18
19
Н. БЕЛЮСТИНКЛИНКЕРВЫГОДЕНиПРОЧЕННачинают, мостить клинкер МЕСТАХ с большим движением проезжая часть дорог требует покрытия каменной одеждой. Эта одежда должна делаться из твердого камня и тогда она, правильно устроенная и содержимая, flaet проезд в течение всего года и может служить долгое время. Но, к сожалению, камень хорошего качества на территории Союза имеется в очень немногих местах; при дальней же подвозке стоимость устройства из него 1 км дороги обходится от 20 до 30 тыс. рублей, в зависимости от расстояния подвозки. Поэтому у нас имеется очень мало дорог с каменной одеждой — всего около 1%. Такими дорогами с каменной одеждой являются шоссе и, всем известные по своей трудности и беспокойной езде, булыжные мостовые. Замена булыжника брусчаткой еще более удорожает постройку и становится посильной лишь для бюджета общесоюзного и больших городов и то в ограниченном количестие. Для замены дорогостоящего камня, дорожная техника выдвинула искусственый камень в виде клинкерного кирпича. Клинкер представляет собой сильно обожженный до спекания кирпич, приготовленный из глины. Чтобы получить хороший клинкер, производят исследование глин, определяют их состав и делают из них образцы клинкеров, обжигая в опытной печи в лаборатории или на заводе. Затем следует испытать их на водопоглощаемость, раздавливание, истирание и хрупкость при ударе, т.-е. определить сопротивляемость тем усилиям, которые клинкер испытывает в дороге, как любой камень в мостовой. Клинкер в СССР считается пригодным для дорог, если он имеет сопротивление на раздавливание не менее 350-500 кг/см2 и водопоглощаемость не более 4°/о по весу клинкера.1Я„в елку"ВЧем выше • сопротивление раздавливанию тем клинкер лучше и может выдержать более оживленное движение. Поэтому на дорогах Западной Европы и Америки от клинкера требуется сопротивление на раздавливание 1.000 — 1.200 кг/см2. Сопротивление же некоторых клинкерных кирпичей в заграничной практике достигает 2.000 кг/см2, что уже выше некоторых гранитных камней. В отношении истирания, клинкер, по заграничной практике, часто стоит наравне с твердыми каменными породами и от 2 до 7 раз превосходит известковые породы. Клинкерный кирпич значительно тверже обыкновенного строительного кирпича, сопротивление на раздавливание которого составляет лишь около 150 кг/см.2. Не Всякие глины могут дать хороший клинкер. Это зависит от химического состава глин и взаимных соотношений отдельных частей. Твердой зависимости пока не установлено, поэтому требуются- предварительные подробные испытания, прежде чем приступить к постройке завода и изготовлению клинкера. Можно лишь сказать, что пригодными для клинкера будут те глины, которые при обжиге дают хорошо спекшуюся и плотную массу, не коробятся и не дают трещин. Часто клинкер можно получить из смеси различных сортов глин, которые в отдельности не могут дать хорошего клинкера. Это обстоятельство вынуждает еще более тщательно производить предварительные лабораторные исследования. Клинкер обжигается, большею частью при температуре 1.200—1.300°, в особо устраиваемых печах, где можно строго регулировать эту температуру, допуская, чтобы глиняная масса лишь спеклась, но не расплавилась. Поэтому К этому нужно добавить, что на территории в обыкновенных кирпичных печах клинкер не Союза клинкерные мостовые (правда, в небольполучается, так как в них большая масса киршом количестве) служат уже более 40 лет. пича до спекания не доводится и лишь отдельВ 1884 году.вблизи Чернигова, был выстроен ные кирпичи, напервый клинкерходившиеся все - - . ный завод, котовремя под самой рый существует сильной струей ив настоящее огня, получаются время, обслужиболее спекшиевая своей прося (железняки). дукцией шоссе Стоимость одКиев - Чернигов. ной тысячи штук После революклинкера в нации были отстростоящее время ены в том же на заводах СССР районе еще два составляет 35 — клинкерных за45 руб.Стоимость вода и один в1 км клинкерной Гомельской губ. мостовой вблизи Так им образавода (не призом, в настоящее нимая в расчет время мы имеперевозки)дохоем 4 действуюдит до 20 тыс. щих клинкерных * ^ — J * ^ -2"-^" рублей; при этой завода. К поцене клинкерная стройке нескольмостовая обхоких новых заводится дешевле, J дов приступлено. чем булыжная • На Украине Общий вид клинкерной мостовой там, где цена клинкерных мокамня доходит стовых имеется до 12 р. 50 к. за куб. м. Так как в очень многих около 50 км. Некоторые из них_служат до 20 и местах цена камня вышеуказанной, то переход более лет. на клинкер, при наличии соответствующих глин, За границей клинкер кладется на бетонном является рациональным. основании и тогда он может служить очень Единственным препятствием развития клиндолго. Но это слишком удорожает стоимость; керного дела является первоначальный больпоэтому у нас клинкер укладывается на песчашой расход на постройку завода, который ном основании слоем до 20 см. Необходимо составляет до 350 тыс. рублей, при производилишь перед укладкой песчаное основание возтельности завода до 3 млн. штук клинкера в можно плотнее укатать катком, тогда клинкер год, что может дать до 10 км дороги. будет меньше оседать и поверхность дороги будет ровной. Но, нужно считать, что этот расход в дальУкладывать кирпичи наиболее рационально нейшем окупится как стоимостью постройки продольной елкой, как видно из фото. Наблюклинкерных мостовых вместо булыжных и сродения над клинкерными мостовыми на Украине ком их службы, так ив особенности дешевым показывают, что при этом способе меньше изсодержанием дороги и сохранностью транспортнашивается кирпич и более спокойна езда. ных средств, вследствие более спокойной езды. По краям дороги укладываются бордюры из По сроку службы клинкерные мостовые, на 3—5 рядов кирпичей, поставленных на ребро основании заграничной практики, приравнии вдоль дороги. ваются к высшим типам дорог—асфальто-бетонным, бетонным и брусчатой мостовой. По окончании мощения необходимо пройти по мостовой 3—4 раза катком, чтобы одинаково В смысле влияния дорожного покрытия на вдавить кирпичи в песчаную подсыпку и избеизнос автомобильных шин, американская пракжать в дальнейшем неравномерной усадки киртика показывает, что по клинкеру средний пропичей и неровной дороги. бег шин определяется в 25 тыс. км, тогда как по шоссе около 10 тыс. км и по бетону Важно еще отметить, что клинкерные мо36 тыс. км. стовые почти совершенно беспыльны и представляют всегда чистую и красивую поверхность В отношении же стоимости содержания 1 км (см. фото). Поэтому за границей они часто прив год, клинкерные мостовые, по американской меняются для городских улиц с большим двипрактике, обходятся дешевле бетонных в 1,6 жением. раз, дешевле асфальтовых в2 раза и обыкновенного шоссе в—10 раз. Необходимо, чтобы клинкерная промышленность в ближайшие же годы, получила достаВсе эти преимущества клинкерных мостовых точное развитие. Построив сеть клинкерных говорят за то, что в нашем Союзе, многие райзаводов мы обеспечим материалом развиваюоны которого не имеют своего камня, этот тип щееся дорожное строительство. одежды должен развиваться тем более, что сырой материал для него в виде глин может Н. Белюстин быть найден во многих местах.-В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ рищей, премированных за„ З А РУЛЕМ" будет опубликован список товаактивную работу по распространению журнала.19