НАМ НУЖНЫ СВОИ мотоциклыЗ ВСЕХ средств механического транспорта мотоциклу у нас как-то особенно не повезло. При всей своей технической отсталости мы все же строим свои автомобили, тракторы, аэропланы и велосипеды и будем строить их с каждым годом все лучше, дешевле и больше. Из этого ряда выпадает только одно звеномотоцикл. Почему? Не потому ли, что у нас все еще смотрят на мотоцикл, как на спортивную игрушку или, еще хуже, как на своеобразный снаряд для самоубийц? Этот обывательский взгляд приводит к таким утверждениям, что мотоцикл уже „отжил свой век", что его „вытесняет" маленький, легкий и дешевый автомобиль, что в больших европейских городах, якобы, „собираются" запретить езду на мотоциклах и т. д.? И выходит, таким образом, что, открещиваясь от производства мотоциклов, мы оказываемся чуть ли не „впереди" своего века. Какое смешное и нелепое заблуждение! На наших глазах раздавленная, разоренная, скованная по рукам и ногам Германия в несколько лет создает у себя огромную мотоциклетную промышленность и на старых, наспех приспособленных заводах, оборудованных станками 20 — 30-летней давности, выпускает ежегодно сотни тысяч мотоциклов, наводнив ими все свои города и деревни. На наших глазах мотоциклетные заводы растут во всех странах, а число мотоциклистов, по сравнению с довоенным временем, удесятерилось. Дело, очевидно, вовсе не в нашей „технической отсталости", бедности и т. п., а просто в недостатке внимания к мотоциклу ив недостаточном понимании его роли, как массового и общедоступного транспортного средства, которое давно и прочно вошло в бытовой обиход европейского пролетария. Еще более недооценивается общественно-воспитательная и образовательная роль мотоцикла. Действительно, помимо своего практического значения, мотоцикл является еще могущественным средством популяризации технических знаний вообще, привлекая к технике широкие круги населения, в особенности молодежи, и заставляя их попутно знакомиться с рядом соприкасающихся областей техники и точных наук. Мотоцикл обладает всеми элементами сложной машины; он представляет собой в миниатюре как бы модель автомобиля и трактора, отличаясь от них лишь второстепенными деталями; мотоциклист поневоле должен быть слесарем, механиком, электротехником. ТакимИобразом, с развитием мотоциклетного дела, естественно, подготовляются кадры техническиграмотных людей, которых можно в три дня пересадить на автомобиль, трактор, моторное судно и пр. Разве, например, приходилось бы нам теперь ломать голову над вопросом, откуда взять нужное на ближайшие годы количество трактористов, если бы мотоцикл был у нас так же популярен, как в Германии, Лнглии и других странах? В начале прошлого года производством мотоциклов заинтересовался один из наших трестов. В Германию был командирован инженер для ознакомления с постановкой дела на немецких заводах; кем-то намечен был тип машины, кем-то подсчитаны необходимые денежные ассигнования. Попытка окончилась впустую, так как, повидимому, что-то и где-то не было „согласовано" и „увязано", деньги не были отпущены, и вопрос повис в воздухе. Какие-то любительские поползновения в этом направлении делаются и теперь. Но все это совершается вне поля зрения и влияния общественных организаций, об'единяющих автоработников, которые ограничивались до сих пор только ролью пассивных наблюдателей, не всегда даже осведомленных о том, что предпринимается в области мотоциклостроения. Вот почему нельзя не приветствовать решение Явтодора создать комитет содействия советскому производству мотоциклов с рядом конкретно намеченных задач. Комитет должен совместно с заинтересованными производственными организациями выбрать тип машины, выработать технические условия, составить производственный план, проработать экономическую сторону производства и связаться с нашими трестами или заводами для реального осуществления намеченных предположений. Конечно, отсюда еще далеко до фактической постройки мотоциклов, но, по крайней мере, мы имеем первый технически правильный и организованный шаг в этом направлении, который должен положить конец всякой партизанщине, только компрометирующей дело и вносящей в него с самого начала полную неразбериху. И нет сомнения, что при поддержке со стороны печати, созданный комитет сумеет сдвинуть вопрос о советском мотоцикле с мертвой точки, привлечь к нему то общественное внимание, какого он заслуживает, и внести сюда все необходимые элементы здорового технического подхода к делу.А.Иерусалимский5