20
21
Н. БЕЛЮСТИНКДК УЛУЧШИТЬ ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИЕСЛИ из 3 млн. км. всего протяжения дорог на территории Советского Союза, лишь 20 тыс. км. покрыто каменной одеждой, то безошибочно будет если мы скажем, что имеем только грунтовые дороги.Мы наблюдаем самое разнообразное состояние одной и той же дороги в разное время года. Большинство наших дорог (до 95%) имеют малую гр530напряженнность и потому улучшение их должно производиться наиболее упрощенным, дешевым и более скорым способом, удовлетворяющим требованиям современного движения. Дорожная техника дает нам такие приемы исправления.Для того, чтобы избежать излишних расходов на перевозку используются прежде всего все местные материалы, которые, так или иначе могут укрепить грунтовое полотно дорог; к таким материалам должны быть отнесены: для песчаных дорог—глина, болотная руда, торф, жерства (вывеДорога, укрепленная жерствой на суглинистом грунте трившийся камень), шлаки, гравий; для глинистых — песчаной прослойке также — Даже если осуществить все намеченные планы песок, или наи гравий. жерства, шлак, нового шоссейного строительства и увеличить в Все эти материалы имели уже применение, в ближайшие 5—10 лет протяжение дорог с каменчастности, на дорогах Украины и дали положиной одеждой вдвое, то и тогда мы будем иметь тельные результаты. Используются они таким каменную одежду лишь в размере 1,3% общего путем: полотну дороги с помощью простых мапротяжения наших дорог. шин — утюга или гредера — придается правильДороги, расположенные на глинистых и черноный поперечный скат для стока воды, прочищаземных грунтах, от дождей или от большой влажются боковые канавы, на полотно насыпается ности при весеннем таянии снега размокают и ровным слоем в должном количестве добавляемый становятся трудно, а иногда и совершенно нематериал; если это песок или глина, то они пепроезжими; в сухую же погоду эти дороги явремешиваются боронами с грунтом дороги и укаляются довольно плотными и удобными для тываются катком; в остальных случаях матедвижения не только конного, но и автомобильриалы насыпаются ровным слоем и уплотняются ного транспорта, особенно, если дороги не имеют катками. ям и ухабов. В случае хорошего грунта добавки материала Песчаные дороги бывают более или менее плотне требуется, а дороге только придается попеными в сырое время года, почти непроезжими в суречный скат, устраиваются канавы и полотно хое, когда пески находятся в сыпучем состоянии, дороги с возможной тщательностью укатывается. и очень легко прорезаются колесами повозок. Встречаюгся дороги , и большей частью, проходящие по грунтам средним между чистыми глинами и песками, так называемым, суглинистым (когда преобладает глина) и супесчаным (когда преобладает песок) и тогда состояние дороги в разное время года и при разной погоде бывает различное. Состояние дороги зависит и от количества движения по ней. Часто бывает, что удобопроеажая дорога становится труднопроезжей после прохода по ней больших воинских обозов или артиллерии; автомобильное движение также чрезвычайно сильно разрушает дорогу. Дорога в песчаном грунте, укрепленная шлаком20 Количество добавляемого песку или глины зависит от грунта дороги: чем грунт песчанее , тем больше глины, чем глина жирнее, тем больше прибавляется песку. На дорогах Украины прибав лялось на 1 км. дороги от 300 до 760 куб. м. Ж ерства , гравий, шлак, болотная руда рассыпаются в таком количестве, чтобы по уплотнении получался слой в 10—15 см., или в среднем около 50 куб. м. рыхлого материала. Стоимость работ при этих способах улучшения грунтовых дорог определяется на 1 км.: без добавки грунта в 420 р. с добавками „ „1220 р. В результате специальных наблюдений колея на улучшенных грунтовых дорогах определялась весной в среднем в 12 см. и не превышала 25 см., тогда как на улучшенных она достигала 50 см. При различного рода укреплениях ширина колеи не превосходила: д ля дороги без добавок—19 см., с примесью глины — 1 2 см., с укреплением жерствой — 3 см. При этом, движение на рассматриваемых дорогах было довольно большоеи достигало до 280 подвод в день. Дорога Срок распутицы на улучш енных дорогах не превосходил 14 дней, тогда как на неулучшенных он в большинстве случаев достигал 26 дней. Д ороги , не улучшенные жерствой, шлаком, гравием, а улучшенные только добавками грунта — песком и глиной — первые годы были рыхлы и требовали тщательного надзора; в дальнейшем они уже значительно уплотнились иколея на них стала меньше . Преимущество таких способов улучшения дорог заключаетсяив том, что они по простоте своего выполнения могут легко производиться при трудовом участии населенияи при помощи самых простых машин — у тюга , к анавокопателя , катка, — которые на первое время могут бытьдеревянныеисделаны самими крестьянами по данным им чертежам . Необходимо указать, что как за всякими дорогами, так в особенности за улучшенными грунтовыми, необходим постоянный нэдзор с цельюсвоевременного исправления всех повреждении на дороге: заравнивания ям, прочистки кюветов, спуска воды с полотна в кюветы и по ним в сторону и т. д. Особенно этот надзор необходим весной и после дождей. Осуществляться этот надзор может через особо избранных сельскими обществами или назначенных ремонтеров или уполномоченных (бесплатно или за плату). Каждому уполномоченному может быть данодо 10 км. дороги. На обязанности егов песчаномгрунтес добавкойглиныдолжно лежать осмотр дороги и принятие мер к срочному исправлению всех повреждений путем привлечения населенияк работам через сельсоветы. Ячейки Автодора должны будут взять на себя организацию такого надзора и наблюдение за своевременностью ремонта. Ячейки Автодора должны поставить перед собой еще одну задачу. Известно, что крестьяне очень часто, т еперьираньше по своей инициативе применяли различныеместные материалы. Точно такжекрестьянеи некоторые земства применяли различныедешевые способы устройства грунтовых дорог. На территории, например, Украины были обнаружены участки дорог, улучш енныеранее ( е ще до революции) профилированием, примесью глины, т орфаи мела. Эти участки и сейчас находятся, в сравнении с соседними, в лучшем состоянии. Ячейки Автодора в сельсоветах, хорошо знакомые со всеми окружающими дорогами, д олжны сообщ ать дорожным органам об этих способах улучшения, чтобы те изучили их и могли применять в своей практике и рекомендовать другим. При таких условиях дорожники-производственники и население будут помогать друг другу вделе изысканий новых дешевых способов улучшения грунтовых дорог, а следовательно , совместными усилиями продвигать общее наше дело — борьбу с бездорожьем.Дорога,укрепленнаяболотнойрудой,на песчаномгрунтеН.Белюстин21