 2200 375 при 2200об/минКрут. момент, Н.м при1250 при1460 приоб/мин1200-16001200-14009-ступенчатая, 12-ступенчатаяКоробка передачFast Gear RT12JS180T11509CСцеплениеЗамедлительВедущие мостыТопливный бак, лТормозаПодвеска спереди/сзадиШиныЦена, руб, с НДСоднодисковое, диафрагменное, диаметром 430 ммзаслонка на выпускес одинарной главнойпередачей, со ступичнымипланетарными редукторами,блокировками межосевыхи межколесных дифференциалов350барабанные с пневмоприводом и ABSрессорная/рессорная12.00R-202 700 0003 200 000ТрансмиссияНа всех китайских тяжелых грузовиках, вне зависимости от производителя, устанавливают практическиодинаковые 9-ступенчатые коробки.Эти лицензионные американские коробки передач компании Eaton Fuller,один из основных производителейв КНР – компания Shaanxi. Но, похоже, их делают и еще на каких-то китайских заводах. В спецификациях натяжелые грузовики из Поднебеснойчасто пишут именно Eaton Fuller, ноеще эти коробки называют Fast Gear.Что-то в этих коробках меняется, нокогда, что, и насколько глубоки изменения – не ясно. Во всяком случае,есть несколько моделей: 9JS119, 9JS135,9JS150 и 9JS180. Три последние цифрыобозначают величину момента двигателя в кгс. м, на большегрузных «китайцах» в основном устанавливаюткоробку модели 9JS150. Сейчасв спецификациях встречается коробка RT11509C, судя поРадиатор и теплообменник интеркулера прикрыты вот такой решеткойТурбина Holset сделана в КНРна заводе Cummins DongFeng2013 ЯНВАРЬРЕЙС37 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫвсему, это аналог 9JS150. По конструкции все 9-ступенчатые КП Fast Gearсхожи. Здесь основная коробка сделана4-ступенчатой, далее количество передач увеличивает в два раза пристыкованный сзади планетарный демультипликатор, и еще есть самая низшаяступень – ползучая, «черепаха». Интересная особенность конструкции этихкоробок – два горизонтальных промежуточных вала. Поток мощностис первичного вала раздваивается напромежуточные валы и соединяетсяна вторичном вале, и дальше передается на демультипликатор. Благодарядвум промвалам меньше нагруженыподшипники и зубчатое зацеплениешестерен, и есть возможность сделатькоробку несколько короче. Еще однаособенность – в коробке нет подшипников качения между шестернями ивторичным валом, то есть каких-тоиголок и роликов. Есть только широкиебронзовые втулки, которым достаточно смазки разбрызгиванием. Поэтомуна коробках Fast Gear нет масляного насоса, и она не боится масляного голодания. Порой при плановой замене маслас огромной КП сливают с литр трансмиссионки… Другая коробка давно бы«сгорела». Еще одна особенность этихКП – в основной коробке нет синхронизаторов, вилки передвигают блокирующие муфты, как это было сделанона несинхронизированных коробкахГАЗ-53. Но в отличие от карбюраторных моторов у дизеля рабочий диапазон оборотов достаточно узкий, разница при переключении передач поройне выше 500 об/мин, и переключатьсяс такой коробкой удается достаточно легко, а если привыкнуть, то и безтреска, но несколько тяжелее, чем накоробках ZF. Однако все же один синхронизатор в этой коробке есть – большой, в механизме управления демультипликатором. Вместе с тем все-такик коробкам Fast Gear есть в Россиинарекания по легкости переключенияпередач. Поэтому на самосвалы некоторых китайских производителейначинают устанавливать 12-ступенчатые коробки 12JS 160, у которыхне только больший диапазон чисел,что для самосвала нелишне, но и ониуже будут синхронизированы. Кстати,на тягаче Foton BJ4253SMFJB-S4 6х4,а также на самосвале 8х4, стоит именно 12-ступенчатая коробка, в которойуже синхронизаторы есть. Те, кто ездилна «китайцах» с этими коробками, не38РЕЙС ЯНВАРЬ2013Ведущие мосты изготовлены по лицензии австрийской Steyr. Есть блокировкимежосевого и межколесных дифференциалов. Шинам нужен другой протектордадут соврать: управлять синхронизированной коробкой гораздо проще,передачи переключаются легче. А наседельные тягачи FAW J6 уже ставятнемецкие 16-ступенчатые коробки ZF...Примечательно, что на одной и той жекоробке разные китайские производители грузовиков делают разные механизмы управления. У Shaanxi – жесткаятяга, у HOWO – на тросах, на CAMC,IVECO Ling Ye и FAW – система тяги рычагов, на DongFeng и Foton – телескопическая тяга-удочка. Довольно надежный привод управления коробкой,а по информативности, по-моему, наМНЕНИЕКАРЛОС ОГАНЕСЯНиндивидуальный предприниматель, ИП «ОганесянК.С.», Москва– Одно из направленийдеятельности нашей транспортной компании – перевозка строительных грузов,обеспечение транспортомстроек. Всего в компании12 автомобилей, из которыхвосемь тяжелых самосвалов:пять Scania и три Foton 6х4.Китайские самосвалы купилив конце лета 2012 года,сейчас их пробег составляетоколо 30 тысяч километров.Перед приобретениемприсматривались к другим«китайцам», и в частности,к самосвалам Shaanxi, но вконечном счете купили Foton,хотя многие агрегаты у этихмашин одинаковы. В част-втором месте после тросов. Сам алгоритм переключения – по схеме 2Н, длявыбора нужного диапазона демультипликатора приходится шевелить рычагом поперек хода автомобиля.Сцепление устанавливают лицензионное немецкой фирмы Sachs, входящей в состав ZF, на что указываютбуквы в обозначении GF или F&S. Этосовременное однодисковое сцеплениеоттяжного типа диаметром 430 ммс диафрагменной пружиной. КромеJAC и HOWO такое сцепление устанавливают на двигатели Cummins китайских самосвалов CAMC и DongFeng.ности, при сравнении Fotonбольше понравились водителям, чем Shaanxi. Причемдаже водителя Scania можнобез проблем на подменупересадить на Foton, хотя, конечно, здесь разница есть. Погрузоподъемности самосвалы сопоставимы со Scania, ноцена «китайца» ниже простов два раза. Скорее всего после Нового года купим ещеFoton. Машины оказалисьодинаково работоспособныи при перевозках асфальта,и в карьере, но в заявленнуюнорму расхода топлива неукладываются. Реальныйрасход топлива зимой около50 литров на сотню.Не могу сказать, что вкабине холодно, если в движении, то вполне нормально,а на стоянке, при работе двигателя на холостых, остываютвсе дизели, любой марки...Масло в двигателе меняемдаже чаще, чем положено,не через 10 тысяч, а через 8000 километров. Причем применяем полусинтетику Mobil,но я решил не экономитьна масле: так спокойнее заресурс мотора.Все же недоволен шинами:они жесткие, рисунок протектора совершенно несамосвальный, нужна резинас шашками. На одной измашин водитель пробил колесо, ехал, так и не поставивзапаску, пожевал шину –пришлось искать замену. Мына переднюю ось поставилишины Michelin посадкойна 22,5 дюйма, пришлосьзаменить и колесные диски,они подходят. Французскиешины гораздо мягче и ходятнормально, но задние колесапока родные, на китайскойрезине. FOTONНа механизме управления коробкойстоит вот такое ажурное коромыслоОт рычага переключения передач, под кабиной, к самой коробке идет телескопическая тяга. Снизу кабины, под тоннелем двигателя, – толстая шумоизоляцияА еще в спецификациях иногда пишутназвание производителя – YIDONG430, это китайский аналог немецкогоSachs MFZ 430. Пневмогидроусилитель сцепления установлен сверху –очень хорошо, ведь на некоторых«китайцах» с коробками Fast GearПГУ ставили и снизу. Шток и, соответственно, поршень часто зарасталигрязью, ПГУ начинал подклинивать,сцепление полностью не включалось,начинало пробуксовывать, а затеммогло и полностью сгореть. С верхнимрасположением усилителя такая проблема не встречалась.На всех Foton – и колесной формулой 6х4, и 8х4, в трансмиссии нет раздаточной коробки – редуктор среднего моста сделан проходным, поэтомукарданов всего два. При такой схемевибрации маловероятны или при износе валов – минимальны. Первое, чтобросается в глаза при осмотре ведущихмостов, – мощные стальные литые балки. Чувствуется, что металла китайцыне пожалели, оно и понятно: нагрузкана ось доходит до 16 000 килограммов.На седельном тягаче стояли ведущиемосты компании Ankai, производителя автобусов, но на самосвале – лицензионные мосты Steyr. И не надо былоособо ломать голову – на картере просто написано белой краской «Steyr».Китайцы «раздраконили» на ингредиенты грузовик Steyr серии 91, которыйавстрийцы выпускали с 70-х по середину 80-х годов, и потом с невероятной плодовитостью тиражировали егоагрегаты сразу на нескольких своих ав-тозаводах. Лицензионные мосты Steyrстоят еще на Shaanxi и HOWO.Хорошим подспорьем в работе самосвала являются межосевая и межколесные блокировки дифференциалов,а главная передача на мостах Steyr разнесенная – со ступичными планетарными редукторами. Они позволилисерьезно разгрузить полуоси от крутящего момента и увеличить дорожныйпросвет под картерами.ХодоваяКак и у всех китайских производителей тяжелых самосвалов, рама у Fotonдвойная во всю длину – лонжеронв лонжероне. Высота профиля 320 мм,полки по 80 мм, суммарная толщиналонжеронов около 16-17 миллиметров, а в районе оси балансира естьеще дополнительные усилители в виденакладок и пластин. Получается дочетырех слоев стали. Рама в сечениипочти ровная, только впереди чутьклюет вниз верхней полкой. В сравнении с земляками-конкурентами рамасамосвалов Foton не лучше и не хуже.А к ним, как известно, по прочностипретензий нет.Важный момент при прикидке потенциала любого самосвала – наличиеи исполнение буксирных крюков. У четырехосника Foton почему-то толькоодин буксировочный крюк спереди,а у более легкого Foton 6х4 – два. Казалось бы, если не мелочиться, то у обоих самосвалов должно быть по парекрюков или хотя бы, наоборот, двана тяжелом 8х4 и один на 6х4. Скореевсего такая чехарда крюков возниклаиз-за невнимательного составленияспецификации дилером на заказываемую машину. А так крюки крепятсяхорошо – на трех болтах М20 каждый,и реально зацепить коуш троса, не снимая бампера.Ни на одном китайском самосвалеразных производителей не видел малолистовых рессор, все тамошние автозаводы применяют только рессоры с солидным пакетом листов. На самосвалахFoton в передних рессорах по 9листов, шириной 90 мм, в заднем балансире – по 12 листов.Сзади, на балке моста, надписькраской: «Steyr». Так уже не спутатьПневмогидроусилитель сцепленияустановлен на коробке сверху2013 ЯНВАРЬРЕЙС39 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫЭтот маятник самый ближний ко второйуправляемой оси самосвалаПальцы и втулки рессор надо чащесмазывать, не ленитьсяЗадний борт кузова закрывается автоматически. На цепях есть регулировкаЛисты более толстые, чем на некоторых других «китайцах», поэтому их именьше. А для уменьшения кренов самосвала на переднем и заднем мостахустановлены мощные стабилизаторыпоперечной устойчивости, причем крепление торсионов выполнено в долговечных полиуретановых втулках.Передние рессоры соединены с кронштейнами через пальцы и серьги, требующие своей порции смазки каждые4–5 тысяч километров, а то и чаще.В общем, у трехосника набираетсяоколо 35 прессмасленок, а у четырехосных самосвалов на дюжину больше.Но если пальцы рессор смазывать неособо хочется, особенно на фоне применяемых «европейцами» сайлентблоков, то за возможность смазки рулевыхтяг хочется сказать «спасибо». Зато наштангах задней балансирной подвескипочти все шарниры выполнены на сайлентблоках, и потому обслуживать ихне надо. Однако это не значит, что онивечны. При езде с перегрузом и частомбуксовании резина может отслаиваться от стальной основы. Сверху ведущиемосты держат продольные реактивныештанги, тоже с сайлентблоками. Начем вращаются ступицы балансирнойподвески, толком не ясно, но точно нена резино-металлических шарнирах,и не на подшипниках качения. Скореевсего между осью и ступицей есть втулка. Возможно, сделано как на HOWO,там применена закаленная стальнаяконусная втулка, а может быть, всеже на Foton стоят стале-алюминиевыевтулки. Так что вовсе не факт, что если«китаец» с ведущими мостами Steyr,то обязательно и ось балансира будетаналогична австрийскому изделию. Какговорится, возможны варианты… Судяпо спецификациям, на Foton установлен лицензионный ГУР производстваZF, но полной уверенности в родословной нет. Главное, что сам усилитель мощный, и не сопливится маслом.Интересное дело: в рулевом приводечетырехосника применены два маятниковых рычага. То есть поворотнымкулаком второго управляемого моста«командует» не одна длинная продольная тяга, а две коротких, установленныхпоследовательно. От сошки, стоящейна ГУРе, как обычно, идут две продоль-ных тяги, одна к первому мосту, вторая– к первому маятнику, от него – другаятяга ко второму маятнику, и уже дальше к поворотному кулаку второй осиидет третья. У обоих осей при работеподвесок кинематически почти совпадают центра передних пальцев рессорс центрами осей сошки ГУРа или второго маятника. Благодаря этому должно к минимуму сводиться самопроизвольное виляние колес второй оси и,соответственно, вероятность износашин этой оси. Обычно повышенныйизнос шин на второй оси – большаяпроблема для четырехосных самосвалов различных марок. Тормоза у Fotonбарабанные. Опять-таки этот «китаец»хорош тем, что у него и по тормозаместь много деталей общих с грузовикамидругих производителей из Поднебесной.В частности, тормозные барабаны. Причем хвалят качество барабанов Shaanxi,их ставят в случае необходимости замены и на HOWO, и на Foton, немного подрезая кожух болгаркой. Значит, меньшевероятность простоя машины в ожидании запчастей. Пневмоаппаратура тормозного привода лицензионная Wabco,На «китайцах» не бывает балок переднего моста спрямленной формы. От земли до низа балки моста – 31 сантиметр40РЕЙС ЯНВАРЬ2013Сверху ведущий мост держит одна реактивная штанга.Энергоаккумуляторы спрятаны в лонжеронах рамы FOTONЦены на запасные части*НаименованиеФильтр воздушный (элемент)Фильтр масляныйОсушитель воздуха в сбореФильтр топливный, тонкой очисткиФильтр топливный, грубой очисткиПоршневые кольца(комплект на двигатель)На крышках оси балансира отштампован логотип Foton. А что там внутри?но китайского производства. Ранее шлипоставки самосвалов с тормозами безABS и с рычагами разжимных кулаковбез автоматической регулировки зазоров. Сейчас на поставляемых в Россиюгрузовиках есть и ABS, и «автоматы».Водителю проще управлять грузовиком на скользкой дороге, а кроме того,не надо лезть под машину – подтягиватьтрещотки. Говорят, перевозчики приладились ставить на Foton мазовскиеэнергоаккумуляторы, всего лишь поменяв шток. Родные пневмокамеры быстроржавели. На обоих самосвалах установлены шины любимой нашими перевозчиками размерности 12,00R20. И судяпо тому, что и седельный тягач 6х4 тожеобут в эти же шины, какой-либо альтернативы им нет. Причем рисунок протектора оставляет желать лучшего – дляведущей оси самосвала нужны более «зубастые» шины. Замену китайским шинам находят быстро, в основном ставятнижнекамские моделей КАМА ИД-304и КАМА ИД-310, на них и рисунокпротектора более крупный, и приправильной загрузке ходятвполне сносно.Пневмоаппаратура лицензионнаяWabco. Сделано в КНРКабинаДля этого сегмента коммерческих автомобилей у самосвалов Foton редкаякабина – трехместная, а на стройкечасто возникает необходимость подвезти одного-двух человек. Можновспомнить, как на камских самосвалахводители ставили третье сиденье отбортовых КАМАЗ-5320. Однако долгона среднем сиденье Foton не усидеть –ноги так высоко стоят на тоннеле двигателя, что колени почти достают доушей. А уж уговорить сесть на такой«страпонтен» женщину в юбке – вообще вряд ли удастся. Основное же пассажирское сиденье вполне нормальное.Это значит, что оно без всякой подвески, но с регулировками по длине и,конечно же, по углу наклона спинки.В отличие от многих других самосвалов различных марок у Foton низкаркаса сиденья пассажира трубчатый,а не из листовой стали, поэтому местопод этим кресломпропадает.А ведь таммог бытьПоршневая группа(комплект на цилиндр)Прокладка ГБЦГоловка блока цилиндровВкладыши шатунные(комплект на шейку)Вкладыши коренные(комплект на шейку)Цена, руб.35372725064302815721070н/д59013 450426н/дФорсунка топливной системыCommon Rail17 985Топливный насос высокогодавления Common RailВодяной насосКлапан впускной (один)Клапан выпускной (один)Комплект прокладок на двигатель(без прокладки ГБЦ)ГлушительСтартерГенераторТермостатСцепление в сбореКорзина сцепления с выжимнымВедомый диск сцепленияВыжимной подшипник сцепленияПГУ сцепленияТяга привода коробки передачРессора передняяСтремянка передней рессорыРессора задняяСтремянка задней рессорыПодшипник скольженияоси балансираТормозной барабан переднийТормозные колодки передние(комплект на одно колесо)Тормозной барабан заднийТормозные колодки задние(комплект на одно колесо)84 4069524481975н/д365427 40012 084116739 90016 20023 70090616710н/д13 25823222 645679н/д6938453779535188Задняя тормозная камера(энергоаккумулятор)4064Подшипники передней ступицы(комплект на одно колесо)1616Подшипники задней ступицы(комплект на одно колесо)Насос гидроусилителя руляРулевой механизм в сбореТяга поперечная рулеваяТяга продольная рулеваяРемкомплект шкворневого узлаАмортизатор переднийРеактивная штанга нижняяведущего мостаШпилька колеса задняяГайка колесаСальники разныеСтекло лобовоеФара в сбореСтекло фарыУказатель поворотовФонарь задний1648482032 25329002745н/д1030н/д14040от 100 до 50052566038н/д3851273* указаны средние розничные цены, руб. с НДСОбъем кузова четырехосного Foton 27,6 м , длина 8 метров, внутренняяширина 2,3 метра, высота бортов – 1,5 метра. Огромный кузов!3Информация по ценам на запчасти предоставленаООО «ФОТОН МОТОР», представительством BEIQIFOTON MOTOR Co., LTD в России2013 ЯНВАРЬРЕЙС41 АВТОМОБИЛИСАМОСВАЛЫСтупени в пластиковом обрамлении, нона стальном каркасе. Есть подсветка!Если ехать вдвоем, то спинкой дополнительного сиденья можно воспользоватьсякак столиком. На ее обратной стороне отформованы удобные подстаканникиудобный ящик для инструмента и прочих необходимых в дороге мелочей.Наверняка наши водители пристрояттуда лист фанеры – как раз получится требуемая ниша.Скорее всего в основе кабины тяжелых грузовиков Foton какая-тояпонская лицензия, возможно, Isuzu.Во всяком случае, в Европе нет кабинвнешней ширины 2400 мм – там делают или 2300, или 2500 миллиметров.В очередной раз оказалось полезнымувидеть рядом с самосвалом седельный тягач – сразу стало понятно,что у кабины Foton есть одна длинаи две высоты крыши. То есть все онисо спальником, но высокую кабинуставят на тягачи. В кабине с низкойкрышей от пола до потолка 145 сантиметров. Зато спальник чуть длиннееи шире, чем у среднестатистическогокитайского самосвала: здесь укладывается матрац длинной 228 сантиметров. Ширина по центру матраца 65 см,по краям – 55 сантиметров. Зачем делать матрац разной ширины? Потомучто сделать его одинаково широким,допустим, 70 см, уже не хватает места:от лобового стекла до задней стенки –177 сантиметров. Тоннель выступаетнад полом на 44 сантиметра, при этомпод кабиной, между тоннелем двигателя и самим мотором, «зазор» с полметра. Если бы убрали эту щель, хотябы на две трети, Foton мог стать однимиз немногих самосвалов (если не первым!) с почти ровным полом кабины.Или кабину бы опустили чуть ниже,чем она есть сейчас. На трехоснике отземли до первой ступени – 71 см, довторой ступени – 110 см, а до пола –142 сантиметра. Для самосвала вполненормально, но под первой ступеньювидны неиспользуемые «уши», скореевсего они для дополнительного подвесного «стремени». Четырехосникеще выше: там от земли до пола ровнополтора метра.Сиденье – на пневмоподвеске. Сбоку –рычаг управления насосом установкиПриборы вполне симпатичные. Эмблема Foton – почти Adidas: три полоски42РЕЙС ЯНВАРЬ2013МНЕНИЕСЕРГЕЙ СЕМЕНОВзам. директора по транспорту,ООО «ПРОМЭНЕРГОСНАБ» Москва– Наша компания занимается перевозкойинертных строительных материалов, причем транспортное обеспечение – самоемолодое направление в деятельности.Раньше в компании не было тяжелых грузовиков, фактически эти два Foton оказалисьпервыми. Советовался с друзьями, которыеуже два года эксплуатируют китайскиесамосвалы. У них серьезных поломок нет,вполне нормально ходят и рессоры, итрансмиссия, и двигатель. Меняли толькорезину. Мы машины приобрели два месяцаназад, они работают на плече 25-40 км,сейчас их пробег около 15 тысяч километров. Самосвалы приглянулись низкойценой и большими кузовами, но мы неединственные перевозчики, кто выбираетсамосвал именно по этим кретериям. Нескрываем – машины работают с перегрузом. Трехосный Foton с мотором 336 л. с. –машина не для гонок, передаточные числаредукторов мостов подобраны так, чтобольше 80 километров она не идет. Однакоиз карьера «китаец» выходит не хуже иномарок с моторами 400 сил. Расход топливаоколо 50 литров. Как у всякого «китайца», уFoton есть и недостатки. В кабине холодно,но, возможно, виноват термостат – попробуем заменить его и поставить дополнительно циркуляционный насос от «ГАЗели»,чтобы улучшить теплоотдачу печки. Притаком небольшом пробеге появился люфтв шкворне, сейчас пытаемся разобратьсяв причине его появления. В переднем тормозном механизме начали подклиниватьколодки на осях – разобрали, выяснилось,что нет зазора между бронзовой втулкойи пальцем. Подточили пальцы, сейчас всенормально. FOTONУ панели приборов вполне европейский дизайн, с нормальным пластиком. Комбинация приборов более чеминформативная для самосвала: кроме обычных тахометра-спидометратемпературы двигателя есть вольтметр,тахограф и два воздушных манометрас разделением по контурам. А ещероссыпь разноцветных контрольныхлампочек. Рулевая колонка – с механическим зажимом, в ней хорошо регулируется только угол наклона, по высотеже диапазон небольшой. Регулировкой пользуешься, только когда ищешьсвое, наиболее удобное положение зарулем. Кресло водителя с достаточноширокими регулировками – и по весу,и по росту водителя, причем с пневмоподвеской, хотя китайцы могут«осчастливить» и скрипящей пружиной. Сверху, над лобовым стеклом, дваящика с крышками и блок на восемьклавиш, из которых семь – муляжи.Рядом пустует место еще под восемьклавиш – сразу и не придумать, чтоможно навешать на них. Порадовалплафон освещения кабины – он чутьменьше тех прожекторов, которымислепили немцев при взятии Берлина.По тому, где расположены предохранители и реле, можно предположить,что у кабины японские корни. Азиатыдля таких немаловажных устройствнаходят самые неожиданные места,причем не всегда лучшие. В частности,пластиковый бокс с капризным содержимым могут запросто подвесить нараму рядом с топливным баком илиресиверами. На Foton предохранителирасположены в трех местах: первое – напанели приборов перед пассажиром,под декоративной крышкой, неплохоеместо, второе – на тоннеле двигателя,рядом с рычагом КП, и третий блок –маленькая коробочка за фальшрадиаторной панелью. Вот эта коробочка какраз и вызывает беспокойство: в дождьи в снег там может быть очень влажно,что вредно для тонких китайских электропроводов. Отдельная и неиссякаемаятема для всех «китайцев» – проводка.Раньше, в эпоху двигателей с механическими ТНВД, проводки было меньше, но ее качество и качество разъемовбыло хуже. Сейчас качество проводкии герметизации разъемов стало действительно выше, но самой проводкисущественно прибавилось. Поэтомунепонятно, стало меньше неисправностей в электрооборудовании или все жебольше… Если на «китайце» переста-На полу двухслойный пенополиэтилен,но панель перед педалями – голаяЗадняя подвеска кабины – пружинная,с вынесенным амортизаторомют работать фонари, фары, повороты,ушлые перевозчики протягивают к нимнормальные провода. Декларируется,что на Foton дополнительно утепленакабина, но продавать валенки не стоит.Утепление – два слоя пенополиэтилена,приклеенного к пластиковому покрытию пола, «бутерброд» около 8 миллиметров. Однако на стенке перед педалями – голое железо. Достаточно удачносделаны воздуховоды отопителя – естьдаже каналы в дверях, через которые теплый воздух дует на стекла как раз в тойзоне, которая важна для зеркал заднеговида. Мы уже давно привыкли к тому,что у «китайцев» обязательно долженбыть кондиционер, причем в базовойкомплектации, и не было случая, чтобынаши перевозчики отказывались. Конечно же, есть кондиционер и у Foton.Подвеска кабины двухточечная: впереди солидных размеров сайлентблоки,а сзади – пружинные стойки. Обычнона многих «китайцах» применяетсяболее мягкая четырехточечная подвеска, и здесь Foton проигрывает своимземлякам-конкурентам.Как и на всех кабинах китайских грузовиков, у Foton много внешних пластмассовых деталей: панель радиатора,крылья, облицовка ступеней. Такжеиз композита выполнено оформление передних углов кабины, причемуже с дефлекторами, уменьшающимизагрязнение стекол дверей и зеркал.Однако бампер – стальной, что однозначно хорошо для самосвала. Но этоодна штампованная деталь сложнойформы, а вовсе не принятый в Европепрактичный трехэлементный стальнойбампер. И это еще одно напоминание,что пусть Foton и грузовик со многимидеталями германского и австрийскогопроисхождения, но он все равно остается «китайцем». Со всеми достоинствамии недостатками.Основной блок предохранителей и реле- под крышкой, напротив пассажираСпереди кабина крепится к раме черезсайлентблоки. Здесь пружин нетФото Константина Якубова2013 ЯНВАРЬРЕЙС43