Ги гантская механическая дорожная установка. На нашем снимке—самая большая в Сев. Американских Соединенных Штатах механическая установка для дорожно-строительных сооружений. Установка сооружена в окрестностях города Фрэзера (крупный торговопромышленный центр штата Мичигэн) и оборудована экскаватором системы Соэрмен с /524% м. пролетом и 21,4 м. мачтой стальной конструкции, несущей наверху блоки с роликовыми подшипниками и 2-скоростную электрическую канатную леЬедку. Пропускная способность установки достигала в летние месяцы 218—291 кб. м. за 8-мичасовой рабочий день. Установка в целом поражает чистотой внешней отделки, точностью и соразмерностью частей и экономичностью работыНОВЫЙ ШАГ в ДОРОЖНО/П СТРОИТЕЛЬСТВЕ(Асфальтовые эмульсии)ТЕХНИКА дорожного строительства на Западе в настоящее время переживает подлинную революцию. В обиход вошли новые, неизвестные до последнего времени строительные материалы, стали применяться сложнейшие механизированные методы строительства. В результате появились новые типы дорог: бетонные, гудронированные, силикатированные и другие. Лучшим примером возможности использования у нас высших достижений современной дорожной техники является самое значительное, может быть, из всех усовершенствований последнего времени—-применение в качестве строительного (связывающего, цементирующего) материала так называемых асфальтовыхэмульсий . Посредством простой поливки этими эмульсиями предварительно выравненной и очищенной поверхности дороги, обыкновенные щебеночные шоссе, а при известных условиях и булыжные мостовые дешевым способом превращаются в прочную, водонепроницаемую, гладкую и нескользкую асфальтовую дорогу. Эмульсией называется такая смесь жидкости (в данном случае—воды) с твердым телом (в данном случае — асфальтом), при которой твердое тело не растворяется в жидкости и не осаждается из неё, а находится в ней в „взвешенном" состоянии, т.-е. равномерно распределяется по всеймассе микроскопическими твердыми частицами. Если поверхность щебеночного шоссе полить асфальтовой эмульсией, то вода эмульсии, просачиваясь через все трещины и промежутки в щебне и песке, как бы профильтровывается: чистая вода уходит в землю, небольшая ее часть испаряется, а „взвешенные" частицы асфальта остаются на щебне и песке, облепляют их поверхности со всех сторон и крепко сцепляются с ними, в'едаясь в их поры, и скрепляет их, подобно цементу, в одну пластическую массу. Скрепление получается такое же прочное и поверхность дороги такая же гладкая, но не скользкая, как при покрытии дорожной одежды асфальтом обычным горячим способом. Заманчивая перспектива — превратить пылящие и трясущие щебеночные шоссе и булыжные мостовые в гигиенически-чистые, гладкие, как асфальтовый тротуар, дороги! Обыкновенное щебеночное шоссе более или менее удовлетворительно функционирует лишь при слабом гужевом движении. При интенсивном движении, в особенности автомо б ильном , щебеночное шоссе быстро разрушается и приходит в полную негодность. Все дело усовершенствования шоссе и приспособления его для нужд автомобильного движения сводится к изысканию подходящего цементирую-36 щего (связывающего) вещества для скрепления между собой щебенок. Таким веществом может быть цемент, асфальт, либо смола (каменно-угольная). Цемент является дорогим материалом для дорожного строительства ив нем со временем появляются трещины. При цементировании смоот грузонапряженности ожидаемого по дороге движения. Покрова в2 см. уже достаточно для сопротивления разрушительному действию довольно интенсивного движения. Даже более тонкий покров в состоянии значительно укрепить поверхность щебеночного шоссе и, кроме того, придать ей большую гладкость, что чрезвычайно облегчает движение. Покров толщиной около 5 — 6 см. создает дорогу, пригодную для весьма тяжелого и интенсивного движения. Булыжная мостовая может быть превращена посредством,эмульсии в асфальтовую таким образом: старая мостовая сперва исправляется, основательно очищается, промежутки между камнями выскребываются на глубину 3 см., все неровности обязательно заполняются щебнем, мелкими каменными осколками и песком, после чего мостовая тщательно укатывается, затем поливается эмульсией. Все это совершается очень быстро,лами и асфальтом, т.-е. веществами „пластического типа" разрывы как бы „заживают" сами собой. Но каменноугольная смола, вследствие улетучивания некоторых составных частей, скоро теряет свою пластичность; кроме того, она имеет запах и пачкает экипажи. Асфальт не имеет этих недостатков; но применяющийся до настоящего времени горячий способ асфальтирования очень дорог и неудобен, зависит от погоды и т. д. Для автомобильного движения поверхность асфальтовой дороги, к тому еще в сырую погоду, вследствие скользкости опасна. Новый холодный способ асфальтирования свободен от этих недостатков и сохраняет все преимущества обычного асфальтного скрепления и покрова. Усовершенствование щебеночного шоссе посредством асфальтовой эмульсии производится следующим образом: поверхность шоссе хорошенько очищается (стальными и другими метлами) от грязи и пыли, так как для успеха цементирования требуется крайняя чистота материалов. Выбоины и неровности засыпаются щебнем и песком, затем вся поверхность дороги выравнивается укатыванием тяжелыми механическими катками и, наконец, поливается эмульсией. Последняя доставляется в готовом виде и прямо из бочек без всяких приготовлений может быть использована. Щебень должен по возможности приближаться к кубической форме, так как сцепление частиц асфальта с каменной породой успешнее всего происходит на плоских поверхностях. Поливка эмульсией — такой технически простой и удобный способ, что легко позволяет образовать покров разной толщины, в зависимостив любую погоду, почти не нарушая городского движения, улицы не загромождаются котлами для плавки. На наших рисунках показана булыжная мостовая в немецком гор. Галле — д оипосле превращения ее в асфальтовую холодным способом при помощи эмульсии. Все работы по усовершенствованию мостовой (ремонт, укатка и поливка эмульсией) обошлись всего вб герм. марок (около 3 руб.) за кв. м. До производства этих работ было подсчитано, что приведение мостовой в гигиенический вид заливкой швов цементом или смолой (что дало бы возможность только очистить мостовую, но не сделать ее гладкой и бесшумной, как асфальтовая) обошлась бы в 25—27 марок (12—13 руб.) за кв. м. Эти эмульсии у нас пока не производятся, их изготовление связано с секретами, которые запатентованы иностранными заводами. Учитывая нашу огромную потребность в усовершенствованных дорогах, было бы целесообразно не только начать ввозить их к нам из-за границы, но и создать при помощи какого-либо иностранного завода само производство асфальтовых эмульсий.л. в.37