НАМ НУЖЕН СБОРОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОДИнж. МАЙОРОВПомещая статью инж. Майорова, редакция открывает широкую дискуссию по интересному вопросу о необходимости производств л отдельных частей автомобиля на существующих в СССР заводах, производя на автомобильном заводе лишь сборку изготовленных частей. Редакция приглашает инженеров, хозяйственников и др. т т высказаться по этому вопросу.ВОПРОС автомобилизации СССР в последнее время направлен по очень узкому руслу. Уже решен вопрос о постройке нового завода и ассигновании на это дело десятков миллионов рублей. Проектируемое предприятие должно охватить весь р^д производственных процессов и дать потребителю вполне готовую продукцию. Строя такие комбинаты, капиталистические предприниматели на Западе ив Америке хотят застраховать себя от случайностей рынка, устранить свою зависимость от других об'единений и освободить себя от необходимости получать от них полуфабрикаты, являющиеся частью их собственной продукции. Но так ли должно быть унас , где государство является хозяином всего производствам Нужно ли вообще строить колоссальный завод с производственной программой в десятки тысяч автомобилей в год? Нет ли другого подхода к этому важнейшему для страны вопросу? Нам кажется, что всоветских условиях путь к разрешению вопроса лежит не через комбинирование всех процессов на одном предприятии, а через диффе р енцирование их на разных государственных заводах. Для этой цели все производство разбивается на отдельные циклы работ (разбивка может быть произведена или по спецификации аггрегатов, т.-е. мотора, коробки скоростей, заднего моста, рамы с рессорами, кузова, арматуры и зажигания, или по материалу: сталь, чугун, алюминий, медь и т. д.). Выбор способа разбивкитребует, конечно, тщательной проработки. Э тотпуть , думается нам,— н еизбежныйиедин с твенновозможныйдлянашей промышленности, у которой совершенно нет опыта автостроения , но естьопытпоотдельнымаггрегатным работам. Такие заводы, как Путиловский, с трудом наладивший производство тракторов „Фордзонов", Харьковский—„В. Д.", Обуховский — тракторов „Хольт", и целый ряд других крупных заводов, полного автомобиля не построят, но отдельные его части — коленчатые валы, например, изготовят много лучше, чем это сделает новый автомобильный завод, потому что в деле стальных поковок они имеют опыт многих десятков лет. То же самое относится и ко всем остальным частям: заготовка спожных и ответственных частей должна быть организова на целом ряде уже существ\ющих заводов, а затем части должны поступать к месту сборки всего автомобиля. Все наше производство автомобилей должно быть организовано по принципу заготовки частей и сборки всей машины в одном месте, в соответствующем помещении с определенной пропускной способностью.На таком принципе работает почти вся американская промышленность. До 85% американских автомобильных фирм не строят у себя двигателей, а заказывают их другим специальным заводам... Немедленно возникает другой вопрос — справится ли наша промышленность с массовыми заказами таких отдельных частей? Вопрос о децентрализации автостроения уже поднимался в период жесточайшей нужды в автотранспорте во время гражданской войны. Тогда промышленность, после сильнейшего напряжения во время мировой войны, была совершенно неспособна на какое-либо производство в области точного строительства из-за чрезмерной изношенности оборудования. Но теперь дело обстоит иначе. За последнее пятилетие наша промышленность значительно обновила свое оборудование. Отдельные отрасли промышленности пополнили свое оборудование станками, отвечающими всем требованиям современной техники, и нужно полагать, что они безусловно справятся с поставленной задачей. Разница между нашей инвалидной промышленностью 1919/20 гг. и „омоложенной" современной — огромная. Правда, и сейчас найдутся уязвимые пункты в производственном оборудовании, но устранитьэтинедочетынетак трудно и дорого, как строить новый автомобильный завод. В условияхсоциалистического хоз яйства нам ненуженспециальный автомобильный завод универсальн оготипа . Н амнужнысборочные мас терскиеитолько . Их и следует расширять в случае увеличения выпуска, диференцируя и увеличивая производство отдельных деталей. Такая разбивка производства устраняет угрозу недостатка специалистов высокой квалификации, так как специалисты отдельных заводов отвечают за качество выпускаемых ими частей. н эя , Тут же нужно оговориться, что успех будёт^зависигь от выбора самой модели. Если мы будем проектировать и делать все сами, не имея в этом никакого опыта,— никакая диференциация не поможет. Лучше всего давать на отдельные заводы определенное задание с точной спецификацией. Нам необходимо получить вполне готовую модель с самой точной Спецификацией. материалов и допусками. Тогда мы быстро приобретем необходимые навыки для дальнейших усовершенствований и положим серьезное начала автостроению.Инж. Майоров14