44
45
46
На мотоциклах за городом в сумеркиФото А. Ш айхетаМОТОЦИКЛЕТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬИнж. А. СКЕРДЖИЕВ(Окончание. См. № 2)АНГЛИЯКласс 350 CMSОТОЦИКЛЫ, входящие в этот класс, из числа тех, машинные части которых являются продукцией нескольких заводов, снабжаются, главным образом, моторами „Блэкборн" и „I. А, Р." при чем более распространены первые. Мотоциклы вышеуказанной группы собираются на заводах „Ковентри-Игль", „Котон", „Эксцельсиор", „Францис Барнет", О. F. С " , „Рекс Акме", „Зенит", „Мак Эвой", и т. д. Рассматривая эти фирмы, прежде всего остановимся на продукции завода ь Котон", прославившегося большим числом побед на гонках ив пробегах. Мотоцикл „Котон" имеет мотор „Блэкбори" 350 см3, кстати самый удачный в ряду других моделей этой фирмы, с клапанами сверху, одноцилиндровый, с коробкой скоростей завода „Борман". Патентованная рама „Котон" устроена очень оригинально, образуя трехугольное сочленение с укрепленным в нем бензиновым баком, соединяющее заднее колесо с рулем. К этому рамному трехугольнику подвешивается мотор и коробка. Начиная с 1927 г. фирма „Котон" снова начала устанавливать на одной из своих моделейМдвухтактный двигатель „Вилльерс", одноцилиндровый 350 см3. Мотоциклы „Францис Барнет", примыкающие преимущественно к классам небольшого литража всех выпущенных типов, имеют двухтактный двухцилиндровый двигатель фирмы „Вилльерс". Двигатель, специально сконструированный для „Францис Барнет", имеет отлитый общий блок мотора и коробки. Смазка осуществлена по типу четырехтактного мотора. Зажигание происходит, как иу других моторов „Вилльерс", магнетто-маховиком. Рама, в отличие от большинства существующих в Англии типов, не сварена в местах сочленений, а свинчена на болтах, что удалось осуществить, выполнив все рамные соединения в виде трубчатых треугольников. Преимущество этого типа рамы заключается в том, что отдельные ее элементы работают не на изгиб, а на растяжение или сжатие, при которых возможно значительно уменьшить поперечное сечение трубы и этим самым облегчить общий вес мотоцикла. Отдельные типы свинченных на болтах рам появились в самое последнее время уже в Германии и Франции. Упоминавшимся уже мотором конструктора Братшау с масляным охлаждением снабжены мотоциклы довольно известной фирмы „DOT".44 дикулярной оси машины. Клапаны устроены свер' ху; коробка монтирована в одном блоке с мотором; смазка по типу автомобильной — с фильтром ис зубчатым насосом. Класс 175 см3Здесь мы встречаем почти у всех мотоциклов двухтактные моторы фирмы „Вилльерс". Следующие заводы входят в этот класс: „Ковентри-Игль", „ДОТ", „Францис Барнет", „Мак Эвой" и др. 3 Фирма „Ковентри-Игль", наиболее интересная Мотоцикл РМ 250 см из них, в своей последней модели дает прессованную раму, уменьшающую общий вес мотоцикла и Среди английских фирм, строющих мотоциклы представляющую целый ряд удобств в смысле ее 8 класса 350 см полностью у себя на заводах, наизготовления. метились две отличные друг от друга группы. На заводах „B.S.A." с 1927 г. началась постройВ первую группу входят те из них, которые в ка мотоциклов с двухтактным двигателем 175 см3, 3 классе 350 см дают конструктивное выполнение конструктивно весьма' сложим с бельгийским мотоцикла, схожее с классом 50 см3. К этой „Жиллет", с наличием всего двух валов в общемгруппе примыкают следующие фирмы: „A.J.S.", для цилиндров и коробки блока. Рама осущест„B.S.A.", „Дуглас", „Санбим" и т. д. влена по принципу „Францис Барнет". Вторая группа, численно не уступающая первой Цены мотоциклов вАнглии колеблется от 250руб. (фирмы: „Чатер-Ли", „Хумбер", „Гальторпе", „Ве- и до 1700 руб. при чем по классам они распределосет", и т. д.), ставит моторы новейших усоверляются следующим образом: 1000 см3 — 900 — шенствованных конструкций с применением верх1700 руб.; 750 см3 — 650 —1000 руб.; 500 см3 — них клапанов и нередко450-1000 руб.; 350 см 3 — верхнего расположения 400-850 руб.; 250 см 3 — кулачкового вала. 300—500 руб.; 175 см.3 — Хорошо известная в 250-400 руб. Англии фирма Чатер-Ли, Наличие в Англии гувесьма оригинально осустой сети прекрасных ществила распредели ­ шоссейных дорог,помимо тельный клапанный меобщего влияния на знаханизм, укрепив на верчительный рост количетикальном валу две шайства мотоциклов в стране бы с выступающими про(Англия в настоящее филями (аналогично провремя по числу мотоцикфилям кулаков на обычлов — первая страна в „Францис Барнет двухтактным ном кулачковом валу), по мире), выдвинуло на пермотором Вилльерс которым скользят головки вый план применение рычагов, заставляющих клапана открываться _,_ машин небольших литражей. Естественным поэтому является преобладание мотоциклов с двиСмазка устроена циркуляционная, обеспечивающая гателем до 500 см3. Ниже мы приводим небольшую маслом все органы распределения. табличку сравнительного выпуска мотоциклов по классам в процентах. 1000 750 500 350 250 175 10 13,5 26 34 8,5 8 Переходя к более низким классам, мы все чаще встречаемся с двухтактными машинами. Это Мотоцикл в Англии уже перестал быть предявление об'ясняется, как мы уже указывали, экометом роскоши, о чем говорит, с одной стороны, номичностью этого типа двигателя при небольего широкое распространение в стране ис друших об'емах цилиндров. г ой — широкое применение его во всех областях Двухтактными моторами „Вилльерс" снабжены транспорта. мотоциклы заводов„Эксцельсиор",„Беккер",„Сун" и др. Некоторые фирмы, как-то: „Левис", „Дюнольт",„Велосет",выпускают мотоциклы сдвухтактными двигателями собственного производства, при чем мотоцикл „Дюнольд" данного класса совершенно схож с моделью этой фирмы в 500 см3. Четырехтактных машин в классе 250 см 3 сравнительно немного. Остановимся теперь на фирме „P.M.", выпустившей интересную модель с мотором конструктора Брадшау. Рама, так же как иу фирмы „Францис Барнет", стянута в соединительных узлах, отличаясь от нее тем, что отдельные ее элементы состоят из полосового и штампованного материала. Мотор двухцилиндровый в виде буквы V, с расположением цилиндров в плоскости, перпен- Мотоцикл „Ковентри-Игль" 175 CMS мод. 1928Класс 250 см3Литраж всм3 . . о/Д, . . . . . . .45л обладателями таких крупных фирм, как „Н. R. D." и, наконец, остальные в большинстве служат на заводах, где им предоставлены широкие технические и материальные возможности. Л юбопытно отметить, что среди гонщиков имеется сравнительно немалый процент (в сравнении с другими странами) женщин. В Англии существу,ют все виды гонок и пробегов: на скорость, длительные пробеги на большие расстояПрыжок на мотоцикле. Эпизод ния и, наконец, гонки мотоциклетных состязаний вс естественными преЛондоне. Мотоцикл, выдержавпятствиями по бездоший такое „испытание",— нерожью. Самая попусомненно, хорошего качества лярная в стране гоночная дорога находится в Брокланде, недалеко от Лондона. Широкой известностью польНа улицах английского города мы можем назуются гонки „Турист Трофи" на острове Мансе, блюдать даже специальные стоянки мотоцикловносящие международный характер. такси. Целый ряд мировых рекордов побит англичан Фирмы „B.S.A.", „A.I.S.", „Триумф", экспортинами на английских мотоциклах. руют колониальные типы мотоциклов, достаточно Приведем для примера некоторые скорости мощные и прочные. для часовых гонок: Англия — классическая страна спорта, также и8в отношении мотоциклетной его разновидности 1000 см3 Ле Вак на „Броу-Супериер . • 191 км 750 см Хорсман на „Триумфе". • • • 168 „ стоит вне конкуренции. Можно без преувеличения 500 см 3 Ле Вак на „Ковентри Игл" . .160 „ сказать, что гоночный „сезон" в стране длится 350 см3 Ле Вак „ „ „ • • 160 „ круглый год. Любой еженедельный английский 250 см 3 Вортес на „Эксцельсиор" . . . 143 „ мотоциклетный журнал дает, как правило, обзор 3 175 см Марчанд" на „Ариель" 115 „ сразу нескольких крупных гонок за неделю. Не меньшей славой покрыты последние круМассовое увлечение мотоциклетным спортом госветные путешествия на мотоциклах „В. Ъ. А. вызвало прямо-таки лихорадочное конструирование и выпуск множества экспериментальных маи „В. L. С" и пробег по Сахаре на машине „Дюнольд". шин. С другой стороны это создало в стране В заключение отметим, что регулярно каждыи настоящий культ гонщиков. Ряд заводов назыгод английской мотоциклетной промышленности вает отдельные модели своего производства их уотраивается серьезный смотр, подытоживающий именем. все достижения ее за год, к которому все фирмы Часть гонщиков имеет собственные крупные тщательно готовятся, — Лондонская ежегодная мастерские, отдельные гонщики являются даже мотоциклетная выставка. („Olimpia Shoru").Инж. Скерджиев.ВЫЗАИНТЕРЕСОВАНЫв максимальном распространении „ЗА РУЛЕМ"... Большой тираж позволит, при той же подписной плате, увеличить об'ем журнала и дальше улучшить его внешнее оформление и технику печати. Среди товарищей, пожелавших принять участие в распространении „ЗА РУЛЕМ", будут разыграны специальныепремии , в том числе библиотечки по автодорожному делу и годовые подписки на популярные журналы. Сообщайте свой адрес вконотору „ЗА РУЛЕМ" (Москва б, Страстной бульвар, 11), и Вам будут высланы инструкции46