10
11
12
13
УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯПроф. Е. ЧУДАКОВнормально имеет два колеса, из которых однь является ведущим. АША страна в ближайшие годы должна пеНа рис. 1 дан общий вид пассажирского авторежить весьма быстрое развитие автомомобиля, который обычно носит название легкобильного дела, поэтому необходимо, чтобы вого автомобиля. На рис. 2 представлен общий возможно большее число граждан Союза вид грузового автомобиля. Главнейшим отличием гнало устройство автомобиля и уход за ним. одного автомобиля от другого является конструкД ля сообщения кратких сведений об устройстве ция кузова: в первом автомобиле он предназна-автомобиля, в нашем журнале предположено дать чен для посадки пассажиров, во втором — для ряд статей по этому вопросу с таким расчетом, размещения груза. В зависимости от числа пасчтобы в результате у читателя получилось достасажиров и требований удобства, а также в завиточное знакомство с авсимости от родя груза, томобилем в целом. В для которого предназнасвязи с ограниченным чается автомобиль, форместом, которое может» ма кузова изменяется быть отведено вжурнале ! весьма сильно, и в надля таких статей, здесь J стоящее время существует будут сообщаться лишь очень большое число разосновныесведения, предличных типов автомоназначенные, г лавным бильных кузовов. Кузов образом, для лиц, начиавтомобиля крепится на Рис. 1. Современный пассажирский (легковой) нающих изучение автораме последнего, на котоавтомобиль мобиля. Д ля более по-"' рой устанавливаются все дробного изучения буд^т рекомендованы соответмеханизмы автомобиля, обеспечивающие последствующие полные курсы по устройству автомонему возможность движения. Все эти механизмы биля. принято разделять на две части: а) автомобильный двигатель и б) автомобильное шасси, вклюВ случае непонимания читающими того или чающее в себя все механизмы автомобиля, за .-другого места в цикле статей по устройству автоисключением двигателя. Таким образом, весь автомобиля, просим обращаться письменно в редакмобиль можно разбить на три основные группы: цию. В следующем номере журнала будут дадвигатель, шасси и кузов. ваться раз'яснения по всем затронутым На рис. 3 представлен общий вид автомобиля вопросам. со снятым кузовом, т.-е. общий вид автомобильного шасси вместе с двигателем. В состав автомобиля входят следующие основные механизмы и детали: А — моторная группа, состоящая из бензиноАвтомобилем называется самодвижущийся экивого двигателя, сцепления и коробки скоростей; паж, предназначенный для перевозки пассажина рис. 4 эта группа представлена отдельно и ров или груза по безуказано расположение рельсовым дорогам. Щ\ перечисленных выше Кроме автомобиля для механизмов. В передит ой же цели служат -Щ автомобиля расположен т рактор и мотоцикл. прибор Р, называемый Главнейшим отличием % радиатором и служащий автомобиля от трактора для охлаждения воды, пропускаемой через рувляется то, что автобашку двигателя для юбпль полезную наigij охлаждения его стенок. рузку (пассажиры или Гкарданный вал, груз) обычно несет на передающий усилие от себе; трактор же эгу Pt.c. 2. Общий вид современного грузовою моторной группы к заднагрузку тянет за соавтомобиля ней оси автомобиля. бой на специальных Д—задняя ось автомобиля, или, как часто ее тележках. Этот признак является основным для называют, задний мост автомобиля. отличия автомобиля от трактора. Е — передняя ось автомобиля. Однако, за последнее время начинают полуЖ—рама автомобиля, на которой жестко укречать широкое распространение грузовые автомоплена моторная группа Аик которой на рессобили, снабженные прицепками и, следовательно, рах 3 подвешены передняя и задняя оси автонесущие груз как на своей платформе, так и на мобиля. прицепных тележках. Таким образом, граница между автомобилями и транспортирующими трак3рессоры автомобиля, служащие для.уменьторами в большей мере стирается и отдельные шения тряски автомобиля при езде по неровной виды конструкций могут быть произвольно отнедороге. сены к тому или другому типу. И — рулевой штурвал, при помощи которого шофер устанавливает направление движения Основным отличием автомобиля от мотоцикла автомобиля. является наличие у первого не менее четырех ТС—тормозная рукоятка. колес при двух ведущих колесах, мотоцикл жеПРЕДИСЛОВИЕНОсновные механизмы автомобиля и их назначение10 Л — тяга к тормозам на задних колесах. Если потянуть рукоятку К на себя (на фиг. 3 это обозначает влево), то через посредство тяги Л будутпередавать усилие с одного вала на другой ив том случае, когда угол наклона между валами не остается постоянным. ~От карданной . передачи усилие подводится к приведены в действие тормоза на задних колепередаче коническими шестернями „д", при посах автомобиля. мощи которых и приводятся в движение две поМ—щиток, на котором устанавливаются конлуоси с насаженными на них накрепко задними трольные приборы, требующие надзора шофера. колесами, как это схематически представлено на Для того, чтобы яснее был виден механизм рис. 6; здесь „н"— полуоси, на которых укрепередачи усилий от мотора к колесам, на фиг. 5 плены колеса Н. представлены основные РЫЧАГ гит/ия механизмы передачи в Между конической перазрезе; движение автоПСДДЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ РЫ1ДГ ПЕРЕВОД*. редачей „д" и полуосями мобилю сообщается слеобычно вводится спеСКОРОСТЕЙ дующим образом: циальный механизм—диф еренциал , служащий Бензиновый двигатель для того, чтобы колеса, А при своей работе разк которым подведено двививает на валу „а" опреих усилие, могли враделенную мощность, изжущее с различной скоростью. щаться меряемую в лошадиных силах, эта мощность и Таким образом, колеса Н при идет на сообщение автопомощи названных выше мехамобилю движения. Усинизмов получают от двигателя лие от вала „а" мотора вращательное движение и начиА передается к сцепленают катиться вперед или назад, нию Б, которое исполсмотря по направлению их вранено вместе с маховиком щения. Для того, чтобы колесо двигателя и представпри своем вращении начало каляет собой фрикционтиться, необходимо чтобы между ную муфту, т.-е. соединеСКОРОСТЕЙ этим колесом и дорогой происхоние, передающее усилие дило достаточное трение; в случае СЦЕПЛЕНИЕ через посредство силы очень скользкой дороги колесо моРис. 4 трения. жет начать вертеться на месте, и это явление называется буксованием колеса; наОт сцепления усилие переходит к коробке скоблюдается оно, главным образом, в зимнее время. ростей В, где оно, благодаря введению в переПри нормальной дороге колеса не должны буксодачу шестерен, может быть увеличено в желаевать, и как только они приводятся от двигателя во мое число раз. С валика коробки скоростей вращательное движение, они начинают катиться; В усилие передается к карданной передаче, копри этом они перемещают задний мост Д, от поторая состоит из карданного вала Ги двух карследнего уже усилие передается через рессоры данов „г". Карданом называется такой механизм, 3 к раме автомобиля и тем самым приводит в двисоединяющий два вала, который дает возможность11 Рис. 5 жение весь автомобиль. Итак, окончательно получаем следующий путь передачи усилий от основного источника — двигателя: вал мотора „а",— сцепление Б,—коробка скоростей В,—карданная передача Г,— коническая передача „д",— полуоси „н" и колеса автомобиля Н. Колеса, к которым подводится движение от мотора, называются ведущими. На рис. 3 и5 представлен автомобиль с двумя задними ведущими колесами; применяются конструкции . автомобиля с передними ведущими колесами ис четырьмя ведущими колесами; эти конструкции мы рассмотрим подробно в дальнейшем в отдельной статье. Подавляющее большинство автомобилей во всем мире и все автомобили в Союзе имеют источником движущей силы бензиновый двигатель. Значительно меньшее распространение имеют автомобили с электромотором, или, как их называют, „электрические автомобили". В таком автомобиле источником движущей силы является электромотор, который питается током от аккумуляторной батареи, расположенной на раме автомобиля. Наконец, еще меньшее распространение имеет паровой автомобиль, в котором источником движущей силы является паровая машина. Так кгк последние два типа автомобиля в ближайшие годы не должны получить у нас сколько - нибудь заметного распространения, в кратком обзоре мы их рассматривать совсем не будем. Все механизмы и детали автомобиля по их назначению могут быть разбиты на четыре основные группы: 1. Силовая передача. 2. Ходовая часть. 3. Механизмы управления. 4. Кузов и дополнительное оборудование. В первую группу входят те механизмы, через посредство которых усилие от мотора подводится к ведущим колесам. Как уже было указано, сюда входят следующие механизмы: двигатель, сцепление, коробка скоростей, карданная передача, передача в задней оси, полуоси. Во вторую группу входят: рама автомобиля, передняя и задняя ось, рессорная подвеска и колеса, т.-е. те детали и части, которые образуют остов автомобиля и обеспечивают ему возможность движения. Третью группу составляют механизмы управления, а именно рулевое управление и тормоза. В дальнейшем в отдельных статьях мы рассмотрим порознь каждый из перечисленных выше механизмов. Назначение каждого из перечисленных механизмов более или менее ясно из самого названия их и из приведенного выше описания. Дополнительного пояснения требуют, главным образом, два механизма: сцепление и коробки скоростей, действие которых мы вкратце рассмотрим. Эти два механизма в своей работе связаны друг с другом, и потому мы их рассмотрим совместно, Назначение коробки скоростей заключается в том чтобы дать возможность автомобилю преодолевать отдельные повышенные сопротивления дороги, как-то: под'ем, тяжелый грунт и т. д. Автомобиль предназначается для езды по всяким дорогам, и он должен быть в состоянии преодолевать как встречающиеся под'емы, так и отдельные участки тяжелой дороги (мягкий грунт). Для этой цепи на ведущих колесах автомобиля должно развиваться усилие, достаточно большое для преодоления указанных сопротивлений. Кроме того, очень большое усилие требуется также на ведущих колесах при разгоне автомобиля, когда надо в короткое время сообщить автомобилю возможно высокую скорость. Автомобильный двигатель выбирается всегда такого размера и такой мощности, которые обеспечивают автомобилю заданную скорость при нормальной дороге (горизонтальное шоссе). Постоянная передача у задней оси (на рис. 5 обозначена буквой „д") выбирается всегда такой, чтобы при максимальной скорости автомобиля на горизонтальном шоссе двигатель имел заданное максимальное число оборотов своего вала. Таким образом, усилие, которое может быть создано двигателем на ведущих колесах при неизменной передаче „д", соответствует лишь нормальной дороге. При увеличившемся сопротивлении из-за под'ема или трудного грунта, а также при разгоне автомобиля это усилие будет уже недоста точным—для увеличения его и вводится коробка скоростей. Как видно иа рис. 5, коробка скоростей представляет собой набор шестерен, которые можно переключать на ходу автомобиля и тем менять передаточное число между валом двигателя „а" и карданным валом Г. Переключение шестерен в коробке скоростей производится при помощи рычага »р", который перемещается в соответствующее положение рукой шофера. Переключая шестерни в коробке скоростей таким образом, что при тех же оборотах двигателя обороты карданного вала будут уменьшаться, мы12 увеличиваем усилия накарданном валу обратно-пропорционально уменьшению его оборотов. Например, если карданный вал станет вращаться в5 раз медленнее, чем вал двигателя, то усилие, с которым он будет вращаться, должно быть в5 раз больше, чем усилие на валу двигателя. А чем больше будет усилие на карданном валу, тем, очевидно, больше будет усилие и на ведущих колесах; скорость же вращения последних, а следовательно и скорость движения автомобиля, будет при этом соответственно уменьшаться. Отсюда окончательно устанавливаем назначение коробки скоростей: коробка скоростей имеет своей целью увеличение движущей силы на ведущих колесах, что является необходимым при под'емах, тяжелой дороге, при разгоне автомобиля и что осуществляется путем введения сменных передач в коробке скоростей. Кроме того, коробка скоростей служит для получения заднего хода, для каковой цели необходимо получить вращение ведущих колес вV обратную сторону. Рис Автомобильный двигатель имеет такую конструкцию, которая позволяет ему при его работе вращаться только в одну сторону — всегда по движению часовой стрелки. Поэтому для получения обратного движения колес необходимо между ними и двигателем ввести соответствующую передачу шестернями, что и осуществляется шофером при помощи рычага перевода скоростей. Сцепление вводится в передачу для того, чтобы при переключении шестерен в коробке скоростей уменьшить удар на зубья последних. Так как при переключении шестерен в коробке скоростей на ходу автомобиля—получается жесткое соединение валов, связанных с значи-тельными массами и имеющих различную скорость вращения, то при таком переключении должны возникнуть огромные ударные силы, вредно отзывающиеся как на зубьях шестерен, так и на прочих механизмах. Если же выключить сцепление и тем самым от'единить маховик двигателя от коробки скоростей, то удар значительно уменьшится, и переключение шестерен будет производиться плавно и без шума. После соответствующего переключения шестерен, сцепление вновь включается; но так как оно представляет собой фрикционную муфту, передающую усилие через посредство силы трения, то уравнивание оборотов вала Аи коленчатого вала двигателя происходит не мгновенно, а некоторое время происходит буксование; благодаря этому, в системе не могут появиться ударные силы, и сила, возникающая при этом, не превосходит силы трения фрикционной муфты. Из сказанного следует, что сцепление является по существу подсобным б. механизмом коробки скоростей и приводится в действие при переключении шестерен. Таким образом, переключение шестерен в коро ке скоростей заключается в следующем: • Нажатием ногой на педаль шофер выключает сцепление, т.-е. от'единяет двигатель от коробки скоростей, далее при посредстве рычага он устанавливает такую -передачу в коробке скоростей, которая соответствует сопротивлению дороги. После переключения шестерен педаль сцепления плавно отпускается, и тем самым двигатель вновь с. единяется с коробкой скоростей ис задними колесами. __-, ,. рПроф. Е. ЧудаковВЫ „ЗАЗАИНТЕРЕСОВАНЫ РУЛЕМ"...в максимальномраспространенииБольшой тираж позволит, при той же подписной плате, увеличить об'ем журнала и дальше улучшать его внешнее оформление и технику печати. Среди товарищей, пожелавших принять участие в распространении „ЗА РУЛЕМ", будут разыграны специальныепремии , в том числе библиотечки по автодорожному делу и годовые подписки на популярные журналы. Сообщите свой адрес вконтору „ЗА РУЛЕМ" Страстной бульвар 11) и Вам будут высланы инструкции. (Москва б,13