38
39
40
ч»- «a .U•: у.: .Выезд на мотоциклах в пробег „Вэкруг Бельгии"МОТОЦИКЛЕТНАЯПрименение мотоциклаОТОЦИКЛ, как дешевый и удобный способ передвижения, не только не утратил своего значения в ряду других видов транспорта, но имеет впереди большую будущность как в смысле дальнейшего совершенствования конструкции, так ив смысле удешевления. Удешевление мотоцикла — несомненно основная проблема, так как в связи с весьма низкой стоимостью автомобиля в Америке (новый Форд 395—495 дол., Шевроле — 495 — 715 дол.) мотоциклу придется выдержать весьма острую борьбу с этим видом транспорта Нужно отметить, что в этой борьбе мотоцикл имеет, по сравнению с автомобилем, целый ряд преимуществ. 1. Лучшая „проходимость" по всем видам дорог при условии достаточно сухой их корки (коляска дает возможность мотоциклу проходить и по мокрым дорогам). 2. Малый „мертвый вес" (вес самого мотоцикла в сравнении с полезной нагрузкой). Вес автомобиля, приходящийся на одного человека 200-350 кг, в мотоцикле 75—130 кг на человека. 3. Большая мощность, приходящаяся на единицу веса машины (2—6 л. с. на 100 кг автомобиля и 5—10 л. с. на 100 кг мотоцикла), благодаря чему мотоциклы развивают большие средние скорости и за более короткийПРОМЫШЛЕННОСТЬпромежуток времени дают при трогании с места максимальную скорость. 4. Большая выгодность эксплоатации. Мотоцикл на перевозку одного человека на расстояние в 100 км расходует от 2!/г до 4 литров горючего, а автомобиль 3—5 литров. Области применения мотоцикла значительно расширились. Имеются мотоциклы пожарные, санитарные, скорой перевозки и доставки небольших грузов, почтовые, для целей туризма, полицейские, целый ряд специально-военных типов и, наконец, привившийся в последнее время и имеющий успех мотоциклет-такси. Огромное значение имеетмотоциклтак,жекак фактор развития спорта. Заграничные фирмы учли спортивное значение мотоцикла ив своих моделях создали конструкцию, пригодную как для гонок, так и для обыкновенных целей. Это необходимо учесть нам при покупке или при их производстве, так как имеющиеся у нас мотоциклы удовлетворяют этим требованиям только частично. Европейские мотоциклы по своим конструктивным и экономическим принципам совершенно не похожи на американские. В Америке эксплоатационные расходы не играют большой роли, в Европе же экономичность эксплоатации является весьма существенным фактором. Поэтому Америка строила мотоциклы с моторами большого литражаИнж. А. СКЕРДЖИЕВМ38 Интересно отметить, что фирма „La Mondial" делает раму из штампованного железа, а фирма „Brondoit" в последнее время с успехом применяет сконструированный ею двухтактный мотор. Самой крупной и старинной фирмой Бельгии является „F. N.", применившая впервые на мотоциклах балонные покрышки и строившая в прежнее время 4и 1-цилиндровые машины с карданной и цепной передачей. В настоящее время фирма остановилась на следующих двух моделях: 3 1)350 см с одноцилиндровым четырехтактным мотором, с клапанами сбоку; со с'емной головкой по типу „Ricardo"; смазка циркуляционная под давлением. Сцепление металВоенный мотоцикл с пулеметной установкой лическими дисками в масле. Коробка трехскоростная, отлитая в одном блоке с мотором. (с большим рабочим об'емом цилиндров) и неПередача цепью. Рама нормальная ординарбольшой степенью сжатия, дающие большой расход горючего, но обеспечивающие эластичная, закрытая. Вилка и руль снабжены аморность мотора, и, следовательно, удобства езды. тизаторами. Тормоза имеются на передних и Европейский же мотоцикл строится с моторами задних колесах. Шины 715 X115 . балон. Мамаленького литража, ксимальная скорость с большим сжатием, до 90 км в час; что дает экономию в расход горючего на расходе горючего, а 100 км —3,5 литра. небольшой вес — эко2) 500 см 3 имеет номию в резине. четырехтактный одноцилиндровый мотор В последние годы обозначилась тенден85 X 87 с верхними ция к постройке амеклапанами, рама бориканскими фирмами лее жесткая, двойная. мотоциклов европейВ остальном конструкского типа, предназция сходна с первой наченных для экспорта моделью. Максимальв Европу. ная разбиваемая скорость —115 км в час. Мотоциклетная промышленность может Расход горючего на считать своей родиной 100 км до 4,5 литров. Англию и Бельгию, в Стоимость мотоциккоторых находятся салов „F. N." от 5.500 до мые старинные заво8.400 бельгийских Последняя модель бельгийского мотоцикла ды, не утратившие по франков. фирмы „Жиллет" сей день своего знаСледующей по свочения. Новые молодые фирмы Италии и ему значению в мотоциклетной промышленГермании шагнули, в смысле усовершенствоности можно считать фирму „Sarolea", выпусвания конструкций, тоже далеко вперед и на кающую превосходные и весьма популярные последних соревнованиях выступали уже досреди бельгийских и французских гонщиков вольно серьезными конкурентами англичанам мотоциклы. Всего в настоящее время имеются и бельгийцам. 4 модели, из них две по 350 см 3, две по 500 см 3 . Остановимся более подробно на промышленности, типах и значении мотоцикла по отдельным странам.БельгияОсновное достоинство бельгийских мотоциклов — это оригинальность и самостоятельность их конструкции. Фирмам, строящим именно такие типы мотоциклов, принадлежат следующие заводы, выросшие большей частью из крупнейших оружейных предприятий: „F.. N.", „Sarolea", „Qillet", продукция которых в среднем составляет 10—15 тысяч машин в год. На ряду с этими крупными фирмами, существует большое количество мелких, являющихся лишь сборочными заводами, собирающими отдельные английские и французские части. Наиболее интересными из них являются pBovy", „Brondoit", „La Mondiale" и др^Санитарный мотоцикл39 СОЗЫВ ДОРОЖНОГО С'ЕЗДА „ДВТОДОРА"Президиумом Совета Общества „Автодор" предположен на вторую половину июля созыв дорожного с'езда. С'езд займется обсуждением вопросов с мест и ознакомлением делегатов с новейшими достижениями в дорожном деле. Число участников с'езда намечено в 400 человек — из них 100 человек из Москвы и 300 — из провинции, при чем в состав с'езда должны быть включены представители „Автодора" на местах и представители дорожных организаций ЦУМТ'а и исполкомов, с учетом их низовых ячеек. К участию в с'езде будут приглашены все союзные республики.3 Расход горючего 3—3,5 литров на 100 км. 1) 350 см , четырехтактный одноцилиндроВторая 500 см3, четырехтактный мотор вый мотор 75X79, с клапанами сверху, головка 84X90, с верхними клапанами, смазка циркус'емная, коробка отдельно от мотора, 3-сколяционная под давлением, коробка 3-скороростная, сцепление наружное сухими дисками, передача цепная, рама открытая, вилка с аморстная, шины 26X3,25, в остальных деталях машины сходны. Максимальная скорость 115 км тизаторами, тормоза на переднем и заднем в час, расход горючего 4—4,5 литр, на 100 км. колесе, шины 26 X 3. Максимально развиваЦены колеблются от 4.600 до 7.800 бельгийемая скорость 105 км в час, расход горюских франков. чего 3—3,5 литра на 100 км. Следует отметить, что четырехтактную модель "2) 350 см8, четырехтактный мотор с клапазавод начал строить вследствие того, что экснами сбоку, в остальном конструкция та же, порт двухтактных машин наладить не удалось. что и первая, скорость—80 км в час. В результате лабораторных работ, заОбе модели в500смЗимеют между собойтеже водом была сконразличия, что и предыструирована гоночная дущие. Рама и коробмашина в 350 см 3 , ка конструктивно не двухтактная, с комотличаются от модепрессором. лей меньшего литраМотоциклетный жа. Шины 27 X 3>5. спорт в Бельгии разМаксимальные ско ­ вит широко. В сгрене рости машин с верхрегулярно устраиними клапанами—115 ваются гонки и прокм в час, с клапанами беги, в которых участсбоку 100—105. Расвуют также иностранходы горючего 4—4,5 цы. Г онки устраилитр, на 100 км. ваются километровые Цена 5,700 — 7.800 на скорость, а также бельгийских франков. по закрытым шоссе на Фирма „Gillet", кобольшие расстояния. торой мы заканчиваем Пробеги происходят наш обзор, является вокруг страны („Tour сравнительно молоde Belgique"), между дой, но уже хорошо отдельными городами, зарекомендовавшей Мотоцикл на службе у полиции. двадцати-четырех часебя своими экономичВ Берлине для нужд полиции выпущены ососовые и, н аконец , ными и надежными бые мотоциклы. Они вмещают четырех воорув последнее время, машинами. входят в моду, по Во время войны фирженных полицейских, кроме шофера. Мотоцикл снабжен очень сильными прожекторами типу английских, гонма „Gillet" выпускала и броней от пуль ки по полям (при отмашину в 1.000 см-3, сутствии дорог). мотор „Motosocoche", Наибольшей популярностью в стране пользатем она перешла к постройке мелких двух3 зуются гонки километровые в Ostraale, около тактных машинЗООсм . В настоящее время на заводах „Gillet" строятся две основные модели: Антверпена, и гонки „Grand Prls de Belgique" близ города Спа на расстояния до 400 км. 1) 350 см 3 , двухтактный мотор 79,5 X 70 У нас в СССР наибольшей популярностью Смазка происходит благодаря смеси горючего пользуются машины фирмы „Gillet" из-за с Vio масла и кроме — вспрыскиванием прямо хороших конструктивных и эксплоатационных в цилиндр. Коробка 2 - скоростная, отлита качеств, выявившихся во время пробегов, заодно с картером мотора, сцепление наружв частности во время Всесоюзного автомоное, сухими дисками; передача цепная, рама бильного и мотоциклетного пробега. ординарная, закрытая; вилка имеет спиральные Состояние мотоциклетной промышленности пружины, заключенные в цилиндр. Тормоза на в других странах мы осветим в следующих переднем и заднем колесе, шины 26 X 34. номерах. Инж. А. Скерджиев Максимальная скорость — 85 км.40