24
25
26
27
28
29
ДСФДЛЬТО-БЕТОННЫЕИнж. К. КУПРЕЯНОВДОРОГИшого количества пустот в коре, при этом способе АЖДАЯ прочная дорожная одежда состоит необходимо для заполнения их дать больше бииз хорошо уплотненного каменного скетума, что удорожает работу. В результате кора лета, отдельные части которого сцепляются получается значительно менее стойкая под вдобавок каким-либо связующим веществом. проездом, температурными изменениями иИ асфальто-бетонная одежда состоит из хорошо перемешанной смеси—каменных материалов твервлагой, чем асфальто-бетонная. дой породы, спеОтличительциально подоным свойством асфальбранных по круптовой дороности (предвариги, от кото ­ тельно нагреваерого и промых для высушиизошло это вания), и особого название , связующего веявляется ее щества — битума, з нач ит ельная нагреваемого пестойкость и ред смешиванием неизменяедо расплавления. мость, обяЭта смесь должна занные пребыть хорошо упжде всего лотнена посредособым свой ­ ством укатки. с твам битума Осуществить Заготовленное сырье и прочности все это можно каменных матолько при помот ериалов . В настоящее время асфальтовые щи специальных машин: асфальто-бетонной—для дороги в Западной Европе и Америке, вероятно, нагревания и смешения составных частей асраспространены больше всех остальных. Кроме фальто-бетонной массы; катков — для уплотнения готовой массы на месте в горячем состоянии и, прочности и гладкости, они отличаются упругостью, — хорошо выносят удары и изменения наконец, специальных грузовиков для быстрого температуры; езда по ним приятна и почти транспорта горячей массы от асфальтовой мабесшумна. шины на дорогу. Асфальтовые дороги делаются и иными споНо асфальтовые дороги имеют и недостатки: собами, кроме способа асфальто-бетона. В чав некоторых типах этих одежд гладкость их стности, у столь велинас обычно! ка, что отпоприменяется лированная в городах проездом, способ литополучает го асфальта опасную для для улиц и движения тротуаров. скользкость; Эта одежда этим недоесть также статк ом смесь мелкоочень страго каменного дают дороги материала и из прессобитума в расванного асплавленном фальта (из состоянии; т ак назыно она невываемого асгодно отлифальтового чается от порошка); асфальто-беэ тот ти п тона следунедавно з а*• •« ющим: смесь п ре ще ив не можетПариже на ] Подвозка каменного материала к камнедробилке быть хоцентральрошо переных улицах, мешана, так как работа производится вручвследствие его явной небезопасности. ную, в примитивных котлах; каменные материДругим недостатком асфальтовых одежд алы не подбираются столь тщательно по крупявляется растворимость их бензином, обычно ности и не подвергаются предварительной пропроливающимся из автомобильных баков, сушке; при укладке массы на место она уплота такжерастворимость от няется вручную, а не катками, что дает меньшую некоторых ллотность одежды, и, наконец, вследствие боль- масел. .К24 ш5 as*• i5ft>f- rw1 piГоды»* iftIP1ft -' ft..: ' trf- ft J ' ййШ'-v - YV .Специальный грузовик под'езжает для нагрузки асфальтово-бетонной массыЕВкается из них путем водной выварки, или химическим путем. Первый способ дает извлечение битума, примерно, наполовину, второй — почти полностью. Другим источником для получения битума — уже искусственным путем — являются некоторые, Успех асфальто-бетонных дорог наполовину зависит от качества употребляемых материалов, так называемые, асфальтовые нефти, из которых особыми способами получается искусственный на другую — от приемов производства работ. Каменные материалы должны быть твердых, битум, иначе называемый нефтяным гудроном. трудно-истирающихся и вязких (не хрупких), по Достоинстваестественногобитума возможности, однородных пород. Одной из хав настоящеевремяполностью достигнуты ив искусственном битурактеристик прочности такого камня является его сопротивление раздавливанию под прессом, м е—н ефтяномгудроне . (от 1.000—1.500 кг. на кв. см., т.-е. каменный Достоинства этого связующего вещества слецилиндрик, с площадью, равной двухкопеечной дующие: способность сцепиться с каменным матемонете, должен выриалом; прочная держивать груз тасвязь между откой величины). дельными частицами самого битуПроизвел ен ны е ма, подобно порту нас опыты покалендскому цемензали, что розовый ту;свойство расшишокшинский кварряться и сжиматься цит (Онежское озебез трещин от изро), с ерый гнименения темпераванский гранит туры, какого не (Екатеринославимеет портлендская губерния) явский цемент; стойляются наилучкость, т.-е. он не шими для этой цеи зменяет своих ли. В настоящее свойств во вревремя поставлены мени; водоупоропыты с нашим ность и, наконец, валунным камнем, соответствующие недостатками котоблагоприятные рого являются нетемпературн ые однородность и, в свойства (плавлесреднем, меньшая ние — при опредепрочность,чем укаМомент выгрузки массы в грузовик ленной требуемой занная. температуре, отвердение—также при определенной Другим важнейшим материалом является битемпературе, вспышка—при нагревании в безотум (название от греческого определения „плавпасных для работы пределах). кая смола"). Естественный битум добывается из асфальтовых каменных пород: известковых, песчаВсе эти требования проверяются рядом простейниковых и др., находящихся > нас в Сызранской, ших физических и химических испытаний, строго у Самарской губ. и в Крыму. В этих породах заклюустанавливающих пригодность данного материала чается битума от 6 до 8% по весу и он извле- для работ.Материалы для асфальто-бетонных дорог25 при самом тщательном перемешивании. Добавка же в состав массы чистого битума, присоединяется к битуму, имеющемуся уже в заполниПодбор состава асфальто-бетонной массы оснотеле, и затем заполнитель с битумом естественным и добавленным обволаки*ает тонкой пленван на двух главнейших принципах: максимума кой все каменные частицы—мелкие, средние и заполнения об'ема каменнычи материалами и микрупные—и сцепляет их при уплотнении и остынимума связующего вещества — битума. вании коры. Исходя из первого требования, нельзя брать Асфальто-бетонная одежда делается в2 слоя, каменный материал (щебень и шплит) в том виде, укладываемых последовательв каком он выйдет из камнено на заранее подготовленном дробилки, ибо в этом материаосновании, например, на старой ле фракции разного размера щебеночной коре или старой входят в такой пропорции, кобулыжной мостовой (цементноторая не даст наибольшего бетонное основание для асзаполнения об'ема. Необходимо фальто-бетона не необходимо). получающийся от бойки матеПодготовка старого основания риал рассортировать по крупзаключается в тщательном ности и затем снова смешать мелком ремонте, или утолщеего в такой пропорции, чтобы нии с тем, чтобы общая тол•об'ем самых мелких частиц щина щебеночного основания заполнил пустоты между средбыла бы не менее 10—15 см. ними, а об'ем . мелких плюс Далее, поперечный скат стасредних частиц — занял бы рой одежды должен быть смягоб'ем пустот между крупными чен и доведен до 2% — i>%, частицами. В зависимости от взамен обычно имеющегося крупности материалов примекрутого в 4% — 5%. Наконец, няют находимые попытками для воспрепятствования бокопропорции, составляя как бы вому распору будущей асфальцелую „гамму" каменных фрактовой одежды, укладываются ций различной крупности от 40 бордюры из отесанного твердомм. до мелкой пыли, крупности го камня. портлендского цемента. Нижний слой асфальто-бетоЭта пыль, количество' котона, так называемый сцепляюрой должно быть, примерно, щий слой (binder course), моравно количеству битума в сожет быть сделан толщиной ставе, — играет очень важную 5 — 6 см. при таком составе роль и называется „заполнищебня и шплита: крупностью телем", придающим битуму от 40 мм. до 6 мм., 65% по весу прочность. от всей массы; шплита, крупКоличество битума должно ностью от 6 мм. и мельче, вмебыть не слишком мало и не сте с асфальтовым порошком «лишком велико; его должно 30% (поровну шплита и порошбыть достаточно для покрытия ка), битума — 5%. вместе с заполнителем тончайВерхний слой — так 'назышей пленкой поверхности всех ваемый слой износа (wearing каменных частиц. Недостаток битума делает смесь каменМасса автоматически высыпается course) может иметь толщину 4 см. при таком, Hi пример, соных материалов сыпучей; избына шоссе ставе: шплит от 20 мм. до ток чрезмерно разжижает ее. Правильное количест во закл ю- 6 мм. — 45%, шплит от 6 мм. и мельче вместе с асфальтовым порошком (поровну шплита и почается в пределах о по весуоткаменногомат е5°/о ала . 10% рошка) — 49%, битума — 6%. р и ДО ОтСостав массы и конструкция асфальтобетонной одеждыметим здесь, что эти предельные цифрыповторяютсянастойчиво во всехправильныхсоставахдля люб ыхсвязующихвеществвовсех дорожных одеждах. Очень часто в „гамму" каменных фракций асфальто-бетонной массы включают так называемый асфальтовый порошок, т.-е. мелко раздробленную естественную асфальтовую породу, как, например, песчаниковую, естественно пропитанную битумом в количестве 6%—8%. В этом случае мельчайшая часть этого порошка (крупностью цемента) является необходимым заполнителем и притом от природы очень тесно об'единенным с битумом. Это дает сразу две выгоды: не надо вводить особого заполнителя, вообще очень дорогого (каменная мука или портландский цемент), а во-вторых, этот естественный заполнитель так тесно об'единен с пропитывающим его битумом, как никогда на удастся достигнутьСравнивая состав нижнего и верхнего слоя, видим, что нижний слой составлен из более крупного каменного материала, чем верхний, количество же битума в нем меньше. Поэтому нижний слой обладает прочностью и жесткостью, но не полной плотностью. Верхний же слой обладает прочностью и упругостью и более полной плотностью. Верхний слой подвергается еще поверхностной обработке, чтобы заполнить остающиеся мельчайшие поры посредством поверхностного полива расплавленного битума в количестве 5/г1 кг. на 1 кв м., с последующей присыпкой мелкой каменной фракцией ст 5 мм. и мельче, про изводимой после остывания коры, или же посредством подсыпки под каток, укатывающий верхний слой, мелкого каменного материала указанной крупности, но предварительно объединенного с битумом. • ,26 РазравниваниеПроизводствоработПоследовательный порядок производства работ, примененный на Ленинградском шоссе, таков: 1. Механическая камнедробилка вместе с крошилкой (дающей только мелкий шплит) перерабатывает крупный камень на щебень и шплит, с одновременной сортировкой материала по крупности на вращающемся грохоте, отдельные секции которого дают материалы соответствующей крупности (производительность 50—75 кб. м. в день); рассортированный материал складывается в отдельные штабели. 2. Каменные материалы и асфальтовый порошок в установленной пропорции загружаются в вращающийся барабан асфальто-бетонной машины в количестве 1,3 тонны; в первой половине барабана материал нагревается и высушивается специальной форсункой, вгоняющей струю пламени внутрь барабана; пары воды и газа поступают в вытяжную трубу; нагреваясь и высушиваясь, материал подвигается ко второй половине барабана, в которую он впускается через особую заслонку, пробыв в первой половине 8 минут; во вторую половину барабана одновременно поступает порция расплавленного в отдельном котле битума по принятой пропорции (в расчете на 1,3 тонны каменного материала). Здесь каменный материал и битум перемешиваются также в течение 8 минут и смесь подвигается автоматически к выходу. Производительность машины в час—810 тонн. 3. По истечении указанного срока открывается специальная заслонка, которая выпускает массу, нагретую до температуры 165 — 1959 Ц. по наклонному лотку в грузовики соответствующейгруаопод'емности (1,5 т.); грузовики везут массу со скоростью в 25 — 35 км. в час на место укладки, при чем масса на расстоянии 2 — 4 километров успевает остыть на 3—6° Ц. 4. Привезенная на место работы масса автоматически разгружается и быстро разравнивается по уложенным рейкам и по шаблону. 5. Затем производится укатка массы катками 40 — 60 кг. на п. см. удельного давления; укатка ведется в продольном и перекрестном (косых) направлениях двумя катками для скорости, при чем в день оба катка укатывают 500 — 700 кв. м. одиночного слоя. Таким же образом укладывается и верхний слой, который затем подвергается описанной выше обработке. Около бордюров, где каток не может оперировать, уплотнение производится металлическими трамбовками, предварительно нагретыми на особых жаровнях. Поверхность бордюров перед укладкой асфальтовой массы промазывается каменноугольным дегтем для лучшего приставания асфальтовой массы.Асфальто-бетонная одежда не дороже щебеночнойСрок службы асфальто-бетонных одежд теоретически исчисляется от 10 до 35 лет, в зависимости от величины проезда (от 500 до 100 тысяч тонн в год на 1 метр ширины) и в зависимости от того, имеются ли трамвайные пути; при наличии последних сроки уменьшаются, так как непрерывные толчки вагонов, боковые и вертикальные, преждевременно расстраивают всякую одежду. Отметим, что в эти сроки истирается лишь только один верхний слой, толщиной 4 см.;Уке27 нижний слой остается, как общее правило, целым, и восстановлению подлежит лишь один верхний слой. Первоначальная стоимость асфальто-бетонной одежды в два слоя, общей толщиной в 10 см., с предварительной подготовкой старого щебеночного основания ис устройством бордюров исчисляется в 11—12 р. за кв. метр при стоимости битума Шугуровского асфальтового завода в 300 р. за тонну франко-Москва; при нормальной ширине дороги в5 метров первоначальная стоимость 1 км. асфальтовой дороги будет 55.000-60.000 рублей. Но одна первоначальная стоимость еще не служит исчерпывающим указателем экономичности одежды; необходимо определить стоимость ее, приходящуюся на год службы, с учетом стоимости ремонта и содержания, а также процентов на затраченный капитал, что даст на 1 кв. м. одежды на 1 год службы: 1. Погашение, считая, что при проезде в 100 тысяч тонн вгодна ! метр ширины, — срок служ12—8 бы верхнего слоя 20 лет ~-~—=0р. 20 к. 2. Ремонт и содержание . . • • 0 р. 03 к. 3. Проценты на затраченный капитал из 12% 1 р. 44 к. Итого, на 1 кв. м. на 1 год службы. 1 р. 67 к.Приведем для сравнения ^стоимость на 1 кв. м. считая также на 1 год службы, обыкновенного щебеночного утолщения, первоначальную стоимость которого примем в московских условиях в2 р. 50 к. на 1 кв. м.: 1. Погашение, считая при взятом проезде срок службы утолщения 2 года — 2. Ремонт и содержание 3. % на затраченный капитал, считая из 12% 2 р. 50 к. „ =1р.25к. Ор.'Юк. Ор.ЗОк.Итого, на 1 к. м. на 1 год службы . . . 1р. 65 к. Итак, с тоимостьщебеночногоутолщения (при осторожном расчете) о динакова со стоимостью асфальтобетонной одежды. При этом не принята во внимание экономия на расходах владельцев транспорта, вследствие меньшего износа повозок и шин при движении по более гладкой асфальтовой поверхности.Инж. К. КупреяновПЕРВЫЕАВТОТРАНСПОРТ начал завоевывать место •<* в работе наших железных дорог, подобно заграничным железным дорогам. Наркомпуть решил оказать железным дорогам максимальное содействие в деле развития автомобильного транспорта и предложил правлениям дорог прислать в Центральное управление местного транспорта сведения об имеющемся в ведении дорог автотранспорте ио предположенном расширении своего автомобильного хозяйства. 21 июня коллегия НКПС, обсудив контрольные цифры транспорта на 1928 29 г., предусмотрела расход в пределах 31/2 млн. руб. на развитие автомобильного сообщения, признав возможным использовать доход от коммерческо-вспомогательных предприятий ж.-д. транспорта на обеспечение дальнейшего развития автотранспорта на железных дорогах. На предложение ЦУМТ'а откликнулась первой Уссурийская дорога. Она имеет в данное время в Благовещенске при городской станции пять грузовых автомобилей четырех марок. К осени этого года правление дороги решило организовать автотранспорт из 30 тракторов, одного снегоочистителя и2 мотоциклов — для перевозки транзитных бобов с китайской территории в районе озера Ханка на расстояние от 70 до 80 км. Тракторы предполагалось использовать зимой по льдуШАГИчерез озеро Ханка, так как летом перевозки по озеру производит Амурское государственное пароходство. В летнее время тракторы предположено было использовать на сельскохозяйственных работах, на лесных заготовках и на мелиоративных работах. По другому варианту, предполагалось использовать тракторы на магистрали Б. Невер-Алдан. Значение под'ездных путей к Уссурийской железной дороге огромно, в связи с ролью дороги в колонизации края, использования богатейших природных богатств края, увеличения экспорта хлеба и обслуживания приисков. Центральное управление местного транспорта, рассмотрев заявки Уссурийской дороги, признало целесообразным удовлетворить нужды дороги не тракторами, а 50 грузовыми автомобилями, 1 снегоочистителем и2 мотоциклами. Из этого количества грузовых машин часть можно будет заменить тракторами для зимних лесных заготовок дороги. Приобретение же тракторов для других работ, указанных правлением дороги признано нецелесообразным. Таким образом, можно считать, что положено начало организации развивающегося по плану автомобильного хозяйства на железных дорогах СССР. М. П.28 НОВЫЙМИРОВОЙРЕКОРДСКОРОСТИВНАСТОЯЩЕЕ время установилось мнение, трехцилиндровым мотором, и вес его автомочто для больших скоростей пригодны два биля составлял всего 1.100 кило. типа автомобилей: тяжелые болиды, снабРазвив скорость в 360 км., автомобиль Локженные чрезвычайно мощным мотором, или харта неожиданно резко свернул в сторону и же легкие автомобили такой формы, что в силу упал в море. Тяжелые болиды, обладающие ее аэродинамических свойств автомобиль не моколоссальной инерцией, конечно, гораздо безжет отделиться от поверхности земли. Машины опасней в этом отношении. последнего типа снабжены мотором, емкостью всеНо приверженцылегкихавтомобилей несдаются. го в3 — 4 литра. Под особым наИнтересно отблюдением сейчас строится нометить, что трое вый болид, котопоследних мирорый должен бувых рекордсмедет развить сконов скорости — рость в 400 киСигрев, Кэмплометров в час. белль, о котором Постройка этого мы сообщали ч болида обойдется № 1 „За Рулем" около 2.500.000 (стр. 42), и, накофранков.Он будет нец, Рэй Кич, разснабжен мотовивший на своем ром „Роллс-Ройс" т риплексе сков 1.300 л. с. При рость в 335 киловод будет на пеметров 906 метров редние колеса, в час,— все трое задние будут слуприверженцы тяжить для у правлежелого болида. ния. Заднему конАвтомобиль Сицу болида будет грева был снабпридан вид хвоста жен двумя мотоаэроплана,что порами, в 500 л. с. высит его устойкаждый. чивость и облегНовый мировой рекордсмен Рэй Кич после победы „Синяя Птица" чит управление. Кэмпбелля была Испытание этоснабжена авиаго сверх-болида будет произведено в ближайшее ционным мотором „Napier", мощностью в 900 л. с. время. Триплекс Рэя Кича снабжен тремя авиационКаковы же будут новые автомобили,— массивными моторами „Либерти", по 500 л. с. каждый. ные или легкие? С крыльями или без? БудутНесчастный Франк Локхарт, разбившийся чели передние колеса соединены с мотором, или они рез несколько дней после того, как Рэю Кичу удалось поставить свой последний рекорд, снаббудут служить исключительно для управления? Мы это скоро увидим. дил свой легкий и нервный болид всего однимБолид триплекс, на котором Рэй Кич оазвил скорость в 335 километров в час29