КАК ПРОБУДИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОКДальневосточныеОЛОТО и каменный уголь, графит, мрамор и нефть, несметные богатства рыбы и пушнины, непроходимые леса драгоценных древесных пород, тигры и пантеры, кабаны И медведи, пятнистые олени, соболь, лисица, белки, минеральные источники, рисовые плантации и таинственный „жень-шень", в поисках которого бродят по тайге китайские браконьеры,—• это Дальний Восток, огромная неведомая страна, раскинувшаяся по Амуру, Уссури и берегам Тихого Океана, страна, о которой мы знаем гораздо меньше, чем о центральной Африке, и которая до сих пор гораздо меньше изучена и исследована. Слухи и легенды о сказочных богатствах этого края доходят до нас уже много десятков лет, а навстречу им с запада на востоктянутся тысячи искателей новых мест из Украины и Астрахани, из центральных губерний и окраин. Тайга глотает эти горсточки людей, они теряются и рассеиваются в ее бесконечных просторах, а край как был, так и остается пустыней, неподвластной человеку и хранящей свои сокровища в неприкосновенности. За три месяца скитаний по Дальнему Востоку я видел только маленький его уголок, но мне кажется, что таинственное слово для овладения краем я разгадал, как разгадал бы его на моем месте и всякий транспортник. Слово это простое и общеизвестное—д орог и. В этом слове центральный узел дальневосточной проблемы — колонизации и промышленного развития этого чудесного края и его неограниченных экспортных возможностей. Тоненькая ниточка Уссурийской железной дороги, перерезающая ДВО от одного конца до друвпечатленияЗгого и упирающаяся во Владивостокский порт, недостаточна даже теперь, когда грузооборот края совершенно ничтожен. Вдоль этой единственной артерии лепятся поселки переселенцев, а дальше на тридцать—сорок верст в сторону лежит непроходимая и неисследованная пустыня, о которой знают кое-что только охотники, да немногие отважные исследователи-краеведы. На привлечение и устройство переселенцев затрачиваются большие средства. Большие суммы расходуются и на индустриализацию края различными хозяйственными организациями со звучными именами — Дальрис, Дальлес, Дальуголь, Дальзолото и т. п. Но при этом странным образом игнорируется дорожный вопрос; он не стоит в центре внимания, как бы следовало. Он не является первым и основным вопросом, который должен быть разрешен прежде всего, прежде колонизации и прежде индустриализации, ибо для них дороги и транспорт являются необходимой предпосылкой. И в результате такой недооценки, колоссальные затраты не дают почти никакого эффекта, и богатства края попрежнему остаются заколдованным „кладом", не дающимся в руки. В тридцати верстах от Владивостока — огромные залежи угля, которые разрабатываются Дальуглем, а во Владивостоке угольный „кризис". Достаточно выйти за черту любого города или поселка, чтобы непосредственно попасть в лесные дебри кедров, ясеня, лиственницы и пр., а Дальзавод... сидит без досок и бревен и не в состоянии выполнять заказы по постройке и ремонту судов из-за отсутствия лесных материалов. Подобные факты случалось наблюдать накаждомшагу . И они об'ясняются вовсе неВ снежных пустынях Аляски снабжение топливом рабочих, занятых производится при помощи тракторовнаработах,6 „головотяпством", не столько злой волей и бесхозяйственностью, сколько просто бездорожьем, с которым местные жители так свыклись, что даже, как будто, его не замечают. Года три назад группа владивостокских спортс менов — велосипедистов задумала пробиться из Владивостока в Хабаровск. Это—дальневосточные Ленинград и Москва. Они связаны железной дорогой — расстояние 750 километров. К азалось бы, задача пустяковая, всего недельная прогулка. Однако, она ок азалась невы полнимой. Из 10 участников пробегаодин погиб, несколько заболело, и ни один не доехал до конца. В таких условиях немыслима ник акая колонизация. Простая, Милиция четкаяи ясная как день мысль, что дороги необходимо строить прежде, чем водворять переселенцев, тонет в груде ведомственно-канцелярских соображений, может быть и правильных самих по себе, но второстепенных и свидетельствующих о том, что значение дорожного строительства не дооиенивается не только на местах, но ив центральных руководящих органах. Автодору необходимо еще более заострить свою агитацию за дороги и внести полную ясность и отчетливость. Надо неустанно твердить, что проведение дорог является такой же первоочередной задачей капитального строительства, как постройка заводов;что индустриализация немыслима без транспорта что затраты на дороги являются таким же капитальным вложением в промышленность, как, скажем, приобретение станков или сооружение электрических станций; что относительный размер бюджетных ассигнований на дорожное строительство (2—3%) до смешного мал и не соответствует масштабу задачи. В частности, промышленное завоевание Сибири иДаль него Востока с их неисчерпаемыми богатствами, надо начинать не с постройки рисо оч ист ительных и крабо - консервных заводов оборудованных по последнему слову техники, а с проведения, хотя бы, самых пр и митивных грунтовых проселков. на оленях Словом, нужно повернуть мысль наших планирующих, финансирующих и регулирующих хозяйственную жизнь органов на 180°. Нужно, по крайней мере,попытаться это сделать, п риложить все усилия к тому, чтобы сформировать в этом направлении общественное мнение, и спользовать всю нашу автодоровсгую организацию, наши с'езды, наш печатный орган, общую и специальную прессу. Нужно бить в эту точку до тех пор, пока понятия — „индустриализация" и „дороги" не сольются в нашем сознании в одно целое.А.ИерусалимскийП ЕРЕГОВОРПредседатель ВСНХ РСФСР тов. С. С. Лобов 19 декабря на пленуме московского бюро инженерно-технических сил сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры между советскими хозяйственниками и компанией Форда осооружении на территорииЫсФ ОРДОМСССР крупногоавтомобильно г озавода , рассчитанного на массовый выпуск (ориентировочно намечается производство 100 тысяч автомобилей в год). Аналогичное предложение получено в СССР от другой мировой фирмы.ВЫ ЕЩЕ НЕ ОПОЗДАЛИПОДПИСАТЬСЯНА ЖУРНАЛ „ЗА РУЛЕМ" 7929 год т ПОДПИСНАЯ ПЛАТА СНИЖЕНА: на год — 4 р. 50 коп., на 6 мес. — 2 р. 50 коп., на 3 мес.—1 р. 30 коп., на 1 мес.— 50 коп. Приложение к журналу „ЗА РУЛЕМ"—-большую „Справочную книгу автодоровца" все подписчики могут получить за доплату в \ рубль.7