24
25
26
АВТОМОБИЛЬ в АЛБАНИИ№ 4 ЖУРНАЛА „За Рулем" был помещен очерк „Развитие автомобилизма в Афганистане". Албанию, находящуюся в Европе, можно считать очень сходной с Афганистаном в отношении общего развития страны; особенно сходство это заметно в области автотранспорта и его перспектив. Албания, являющаяся по своей конструкции республикой, фактически — страна открытой военной диктатуры президента Ахмет-Зогу, всецело находящегося под влиянием итальянского фаТипы албанцев шизма. Италия настолько сильна в Албании в финансовом и политическом отношеВ течение последних трех лет, под руководниях, что почти превратила ее в свою колонию. ством немецких инженеров, производились раНаселение, в большинстве магометанское, нахоботы по трассированию ширококолейного жедится на чрезвычайно низкой ступени развития; лезнодорожного пути между гаванью Дураццо народные массы бедны, и главным городом Тиисключительно нетрераной. Однако, небовательны ив то же сколько месяцев тому время очень трудолюназад, албанский парбивы. ламент постановил приостановить эти раАлбания единственботы, потому что путь ная европейская страэтот никогда не окупит на, до сих пор не имезатраченных на него ющая железнодорожного сообщения. Во средств. время войны австрийЧтобы смягчить столь цы прокладывали узкорезкий отказ от этого, колейку стратегичепрежде горячо расского характера между хваливаемого проекта, Скуттари, Тираной и парламент выдвинул Дураццо. Еще по сей положение, что Албадень на протяжении ния, минуя первую стум ногих километров транспортного Наиболее распространенный способ передвижепень можно встретить зания в Албании характерный [и для настоящего развития страны — жержавевшие и погнутые лезнодорожное сообвремени рельсы; кое-где попащение, сразу и неподаются на территории бывшей линии давно средственно должна перейтик наиболее высопришедшие в негодность паровозы. кой ступени развития — а вто - и авио-сообщению. В этом хвастовстве, есть, однако, микроскопическая доля правды. Действительно: в Албании, как во всякой неразвитой стране, только теперь приобщающейся к мировому транспорту, легче развить автои авио-сообщение, чем содержать железную дорогу. Для передвижения внутри, даже такой некультурной страны, как Албания, автомобилю требуется несколько сносных дорог, а самолету — возможность безопасного спуска и под'ема. Албания, отдаленная от Рима четырьмя летными часами, до последнего времени является страной караванов. Типичное для нее средство передвижения — Тирана-Дибра, напоминающая скорее горный рельеф, чем привычную вьючное животное — лошадь и осел. Внутри страны для нас дорогуВ24 т елеги сравнительно редки. Экипажи представляют собой площадки на огромных колесах, влекомые сильными волами с бесконечной медленностью. В этой, еще до крайности, по-восточному медлительной стране, время особой цены не имеет... Товарообмен практически осуществляется при посредстве вьючных животных. Только правительственные чиновники и, главным образом, военщина, имеют некоторое количество итальянских kamions'oB для транспортных целей.fllll,V -уко материальными выгодами автосообщения. Контроля и испытания для машин не существует. При таких обстоятельствах, путешествие в наемной машине довольно рискованно. Слава хорошего шофера распространяется с той же скоростью, что и слава известного матодора в Испании. Шофер, о котором знают, что он приводит в ужас своих пассажиров бешеной, рискованной ездой, или, что он раздражает их частыми, вследствие своей неосмотрительности, поломками в пути,—тщетно будет поджидать клиентуру. Осторожные путешественники неделями наводят справки о шофере той машины, на которой предполагают совершить путешествие.Первые автомобили появились в Албании во время войны. В это же время албанцы научились обращению с машиной и управлению ею, сначала от австрийцев и немцев, позднее от итальянцев и французов. За последнее время в А'л бании проложено Сделанное раньше в значительное количеразличных восточных ство дорог, если и не странах открытие поднапоминающих своим твердилось полностью и видом европейские шосздесь. Местное населесе, то во всяком случае ние исключительно сковполне приемлемых для ро привыкает к техниавто-сообщения. ческим нововведениям, Крупная по местным представлениям биржа обращению с ними и Однако, существуют автомобилей в Тиране применению их. еще такие части страны, которые непроходимы В маленькой Албании не только для автомобилей, но даже и для вонасчитывается несколько сотен частных автоловьей упряжки. мобилей. Среди них, рядом с значительным количеством На одном из фото заснята дорога Тирана-Диб„Фордов", много больших и весьма мощных ра, единственная, соединяющая главный город с машин, преимущественно „Фиатов" из соседней некоторыми частями северной Албании. Снимок Италии. сделан, приблизительно, на расстоянии часа езды верхом от Тираны. Как видно из снимка, В каждом более или менее значительном дорога напоминает скорее горный рельеф, чем пункте имеется нечто вроде авто-биржи, т.-е. обычную в площадь, на нашем которой представлеавтомобили нии дорогу. сдаются в Едва-ли ктопрокат. Эти нибудь рисавтомобили кнет пустить частью являмашину по ются собсттакому пути. венностью В настояуправляющее время щих ими, чапутешестстью привие по Албан адлежат нии возмопредпринижно для том ател ю, го, кто неэксплоатиобычное ирую ще му приключенаемных ния предпошоферов. читает комПравительфорту и безство интереопасности. , суется тольНовый мосщ и паром у Тираны 25 .гГГ-Л.'Налево: — Автомобиль перебирается через горный поток Направо: —[Переправа на старинном пароме Однако,~ г все это может изменится в течение ближайших нескольких лет. Тогда Албания, по своей своеобразной красоте и живописности, смело [может стать местом, наиболее интересным для европейского авто-туризма.Е. Г.У ПРЯМЫЕКАЗБЕКУ каждое лето ходят и едут тысячи экскурсантов. Военно-Грузинская дорога, одна из лучших шоссированных дорог Кавказа, приводит толпы „жаждущих" к ледникам Казбека. Только вряд-ли удастся путешественнику полюбоваться Казбеком, проезжая шоссейной дорогой, которая соединяет Владикавказ со ст. Архонской. В самом деле, дорога избита невероятно. В „стандартном экипаже"—двухколесной медлительной арбе, или даже в рессорной коляске подскакиваешь каждые пять минут пути. Провоз хрупкого товара почти невозможен. Тяжелые, груженные кладью для станичных и сельских кооперативов возы, выезжая с утра медленным, осторожным шагом, приходят в Архонскую далеко за полдень. Шесть часов — 18 км пути.Ф АКТЫК Ардону, окружному центру Притеречного округа Сев. Осетии, часто приходится ездить хлеборобам станиц и сел, преодолевая большие трудности в пути. Не доезжая хутора Ардонского, который расположен в9 км от собственного Ардона, надо переехать бродом через реку Гизельдон. В горах, где берет начало эта река — ее воды будут питать воздвигающуюся сейчас мощную электростанцию. Но здесь, у Ардона,— Гизель кажется ручейком и только мелкий, острый камень, заполняющий расстояние от одно,й до другой полосы желтой кукурузной поляны, показывает берега реки. Через Гизель есть мост. Был сначала хороший, крепкий мост, но с годами осели, подгнили и треснули стропила и балки. Лошади вброд переходят реку. Умники из станицы Слепцовской — окружного центра казачьегоСунусейского округа, построили от станицы до станции новое шоссе. Шоссе со стеклом, по новым расчетам,—словом, почти как в Америке. Но вот подушка дороги села, камень и щебень расползлись в обе стороны. Сейчас нога человеческая не ходит по этой дороге, лошадиные ноги то-же. Едут сбоку, по новой дороге, созданной в противовес шоссе и получившей „права гражданства".КПрошлым летом Остместхоз, в чьем ведении находится дорога, решил шоссировать ее. Навезли камней, разрыхлили тточву; три раза, в жаркие летние дни, заставляли хлеборобов станицы Архонской исправлять повинность — таскать камни для дороги. А затем, забыли о том, что нужно как следует укатать ее. Так и оста-. лась она, покрытая сором камней,— твердая, тряская, неудобная. А хлеборобы, проезжая в город или обратно, едут около дороги по „собственной тропе", вытоптанной копытами ишаков и лошадей, изрезанной колеями тяжелых возов. И только по бокам этого „шоссе" лежит рассеянный камень, напоминая о загубленных труде и средствах...Г.Северная ОсетияВыборгскийОчередная статья М. А. Д ьякова2 „ Р ЕМОНТМОТОЦИКЛА " по техническим причинам переноситсявследующийномер .26