Придание доро.е выпуклого профиля посредством „струга" с тракторной тягой.КАК УЛУЧШИТЬ ДОРОГУ Б ДЕРЕВНЕИнж. К. КУПРЕЯНОВДЕЛО улучшения грунтовой дороги далеко непростое; оно зависит от характера грунта, от близости грунтовых вод, от климата (продолжительная суровая зима, сухость или влажность района), от расположения дороги, наконец, также от наличия тех или других местных материалов, от величины проезда по дороге, от экономических возможностей и других условий. П оэтому не существует какого-либо единого типа улучшенной грунтовой дороги, а выбор типа зависит исключительно отместныхусловий . Общая цель, которую нужно достигнуть, это — придать поверхности дороги такое крепкое и устойчивое состояние, которое могло бы выдерживать как действие проезда, так и действие мороза, жары, воды, воздуха, ветра и т. д. Чтобы разобраться во всем этом и принять практичное и недорогое для исполнения решение, необходимо прежде всего обратиться к помощи дорожного техника, и ни вкоемслучаенеприниматьсязаработу улучшения дороги самостоятельно, 28ч тобы не истратитьнапрасновремении денег. Как бы особняком от дела улучшения дороги (нов действительности — в тесной с ним связи) стоит исправление искусственных сооружений этой дороги, т.-е. мостов, труб, лотков под полотном дороги, служащих для перепуска воды с одной стороны дороги на другую. В этом отношении следует иметь в виду не только приведение в порядок существующих сооружений, но и устройство их там, где они отсутствуют, например, при пересечении ручьев, канав и проч. П ервая мера для улучшения п"олотна дороги — э тооканавливаниеее , т.-е. у стройство по обеим сторонам дорог канав для отвода воды вблизлежа щий овраг или какой - н ибудьдругойводоем , с приданием канавам надлежащего уклона в сторону выпуска. В тораямерасостоитв придании полотну дороги, между канавами, поперечных скатов для отвода воды сполотнак Если грунты, пересекаемые дорогой, плохие, податливые (глина, сыпучий песок, чернозем и т. п.), то одной машинной обработки дороги недостаточно, и в таких случаях необходимо прибегнуть к искусственному укреплению грунтаполотна дороги одним из имеющихся многочисленных приемов, выбираемых в зависимости от местных условий. Главнейшие приемы улучшат я полотна грунтовой дороги состоят в введении „добавок". Эти приемы таковы: 1) пескование глинистой дороги, Каток для уплотнения дороги 2) глинование песчаной дороги, 3) известкование глинистых и пылеватых канавам , п ричемдляпридания дорог, 4) обжиг глинистых дорог, 5 устд орогевыпуклостиупотребля ройство шлако-глинистой дороги, б) прое тсягрунт , в ынутыйизканав . масливание песчаных дорог, 7) улучшеЭти две меры являются простейшими ние глинистой дороги добавкой соломы, и главнейшими при устройстве грунто8) улучшение дорог добавкой сена, вой дороги иприпостоянном под9) устройство бревенчатых и досчатых держании дороги в порядке, они обесдорог, 10) улучшение дороги гравием, печат (при наличии ракушкой и пр. хорошего, в дорожОхарактеризуем ном отношении.грунвкратце названные та) более или менее приемы. Они не исхороший проезд. черпывают всех возПеречисленные можных приемов и работы, т.-е. устройимеют целью укаство канав и выпукзать лишь общие пулости полотна, проти улучшения дорог. изводятся вручную или, лучше, простейПескование глишими сельскохозяйнистой дороги ственными машинами (плуг, борона) и Наблюдениями „Струг" для обработки грунтовой дороги специальными донад службой участрожными машинами: канавокапателем, ков неулучшенном грунтовой дороги, но утюгом, стругом и другими, заимствонаходящихся в хорошем состоянии (с маванными нами из американской практики ленькими колеями или совсем без колей), самого последнего времени и изготовляемыми в г. Петрозаводске на специальном заводе под руководством Научноисследовательского дорожного бюро'). Работа этих машин, приводимых в движение вдоль будущей дороги конной или тракторной тягой, заключается в автоматическом рытье канав и сме-i щении вынутой из канав земли по направлению к центральной оси дороги, с образованием выпуклости ис последующим уплотнением дороги; эта работа называется машиннойпрофили ровкой.! ) Впрочем, необходимейшие из этих машин, очень простые по конструкции, могут быть изготовлены легко и на месте. шУтюг" для выглаживания дороги29 Обычный вид нашей грунтовой дорогии лабораторными анализами грунтов с этих участков удалось установить, что устойчивые грунты представляют смеси песка, пыли и глины в более или менее постоянных пропорциях в (среднем 65% песка, 25°/о пыли и 10% глины). На этом наблюдении основано введение в глинистую дорогу такого количества песка из близлежащего карьера, чтобы пропорция составных частей получившейся смеси была бы близка к вышеуказанной. Г линованиепесчаной дороги Если имеется песчаная дорога, то она так же неудобна для движения, как и глинистая, с той лишь разницей, что глинистая дорога неудобна в сырую погоду, а песчаная — в сухую. Имея по близости залежи глины, можно воспользоваться тем же приемом внесения добавки — на этот раз в виде глины — к песчаному грунту дороги, и из двух плохих в отдельности грунтов может таким образом составиться третий — хороший в дорожном отношении. Известкование глинистой или пылеватой дороги Гашеная известь в количестве 3 % — 9% по об'ему примешивается к грунту полотна дороги на глубину до 15 см путем вспашки и боронования дороги. Для лучшего смешивания дорогу реко30мендуется известковать, когда она совершенно суха. После перемешивания дорога выглаживается утюгом и открывается для движения, которое ее окончательно уплотняет. Этот прием полезен для тяжелых глин и пылеватых грунтов. Эти грунты делаются менее вязкими и пластичными и приобретают крупичатую структуру — условия, которые в сырое время благоприятно отражаются на способности грунтовой дороги выдерживать то небольшое движение, которое обычно на ней бывает. Обжиг глинистой дороги Глина, чрезвычайно затрудняющая движение по ней во время сырой погоды вследствие ее способности к грязеобразованию,— резко и выгодно, Р дорожном отношении, меняет свои вредные свойства под влиянием обжига до температуры приблизительно 750° по Ц. Обжиг производится на месте дровами или другим дешевым топливом. При этом глина опесчанивается, т.-е. частицы ее как бы спекаются, а клеющая часть глины, так называемая „коллоидальная"' часть, от которой зависит активность глины к связи с водой,— в значительной мере разрушается. Обжиг производится, как сказано, на месте в особых напольных печах или специальных, но простых устройствах. Обожженная глина рассыпается в зе- Bui улучшенного грунтового трактамляном ящике и укатывается, образуя искусственный слой, отличающийся быстрой просыхаемостью, лишенный липкости и остальных вредных свойств глины. Устройство шлако-глинистой дороги В тех местах, где имеется шлак, полученный от обыкновенного каменного угля (железные дороги, заводы и пр.), этот материал с успехом J^Oжет применяться для улучшения глинистой дороги; это прои з водится след. образом: вдоль дороги, на желаемую ширину устраивается земляной ящик глубиной в 25 — 35 см с выб рос кой Рассыпание песка на глины на обочины, а затем в этот ящик всыпается слой шлака толщиною 10 — 20 см, а сверху — слой глины с обочин, толщиной 8—16 см, и оба слоя тщательн»вспахиваются до дна ящика, затем ооронятся и укатываются катком. Применение только одного шлака, без смешивания с глиной, хороших результатов не даетПромасливание песчаных дорог Применение дорожных масел для улучшения грунтовых дорог делается двумя способами: поверхностной поливкой и поверхнос тным смешением. Для первого требуется подготовка достаточно плотного полотна с предварительной очисткой его от пыли, второй осуществляется при помощи перем вшивания масла с песчаным материалом верхнего слоя доглинистой дороге роги. Первый служит, главным образом, для обеспыливания, второй — для создания плотной верхней корки и может служить переходом к улучшенным типам дорог.31 В качестве дорожных масел примечаная кора, сцепленная некоторым орняются нефтяные остатки или каменганическим связующим веществом. Поноугольные смолы. садка кустов и деревьев вдоль песчаной дороги способствует сохранению в ней Улучшение дороги добавкой влаги, а потому и большой связности соломы и. сена песчаной массы. Глинистые дороги могут улучшаться Устройство бревенчатых дорог посредством рассыпки на полотно, предВ лесистых местностях применяются варительно вспаханное, слоя мелко-редля перехода через сырые места накат занной соломы толщиной 15 см с пои жерди небольшой длины, укладываследующим смешением соломы с глиной емые поперек дороги. Также примепри помощи дисковой бороны. Затем няется и досчатый настил, укладываепроизводится укатка катком. В конечмый поперек дороги и пришиваемый ном результате получается плотная к двум переводам, укладываемым паралкора; это — временное улучшение. Глинистые дороги улучшаются также лельно вдоль дороги. добавкой сена, препятствующего обраУлучшение дороги гравием, жерствой, ракушкой и пр. зованию грязи в сырое время. Это вреПри наличии этих материалов на меменное улучшение такого же характера, как и улучшение фашинами, хворостом, сте они с большим успехом могут приприменяемое в лесистых местах. Однако меняться для покрытия дороги, создаулучшение песчаной дороги сеном мновая надежное и солидное улучшение гими инженерами считается имеющим дороги и представляя как бы переходболее постоянный характер. Сено, рас- ную ступень к каменным одеждам по-Партия дорожных машинсыпанное поверх полотна, смешивается с песком в одну общую массу, а в дальнейшем разлагается, и образуется пес32стоянного типа дорог губернского и государственного значения. Инж. К. Купреянов