19
20
21
22
кИнж. К. КУПРЕЯНОВПОЧЕМУ НАДО РАСШИРИТЬ ДОРОЖНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУА любой более или менее крупной фабрике действует своя лаборатория, которая занимается контрольными испытаниями свойств сырья и выпускаемого фабриката, не допуская отклонений их от заданных стандартов, а также изучением новых материалов и новых приемов работы. Работу заводских лабораторий об'единяют стоящие во главе данной отрасли производства более крупные исследовательские организации — научно-исследовательские институты. Э тиорга ­ ны, с овершен ­ но необходимы, — о нине только постоянно держат производство науст ановленном научнотехническом уровне, н ойнеп ре рывиоповышают его втакте непрер ыв но развивающе йся техникой.НЧтобы быть послед овательными, мы должны применить все сказанПенетрометр—для опреденое ик дорогам,— ления степени мягкости ибо что же предбитума ставляет собою дорожная организация, какие „фабрику дорог"? Разница лишь в том, что в других областях промышленности производство отлилось в определенные, более или менее установившиеся формы; в дорожной же области, вследствие ее молодости (научная постановка началась лишь с начала XX века, совпадая с введением автомобилизма), далеко не всеДуктилометр — для определения степени гучести нитей из битуматяеще разрешено. Техническая проблема дорожного строительства обнимает столь широкое поле и так сложна, как никакая другая техническая1 область, в виду бесконечного разнообразия районных условий. Недостаток компетентных технических сил в прошлом является одной из причин бездорожья сейчас, и дорожная работа в недалеком будущем потребует от дорожников величайшего искусства. Поэтому при „дорожных фабриках", как и при обычных фабриках, должны быть свои лаборатории — дорожно-исследовательские станции. Дорожная техника у нас запущена, и мы привыкли ее отождествлять с чем-то очень грубым, простым и кустарным, как кустарна обычная булыжная мостовая, покрытая ямами и буграми, или первобытная грунтовая дорога огромной ширины с рядом наезженных колей. И многим даже покажется страннымкакие могутоыть научные исследования в столь кустарном производстве? Суть делав том исостоит , ч то сов ременная промышл еннаяжизнь советской страны уже не удовлетво ­ р яетсятем , ч то может дать ей дорожное производс тво , к оторое ведется грубо При- JJ. „ м итивнымиили во- Р#«*ЧЮ с шариком"п бордля всепервобытными ^ определения способами . Механиплавкости битума ческий транспорт, и даже расширившийся конный, требует гладких, прочных и дешевых путей. „Требует"—т.-е. заставляет устранить: 1) ненормально частые ремонты недостаточно сильных под грузовиками мостовых старого типа; 2) чрезмерный износ шии и повозок, который столь велик на негладкой поверхности, что, может быть, лучше отказаться от выгод, представляемых механическим транспортом, и вернуться к конному малосильному, т.-е. допустить явное отступление. Надо искать новые методы устройства дорог. Каким же способом их искать? Среди дорожных органов уже упрочилось сознание, что прежние дорожные приемы устарели и для их рационализации и разработки новых приемов устройства улучшенных грунтовых и усовершенствованных шоссейных дорог обязательно нужно применить научно-исследовательский принцип. В широких же кругах далеко еще нет сознания насущности и важности этих исследований. .-.<, Охарактеризуем вкратце отдельные группы дорожных вопросов, чтобы показать . всю их19 сложность и невозможность решения их без применения научно-исследовательского начала. Главнейшие из этих групп следующие: 1) усовершенствованные дорожные одежды и основания под ними, 2) улучшенные грунтовые дороги и грунты, как среда, подстилающая каждую дорогу, 3) месторождения сырьевых дорожных материалов.Лабораторные исследованияпервая ступень устройства усовершенствованных одеждМы отстали от иностранной дорожной техники и нам надо ^ „в сегоееть~> г г западно-европейские приемы, расшифровать патенты, которыми многие из них закрыты. Порядок работы таков: сначала анализ — и зучениеотдельных частей дорожной одежды, потом синтез — к омбинацияизчастейобразцов дор ожнойодеждыииспытание их. Частями дорожной одежды являются связующие вещества и каменные матевиалы. Связующими веществами, дающими наиболее прочные и экономические одежды, являются битумы и дегти, представляющие, однако, при пользовании ими некоторые затруднения, легко устранимые применением этих веществ в виде водных эмульсий, т.-е. об'единенных с водой. Эмульсии возможно употреблять почти без всякого механического оборудования (нужны только лейки) даже в сырую погоду на сырой дороге, без применения огня. Мы уже знаем, что некоторые из этих эмульсий заключают 50% воды, 48% битума и2 % эмульгатора — вещества, которое способствует об'единению двух таких „антагонистов", как битум и вода. Этот входящий в небольшом количестве, но играющий очень большую роль, материал и должен быть раскрыт. Имея образцы этих эмульсий, можно решить эту задачу путем химического анализа. Получение натурального битума является очень сложной технической задачей, так как <5итум приходится извлекать из асфальтоносной руды. Здесь возникает целая серия вопросов: 1) возможность применения асфальтовой руды в измельченном виде в качестве добавочного, или даже самостоятельного материала для дорог, 2) способы извлечения из руды битума для применения его в асфальтовых дорогах других видов и использования отбросовпослеизвлечениябитума. За границей из асфальтового порошка, полученного от дробления асфальтовой руды, делают•г Пресс для определения прочности на сжатие каменных образцов г "асфальтовые дороги, так называемый прессованный асфальт (asphalt comprime, Stampf-Asphalt). До сего времени мы использовали асфальтовую руду для извлечения из нее битума, или после измельчения ее в порошок применяем последний в состав асфальто-бетонной массы. Асфальтовый порошок не применялся в качестве самостоятельного материала для устройства прессованного асфальта, за границей же его охотно ис пользой применяют. Н есмотря на нашибогатыеместо ­ рождения асфальта, дело использования его было плохо поставлено, отсутствовало серьезное научное изучение . Извлечение ценного продукта — битума — из асфальтовой руды производилось допотопной водной вываркой, при которой в отбросе оставалось еще 50% битума. За границей извлечение битума производится не водой, а с помощью химических реагентов, растворяющих битум. Нам надо изыскивать практический и дешевый прием извлечения битума и использования отбросов от асфальтового порошка. Посредством многочисленных исследований, ошибок, разнообразных лабораторных и полевых опытов, в заграничной технике выработались известные числовые пределы для характеристики различных свойств битума, пригодного для дорожных целей. Нам необходимо найти эти числовые пределы для себя в условиях наших битумов, нашего климата, различного в различных районах, и для нашего проезда. Для исследования свойств битума применяется целый ряд специальных приборов: пенетрометрдля измерения степени мягкости битума посредством определения глубины проникания в него стандартной иглы (если погружение велико, то дорога будет страдать мягкостью); дуктилометрдля измерения тягучести битума посредством определения длины нитей, могущих вытянуться из него при определенных постоянных условиях (если нити не получаются достаточной длины, то такой материал будет не липок и хрупок); прибор „кольцо с шариком"—для определения температуры размягчения битума (если эта температура будет слишком высока, то материал будет труден для работы, будет быстро остывать). Кроме связующих м ат ерио лов, необходимо исследование каменных материалов, идущих в состав усовершенствованной одежды. Для этого пр им еняютс я: пресс для Круг Дорри для изучения истираздавливараемости камня20 ния каменных образцов; Грунты в дорожном откруг Дорри для истираношении являются строния, на котором искусительным материалом,. ственно истирается катак как из них строится мень при вращении крупроезжая часть грунто-га, воспроизведя в извой дороги, подвергаювестной мере то истиращаяся действию сил ние дороги, которое проезда и природы, и они^ производят колеса повослужат подстилающей зок; барабан Деваля, в средой для одежд всехцилиндры которого подругих типов. Поэтому мещаются куски испынадо знать строительнотуемого камня, и при механические свойства вращении барабана куски этих материалов,главным камня при ударах о образом, их сжимаемость. стенки цилиндров не Сжимаемые грунтытолько истираются, но и это плохие: глины и подвергаются ударам; так пр. Несжимаемые—хорокак повозки не только Барабан Деваля для изучения сопротивления шие: крупный песок и истирают дорожный каудачные сочетания песка камня ударам, соединенным с истиранием мень, но и разбивают его с глиной. ударами, то это Испытание больше, чем предыПрежде чем строить дорогу, нужно выяснить, дущие, воспроизводит действительные условия службы камня, и оно принято во всех странах. какие грунты залегают по ее линии; для этого производятся почвенно-грунтовые исследования вдоль дороги, при которых берутся образцы После анализа составных частей дорожной одежды, связующего вещества и камня, пристугрунта. В результате этих полевых исследований пают JK их синтезу, т.-е об'единению их лабораполучается грунтовый разрез дороги на глубину до двух метров, с изображением напластования торным порядком и последующему испытанию грунтов и прочих данных. полученного образца. Эту работу надо целиком провести при раскрытии патентов готовых матеПо получении полевых данных о грунтах надо риалов для дорожных одежд, т.-е. таких, в котоисследовать в лаборатории их строительно-мехарых связующее вещество уже об'единено с канические свойства. Так как каждый грунт является менным материалом. К числу таких патентованных комбинацией трех тел—самых частиц грунта, воды материалов относится немецкий состав „даман", и воздуха между частицами, то изучение строипредставляющий собой по предположению мелко тельно-механических свойств является делом раздробленный шлак доменных печей, об'единен- очень трудным, начатым лишь в самое последный с некоторым связующим веществом; из этого нее время. До выработки методики испытаний порошка получается одежда, похожая этих свойств оно пока заменяется на асфальтовую. изучением физических и химических свойств грунтов, в частности—опреПри удовлетворительном результате деляется гранулометрический состав лабораторный опыт переносится грунтов с рассортировкой его на в полулабораторные — полуполевые ситах и другими специальными споусловия, на особую дорожку, прясобами на отдельные фракции, с молинейную или кольцевую с искусчастицами одинаковой крупности в ственным проездом (особые колескаждой фракции. Ч емкрупнее ные пары). Наконец, при хорошей частицы, тем грунт лучше службе составленной одежды в этих вдорожномотношении ; чаусловиях опыт переносится на дорос тицыкрупностью от 2 мм. гу, на „опытный участок". Если до 0,05 мм. н азываютсяпе ­ одежда выдержит и это испытание, ском; к рупностью от 0,05 то полученный лабораторно и провед о 0,005 мм. — п ылью , м еньше ренный на практике метод посту0,005 • г линой . — пает для применения в производстве. Для производства этих работ На основании этих исследований нужны дорожные химики и инженеможно сделать некоторые пока приры путей сообщения—исследователи. близительные заключения о строительных свойствах грунтов. На основании физических и химиЭкономическое дорожное ческих исследований можно установить меры борьбы с пучинами и друстроительство требует гими больными местами дороги, изучения грунтов Набор лабораторных выяснить те глины, которые наибосит для рассортировки Изучение грунтов делается с целью грунта на отдельные лее подходят для обжига их на найти искусственные устойчивые фракции по крупности клинкер, и т. п. Для производства этих исследований нужны специалисмеси грунтов для грунтовой дороги, частиц сты, дорожные почвоведы и инжеприемы улучшения грунта, подстинеры-грунтоведы. лающего усовершенствованную одежду, приемы оздоровления больных мест дороги Геологические исследования (пучин, сплывов, болот и пр.), глины, годные для клинкерного производства и при постройке опор Геология—наука о недрах нашей земли—прибольших мостов,— те грунтовые горизонты, на ходит на службу дорожному делу, научно выясняя которых эти опоры можно заложить... местонахождение запасов дорожно-строитепьных21 материалов. Зная законы образования земной коры, геолог может указать и вероятное местонахождение тех или других пород, а приде ­ тальном обследовании особыми приемами может выяснитьипримерн ыезапасы породы в данном месте. Каменные и асфальтовые породы, гравий, песок и глины составляют важнейшие источники строительных материалов, подлежащие исследованию геолога посредством применения специальной методики с производством бурения, шурфования и изучением „обнажений", т.-е. путем осмотра естественного разреза земной поверхности, обнаруживающегося, например, у высокого берега реки, не покрытого растительностью. Для исполнения этой работы требуются специалисты по инженерной геологии.НОВЕЙШАЯ Л1АШИНА дляЗ ВСЕХ дорожных-строительных работ легче всего подпается механизации гудронирование или поливка дорожной одежды смолой. Хотя поливка или, вернее, пропитка гудроном представляет собой более сложный процесс, чем, например, поливка улиц (мостовых) водою, но механизирование ее может быть достигнуто почти таким же образом. Изображенная на верхнем снимке машина очень напоминает автомобиль-цистерну для поливки улиц. Гудрон, однако, поливается внагретом состоянии, благодаря отапливающей котел со смолою печи, которая находится на автомобиле.ГУДРОНИРОВАНИЯ ДОРОГИОбщий вид новой машины для гудронирования дорог Поливка гудроном должна производиться очень тщательно, под наблюдением рабочего-специалиста. Этот рабочий помещается во время работы на задней площадке автомобиля, откуда он может следить за поливкой и регулировать ее. Так как нагретый гудрон выделяет удушливые газы, то рабочий снабжен противогазной маской (см. нижний снимок, изображающий машину в действии). Описанная здесь машина новейшего типа обладаетбольшойп рои зводите льн остью: один километр дороги, шириною в4Х4 метра, она в состоянии пропитать гудроном в течение десяти минут.}'Л. ВыгодскийНовая машина для гудронирования в действииАВТОДОРОВЕЦ! ПРИВЛЕК ЛИ ТЫ НОВЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ И ПОДПИСЧИКОВ К СВОЕМУ ЖУРНАЛУ?22