22
23
ДЕТСКИЙАВТОМОБИЛЬОчерк Р.ПРАГЕРАС раннего детства увлеченные машиной, они внимательно слушают захватывающее сообщение о детском автомобилеОЗУНГ „Даешьдетский автомобиль"привлек 12 апреля в Политехнический Музей две-три сотни ребят от 8 до 15 лет. Они собрались задолго до начала диспута и устроили у входа свою собственную предварительную дискуссию. Слова: шестерня, передача, втулки, мотор, пружина, педаль, тормоз—точные производственные термины, замелькали в воздухе, как стружки с токарного станка. Ребята горячились так, как умеют горячиться только изобретатели, отстаивающие правоту своей идеи. Спор шел о способах делания планеров, паровых машин, ветряных мельниц, электромоторов, автомобилей. В одной кучке ожесточенно отстаивают преимущества пружины перед резиной для планера. Бойкий пионер рассказывает, как он смастерил самодельное ружье и как он бьет им тетеревов. — А где же ты, — недоверчиво спрашивают его,— достаешь пули? — Очень даже просто, — ухмыляется, — беру бертолетовую соль (ею горло полощат), примешиваю древесного угля, потом дробь еще, забиваю в патрон — чище покупного бьет. Ребята, разинув рот, восторженно глядят на него. Чорт возьми, завтра же надо обязательно попробовать самому смастерить ружье. Большинство ребят пришло сюда из пионерских звеньев, из школ, специально осведомленных о хиспуте; но есть и одиночки, пришедшие самоЛстоятельно. Несколько, правда, накладно вышло с билетом,— и три гривенника—капитал для детского кармана,— но зато деньги эти пошли „на дело", не то что на какое-нибудь там кино! Все они с раннего детства влюблены в машину. Это все производственники — будущие механики, слесари,шоферы,летчики,инженеры,изобретатели. Сегодня они пришли сюда для того, чтобы узнать, можно ли им самим и удастся ли построить детский автомобиль?! Первым их приветствует тов. Лежава, председатель „Автодора". Он говорит о самодеятельности и учебе, о том, что пролетарское государство с великой надеждой взирает на подрастающую смену. ^Центральная Детская Техническая Станция, в':лице своего руководителя тов. Волкова, демонстрирует детям различные типы автомобилей. Вот сначала те, тяга которых на... веревочке. Таких много всегда на бульварах: карапузы самого младшего возраста возят в них песок и камушки. — Нет, не такой нам нужен авто! Нам — с мотором! . И тогда где-то раздается татаканье, открывается боковая дверь — в залу торжественно в'езжает крошечная двухместная машина, совсем настоящая копия большой. Это — единственный в СССР детский авто, сделанный рабочим22 Бурцевым у себя дома для двух своих сыновей 8и9 лет. Машина обошлась ему в 180 рублей; она развивает скорость до 24 км в час; на пневматиках, мотоциклетный мотор в1 л. силу — все честь честью! В зале творится нечто невообразимое. Все сорвались со своих мест и жужжащим роем облепили Бурцева с его машиной и сыновьями. Да, да, вот такой им нужен автомобиль — в школу ездить, маме продукты из кооператива привезти, на экскурсию отправиться к товарищам в соседний пионерский лагерь. Да что и- говорить!— суть-то ведь не в том, чтобы кататься, а чтобы сделать его своими собс твенными руками. И главное, только тогда из них будет настоящая смена, когда они будут с детства знать детали машин ках свою собственную пятерню! С трудомводворяется спокойствие. Дело сразу становится на реальную почву. После оживленных дебатов — выступали дети, инженеры, взрослый изобретатель — выносится резолюция: Нужны детские автомобильные курсы — бесплатные, и чтобы там могли группами строить автомобили! Нужен детский автомобильный клуб! „Автодор" должен помочь приобрести с автокладбищ по дешевке старые ненужные части! Через год—первый детский автомобильный парад на Красной! Очень, очень многое нужно еще молодым автомобилистам, рвущимся к творчеству... — Готовы ли строить автомобили?! — спрашивает тов. Волков у детей, закрывая собрание. — Всегда готовы! — единодушно в ответ.Р. ПрагерПредседатель „Автодора" А. М. Лежава с молодым автомобилистомДетский автомобиль с мотоциклетным мотором, сооруженный тов. Бурцевым