УЧИСЬЧИНИТЬМАШИНУВторое письмо старого шофера молодому автодоровцуОЛЖЕН сказать тебе, дружище, что мои советы не пропали даром. Ты сделал большие успехи и ведешь свою машину, как заправский шофер. Н о . . . есть еще одна область, в которой ты вначале будешь чувствовать себя новичком и поэтому я хочу дать тебе несколько советов. Эта область — отыскание и починка неисправностей. Что такое „настоящая" порча (когда приходится часами ползать в грязи под машиной), может знать только тот, кто в продолжении многих лет сидел у руля. При совершенстве (относительном) конструкции современного автомобиля можно сказать, что число поломок и неисправностей за последнее время значительно уменьшилось, особенно за границей, где постоянные осмотры машин и заботливый уход за ними в гаражах делают все, чтобы свести на-нет все шероховатости и неисправности в работе автомобиля. Но и сегодня, при всех достоинствах машины, дело не обходится без неприятностей: не забудь, что твоя машина — создание из стали, железа и дерева — не может заявить: „У меня засорился жиклер, или у меня не работает бобина". Со временем ты по шумам и стукам научишься ставить быстрый и правильный диагноз. Признаки над которыми стоит задуматься, это свистящий пар, вырывающийся откуда-нибудь из радиатора вследствие высокой температуры, и речистые тоны в работе мотора. В первом случае неисправность может произойти из-за недостаточной циркуляции масла или охлаждающей воды. Во втором случае, если шумы носят характер тресков или напоминают удары молотка, ты можешь быть уверен, что тут дело не в маленькой неисправности, а налицо серьезный дефект в рабочем процессе мотора или даже поломка его ответственных частей. Но при более легких порчах — сцепления, коробки скоростей, водяной и масленой помп или зажигания, происходящих в пути,—тебе часто придется доставлять машину в гараж из-за отсутствия- необходимых инструментов или (как это имеет место с тобой) из-за отсутствия навыка и специальных знаний. При небольших авариях легко можно обойтись без посторонней помощи: надо только хорошенькоДвдуматься в рабочий процесс мотора, старательно отделяя в мыслях одну часть мотора, со всеми ее мелкими частями, от другой. Если, к примеру, забастует только один цилиндр, — не ищи порчу в агрегате, подающем искру вб все цилиндры, но обрати внимание на тот провод, который ведет к данному цилиндру или на свечу, которая, чаще всего только покрылась грязью или нагаром. Масло и сажа заполняют то пространство между электродами, где обычно проскакивает искра; для исправления этого дефекта достаточно промыть свечу маленькой щеткой при помощи бензина или, что еще лучше, керосина. Промывать свечи нужно осторожно, так как погнув электроды и тем самым увеличив или уменьшив расстояние между ними, можно нарушить правильность работы свечи, или даже совсем ее испортить. Прежде чем вывинтить свечу, посмотри, цел ли провод, ведущий к ней. Кроме области зажигания, подверженной частым порчам, хромают еще и карбюраторы, где часто из-за загрязнения трубопровода, подающего горючее из вакуум-аппарата в карбюратор, прекращается работа мотора. Засорение одного из жиклеров (большинство фирм снабжает свои карбюраторы двумя жиклерами) или фильтра для горючего, — у нас далеко не безукоризненного,— тоже, к сожалению не редкое явление, служащее причиной частых аварий. Горючее в таких случаях поступает в недостаточном количестве или совсем застревате где-либо, и мотор либо начинает сдавать, либо совсем останавливается. Пылимка, пушинка или даже маленькая капля воды, попавшие в распылительный канал, могут остановить 100-сильный мотор. Если хочешь прочистить канал, ни в коем случае не ковыряй и не сверли в нем, но осторожно продуй; прежде чем снимать трубопроводы или карбюратор для прочистки, убедись сперва, открыт ли бензиновый кран и не пуст ли бак для горючего. Помни, тщательный осмотр машины до и поэле поездки сбережет тебе много хлопот и волнений впоследствии. Учись чинить свою машину и беречь ее, — тогда только я назову тебя хорошим шофером. Г. С.35