19
20
СЛОВО ИМЕЮТ ШОФЕРЫ...Единственный в Союзе крупный автомобильный завод АМО выпускает грузовые машины. До сих пор качества наших автомашин обсуждались в сравнительно узком кругу специалистов. „За Рулем" предоставляет слово тт. шоферам, которым приходится в практической работе ежедневно испытывать все достоинства и недостатки своей машины. Начав с машин советскою производства, мы последовательно пропустим через строгий экзамен шоферской практики и наиболее популярные марки иностранных машин.КОНСТРУКЦИЯ ХОРОША, НО...ОНСТРУКЦИЯ полуторатонных грузовиков АМО проста, понятна и удобна, — говорит шофер Крахмалпатсиндиката тов. Федотов. Мотор великолепен: нагрузишь далеко свыше предела, а машина работает чисто, без перебоя —что твои часы. Шины массивней, нежели в старых Фиатах, крепки, прочны. Расход горючего экономичен. Прямо надо сказать: задумано правильно, сработано для первого раза неплохо, а все же — есть дефекты. Прежде всего: посадка. От этого сиденья у всех нас болит позвоночник; а придется сотню-другую верст отмахать за баранкой, не вылезая,— н не разогнешься: так скрючит спину! Сиденье должно быть отдаленнее от руля, чуть пониже и отложе для спины; педаль также нужно несколько снизить, иначе нога находится в напряженном и утомительном положении. Затем очень непрочен диференциал: за четыре месяца работы два раза пришлось посылать на завод в починку. В-третьих, электрооборудование недостаточно тщательно. Не поставлены в местах изгибов коленчатые трубки; незалуженные концы проводов плохо прикреплены к патронам; проводка открытая, вследствие чего—быстрая изнашиваемость и замыкание. И, наконец,—стучит конус, что безусловно не должно иметь места: слишком быстро разбиваясь, начинает грохотать глушитель; взамен чугунных колодок на тормоза необходимы Ферадо. Надо пожелать большей тщательности сборки, проверки качеств материала! Завод должен безусловно сократить простой машин при починке, иначе - потерянное время обойдется дороже, чем ремонт за собственный счет: в последний раз из-за починки одного только дифера три недели простояла машина на заводе! И главное: надо устраивать совещания, дискуссии о качестве выпущенных машин, обязательно привлекая к обсуждению и слесарей, и механиков, монтеров, шоферов,— всю низшую братию! Инженерам, администраторам, конструкторам придется ко многому внимательно прислушаться!КВНИМАНИЕ ШАССИ И КОЛЕСАМ!— Езжу я уже лет этак... 'да вот скоро двухдесятилетие праздновать буду! — сообщает шофер „Огонька" тов. Самойлов.—К своему АМО привык, считаю его не хуже Фиата. Грубоват несколько, но практичен. За два года работы ни одной починки. Раз только втулки меняли, ну, да это — пустое: и коня без спотычки не бывает! А что у других так часты поломки, так тут еще не всегда известно — кто виноват: шофер или завод. Причиной тут может быть и частая сменяемость шоферов на одной и той же машине, малая заботливость, небрежная смазка. Ну да, понятно, и завод не без грешков! Недостатком конструкции считаю то обстоятельство, что при мокрой или оледенелой мостовой — заносит зад вкруговую. Этот недостаток, который есть, впрочем, и у ваграничных машин, вероятно, можно было бы исправить, сделав подлиннее и пониже шасси, — больше была бы устойчивость. Между резиновыми покрышками колес должно быть пространство, хотя бы в */г дюйма, — шины бы не терлись одна о другую и изнашивались бы куда меньше. Вместо диска магнето Дикси хорошо бы поставить магнето Боша — дольше намного работает. Кузов отличен: сделан так крепко, что совсем не изнашивается. Пожалуй, было бы желательно обить пол железными полосками — было бы еще прочнее. Необходим стартер. Вопрос о его выработке—и дешевой выработке—надо поставить обязательно.19 ПО/ПНИТЕ о ГЛАЗАХ и СПИНЕ ШОФЕРА!— Я — наследственный шофер! — весело улыбается тов. Лебедев из гаража Моссельпрома. Его окружает десяток товарищей — все энергичные лица, романовские теплые кожухи , ушастые шапки.— Мой отец был шофером, а я уже шпингалетом все около машины вертелся. Ну, а с тех пор на каком только не ездил! Разве переберешь! И на Бюссинге, Уайте, Рольс- Ройсе, Лянче, Фиате... Вас интересуют качества АМО? Не хуже, чем у фиатовских машин! Правда, 'амовские работают еше мало, всего, год-полтора; наверно, срабатываемость частей у них побольше. Недостатки? О неудобном устройстве сиденья и педали уже другие говорили. Тут дело не только в удобстве посадки, а йв том, что при ином расположении виднее будет дорога; легче будет смотреть прямо вперед перед собою, а не так, как любят смотреть молодые шоферы: под колеса! Вопрос о переконструкции сиденья для нас, шоферов,— главный. Затем нужно усилить в ножных тормозах барабан и колодки. Кузов высок — возникает качка; хорошо бы шасси несколько снизить. В общем машина устойчива, удобна. Стук в конусе обычно не наблюдается. Нужно тщательней проверять машины при выпуске—за два месяца работы пришлось все грузовики отправить на завод в починку, главным образом, из-за порчи диференциала. Эту быструю noj ломку после выпуска АМО должно безусловно предотвратить.ПРОРАБОТАЙТЕ ДЕТАЛИ— Сделал я на своей машине, — говорит шофер Славнов из гаража ВЦИК,—километров этак... с тысяч двадцать. За год (248 рабочих дней), по сведениям статотдела, в среднем каждая машина перевезла 1.754 тонны при расходе горючего в 4.552 литра и при 14 текущих ремонтах. В день совершается около 70 км пути и перевозится 7 тонн. Расход горючего экономичен — 0,278 литра на километр экономичнее, чем в полуторатонных грузовиках иностранного происхождения — Фиате и Уайте. Из 35 грузовых машин у нас в гараже — десять амовских. Главное внимание, по моему мнению, надо обратить на литье, на качество металла, на лабораторные исследования . Быстрая изнашиваемость блоков, разрабатываемость конуса, во втулках, недолговечность металла в тормозах (не более 2—3 месяцев), частая ломка рессор — все это результат невысокой качественности металла. Рессоры грубо обрублены на концах, их бы спустить на-нет — куда эластичнее будут, к тому же и амортизация была1 бы длительна: меньше износа во втулках и подушках, соединяющих кардан. Внимание диферу! постоянно пропускает масло в заклепках. В конусных втулках надо ставить более доброкачественную медь или бронзу: заграничные, бывало, по 10 лет без износу работали! В кожухе над картером желательно окошко для спускания масла и чистки фильтра. Аккумуляторы плохого качества: все рассыпались.АМО ПОЖАРНЫЙ— Наши АМО не хуже заграничных,— сообщают пожарники. — Правда, их недостаточно приходится испытывать: летом разве раз в месяц случится пожар, зимой почаще, но все же этого мало, чтобы составить обстоятельное мнение. Недостаток: сильная тряска. Она возникает, очевидно, из-за грубости листов рессор. Из-за тряски то-и-дело отскакивают болты, держащие рессоры. Стартер у нас имеется, да нам и нельзя без него.20