VЗавод АМО. Сборочный цех. Скелет советского автомобиля обрастает мясом частей и аггрегатозКАК СТРОИТСЯ СОВЕТСКИЙ АВТОМОБИЛЬВ. ЧАГАА ПОСЛЕДНИЕ три года, начиная от улиц Москвы и кончая далекими окраинами Союза, можно увидеть быстро и весело бегущие полуторатонные грузовики с маркой на радиаторе: „АМО". Это и есть советские автомобили, построенные из советских материалов первым государственным автозаводом АМО. Победа на Всесоюзном пробеге на проходимость 1925 года машин завода АМО, шедших вне конкурса й пришедших к финишу первыми, а также проверка машин эксплоатацией свидетельствует, что, несмотря на отсутствие опыта в автостроений, завод добился больших достижений. Как же строится советский автомобиль? Более полуторы тысячи разнообразнейших деталей, из которых одни отливаются, другие куются, третьи штампуются и все вместе потом обрабатываются на самых различных станках,— уже одно это — яркий признак сложности автомобильного производства. Обработка этих деталей должна быть произведена с максимальной точностью, отвечающей последним требованиям машиностроения. Материалы, необходимые для автомобиля, очень многочисленны: алюминий, бронза, чугун, сталь, железо, латунь, фибра, резина, кожа и другие. Ответственные детали, несущие большую нагрузку, делаются из высокосортных сталей. Менее ответственные —• из поделочной стали, латуни и железа. Чугун, алюминий и частично бронза идут на детали, форма которых может быть получена путем отливки. К ним относятся: блок цилиндров, картера, корпуса насосов и фильтров Фото С. Ф ридляндаЗи т. д. Несложные детали изготовляются сразу в механическом цехе из штангового материала. Для всех остальных деталей материал требует предварительно горячей обработки ив виде отлитых, откованных или отштампованных полуфаб рикатов поступает в холодную обработку. Оборудование АМО позволяет производить все виды горячей и холодной обработки. В громадном дворе — от корпуса к корпусу, из материального склада в горячие цеха и обратно электрические тележки развозят материал или полуфабрикаты. По специальному воздушному пути из литейной выползает подвесной кран; тонкий тросе с крюком, выпускаемый лебедкой, подхватывает металлический лом, предназначенный для загрузки) электропечи или вагранки, и кран вновь исчезает в черной дыре литейной. По узкоколейным путям рабочие подвозят стальные стаканы снарядов, которые, отслужив свою службу в качестве орудия разрушения, лежат в штабелях вдоль железнодорожного пути в ожидании своего превращения в орудие культуры — в автомобиль. Очень эффектная картина в литейном цехе в» время литья. Огненная струя расплавленного металла наполняет ковш; закопченные люди, обливаясь потом, суетятся вокруг печи и ковша. Подвесной кран* быстро переносит ковш от опоки к опоке, снабжая каждую порцией жидкого металла. Оборудование литейной позволяет производить стальное, чугунное и цветное литье. Здесь, как9 ...Поспециальному воздушному пути из литейной выползает подвеснойкран...м в штамповальном цехе, изготовляются сложные детали мотора и шасси. Конструкция автодеталей сочетает в себе ряд. лротиворечивых требований.Деталь должна обладать минимальным весом и достаточным запасом прочности. Эти два требования конструктору необходимо примирить путем отыскания наивыгоднейшей формы. На помощь10 Одним из примеров служит коленчатый вал: ему приходит штамповка и литье — никаким друвместо долгого и сложного выпиливания из цегим путем не получить причудливых форм блока цилиндров, картеров, кронштейнов, рычалого куска, его стали изготовлять путем штамповки—-это дало экономию только на материале гов и многих других деталей. Несложный* сам в 500,'опо себе процесс литья требует предварительно Из горячих цехов все детали стекаются в медовольно сложного изготовления модели и формовки в специальной земле' — углублений Для деханический цех, где производится холодная обработка. Здесь детали распределяются по всеталей. возможным станкам, на которых грубая и черная От опытности модельщика, от аккуратности поверхнос ь отливки или поковки обдирается, формовщика и от умения литейного мчстера, обтачивается, фрезерунужных химических ется и шлифуется. свойств и механических качеств материНа сверлильных станала зависит успех ках просверливаются литья, а следовательно, всевозможные отвери количество брака. стия. Специальные зуЛитейный цех обслуборезные станки нареживается химической зают цилиндрические и лабораторией. Быстрый конические зубчатки, i и точный анализ кажТут же станки -автодой плавки позволяет маты, втягивая в себя литейщикам действометаллические пруты, вать сознательно, а не через определенное ков-слепую.* личество минут регуОтлитая деталь очилярно выплевывают гощается от земли, на товые мелкие детали. ней обрубаются прибыШирокое применение ля (излишний материал) кондукторов и приспои она поступает в склад соблений, уточняющих, литья, откуда уже идет ускоряющих и удешев механическую обравляющих обработку, ботку. позволило заводу подЗначительно проще нять свою производиобстоит дело в других тельность и добиться горячих цехах — в кузвзаимозаменяемости денице и штамповальной. талей. В кузнице стодвадцаВ длинных коридорах типудовые бабы пневмежду шеренгами станматических молотов. ков — кучи и штабеля словно бабочки над автомобильных детацветком, порхают над лей; иные ждут очередМеханический цех АМО. Благодаря кондуктору раскаленным металлом. или приспособлению все детали обрабатываются ной операции, иные уже Едва заметное движесовершенно одинаково без предварительной разготовы и должны поние рычагом стоящего ступить в контрольный метки. позадичеловёка,и вдруг отдел на приемку. баба с силою своих Штат контролеров занят проверкой точности. 2 тонн бешено обрушивается на болванку. Благодаря контрольным калибрам для отверстий, ^Всевозможные угольники, петли, лепешки для скобам для валов и другим специальным пришестерен, заготовки и черные болты — все это способлениям, эта ответственная работа сведена производится здесь. В штамповальном цехе металл, нагретый и задо крайне простых " приемов, страхующих от жатый между пунсоном и матрицей, под гроошибок. Только после тщательной проверки деталь помадным давлением заполняет углубления, изгибается, расплющивается и выжимает из себя изступает в сборку. Все детали, несущие в автомобиле большую лишки каймой заусениц вокруг своего изделия. Штамповка является одним из наиболее выгоднагрузку, подвергаются термической обработке для повышения механических качеств материала нейших способов производства.. • От небольшой серии рессор, до громадного лан- детали и увеличения сопротивляемости износу ее жерона или передней оси изделия, словно близрабочих поверхностей. Сборка машин, это—проверка производства. нецы, выходят из-под штампа, не нуждаясь В ней сразу сказываются все, даже мельчайшие в квалифицированных рабочих для своего изгонедостатки обработки—уносы отверстий, овальтовления. Трудность заключалась только один ность вала или отверстия, тугая посадка, больр^з в изготовлении штампа (любопытно отметить, что Форд в последнее время с успехом примешой зазор и масса других дефектов,— все это тормозит сборку ив дальнейшем отзывается на няет штамповку в комбинации со сваркой, что дает еще больший производственный и эконосрабатываемости частей. мический эффект). Сборочный цех контролируется испытательным отделом. На специально оборудованной станции Три года назад завод изготовлял детали дорогим полукустарным способом и сложной меиспытываются моторы, работающие определенное число часов при разных режимах. ханической обработкой, теперь, благодаря загоИспытываются также коробки скоростей и дитовленным штампам, все легко и быстро штамференциалы. пуется.11 /»' *"«В8^ к : i-aas v. -Jf Ч*»*Г-"— 2i" ;*.#*:#ЭДУ-^ifЗавод АМО. Цех автоматов. Втягивая в себя металлические пруты, они через определенное количество минут регулярно выплевывают готовые детали После этого испытания мотор устанавливается на шасси—и готовый автомобиль испытывается пробегом. Затем осмотр выявляет дефекты машины в работе. Проверенный, осмотренный автомобиль идет в продажу и увеличивает количество советских машин в стране. Недавно завод АМО выпустил за 3 года свою ЮОО-ную машину. С 1929—30 г. он намерен значительно увеличить выпуск.В. Чага12