10
11
Установка для психотехнического испытания. Киноаппарат проекцирует уличное движение и будущий шофер должен ориентироваться в любом положении на этой воображаемой улицеЮ. ФРОЛОВДОРОГА—МАШИНА—ЧЕЛОВЕКАША молодая советская автопромышленность и дорожное строительство вызывают особое внимание советской общественности. Успех Автодора в самых широких массах лучше всего доказывает это. Но недостаточное внимание уделяется еще третьему и основному звену цепи — человеку, который ведет машину и ухаживает за ней. Для формирования кадров квалифицированных водителей Автодор принимает ряд мер, создавая курсы, распространяя литературу. Но, комплектуя эти кадры шоферов надо стремиться заранее определить, кто из поступающих на курсы станет действительно хорошим шофером, которому можно поручить любую известную ему машину, кто будет посредственным водителем, и кто, наконец, н есмотря на пройденный практикум, все же сможет управлять машиной и бугет „вечным столкновением" (немецк. Unfeller — „несчастник"), пока наконец не бросит занятие автомобилизмом. Вопросами отбора кандидитов, способных по своим внутренним качествам отвечать основным требованиям профессии шофера, занимается наукаопрофессиональн ом отборе — психотехника. Какими же средствами располагает современная наука для того, чтобы выбирать из массы людей именно тех, которые впоследствии проявят себя с наилучшей стороны, именно, как шоферы? 10НИсследования пригодности шоферов начаты были в Германии во время мировой войны, при чем исследования производились, главным образом, над военными шоферами. Теперь в одном только Берлине имеется четыре лаборатории при'ВУЗ'ах, занимающихся исследованием свойств необходимых для хорошего шофера. Метод исследования пригодности шоферов во всех европейских лабораториях, примерно, один и тот же. Он основан на разложениивсегопроцессауправления ходом автомоб илянаотдельныечасти , как-то: изучение остроты зрения, внимания шофера, быстроты его реакции, различения сигналов, сохранения следов различных сигналов в памяти, сопротивляемости внезапному постороннему раздражению и т. д. Этим делом занимаются обычно промышленные психологи или психотехники, которые предварительно всесторонне изучают процесс управления машиной, разлагая его на части, а затем уже, с помощью инженеров, кокструируют приборы, которые могут определить эти важные качества. Так для испытания остроты зрения служат особые таблицы со знаками различной величины, которые требуется прочесть с определенного расстояния; для определения скорости реакции (ответа) на внешние раздражения (напр. вспыхивание световых сигналов) служит хроноскоп, т.-е. особые часы, показывающие время втысячных дол яхсекунды от появления сигнала до момента ответного движения шофера и т. д. гических усилий (правда, встает вопрос—выгода На основании всех этих данных вычерчивается но ли это?) Следовательно не только способособый профиль , который должен предстаности и свойства шофера в данный момент должвить наглядно, г рафически различие между ны быть учтены, но иупражняемость этих отдельными кандидатами. способностей. Совпадение с практикой при этом методе исследования бывает весьма велико (до 70° 0 ), т.-е. Поэтому, например, в голландских лабораториях, практически совершенно оправдывает себя. Отзанятых этими вопросами (Вейенбург, Любзен),. чего же зависят остальные 30% ошибок? От особое внимание обращается на упражняемость. того, что простым сложением изолирован ­ двигательного аппарата шоферов. н ых , к тому же упроС другой стороны, изщенных качеств еще вестно, что даже самый нельзя получить предспособный шофер, если ставления о том, как буего заставить сидеть за дет вести себя испытурулем бессменно , не емый, когда настоящая давая ему ни есть, ни езда по настоящей доспать, несомненно, обнароге, пред'явит к нему ружит худшие результаты все свои требования ив езде, чем посредственпри том сразу . ный, но хорошо отдохБольшинство европейнувший водитель. ских лабораторий имеют Следовательно, при в своем распоряжении определении будущей специальные , иногда пригодности кандидата в весьма сложные усташоферы, необходимо учиновки, где все моменты тывать не только его работы будущего шофера упражняемость, но и его соединены, правда, в неутомляемость, в особенсколько упрощенном виности при длительной и де; здесь вместо дороги напряженной работе, и, он имеет дело с лентой наконец, подверженность кинематографа, вместо кандидата всякого рода настоящего с искусственэмоциональным ным стуком мотора (на состояниям как отрицаперебои он должен ретельного свойства агировать), со вспышкой (страх),таки положительслепящего света перед ного (возбуждающие эмоглазами вместо огней ции, помогающие борьбе встречного автомобиля, с утомлением). выскочившего на повоКлиническое исследороте, наконец, он имеет Будущий шофер у вращающегося изображевание нервной системы дело с реальными педания улицы соответственно маневрирует рулем шоферов все в большей лями, рычагами и т. д. и большей мере станоОдну из таких уставится обязательным, осоновок мы здесь приводим для иллюстрации над бенно для тех, кто участвовал в войне, не говоря текстом статьи. уже о тех, кто был ранен или контужен. Западно-европейские исследователи, постоянно Только путем соединения всех видов исследосопоставляя свои выводы с результатами обувания (психофизиологического, клинического и чения, настолько набили себе руку и глаз на социально-статистического) можно рассчитывать многочисленных испытуемых (в одном Берлине достигнуть наиболее полного охвата личности проходит через лаборатории до десяти тысяч шофера, как сложного реагирующего существа, шоферов в год), что по общей картине его пок тому же поставленного на ответственном ведения во время работы на психотехническом „перекрестке"промышленной и социальной жизни. аппарате ставят прогноз (предуказание) о его Надо заметить, что в обстановке современной будущей пригодности, который в большинстве капиталистической Европы, где господствует случаев и оправдывается на деле. частно-конкуренческое начало, эти верные по существу положения встречают значительные Почему, однако, и здесь совпадение получается не полное? Хотя выгодность метода не вызыискажения. Так, например, бывает, что кандидат, не выдержавший психотехнического испытания вает никаких сомнений, но все же было бы жев одной лаборатории, идет в другую. И так как лательно, особенно у нас в Союзе, где дорожат все испытания платные, то он получает, если силами каждого человека, чтобы процент ошибок не в одной, то в другой нужную квалификацию. при психотехническом методе исследования равУ нас, разумеется, всему этому делу должен нялся нулю. быть придан государственный характер. Важно Первое и неустранимое препятствие зависит также привлечь к этому широкую общественот того, что в этих исследованиях мы имеем дело ность в лице Автодора. с человеком , т.-е. со сложным живым существом, не всегда укладывающимся в схему. ШоВсе затронутые вопросы приобретают особенно фер — не машина, а живая развивающаяся личбольшое значение, если связать их с подготовность, неотделимая от той среды, в частности кой кадров военных шоферов, каковыми по сусоциальной, с которой он связан тысячью нитей. ществу должны стать все активные члены АвтоДаже самый вначале неспособный ученик может дора ив первую очередь молодежь. выработаться в неплохого мастера, если на него затратить достаточно времени, средств и педагоЮ. ФроловИ