19
20
1;.'. л.,?-;..БУДЕМ СТРОИТЬ АЭРОСАНИ!ВЗИМНЕЕ ВРЕМЯ, в особенности в очень снежных районах, приостанавливается автомобильное движение, связанное с хорошими дорогами. Это заставило задуматься над устройством такого приспособления, которое дало бы возможность автомобилю двигаться по ,. грунту, независимо от плотности последнего. Но все изыскания в ; этом направлении, начи- =т^~— _-_-_,__. ная от „цепей против , скольжения" и кончая гу-т. сеницами и вращающимися барабанами, не разрешили целиком этого вопроса; работая удовлетворительно при.одной плотности снежного покрова, они отказывались работать, попадая на снежный покров несоответствующей плотности. Поэтому, пришлось перейти от „надежной опоры" на земле — к опоре на воздух. Примерно, в 1908 г. впервые появился автомобиль, установленный на лыжи и приводимый в движение воздушным винтом — пропеллером. Ряд конструктивных изменений и усовершенствований привел к теперешним аэросаням. Современные аэросани представляют собою корпус, установленный на шасси, снабженном для смягчения толчков аморАэросани тизаторами, в виде рессор или спиральных пружин. Винто-моторная группа установлена не спереди, а сзади, чем достигается удобство в управлении (водитель ипассажиры защищены от снега, 'поднимаемого вращением винта) и защищенность самой группы на случай столкновений. Вся система устанавливается на трех лыжах. Винто-моторная группа — наиболее ответственная часть, и на нее было обращено при конструировании наибольшее внимание. Как известно, наиболее полезной рабочей пол верхностью пропеллера шт а, является та часть площади, которая отстоит дальше от центра вращения его. Однако чрезмерное удлинение лопастей для аэросаней является нежелательным, так как пришлось бы высоко устанавливать моторную группу, которая приводит в действие винт без всяких передаточных механизмов. Кроме того, винты большого диаметра, описывая своими концами большую окружность требовали бы широкого пространства, что стесняло бы движение. аэросаней. Применявшийся вначале автомобильный мотор оказался слишком тяжеловесным и недостаточным по мощности. Пришлось обратиться к авиационному мотору. Но на ряду с положительными качествами (легкость-веса и большая мощность) он имеет отрицательные ЦАГИ стороны:- работает на легком бензине и менее вынослив. Однако и эти отрицательные качества в современном аэросанном моторе исключены.19 Пробег аэросаней. Авария Не меньшее внимание было обращено и на конструкцию корпуса. Здесь имеются два типа: деревянные, конструируемые „НАМИ" и кольчугалюминиевые, конструируемые „ЦАГИ". Применением материала достигнута определенная легкость в весе при соответствующей прочности. Формы самого корпуса, благодаря своему очертанию — обтекаемости воздухом — представляют собою наименьшее сопротивление. Для наилучшей управляемости аэросани устанавливаются на трех лыжах, из которых задние две неподвижны (лишь с небольшими колебаниями для приема неровностей), а передняя является направляющей и управляется рулевым колесом — штурвалом. Правильное расположение лыж дает устойчивость аэросаням; ширина же между задними лыжами, принимающими на себя главную тяжесть веса моторной группы, зависит от высоты аэросаней. Тормоза в виде стальных массивных штырей, спрятанных во время движения внутри лыж на пружинах и приводимых в действие приводом от педали, вдавливаются в снег и обеспечивают удобство управления и безопасность езды. Значение аэросаней в условиях СССРогромно . Большие районы, где отсутствуют железные дороги, остаются на зимнее время без всяких средств сообщений и связи. Даже районы, обильные речными путями, вследствие замерзания рек находятся не в лучших условиях. В особенно плачевном состоянии находятся районы крайнего севера и Сибири. В таких районах большую услугу окажут аэросани, являясь не только средством грузового сообщения, но и средством пассажирского и почтового сообщения. Наличие их благотворно повлияет на развитие хозяйства в этих районах и значительно повысит культурный уровень, давая возможность постоянной связи с культурными центрами. Все это доказывает громадное значение аэросаней в нашем хозяйственном строительстве, требует общественного внимания к ним и поддержки при их сооружении. Нам необходимо достаточное количество аэросаней; кроме хозяйственной службы, они не меньшую пользу принесут ив деле обороны Союза. Испытания аэросаней в пробегах производились у нас неоднократно с разными целями. Эти испытания вели к усовершенствованиям, и в настоящее время мы уже выступаем на международной арене. Аэросани „ЦАГИ" участвуют на авиавыставке в Берлине и привлекают всобщий интерес. Чтобы ознакомить Запад с нашими достижениями, Автодор организует аэросанный дальний пробег через Финляндию и скандинавские страны (где или вовсе не имеется аэросаней, или они весьма примитивных конструкций). Большое значение аэросаней диктует необходимость теперь же поднять вопрос об организации их производства, тем более, что места проявляют живой интерес к делу сооружения аэросаней. Н. В.ЗАЧЕМ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬДЕНЬГИ!Покупая каждый номер „ЗА РУЛЕМ" отдельно Вы затрачиваете лишних 2 р. 5 0 к. 24 номера „ЗА РУЛЕМ" по 25 к. и „Справочная книга автодоровда" будут Вам стоить в год 8 рублей, в то время, как годовая подписка на журнал „ЗА РУЛЕМ" с приложением „Справочной книги автодоровда" обойдутся Вам лишь в5 р. 5 0 к. Подпишитесь на прилагаемой к номеру карточке и перешлите ее в редакцию. Журнал будет доставляться Вам аккуратно на дом в обандероленном виде. Спешите подписаться!20