18
19
Санитарные сани, построенныеЦАГИИнж. А. ГОЛУБКОВД ВРОСДНИЭРОСАНИ представляют собой механический вид зимнего транспорта. Движущей силой здесь является воздух, прогоняемый пропеллером, который приводится в движение двигателем. Аэросани для передвижения не требуют никаких дорог и способны двигаться по поверхности снега в открытом поле. В виду того, что большая часть нашей необ'ятной страны находится продолжительное время года под снегом, значение аэросаней в наших условиях является очень важным. Странно, что до сих пор аэросаням уделялось так мало внимания. Главную причину этого надо искать, очевидно, в ограниченных средствах наших хозяйственных органов, а также дороговизне авиационных моторов, обычно устанавливаемых на аэросанях. Какие же нужды смогут обслужить аэросани в наших условиях? Наша страна бедна как железными, так и шоссейными дорогами. Порой почтовые отделения и города находятся от сел на расстоянии многих десятков километров. При полном отсутствии дорог, аэросани могут принести большую пользу. В зависимости от местных условий, т.-е. расстояния и населенности района, для которого предполагают организовать связь при помощи аэросаней, строят тот или иной тип саней. Аэросани могут наладить регулярное пассажирское сообщение между городами в зимнее время; аэросани могут быть также применимы для перевозки ценных грузов, .которые в настоящее время перевозятся или гужевым транспортом или, как на далеком севере, на собаках. Немалую службу аэросани могут оказать ив санитарных отрядах сухопутных и авиационных частей.АНаши аэродромы в зимнее время обслуживаются санитарными отрядами, средством передвижения которых служит исключительно гужевой транспорт. Это относится не только к провинциальным городам, но даже ик крупным центрам. Если случится с самолетом какая либо авария, то медицинская помощь пострадавшим приходит с большим опозданием и порой тогда, когда она уже является бесполезной. Все это заставляет искать более удобного и быстрого сообщения и для этого единственно верным решением следует считать организацию , аэросанных санитарных сообщений. Аэросани можно разбить на следующие главные части: кузов, передняя'лыжа и задние лыжи. В настоящее время встречаются сани как на трех, так и на четырех лыжах. Следует заметить, что, как показала практика, аэросани на четырех лыжах (две передние и две задние) с хорошей стороны себя не показали и преимущество остается за аэросанями на трех лыжах, из которых две задних не управляются, а передняя управляется штурвальным управлением автомобильного типа. Кроме того устройство саней на четырех лыжах сильно утяжеляет конструкцию; а вес саней имеет очень большое значение, так как с увеличением веса саней качество их ухудшается. Для более удобного и мягкого передвижения на аэросанях кузов последних укрепляется на рессорах, которые весьма необходимы, так как в случае их отсутствия долговечность саней значительно понижается (особенно следует заботиться о передней рессоре). Мотор на аэросанях располагался как спереди, так и сзади саней, но практика показала, что монтирование мотора и пропеллера спереди18 Пассажирские аэросани ЦАГИаэросаней очень неудобно ив настоящее время аэросани строятся только с мотором и пропеллером сзади. Мотор в большинстве случаев устанавливается на такой высоте, что при посадке втулки винта на вал мотора, от нижнего конца винта до снежной поверхности остается некоторое безопасное расстояние. Число оборотов винта обычно равно числу оборотов мотора. Некоторые конструкторы мотор устанавливают на нижней раме саней. В этом случае вращение с вала мотора передается на винт с помощью цепной или иной передачи. Следует заметить, что посадка винта непосредственно на вал мотора является более надежной. Материалом для постройки аэросаней может служить дерево, дюралюминий, стальные, трубы и фасонное железо. Из пород дерева, идущего на постройку аэросаней, следует отметить ясень, дуб и сосну, при Институтом выработаны специальные конструкчем первые две идут на более ответственные ции диференциальных лыж для саней, предначасти. Материалом для обшивки кузова, а также значенных для езды как по рыхлому снегу, так лыж деревянных саней служит клееная фанера и по укатанной дороге. и материя. Одна из последних моделей кольчугалюминиевых пассажирских саней была выставлена на У нас в СССР вырабатывается дюралюминий Берлинской Международной Авиационной Выпод названием кольчугалюминия (по имени перставке в октябре 1928 года и получила прекрасвого заводаКольчугинского, выпустившего таные отзывы на страницах как общих, так и спекой сплав на рынок CCCPJ. Кольчугалюминий циальных иностранных журналов. представляет собой сплав, содержащий медь магний, марганец и чистый алюминий. Ферму саней можно также делать из стальных труб, при чем отдельные детали из труб соединяются между собою при помощи автогенной сварки. Тормозом для аэросаней служат особые штыри, монтированные на задних лыжах. Выдвигая их в случае надобности ниже подошвы лыжи при помощи особой педали, создается дополнительное сопротивление движению и производится торможение. При проектировании и постройке аэросаней особое внимание уделяется тому, чтобы вес саней был как Старт испытания аэросаней ЦАГИ АНТ—IV можно меньше, конечно, 19при 'соблюдении достаточной прочности. Часто кружки Осоавиахима и многие любители это упускают, забывая, что вес аэросаней играет значительно большую роль, чем, например, вес автомобиля. Существует понятие о качестве саней, которое характеризует проходимость их по разным грунтам при разных температурах воздуха. Качеством саней называется отношение силы тяги и винта к полному весу саней. Практика показала, что это отношение брать меньше 0,25 не следует, а, наоборот, необходимо стремиться к его увеличению, так как в этом случае тяжелый снежный покров, который бывает при оттепели, или крутые под'емы, не будут служить препятствием для передвижения саней. Центральный Аэро-Гидродинамический Институт (ЦАГИ) помимо своих основных работ по самолетостроению занимался исследованием и постройкой аэросаней. Им были спроектированы и построены аэросани различных типов и назначений (санитарные, пассажирские и проч.) деревянные, кольчугалюминиевые и стальные. Некоторые конструкции имеют уже законченный вид и выдержали продолжительные испытания на многих пробегах (Москва—Нижний — Москва, Москва — Ленинград — Москва, а также большой пробег Москва — Ленинград — ВологдаЯрославль — Москва).