26
27
28
winmriJIMif]iJ ^ ^:^Ш"i*%л'"Р".*?. ^ w » *Мостовые Москвы. Устройство бетонного основания под литой асфальт (Страстная площадь)/ПОСТОВЫЕПРОФ.ХМУРЫЙ И холодный июльский день 1928 г. комиссия Моссовета по обследованию мостовых, только что приехавшая на автомобиле из центра города, стояла на одной из улиц на берегу речки Рыбинки и имела возможность видеть, как эта речка, вырвавшись п& свободу из заключающей ее ветхой трубы, плавно катила свои густые мутные воды в пределы огражденной полосы М.-Казанской жел. дороги. Невдалеке—убогая булыжная мостовая, с ключевой водой, прямо бьющей из земли у самого тротуара. И на мгновение показалось, что мы живем не в 1928 г., а в 1628 г.: вероятно, такая или подобная мостовая была характерна для эпохи первых Романовых. Но сейчас же пришлось возвратиться к действительности: а автомобиль, а железная дорога?.. Наконец, речка Рыбинка в XVII столетии наверно оправдывала свое название, была чиста и изобиловала рыбой, а теперь...М ОСКВЫданная работа может быть отнесена к числу трудоемких, т.-е. в конечном счете таких, в которых стоимость рабочей силы превалирует над стоимостью материалов. Но в действительности это не так: в Московской губернии запасы булыжника истощены и его приходится привозить поездами издалека; поэтому камень дорог. Московский песок тоже дорог; дороговизна этих двух основных материалов и создает такое нелепое положение, что хорошая булыжная мостовая стоит в Москве свыше 8 р. за кв. метр, при чем рабочая сила падает на эту стоимость лишь небольшим процентом (6—7%). Камень, доставляемый в Москву, направляется на склады, где окалывается на шашку и размельчается камнедробилками на щебень и расщебенку. Околка делается не особенно тщательно, а если добавить к этому и не особо тщательное мощение, то получаем мостовую, которая нам всем хорошо известна с самой неблагоприятной стороны. Кроме булыжной мостовой, в Москве применяется литой асфальт из сызранской мастики и естественного сызранского же битума (природного гудрона) с добавкой небольшого количества нефтяного битума. Заметим, между прочим, что в ближайшем будущем нам придется решить вопрос о достоинствах и недостатках естественного и нефтяного битумов. В современной дорожной технике важная роль принадлежит битумной (битуминозной) одежде как в городах, так и вне городов. Естественный битум, несомненно, дает лучшую одежду, но он гораздо дороже нефтяного. В Северной Америке применение нефтяных битумов развито в широкой мере; наши нефтяные тресты в последние годы тоже начали устанавливать связь с дорожниками. В незначительном количестве в Москве можно встретить деревянную мостовую. Деревянные тор-д. КРЫНИНВБыло ясно одно: булыжная мостовая врезалась анахронизмом в нашу современную цивилизацию, заклинилась основательным клином. Действительно, к концу мая этого года площадь городских проездов Москвы, так или иначе замощенных, была равна IIV2 миллионам кв. метров, из которых булыжных мостовых — 10.998.383 кв. метров или 95,7%. Если припомним известную истину, что метр представляет собою одну десятимиллионную долю четверти парижского меридиана, то можем легко сообразить, что если из московского булыжника замости 1Ь полосу в метр шириною, то по ней можно пройти более, чем по четверти земного шара. Это уже грандиозно и, кажется, это единственное достоинство московской булыжной мостовой. Казалось бы, что имеется и другое хорошее качество булыжной мостовой — дешевизна, и что26 Неправильно околотый гранит. Вверху—околотая шашка 7 сорт, брак по форме и клеинпфлястер (мозаика). Внизу—брусчатка из Онежск. диабазацы последнего времени очень плохи и не удовлетворяют пред'являемым техническим требованиям (крупнослойность, суковатость, загнивание); поэтому и срок служоы торцовой мостовой сократился по сравнению с довоенным года на два. Между тем за границей, в Париже, в Лондоне деревянная мостовая играет значительную роль; но там торцы пропитаны антисептиками и швы залиты асфальтом , цементом и другими подобными веществами. Поэтому отвергать деревянную мостовую мы еще не имеем права; единственно, что следует сказать, что до повышения качества торцов — деревянной мостовой по возможности следует избегать. Однако ее не избежать на мостах: наши московские моОчень похоже на то, что сты в большинстве своем совсе эти решения должны вершенно не рассчитаны на отпасть, и вернее всего, что те высокие нагрузки, какие придется в центре строить оказывают на них современвысоко усовершенствованные ные грузовики и автомобили. мостовые, а освободившейся Поэтому, чтобы пролетное булыгой мостить окраины, строение моста не работало может быть с применением постоянно с перенапряжевяжущих веществ,— это вознием, мостовую на мосту нужно можно. Вообще нужно скаПостовые Москвы. Тяжелое колесо делать по возможности легзать, что имеется много дельавтобаса разворотило замощенное ных предложений разных кою, а деревянная мостовая разрытие именно легка. Д ля значительного движения весьма хороша брусчатка. В Москве она применяется трех типов: 1) нормальная брусчатка высотой 15 — 1 6 сантиметров, устраиваемая на песчаном основании; в путях трамвая применяется облегченная брусчатка, высотой 12—14 см.; 2) брюккенштейн или пониженная брусчатка, укладываемая на слое бетона; 3) к леинпфлястер или мозаика с кубиками высотою 8 — 1 0 см. (например на Тверской, в форме круговых дуг), на бетоном основании с песчаной прослойкой между бетоном и мозаикой. Камня в центре нет, и МКХ совместно с ЛКХ пришлось организовать разработку камня на Онежском Брусчатка. Вверху — обыкновенная, облегченная озере, где применена механизация карьерного (для замощения трамвайных путей), брюккенхозяйства,—электрификация, перфораторное бурештейн и мозаика (клеинпфлястер). Внизу—брусние и т. д. Получаемый с Онежского озера диабаз чатка из Онежского диабаза весьма высокого качества, и брусчатка из неговыходит хорошая. В последнее время в Москве выяснились перспективы получать камень и из южных карьеров, где материал тоже высокого качества ик тому же дешевле северного. При обсуждении вопроса о том, какой тип мостовой будет преобладающим в ближайшее пятилетие, комиссия исходила прежде всего из производственных и финансовых возможностей. Не следует забывать, что в новой муниципальной границе Москвы имеется до 5 миллионов кв. метров застроенных, но не замощенных проездов; ведь их как-то нужно мостить. Вернее всего, что на них придется перевозить из центра булыжник, заменяемый в центре усовершенствованной мостовой. Имеются предложения использовать существующие булыжные мостовые в центре, выравняв, уплотнив их и устроив поверх слой из битуминозных или дегтевых материалов. Может быть, в некоторых случаях такое решение и подойдет, но нельзя забывать о двух обстоятельствах: во-первых, в Москве плохой грунт, осадки булыжных мостовых, основание которых не уплотнялось, не кончились и гроз яти вновь устраиваемым типам, если основание останется неуплотненным; во-вторых, что же мы будем делать на окраинах? Туда придется или привозить булыжник из провинции, илиустраиватьгудронированное шоссе (устройство которых, кстати сказать. у нас почти ни разу как следует не вышло), или же применить на окраинах высоко усовершенствованные типы мостовых, оставив в центре булыгу.27 на испытанных уже типах одежды: на брусчатке, типов мощения, но бывает, что авторы их „гладко на литом асфальте в подходящих местах и на пишут на бумаге, но забыли про овраги". Оврагов же этих, конечно, в переносном смысле деревянной мостовой, — последней лишь в том случае, если будет хороший материал и будет слова, в Москве множество. Первым оврагом производиться заливка швов. Комиссия с полной являются пресловутые „разрытия", производимые в местах аварий водопровода, канализации и гадоброжелательностью пошла навстречу всем новым типам мощения (асфальтовый бетон, цезовой сети или в тех местах, где производится новая укладка труб; в виду изношенности трубоментный бетон, железобетон, различные виды дегтевой одежды, ризеншоттер, клинкер и т. п.) проводов и роста присоединений домовладений и предложила организовать в городе пробные к сети, до упорядочения этого дела разрытия будут иметь тенденцию к росту, — во всяком слуучастки АПЯ испытания всех этих видов одежды в московских условиях. В частности, комиссия чае в ближайшие годы. Раарытия производятся полагала, что клинкер может явиться подходяи МОГЭС'ом, особенно в связи с переходом на щим матеновую сириалом для стему снабм о щения жения поокраин и требителей вообще электроулиц с неэнергией; значительроет теленым профон, роет ездом. Нетелеграф. обходимо В 1926/27 сейчас же юду разприступить рыто было к изучению 288.908 кв. пригодном, — шутка сти для сказа ть: клинкера ведь если подмосковсчитать моных глин, стовую по ив случае 8 р., то исположипорчено тельного одежды на р ешения два с лишпоставить ним милливопрос о онарублей. постройке Производип одМ омые разрыМостовые Москвы. Автобусное движение способствует появлению пусквойклинтия засычин на булыжной мостовой (Бутырский Камер-Колежский Вал) керных запаются зеводов. млей и замащиваются, конечно, булыжником. Иначенельзя * * и сделать, потому что засыпка садится год и бо* лее, и к перемощению разрытия приходится возКомиссия обратила внимание Моссовета и на вращаться два, три и более раз. Не угодно ли необходимость постановки научно-исследовательпри таких условиях устраивать одежду, напр., на ской работы по коммунальному хозяйству вообще, бетонном основании и дрожать, что завтра же а по мостовым — в частности. его будут разламывать? Дорожная часть этой работы мыслится в слеКогда я пишу эту статью, от Лубянской плодующих направлениях: 1) исследование и испыщади до самого сквера против Большого театра прорыта канава, брусчатка свалена тут же в кучи; тание материалов для одежды; 2) исследование грунтов и оснований под одежду; 3) гигиеничеоставлен лишь небольшой прогал против крыльца МКХ. Канава, повидимому, будет продолжаться. ское и санитарно-техническое изучение мостовых; Возможно, что все это и вызывается необходи4) экономико-технические исследования (грузонапряженность отдельных улиц; вопросы стоимостьюне спорю; но при такой об'ективной обстановке, пока не будет урегулировано все подмости, погашения, амортизации, реновации себестоимости перевозок и т. д.); 5) организационноземное техническое хозяйство Москвы и тип техническое и наблюдательно-нормировочное изуодежды должен быть подходящий. чение постановки работ. Далее, в Москве много холмов и крутых под'еМоссовет постановил обратиться к инженерномов. Предлагали всю Москву залить асфальтом; строительному факультету МВТУ и институту конечно, это было бы опрятно и изящно. Но посооружений ВСНХ с просьбой составить проект пробуйте по этому асфальту взобраться в голоПоложения о научно-исследовательском инстиледицу на один из семи пресловутых московских туте коммунального хозяйства. Институт должен холмов и вы откажетесь от своего проекта. Да быть увязан с существующими научными учреи строить асфальтовую одежду на крутом под'ждениями, с учетом постепенного развертывания, еме трудновато. предварительно начав дело с организации неПри всех этих условиях комиссия должна была большой научной группы. подойти к вопросу осторожно. Она остановиласьПроф. Д. Крынин28