РЕФОРМА ДОРОЖНОГО (БЕЗРЕЛЬСОВОГО) ХОЗЯЙСТВАМ. ЛЕОНТЬЕВРАБОТА, проделанная дорожной комиссией СНК СССР и СТО, после окончательного утверждения ее законодательными органами явится историческим документом. Проект устанавливает правильное распределение функций между всеми органами, призванными ведать дорожным хозяйством, при чем к функциям Народного Комиссариата Путей Сообщения отнесено планирование и регулирование дорожного хозяйства при посредстве Главных управлений союзных республик. Дорогами государствен н огоиместного значения будут заведывать главным образом окружные и губернские дорожные органы, при чем в отступление от общего правила эти органы будут содержаться как за счет местных средств, так и общесоюзного бюджета в той части, которая падет на них по за.ведыванию дорогами государственного значения. Содержание Центрального управления относится •на общесоюзный бюджет, а Главных управлений—на бюджеты союзныхиавтономных р-е спублик . В отличие от настоящего положения, все органы сверху донизу •являются единымиисамостоятельными , т.-е. выделяются из коммунхозов и НКВД и подчиняются: Главные управления—Совнаркомам союзных и автономных республик, все прочие — с воимисполкомам . Т аким образом, при централизации планир ованияирегулирования достигнута максимальная децентрализация вобластихозяйственногозаведыв ания государственными и шоссейными дорогами.Особенностью законопроекта, в смысле управления, является то, что он впервые предусматривает, как правило, технический надзор по дорогам низовой дорожной сети и предлагает целый ряд мероприятий для ускорения подготовки этого персонала, недостаток в котором чрезвычайно резко сказывается. В финансовой стороне вопроса комиссия принуждена была считаться с фактическим положением дорожного хозяйства, а положение это до настоящего времени чрезвычайно тяжелое. Необходимо было резко поднять ассигнования, чтобы предотвратить дальнейшее уменьшение основного капитала. Естественно, пришлось в первую очередь повысить на 1928/29 г. ассигнования по местному и государственному бюджетам: по местному до 95—100 млн. рубл., включая сюда и повышение потонного сбора с грузов, и по государственному до 50—60 млн. рубл. Вместе с тем, комиссия пришла к выводу, что потребности дорожного хозяйства настолько велики, что обойтись без применения трудовой повинности на дорогах низовой сети в ближайшее время не •представится возможным, и исчислила этотисточник на первый год в размере до 25 млн. рубл. Таким образом, общая сумма всех ассигнований должна составить около 180 млн. рубл., а с ассигнованиями по госбюджетам союзных республик в республиканские дорожные фонды около 195—200 млн . рубл. п ротив 100 млн . рубл. т екущего года. Потонному сбору с грузов комиссия придала строго целевое назначение, так как до настоящего времени почти около 12 млн. рубл. расходовалось не по своему прямому назначению. Особое внимание комиссией было уделено развитию под'ездных путей; поэтому предложено местным органам из средств местного бюджета выделить на дорожное строительство 25 млн. рубл. для постройки из общего количества дорог в 17.000 км. 1-й категории этих дорог 2832 км. Для упорядочения финансирования дорожного строительства комиссия наметила еще целый ряд мероприятий: пересмотр списка дорог всех наименований на основе установления точных принципов классификации категорий дорог, устранения двойного финансирования и т. п. В области подведения технической базы под дорожное хозяйство комиссия предлагает постройку клинкерных заводов, увеличение выработки гудрона и других связующих материалов и т. д. В отношении организации автомобильного дела комиссия пришла к заключению, что общее регулирование этим делом должно принадлежать НКПС (по линии Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта). Функции снабжения и распределения автомашин и запасных частей как внутреннего производства, так и импортных, должны быть оставлены за Автотрестом , с передачей его производственных функций в ведение ВСНХ СССР, а эксплоатационных — местным органам и хозяйственным организациям. Проведение этой реформы уже давно ожидается местами, и некоторые из них в порядке собственной инициативы вынесли решения по организационным вопросам почти тождественные с предложениями комиссии. Лучшим доказательством этому может служить то единодушие членов СТО, которое было проявлено при рассмотрении законопроекта в заседании 7-го сентября. СТО в основе одобрил проект постановления о реорганизации дорожного дела и поручил подготовительной комиссии в недельный срок рассмотреть и окончательно средактировать этот проект. Надо полагать, что к1 октябрю 1928 г. закон будет уже утвержден соответствующими инстанциями.М.Леоныпев