24
25
26
ШОФЕРСКАЯ УЧЕБАД. МАЛЛОРИ•.. Как устроен двигатель? Как работает рулевое Х МНОГО, этих частных шоферских курсов по Москве. Они увлекательно расписывают в своих рекламах: — Шоферов по теории и практике на льготных условиях готовит товарищество — гараж... — Обучаю на звание шофера. Даю должности. — После окончания курсов шоферы поступают на службу! И, конечно, такие об'явления действуют. В учениках недостатка нет. Большею частью руководят этими частными курсами инженеры, старые шоферы и механики. Мы осмотрели несколько таких курсов. Они производят далеко не радостное впечатление. — Сколько стоит курс обучения? — спрашиваешь у „директора" в крошечной комнатушке, где поочередно происходят „теоретические занятия". — 100 целковых. 2 месяца—основной курс иб месяцев — дополнительный и практический. — А где же ваши классы? — А тут же... В этой комнатке. Теорию везде можно проходить. А потом ученики прикрепляются к гаражам. Да вы не беспокойтесь, экзамен при технической комиссии Авто-транспортного отдела МКХ сдадите за милую душу. Экзамен не строгий. — Сколько у вас учеников?управление?И• Немного теперь. Всего 12. Все лезут на — государственные курсы. Да и частных расплодилось много. Трудно работать. Говоришь с учениками. Вот один пять лет был ломовым извозчиком. — Интересует меня авторабота. Прямо совестно теперь с лошадью работать. Продал я коняку, уплатил вот за учение, хочу шофером стать. Станет ли, научится ли он здесь,—трудно сказать. Состав учащихся в общем — трудовой. Есть 2—3 человека из „бывших" людей. Сынок известного богача. Прогоревший купчик. „Бывший". — Хотим стать из бывших — снова людьми! — говорят они. Большинство же учащихся в частных школахтрудящиеся. Незначительный процент комсомольцев. „Директора" школ на вопрос о социальном составе учащихся отвечают не совсем охотно: —• Не знаю. Не интересовался! Больше занимаются натаскиванием, чем учебой. Курс то удлиняется, то укорачивается — „в зависимости от способностей". Впечатление домашности, случайности, несерьезности работы. И сколько их, таких курсов, с высокой оплатой, но с далеко невысокой постановкой дела, разбросано по СССР и по самой Москве?24 Совсем другое впечатлениеоставляетОШКУМТОб'единенная школа и курсы местного транспорта. Да, совсем другое! В двухэтажном особняке по Воронцову Полю, принадлежавшем раньше миллионеру Концову, развернулась эта образцовая школа. В 1927 году ОШКУМТ выпустил 232 человека квалифицированных шоферов и механиков, монтеров и специалистов по автомобильному делу. Для монтеров курс трехгодичный, для шоферовдвухгодичный. При школе вечерние курсы, которые выпускают автотехников — двухгодичный курс при обязательном автостаже не менее 3 лет, инструкторов авто-хозяйственнного дела — двухгодичный курс, шоферов-механиков ( д вухгодичный курс), шоферов-рулевых (одногодичный курс) и т. д. Кто же они, эти будущие работники автотранспорта? Рабочих и детей рабочих—62,8%. Служащих и детей служащих—23,2%. Крестьян — 1 2 % , кустарей и лиц свободных профессий — 2%. Партийцев—11%, членов ЛКСМ — 16,5% и беспартийных — 72,5%. Гул, шум, грохот мастерских заглушают все в этом царстве учебы и труда. 550 учащихся на курсах ив школе, из них 20% по командировкам предприятий и организаций.— Одна беда — жалуются курсанты. — Плата очень высока: 240 рублей в год в школе и 160 руб на шестимесячных вечерних курсах. 235 рублей на одногодичных авто-шоферских курсах. Это—дорого. Конечно, многие бросаются на заманчивую рекламу частника, обещающего за сто целковых и научить ремеслу, и дать службу. Что из того, что шофер выходит недоучкой ис работы его скоро прогонят?.. Учитель свое дело сделал — ученик может уйти. Впрочем, большинство учащихся получают степендии, а сама школа — дотации от Моспрофобра, Цу мт'а и др. Об этом—ниже. Мы обходим кабинеты, где каждое движение учащихся на модели авто обозначается сигналами при помощи электричества, классы механики и графики авто-машин, техники безопасности, кабинеты с разрезами машин, ремонтные мастерские, электротечнические лаборатории, регулировочные станции, монтажно комплектные мастерские, электротехническую лабораторию, гараж, слесарную, вулканизационную, подсобные мастерские, кузницу, столярную и т. д., и т. д. Везде — серьезная учеба. — Пусть папаша ездит на живом коняке, а » сменю ее стальным конем, — смеются молодые шоферы.Будущий шофер учится владеть слесарным инструментом25 Но этой серьезной учебной работе ОШКУМТ'а •мешает целый ряд не менее серьезных препятствий. Прежде всего — помещение. Оно совершенно не соответствует, даже по площади, развернувшейся работе. А в доме имеются, вдобавок, еще и посторонние жильцы, до 50 человек с детьми, мешающие нормальным занятиям школы симфонией своих примусов, стиркой белья, а иногда и... семейными сценками. Из-за этой стеснительной тесноты часть ответственных занятий приходится вести в подвале. Там производятся, например, монтажные работы. Отсутствие площади тормозит работу различных общественных организаций школы, которых в ней много — около тридцати ячеек, коллективов и т. д. Коллектив „Автодора", например, насчитывает 200 человек и часть его членов обслуживает другие автодорские коллективы в качестве кружководов. Из-за недостатка площади совершенно не ведутся в школе занятия по физкультуре. Очень неважно обстоит дело с финансовой базой ОШКУМТ'а. В будущем году школа будет праздновать свое десятилетие, но до сих пор ее бюджет хромает. До 1924 г. она числилась за Главпрофобром и состояла на госбюджете, а с этого времени была передана Моспрофобру. Но... сметное расписание Моспрофобра было уже заключено, ОШКУМТ в него не попал и вместо прежних 2.500 руб. стал получать небольшую дотацию, только в последнее время дошедшую до 900 рублей. Впрочем, это не совсем дотация: в счет этой суммы в ОШКУМТ посылают из детских домов учеников, обучение которых поглощает едва ли не всю сумму. И последнее—учебное оборудование школы. Затруднение большое. С 1919 года на оборудование ОШКУМТ'а никаких средств отпущено не было. Свои учебные пособия школа создавала сама из... неликвидного имущества. Из автомобильных трупов, восстановленных собственными силами ОШКУМТ'а, и состоит весь его учебный гараж, на котором и производится учеба. Но всему приходит конец. Эти машины уже сейчас окончательно — „до ручки" — сработались. Дальше вести на них обучение невозможно. Надежд на получение новых машин — почти никаких. Так обстоит дело с учебным гаражем лучшей столичной шоферской государственной школы. А в это время на Западе — необычайное богатство новых автомобильных конструкций, современных улучшений, вновь создаваемых типов... Очень нехватает школе и общетехнической, и специальной литературы, учебников, пособий. Да, на ОШКУМТ надо, наконец, обратить то серьезное и пристальное внимание, которого он по праву заслуживает! Пора! Пора! Д. МаллориШоферский отдых.Отмахав несколько десятков верст „за баранкой" весело отдохнуть•приятно иполезноФото А. Ш айхета26