31
32
33
*\-\'l-' ;:Jfc, /•:•.<Напольные печи для обжига глины системы инж. К.КупреяноваГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ из ОБОЖЖЕННОЙ ГЛИНЫИнж. К. КУПРЕЯНОВСВОЙСТВО глины меняться под влиянием огня было замечено в самой глубокой древности. Этим свойством пользовали:ь и пользуются для приготовления из глины различных предметов, напр., посуды и т. п. Есть три степени обжига глины: первая дает материал, подобный кирпичу, вторая вызывает спекание материала (для предметов, где требуется особая прочность) и, наконец, третья — это остекление поверхности глины. Огонь переводит глину из состояния, в котором она очень жадно соединяется с водой, в состояние, когда эта активность к соединению с водой совершенно исчезает. Переводя глину, находящуюся на дороге, в состояние, подобное обожженному кирпичу, можно значительно улучшить глинистую дорогу и создать таким образом особый тип дорог, неимеющий неприятных свойств обыкновенной глинистой дороги.роны при малейших боковых скатах дороги, а автомобили и грузовики при под'емах на такой дороге способны „буксовать" (вращение колес на месте, не двигая вперед машину). Глина в сы-. ром состоянии обладает и очень большой пода-. тливостью, т.-е. способностью к образованию глу-. боких колей, внизу которых собирается вода и размокает грунт. К тому же глина чрезычайно медленно высыхает, и влияние дождей долго отражается на дороге — даже при наступлении сухой погоды. Разные глины обладают этими свойствами в, разной степени.Причины вредных свойств глины и устранение их обжигомКаковы особые свойства глинистой дороги, коч торых нет в песчаных грунтах? Проф. М, М. Филатов об'ясняет это так: глины состоят из очень мелких частиц разрушившихся каменных пород (крупность 0,01 мм и мельче); частицы же меньше 0,001 мм обладают уже особыми свойствами так называемых коллоидальных частиц — способностью притягивать и удерживать на своей поверх•< ности воду, образуя клееобразную массу, от которой и зависят, главным образом, вредные свойства глинистой дороги. Чем больше коллоидальная часть, тем резче проявляются эти свойства. Высо-i кая температура при" обжиге разрушает свойства коллоидных частиц как в отношении их к воде, так ик химическому составу и вызывает спека-. ние частиц и их укрупнение (глина как бы oneiВредные свойства глинистой дорогиГлавное вредное свойство глинистой дороги, чрезвычайно затрудняющее движение по ней в сырую погоду,— это способность к образованию грязи, происходящая вследствие большой активности глины к связи с водой. Другим вредным ее свойством является липкость, вследствие которой большие массы глины наматываются на ободья колес, затрудняя этим движение. Наконец, глина во влажном состоянии отличается скользкостью, следстввие которой повозки скатываются в сто31 Первая операция должна дать как можно счанивается). Перевод глины в опесчаненное больше крупного материала (комья размерами состояние и разрушение ее коллоидальной части 15X15X15 см и крупнее), так как крупный сообщает всей массе благоприятные свойства песчаной дороги, уменьшение гигроскопичности, материал идет целиком в обжиг. Чем вязче глина, т.-е. чем более тяжелый увеличение, с одной стороны, водопроницаемости (быстрота прохода воды чере» массу), а с друсуглинок, тем больше полу <ается комьев. При гойпротивоположные свойства: увеличение во- рытье вручную, комьев получается больше, чем плугом с тракюрной тягой допод'емной и испаряющей способности (отдача влаги из массы в воздух под влиянием солнцз и Вторая операция — устройство печей для обветра). Таким ображига и самый обзом, огонь резко и жиг—является главвыгодно меняет нейшей. Во время свойства глины в работы выработадорожном отношелись два типа пении. чей—напольные печи обычного типа иВ какой же мере печи конструкции рационально для автора. Напольные службы дороги полпечи устраивались ное уничтожение двух разных систе*; коллоидальной чапри небольших комьсти глины, подобно ях размерами до тому, которое про3 5X35X35 см для исходит при обжиге перекрытия отверо бы кн о вен ного стия печи величиной строительного кирв 35 см применялись пича? Теория и донебольшие отрезки рожная практика дагазовых труб, поверх ют отрицательный которых укатываответ на этот волись комья; при прос. Полный обжиг больших комьях пебез оставления ^чарекрытие печи деласти сырой глины — лось без помощи нежелателен, так труб, но вертикалькак при полном обные стенки топок жиге ,,уничтожается кверху суживались вся коллоидная — (напуском рядов связующая часть; комьев) и перекрыпри полном отсутвались сверху крупствии этой связуюными комьями, предщей части дорога почтительно имеюбудет в жаркую пощими вид плиток. году слишком сыпуча, так как частицы Недостаток наее не будут связаны польных печей с никаким цементом. перекрытием трубаПоэтому дорога из ми заключается заводского кирпича, jpj именновприменении всегда полностью *3йа этих труб, ограничи1 обожженого, не имея вающих фронт рабодолжной связи меты из-за необходиРаспространенный способ резки сырца из глины для жду частицами, бумости переноса труб обжига. Этот способ нецелесообразен, так как он дет легко разрус печи на печь: при удорожает работу. шаться и пылить. этом нельзя устроить Наоборот, сырая глисразу несколько пена, остающаяся в обожженной глине при нашем чей на значительном протяжении дороги, а прихообжиге, тесно с ней перемешана естественным дится устраивать печь за печью, что вызывает образом и играет ту же роль, что и битум в аснапрасную затяжку работ. Напольные печи устраифальтовой одежде. В асфальте гравелисто-пес- вались на 1, 2 или 3 топки; размеры топочного чаная часть связана битумом, без которого одна отверстия—35 X 35 см; размеры в плане печки с гравелисто-песчаная часть будет рыхла и сыпуча. одной топкой—2,5X2,5 мм; высота—1—1,5 м; таким образом, количество обожженного материала от одной печи—около 5 куб. м. Печи на 2 топки выгоднее чем в 1, и в 3—выгоднее чем в 2, так Обжиг глинистой дороги как при увеличении числа топок уменьшается количество необожженного по краям печи матеЭта работа состоит из следующих отдельных операций, разработанных автором: вспашка земляриала. Топочные отверстия могут делаться сквозными, но при сильном движении воздуха (при ного полотна плугом или рытье его вручную с профилировкой дна ящика; устройство печей совпадении направления ветра с осью печи) одну сторону приходится закрывать во время топки. для обжига из крупных кусков полученной от Горячие газы из топки проходят через промекопания ящика глины и самый обжиг; россыпь полученного обожженого материала в яшике с жутки между комьями и обжигают их. В продолразбивкой его на части и укатка россыпи катком. жении первой стадии, в течение 2—3 часов, про-32 исходит просушка с удалением влаги, при этом закладывается небольшое количество дров; во второй стадии, продолжающейся 12 часов, идет энергичная топка, в конце которой начинает в промежутки между комьями прорываться пламя; при этом рабочий засыпает мелочью те места, где вырывается пламя. Расход березовых дров определился в V4 куб. саж. на 1 куб. саж. обожженого материала. Верх обжигается во всех случаях на полную толщину, края же иногда остаются необожженными. Печи конструкции автора устраиваются так: складывается штабель из пяти дровяных клеток размером 2,65 X 0>53 м, каждая клетка размером в плане 53X53 см, высотой 0,75—1 м, в каждом ряду клетки два полена; ряды идут крест на крест; таких штабелей устраивается несколько, между штабелями расстояние 53—63 см. Комья глины загружаются между штабелями и по сторонам крайних штабелей; толщина загрузки выше верха штабелей на 50—75 см, с торцов штабеля дров также закрываются комьями после того, как дрова зажжены. Расход дров тот же, что ив предыдущем случае. Материал, получающийся от обжига, имеет цвет красного кирпича, при чем встречаются части менее обожженные — розового цвета,и пережженные — темно-лилового цвета. Третья операция производится после окончания обжига; печь, обжиг в которой закончился,будучи расположена в ящике, по середине дороги разламывается, материал разбрасывается по дну ящика и разбивается трамбовками на щебенки величиной 5—6 см. Россыпь профилируется и укатывается катком; при этом верхний слой кирпичных щебенок раздавливается; промежутки между щебенками нижнего слоя заполняются полученной мелочью и одежда получается в виде плотной, гладкой, звонкой при ударах массы, хорошо сопротивляющейся действию проезда и влаги. Стоимость устройства 1 км обожженной дороги исчисляется в3 тыс. руб. при ширине проезжей части в 4,0 ми толщине обжига в 20 см, при чем на стоимость дров (по 75 руб. за 1 куб. саж. с доставкой) падает из этой суммы 200x7 р. 50 к . = 1 500 руб.; остальная сумма 1.500 руб. падает на рабочую силу. Наблюдения над службой обожженой дороги показывают, что она обладает большой водопроницаемостью и испаряемостью, быстро впитывает в себя воду, но также быстро ее и отдает, т.-е. быстро просыхает. Первый опыт обжига был произведен в 1927 г. Московским Омесом по инициативе начальника его Л. Д. Циммеринова на Тайнинском тр. близ Москвы.Инж. К. КупреяновМашина помогает побороть трудные условия постройки дороги. Вспашка каменистого участка дороги дорожным рутером (особым плугом)33