ИТОГИПОАЭРОСАННОЙСНЕГОВ иЭКСПЕДИЦИИСнимки участника пробега оператора И. Б еляковаКОЛЬЦУСОЧУВСТВИЯ— Идут! Идут! Идут! Это оказалось, нак оне ц, п р авдой. Три черные точки на гори зонтеШоссе Энтузиастов стремительно растут. М ожно уже разобрать очер тан ия аэросаней. ... В самые"Ттяжелые и опасные мо...Дойдут менты водителя Короля не покидала ли они сю'_ _ • веселость... _ да.доплот-' ной стены встречающих — караула автомобильной роты, гомонящего отряда пионеров, работников Явтоflqpa, НАМИ и ЦЯГИ, профессионально-любопытных советских и иностранных журналистов. В Москве уже несколько дней подтаивает, и последние из трех с половиной тысяч снеговых километров здесь, на старом Владимирском тракте, фактически превращаются в „грязевые". К всеобщему удивлению аэросани и тут наглядно демонстрируют свою исключительную проходимость. Звенит медь оркестров, ее перекрывает гортанный рокот моторов. С трудом вылезая из саней, разбухшие от кожанок и шарфов, командор и вице-командор пробега рапортуют тов. Баранову: — 3.500 километров пройдены. Щелкают фото-аппараты, водителей подбрасывают в воздух, высунувшийся из'кабинки саней кино-оператор Беляков с улыбкой докручивает последние, уже вполне безопасные, метры пленки. С грузовика открывается митинг пробега. Тт. Осинский, Баранов, Дмитриев приветствуют коротко. Трое пришедших к финишу аэросаней говорят сами за себя.В оживленной товарищеской беседе, пересыпанной дружескими шутками, участники пробега вспоминают недавние занесенные снегом дни, рассказывают характерные бытовые детали, обмениваются впечатлениями. Из всех рассказов явственно проступает, прежде всего, огромная преданность делу и удивительная спайка всех участников экспедиции. — Основная тяжесть работы легла на механиков,— говорит командор тов. Розанов. — И я никогда не видал, чтобы люди без всяких напоминаний работали так, как работали наши ребята. Досылаешь поздней ночью кого-нибудь спать, он нехотя повинуется, а через несколько минут, глядишь — уже снова лежит под машиной и что-то там крутит. — Меня поражала трогательная заботливость друг о друге наших механиков Чуйкина и Голубкова,—добавляет спецкорреспондент тов. Громов.—Чуйкин, старший, подходит к машине Голубкова и дает ему какие-то указания о еще более интимном уходе за машиной. Голубков внимательно слушает и отплачивает ему особой заботой о машине „старшого"... Раннее утро. Все мы еще спим, а Голубков уже встал, заливает бензин, чистит машину, не только свою, но и Чуйкина... Кстати,—о журналистах в пробеге. По старым традициям журналист в дороге должен быть „сентиментальным путешественником". Ему полагается „впитывать впечатления", непрерывно строчить в блок-ноте, всячески „переживать" свое путешествие. Но вот—„газетчик" тов. Громов. Иногда сани по какой-нибудь причине застревали. Силы мотора оказывалось недостаточно и тогда к 100 лошадиным силам „Люцефира" или 150 — „Сальмсона" прибавлялась... еще одна „корреспондентская сила" в лице тов. Громова. О чем рассказывали участники аэросанной экспедиции? О многом ио разном, в чем следует, прежде всего, выделить основное — о тно шение к пробегу крестьянства.Через'день, принявшие свой обычный вид городских ловких и живых людей, участники пробега встретились с представителями автодоровской общественности на товарищеском вечере в редакции „За Рулем". Только необычные для зимы .'• загоревшие лица и почти у всех хриплые голоса как-то выделяют их, 16Оставляя глубокий след на мягком и рыхлом снегу аэросани] неуклонно продвигаются вперед Появление механических саней производило — Простите, товарищи, я вас задержал. Прона крестьянство, по общему утверждению всех езжайте. участников, огромное психологическое впечат... В другом селе двое крестьян с особым вниление. Крестьянин сопоставлял аэросани с манием рассматривают нашу машину,— расскатрактором, и недаром бесчисленные крестьянзывает следующий участник пробега. ские вопро— Что это, сы носили еропланы строго приприехали?— кладной хаспрашивает рактер: один из них. — Сколько — Нет,—с стоят? очень автоПо каритетным ким доровидом раз'гам ходят? ясняет ему более гра— Можно мотный соли примебеседник, нить в креп рочитавстья иском ший над - . хозяйстве? п ись на — Много аэросанях,— ли уже саэто приеханей понали „автостроили? доры". По всей ленте проОчень раб ега кредушно отнестьяне послось к учасле докласт никам довучастнип робе г'а ков пробега н ацменовзаписывас ко е нались в ЯвЗапасаясь npoeusueu на неделю, с езжались крестьяне дальних деревень селе ни етодор. В севотяки и чуи ожидали проезда невиданных аэросаней ле Елове, ко ваши." Характерно, что в самой", глухой провинции продню прибытия - : саней, г ?собралось ' население бег встречали лучше, чем под Москвой. В Пен есколькихдесятков соседних деререяславле-Залесском, например, у 'всех]| участв ень ; В Чебоксарах навстречу пробегу вышел ников осталось такое впечатление, словно ов полном составе происходивший с'езд советов. них ничего не знали. ^,'Не Обходилось и без курьезов. В одном селе крестьянин, везший на своих санях жену и сыО находчивости, героизме и выносливости на, услышав шум моторов, закрыл мешком глаучастников пробега, по вполне понятным приза лошади. Лошадь резко шарахнулась, старик чинам, на вечере было сказано мало. Все же мгновенно оказался под полозьями, жена и сын нет-нет, но прорывались лз отдельных воспопереехали через него. С тяжелым ожиданием минаний всевозможные „косвенные улики", по малоприятных разговоров водитель остановил которым нетрудно было представить, сколько сани, чтобы вытащить старика. Тот выполз непрепятствий пришлось преодолеть, какую массу вредимый из-под саней: энергии затратить.Стоянка в лесу при 30°морозе17 того, чтобы проскочить между деревьями, я решил пожертвовать винтом. Часть его оборвалась, но зато проскочили. В подобных переплетах состав экспедиции ухитрился проделать и большую агитационную работу, часто в тех местах, где население вообще впервые увидало самодвижущийся экипаж. В одном месте, в далеком лесном поселке Богородске , верховной Дороги, которые крестьяне считалгг непроезжими, были для аэро властью оказался... местсаней хороши ный поп. По таким местам проезжали... Еще о многом с большим юмором рассказы...За Пермью мы очутились, рассказывал вали возвратившиеся водители и механики, заводитель Погосский, буквально по брюхо в снетем говорили автодоровцы, инженеры, конструкгу. Если человек вставал, то он почти весь ухоторы, хозяйственники,— воспоминания и харакдил в снег... Когда мы впоследствии рассказытерные детали сменились марками моторов, сивали местным старожилам о том пути, которым стемами конструкций, соображениями об эксплопрошли, у них волосы становились дыбом. Поатации, цифровыми данными и подсчетами. сле долгих блужданий врезались в лес. Дальше поистине ехать было некуда. Беремся за топоры, пилы и начинается Москвотоп. Так местами пробивали себе дорогу. Большим препятВ лабораториях, в тиши кабинетов, на немиствием служили для нас ворота, которые обычнуемых заседаниях комиссий, все технические и но имеются при в'езде и выезде из деревень. эксплоатационные результаты пробега будут Часто их приходилось спиливать — сани не протщательно вычислены, продуманы, взвешены, ходили в пролет. Я если ворота чуть шире и будут сделаны практические выводы для дальсаней — нацелимся на них и ждем: задели или нейшего развития аэросанного дела. не задели. И так несколько раз подряд. Но уже на этом вечере, если вслушаться в ... Шли часто по компасу, по совершенно неживой обмен непосредственных впечатлений и знакомой местности,— говорил Соколов-Соколеосторожных цифр, проступало отчетливо: нок. — Нередко напарывались на деревья, на На огромных просторах бездорожной страны сугробы, на хаты и на крыши хат. лыжи аэросаней прочертили большой и ответ... В одном месте мне встретился об'езд,— ственный сдвиг вперед. *, . вспоминал тов. Кузнецов. Горка и сугроб. И для1ПРИСТУПИТЬ ПРАКТИЧЕСКИ к ЭКСПЛОАТАЦИИ АЭРОСАНЕЙ!Выступление нач. воздушных сил Республики тов. П. И. БарановаСредний расход бензина на 100 км во время СКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ значение пробега за• ключается, прежде всего, в том, что аэропробега достигал 56 кг. Этот высокий расход об'ясняется совершенно невозможными дорожнысани вызвали огромный интерес в тех ми условиями. Нормальный же расход будет медвежьих уголках, где впервые население воисчисляться в пределах 40, максимально—48 KI. обще увидело машину. В дальнейшем этот расход можно будет пониТут говорилось, что препятствием для распрозить, установив меньший по мощности мотор. странения аэросаней явится то, что они сильно При этих условиях, считая пределом эксплоатапугают население. Но на первых порах всякая ции машины 50 тыс. км, стоимость одного килотехническая новинка, связанная с шумом, прометра будет (при очень высокой цене саней в изводимым работою мотора и быстротою передвижения (автомобиль, самолет) пугает население. Более серьезным препятствием, несомненно, является экономика. В настоящее время аэросани стоят очень дорого. Сейчас Явиатресту заказаны сани без моторов, и они будут стоить от 11 до 121/2 тысяч руб. за экземпляр (с некоторыми запасными частями). Средняя стоимость мотора для аэросаней (180 сил) — около 4У2 — 5 тыс. руб. („Люцефир"). Таким образом, по трестовским ценам сани в теперешних условиях будут стоить около 17 — 18 тысяч рублей, Это не ероп^ан,— это новые машины „Автодоры"И18 данное время) состанем Востоке, просил влять не более 50 коп., меня дать для них аэровключая сюда и полосани. Наши окраины вину амортизации. Я готовы затратить больбрал все расчеты с прешие средства на этодеувеличением. ло, так как бывает, что в этих районах нельзя Аэросани мы можем пройти даже на лыжах, применить в таких отв то время каксанилегдаленных местах, как ко преодолевают все Архангельск, Мезень препятствия. В санях и т. д., для связи с нуждается также Татцентром. На этих лиреспублика и другие ниях можно брать до места. (Реплика: „Прочетырех пассажиров. сят прислать ВотЯэросани помогут ускинск и Ижевск"). корить доставку почты, и применение их в Наша очередная заэтом отношении, м од ача ; — , организовать жет быть, окажется линии аэросанного соболее рентабельным, общения и производчем при перевозке ство аэросаней. Трест пассажиров. „Никогда в жизни не получали цветов" •— призтолько начинает ставить это производство. Если же взять такие наются на финише командор Розанов (справа) и Автодор должен оргадорогие товары, как вице-командор Соколов-Соколенок (слева) низовать потребителя, пушнину и золото, то привлечь все средства, которые может дать перевозка этих товаров из глухих и отдаленных потребитель, и загрузить трест заказами на будумест их добывания на аэросанях будет соверщий год на сани и моторы. При этих условиях шенно рентабельна. экономическая сторона меня не пугает. Аэросани Настоятельная задача, которую мы должны получат широкое применение, если будут стоить выполнить к будущему сезону — это добиться недорого. более широкого применения аэросаней. Пробегами мы возбуждаем величайший интерес масс Я считаю, что можно понизить мощность для к аэросанному делу, перевоспитываем психотого, чтобы сэкономить на горючем. Горючее логию людей, которые пока относятся к этому составляет, примерно, одну треть расходов по делу, как к какой-то интересной игрушке, как эксплоатации, но мы платим бешеный акциз. к предмету чистого спорта. Надо добиться снижения этого акциза. Таким образом, с моей точки зрения, не суБудущей зимой Явтодору нужно устроить хотя бы однулинию регулярного ществует никаких опасений насчет практичес'о общения , выбрав самые благоприятные ского использования аэросаней. Ясно, что они районы.Эта задача, вероятно, будет нам по силам. себя оправдают. Я еще раз выражаю надежду, что Автодор Применение саней для связи губернских центров с периферий также имеет громаднейшее возьмется практически продвинуть это дело и значение. Я помню еще после первого пробега Наркомпочтель, в первую очередь, будет ему тов. Гамарник, который тогда работал на Дальпомогать.НОВОЕ ДЕЛО, НОВЫЕ ЛЮДИ, НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ...Заключительное слово тов. В. В. О синскогоДУМАЮ, что, в конечном счете, вопрос об аэросанях есть часть общего вопроса автомобилизации страны. Самое важное и основное то, что сани эти найдут широкое, если не массовое, распространение только тогда, когда они будут дешевы. Дешевы же они будут тогда, когда мы разовьем массовое, а не опытное автостроение. Сразу видно, что аэросани самый простой экипаж, проще дешевого автомобиля; тем не менее одни шасси стоят до 10.000 руб. Это же было ис НАМИ. Пока не разовьется массовое строительство, до тех пор аэросанное дело будет стоять на месте. С другой стороны, по мере того как мы будем делать опыты в аэросанном строительстве, — мы будем учиться массовому производству оборудования. Таким путем сани должны притти к нормальной стоимости и экономически получить распространение. Для тех же целей снижения стоимости нужно стараться ставить на сани маломощные моторы,ЯТеперь возьмем вопрос о бензине. То, что у нас бензин оплачивается акцизом, то, что мы, по крайней мере в червонных рублях, платим за него вдвое больше чем за границей — все это имеет значение и для аэросаней и для автомобиля. Поэтому вопрос об аэросанях получит реальное развитие в связи с общим развитием нашего механического транспорта. Мне приходилось проезжать на санях километров сто пятьдесят. Несмотря на такое расстояние, мне кажется, что можно определить — являются ли аэросани игрушкой, или чем то солидным. Они, разумеется, могут себя оправдать. Конечно, у них имеются недостатки,— хотя бы тот же шум, производимый мотором. Шум этот значительно больше чем у автомобиля, и он будет пугать лошадей и доставлять неприятности людям. Пока аэросани имеют больше расходов, чем автосани. Однако, это не препятствует тому, что они могут быть использованы рациональнее, в особенности в отдаленных местностях.19 |^13ЕЮЙЖД5ВВИВК вЯг"*ё£* ^!^^*"^4l i ' •-,Л$Г^..r0^W5p||Р^^ - ^ Л Др ' ;; •'• :~%laH•-'•••';;/7o обнаженному булыжнику Шоссе Энтузиастоваэросани подходятк финишуренних взаимоотношений. То же самое ив Два слова о будущем годе. Говорят что т е~ аэросанном пробеге. перь не нужно заниматься дальними пробегаУчастники нашего пробега сумели разрешить ми, а надо ставить задачей только эксплоатацию. Конечно, необходимо взяться за эксплоататруднейшие задачи с большой бодростью и цию (и по возможности активнее), но я думаю, большой товарищеской спайкой. Пробег аэрочто нужно делать Ы пробеги. Следовало бы саней создал совсем новую психологию людей, организовать такой пробег ив будущем году которые без определенной техники часто до(Возглас: — Только при наличии эксплоатации!) биваются достижений в своих делах .с каким-то Да, обязательно. Такие пробеги имеют колоссовершенно новым подходом. В некотором отсальное агитационное значение и для аэросаношении мы перескочили здесь через образцы, ней, и для Автодора. Этот пробег был, в сущкоторые мы имели за границей. Аэросани соности, Р чуть ли 5 не первой основной 'кампаздали определенную психологию, напоминаюнией, Автодора, при чем самой солидной. По щую, приблизительно, то, что англичане назыследам этого пробега возникают коллективы. вают „fair play" (честное соревнование). ПереБудущий пробег нужно тщательно продумать, живания эти, всякого рода технический спорт, сделать агитационно-пропагандистским. все достижения как технические, так и общеНаши пробеги привлекли к себе сильное ственные, создают у нас особую психологию, внимание и |большой общественный интерес, еще более интересную и бодрую, чем та, коточто говорит о том насколько поднялся кульрую мы наблюдаем в буржуазных странах. Эта турный рост даже самого отсталого населения психология и была ярко проявлена всеми участокраин. То, что население проявляет громадный никами настоящего трудного пробега. ' интерес к нашему делу и считает, что будуПозвольте от имени редакции „За Рулем" щее лежит на пути, который прокладывают искренне поблагодарить участников пробега за механические сани — есть самое интересное то, что они проявили себя настоящими граждаи ценное явление. нами Советского Союза, носителями наших Возьмем, к примеру, поход „Красина". Он дал лучших заветов и традиций! интересную картину создавшихся в нем внутОРГАНИЗАЦИЯСТРОЕНИЯМОСТОВдело и мостовое строительство ДОРОЖНОЕ центральных особого внимания становятся предметами наших учреждений, хотя пока еще в недостаточной степени. Главное управление черных металлов представило в СТО специальный доклад об организации мостового строения в Союзе. В докладе указывается, что для упорядочения всего дела мостостроения необходимо создание специального мостостроительного треста (Мостотрест) общесоюзного значения. К организации этого треста должно быть приступлено немедленно, при чем свою работу трест должен начать не позже 1 октября 1929 года. Размер установленного капитала указанного треста, а ориентировочно определяется в 15 млн. руб.Промышленные задания по развитию мостостроения намечаются в следующем виде. Предположено реконструировать мостовой цех завода им. • Петровского, доведя выпуск мостов до 30 тыс. т в год. Реконструкция мостового цеха сталинградского завода „Красный Октябрь" должна повысить производственную мощность цеха до выпуска 10 тыс. ж мостов в год. Помимо этого, необходима постройка нового мостостроительного завода на Урале с выпуском к 1933 — 34 г. мостов нормальной конструкции 30 тыс. т в год. На реконструкцию цехов на заводах им. Петровского и „Красный Октябрь" потребуется приблизительно по 1 млн. руб. Ориентировочная стоимость работ первой очереди на Уральском заводе определяется приблизительно э 8,5 млн. р,20