24
25
ДОРОЖНЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА и ДОРОЖНАЯ ПОВИННОСТЬН. ЛИСТРАТОВНо и тогда, когда в тех или других областях НАСТОЯЩЕЕ время определенно выяснилось, что результаты трехлетнего примедорожная повинность будет введена, для донения декрета от 17 августа 1925 года, рожных товариществ все же останется широкое поскольку он касается выполнения дорожполе действий. ных работ на дорогах волостного и сельского Когда наши грунтовые дороги будут приведены значения силами населения, о казываютсяв порядок, то и тогда этой суммы (20 или даже, весьма скромными. по расчету комиссии тов. Кузнецова, 10 рубл) не будет хватать на одно поддержание этого поСредства, которые будут, обращаться на это рядка; теперь же, когда нам в большинстве слудело из сумм, получаемых от самообложения населения в порядке декрета от 7 января 1928 г., чаев предстоит почти вновь устраивать дороги, то даже 20 рублей на км. представляются сотакже не могут быть значительными. вершенно неПри этих достаточными. - условиях АвФранция, тодор ставит напр., облана очередь водающая лучпрос о повсешей в мире местном обрасетью местзовании доных дорог, отрожных товап устила на риществ, т.-е. них в 1923 годобровольных ду средства об'единений из расчета 96 лиц и учрерубл. золотом ждений извена км.) стной территории для Правда, кроулучшения суме трудовой ще ствующих повинности, и устройства грунтовые доновых дорог. роги будут частью финанВопрос о насироваться за илучшем иссчет местных пользовании бюджетов и местных сил Бытовой способ улучшения непроезжих мест дороги. Улучшение и^средств для плохого участка грунтовой дороги посредством настила фашин непосредственно (в дорожного деи хвороста ^. очень огранила может быть Фото Ю. Е ремин ченном разрешен также путем введения трудовой дорожной повинности. мере), и в помощь дорожной повинности, при1 Так именно этот вопрос разрешен — и с больмерно, в размере li или */в общей суммы денежного эквивалента ее, но и за всем тем потребшим успехом — во многих странах Европы (Франности этой сети далеко не будут покрыты. ция, Румыния); так он разрешался (правда, очень Закон требует применения рабочей силы насенеудачно) и у нас в дореволюционное время в ления в порядке дорожной повинности не далее неземских губерниях; такое, наконец, решение определенного расстояния (10 или 15 км.) от предполагает дать ему и советская власть. места жительства населения. Может создаться Будут ли иметь смысл дорожные товарищества положение, когда или все дороги района получат при введении трудовой дорожной повинности и стоит ли заниматься дальнейшей организацией их? в среднем не свыше трех рабочих дней окружающего населения, или же работа всего насеНа это нужно ответить утвердительно. ления района будет в данном году сосредоточена Прежде всего, дорожная повинность не может на определенных дорогах, а на остальных доробыть введена сразу на всей территории Союза. У нас числится 11 млн. одних только лошад- гах труд населения не будет применен. ных крестьянских хозяйств. Для того, чтобы В обоих случаях на помощь обязательной доправильно использовать эту колоссальную трурожной повинности должны притти дорожные довую армию, необходимо обеспечить ее «котоварищества. мандным составом" — техническим персоналом, Как ив какой форме выразится эта помощь? главным образом, средним и низшим, т.-е. техниТут возможны два варианта: или дорожное токами и десятниками. Персонала этого у нас сейварищество на время производства работ насе- . час имеется не более 20°/о потребности. лением в порядке дорожной повинности передает Самый проект постановления комиссии тов. свой технический аппарат, инвентарь и определенные средства органам, ведущим эти работы; Кузнецова предполагает, чтобы трудовое участие населения в улучшении и развитии дорог не преили же, наоборот, силы населения, предоставляевышало в ближайшие годы 25 млн. рубл. и осумые для исполнения дорожной повинности, поступают (по согласовании этого вопроса и уиь'ом ществлялось лишь при наличии для нее в данной и вик'ом) в распорякение дорожного товарищества. местности необходимых технических сил.ВI24 Какой из этих методов предпочтительнее? Мы решительно высказываемся, как общее правило, за второй, и вот почему. Прежде всего — принципиальная сторона: трудовое участие населения желательно использовать до конца в том же общественном порядке при посредстве общественной организации, каковой является дорожное товарищество. Практически же, надо признать, что технический персонал, которым может располагать волость или район (в лучшем случае, один десятник или техник на волость или даже на две) вряд ли в состоянии будет справиться с работами при участии населения, которые будут производиться на пространстве всей волости. Целесообразнее будет предоставить этому персоналу лишь функции контроля и общего руководства, рабочую же силу, выставленную населением, передавать в распоряжение дорожных товариществ. В руководящих органах этих товариществ обычно будут участвовать люди более или менее осведомленные в технических вопросах (агрономы, мелиораторы, заведующие совхозами и колхозами, лесничие и т. д.), так что, помимо наемных техников, т-ва будут располагать еще и значительным подсобным персоналом. Конечно, в каждом отдельном случае должны быть оценены местные условия. Но в общем технический аппарат волостей будет всегда рассчитан на нормальный ход дорожных работ по годовому волостному дорожному бюджету ив большинстве случаев он не будет достаточен еще и для дополнительного обслуживания кратковременных, но очень многолюдных и разбросанных общественных работ, которые будут производиться лишь в периоды, свободные от работ сельскохозяйственных. Во всех таких случаях часть этих работ и рабочую силу, предоставленную населением, будет очень целесообразно передавать дорожным товариществам. А таких случаев, особенно в первое годы введения трудовой повинности, встретится, конечно, немало. В тех же волостях, где техников до поры, до времени не будет вовсе, дорожные товарищества окажутся единственно возможными руководителями дорожных работ, производимых населением. Кто же будет решать вопрос, производить ли работы по дорожной повинности исключительно волостным и уездным аппаратом, принимая помощь от дорожных товариществ, или же передавать рабочую силу в их распоряжение? По проекту комиссии тов. Кузнецова, сроки, об'ем и месторабот обязательного трудового участия населения' в улучшении и развитии дорог устанавливаются особым постановлением районного и волостного с'ездов советов рабочих и крестьянских депутатов. Эти же с'езды должны решать и поставленный вопрос. Таким образом, несмотря на проектируемое введение дорожной повинности, повсеместное создание дорожных товариществ остается главной и основной задачей сельских коллективов Автодора. По окончании сельских работ губернским и уездным отделениям общества надо принять все меры к организации возможно большего числа сельских коллективов, обязательно вовлекая в них весь деревенский партийный и комсомольский актив, деревенскую интеллигенцию и наиболее сознательных граждан. Только при этом условии и при очень большой энергии со стороны отделений удастся создать сеть деревенских ячеек общества, а через них и сеть дорожных товариществ. На местах потребность в дорожных товариществах вполне назрела, и в дорожную секцию Автодора поступает рид запросов по поводу их организации. Депо тормозится отсутствием неопубликованных до сих пор типовых уставов. Статья эта была уже написана, когда на заседании президиума Совета Автодора 8 августа возник вопрос о том, не представляется ли возможным без организации дорожных товарищей в переложить их задачи на самые деревенские коллективы Автодора, т.-е., другими словами, признать, что последние призваны не только содействовать улучшению и строительству дорог, но и непосредственно производить дорожные работы. Но надеяться на утверждение устава в таком измененном виде и на создание, вместо теперешней организации общественно-пропагандистского характера, всесоюзной общественной дорожностроительной организации, представляющей своего рода НКПС в уменьшенном размере и конкурирующей с уездными и волостными дорожными организациями, едва ли есть хоть малейшие основания. Поэтому нет сомнения в том, что дорожный с'езд, на котором вопрос о дорожных товариществах является одним из главнейших, выскажется за их организацию так же, как за нее высказываются все без исключения представители с мест, с которыми приходится беседовать по этому поводу.Н.ЛистратовВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВНастоящий № [б (сентябрьский) „ З А РУЛЕМ"—последний для подписчиков, подписавшихся с1 апреля на б месяцев или с1 июля на 3 месяца.Во избежание перерыва в получении журнала надлежит немедленно возобновить подписку с1 октября до конца года. Подписную плату — 85 коп. адоесовать: Москва 6, Страстной бульвар 11, „ОГОНЕК"25