Инж. Д. ЯРОШЕВУХОД за ПРОСТЕЙШИМИДОРОГАМИПроходят дорожным утюгом пополотнуВТакая дорога, имеющая выпуклый профиль, № б „ЗА РУЛЕМ" мы рассказали о пробоковые лотки и канавы и состоящая в стейших дорожных орудиях. В этой статье проезжей части из хорошего естественного мы рассмотрим применение этих простейили искусственно-составленного грунта, назыших машин для постройки, капитального вается дорогой американского типа. ремонта и содержания дорог в исправности. Если естественный грунт слишком тяжел и 1. П остройкановойгрунтовойдл оглинист или же, наоборот, слишком сыпуч, р оги начинается с проложения ее трассы и вследствие преобладания, песка,— призводится разбивки оси дороги.- Работа эта чисто геодедобавка к основному грунту недостающего, зического характера и применения дорожных т.-е. к глине добавляется песок и обратно. машин не требует. После подвозки добавочного грунта, грунты Следующая работа — это расчистка будущего полотна дороги от крупных камней и, если дотщательно перемешиваются при помощи плугов и борон и полотно дороги выглаживается утюрога проходит по лесу, то от леса и пней; камни гом с приданием ему выпуклого профиля. Окони лес у нас пока еще повсюду убираются вруччательное уплотнение ив этих случаях проную, пни же могут извлекаться корчевалками, исходит под влиянием проезда. а мелкие корни — рутером. II. У потреблениемашинприкапи Затем, после удаления дерна (с глинистого тальномремонте сходно с применением грунта) при помощи плуга или культиватора, их при постройке новой дороги, за исключеприступают к земляным работам — устройству нием не требующейканав, лотков, выеся здесьраскорчевки, мок и насыпей. Надо, „. __ яям-акля ! так как цель ремонта однако, заметить, что ящтшщшшшшш, '/* «iOjry.w*/i J; и способы его те же при проведении просамые, что и при стейших грунтовых новой постройке, — дорог, из числа земименно: создание ляных работ примеулучшенного грунтоняется почти исклювого полотна путем чительно устройство укрепления его поканав и лотков; что Песчано-глинистая дорога в разрезе верхности и возможже касается выемок но полного удаления атмосферной и грунтовой и насыпей, то они здесь применяются в ограниводы. ченных размерах ив исключительных случаях, Однако, надо иметь в виду, что хорошая так как сильно удорожают стоимость дороги. грунтовая дорога как при постройке ее заново, Канавы и лотки роются канавокопателями и так и при ремонте, получается не сразу и качестругами, при чем, при наличии твердого грунта ства ее,— гладкость, твердость и сухость — припоследний предварительно разрыхляется плугом обретаются постепенно. и бороной. Земля, получаемая из канав, употреIII. У ходзаулучшенной дорогой. бляется для устройства выпуклостей и перемеВыпуклость полотна необходима для стока воды щается утюгом с боков дороги к ее средине. с проезжей части в лотки; лотки нужны для Уплотнение полотна' дороги производится, понижения уровня грунтовых вод и, главное, прежде всего, тем же утюгом, а затем иногда для отвода атмосферной воды вдоль дороги в катками (ребристым и круглым); обычно же пониженные места, откуда она удаляется попеукатка для экономии не производится и уплотречными канавами; надлежащее качество грунта нение'достигается под влиянием проезда. 5 2. У ходзадорогойпослепострой к и . В первый год после постройки необходимо тщательное поддержание профиля и регули. ровка укатки проездом. То и другое достигается утюжкой. Ввиду того, что утюжка в дождь ив сухую погоду не дает хороших результатов, нужно пользоваться каждым благоприятным моментом после дождя для заравнивания образующихся колей и исправления различного рода •вИИИИВЯЯяННИВИИиИвЯЙНИИ неровностей. Заравнивание колей направляет проезд по всей ширине полотна, в результате чего получается равномерная укатка его. СвоеДорога до уплотнения временное исправление неровностей не дает дороге делаться ухабистой и позволяет сохрана поверхности дороги достигается соответственнить приданную ей при постройке выпуклость. ными добавками недостающих грунтов. Одновременно необходимо непрерывно испраУлучшение дороги происходит не сразу, а влять и улучшать водоотводы. Застои воды в лишь постепенно, что об'ясняется следующим: лотках после дождя ясно показывают неисправ1. Период осадки взрыхленного грунта заниности устройства водоотводов, которые должны мает не менее года (точнее — два сезона) и в быть обязательно и быстро исправлены. это время дорога нуждается в особо тщательИзбыток на участках дороги глины требует ном уходе, чтобы осадка грунта была равноподвозки песка и смешения его с основным мерной. грунтом. Простейший способ пескования со2. При постройке или ремонте дороги нельзя стоит в том, что песок ставится конусами на точно учесть, в каком количестве необходимы обочинах намеченного участка ив сырую подобавки грунта. Точно также ив отношении году тонким слоем развозится утюгом (или струводоотвода. После постройки могут понадогом) по поверхности полотна. Перемешивание биться специальные мероприятия на некоторых грунтов достигается проездом. Участки дороги, неучастках дороги, необходимость которых нельзя благополучные в отношении г рунтовых вод, требыло предусмотреть заранее. буют особого улучше3. Грузооборот на ния путем дренировадорогах непрерывно ния, повышения насыповышается в соответпи, укрепления поверхствии с их улучшением. ности хворостинной, Между тем, от размеров фашинной и жердевой грузооборота зависит выстилкой с засыпкой в сильнейшей степени сверху грунтом и пр. большая или MeHbj ая Особое внимание стойкость одежды додолжно быть уделено роги. вновь построенным Все эти обстоятельдорогам после осенних ства, а также необходождей перед замороздимость производить ками. Пользуясь кажвсе работы последовадым благоприятным тельно и лишь по их моментом, необходидействительной надобКонный прицепной струг мо утюжить дорогу и ности—заставляют нас исправлять водоотвод, чтобы обеспечить гладвидеть главное в деле улучшения грунтовых кость дороги под снеговым покровом. Это дорог не столько в самой постройке их, скольчрезвычайно важно для весеннего периода, ко в последующем уходе. так как необходимо, чтобы таяние снега происНеобходимость такого ухода возникает неходило в наилучших условиях и не вызывало медленно же после окончания постройки или больших разрушений полотна. ее ремонта; уход этот выгоднее вести посред3. П оследующийуходзадорогами . ством машин, чем просто вручную. После схода снега выясняются все неучтенные Основными работами в деле улучшения допри постройке особенности службы дороги, рог и ухода за ними являются: 1. У плотнениегрунтового полотн а . Оно достигается временем и действием проезда. Главное влияние на осадку грунта оказывают дожди; вода заполняет промежутки между частицами грунта и, высыхая, сцепляет их. Как общее правило, нужно считать, что в первый год постройки дорога не может быть достаточно удобной для проезда и что окончательный свой вид она получит лишь летом следующего года. Некоторое уплотнение грунта может быть достигнуто искусственно — укаткой, катками-трамбовщиками, ребристыми катками и гладкими, но работа их очень дорога и может быть оправдана только в случае особой спешности улучшения дороги; нормальным же способом уплотнения полотна нужно признать последующую укатку дороги проездом. 6-}Улучшеннаядорога после дождякак-то: неустойчивость грунта на крутых продольных уклонах, появление размывов, оползни, разрушение лотков, недостаточная сопротивляемость грунтовой коры проезду, недостаточная высота насыпи и пр. Против всех этих явлений необходимо немедленно же принимать соответствующие меры, как-то: прорытие нагорных канав, уширение лотков, устройство в них перепадов, укрепление откосов, повышение насыпей, замощение отдельных участков и т. д. Утюжку желательно производить после каждого дождя, что является вполне достаточным для поддержания ровности дороги. Надо помнить, что утюжить можно только влажный, подсыхающий грунт, когда он не рассыпается от сухости и не липнет от влажности, в противном случае от утюжки пользы не получится.Прочистка лотков производится по мере надобности, при чем нужно очень осторожно относиться к перемещению грунта из лотков на полотно и выкидывать непригодный илистый грунт в обратную сторону за канаву. 4. О рганизацияремонтной служб ы . Для ухода необходимо разделить дорогу на участки, при чем для тракторов в 20 л. с. можно брать участки в 20 — 25 км, а для конной тяги на 2-х лошадях—до 10 км. Желательный для ухода набор машин должен состоять из 2-х утюгов, канавокопателя и легкого струга.Инж. Д.ЯрошевКАКУЮ МОСТОВУЮ ЛУЧШЕ СТРОИТЬ?Задача к весеннему сезону ремонта мостовыхПеред вами чертеж с клеточками, в которых размещены разные типы одежды. Эти одежды обладают рядом качеств, оцененных баллами следующей таблицы: Таблица А.Свойства одежды и баллыПрочность Бесшумность Дешевое содержание Легкость ремонта Гладкость. . Приятный вид Беспыльность . 9 6 .8 10 534их:Правила. 1. Отметьте по таблице А те свойства дорожной одежды, которые вы хотите иметь при выборе ее и выпишите соответствующие им баллы в колонку В (см. рисунок). 2. Сложите сумму этих баллов. 3. Далее, начиная с фигуры, отмеченной звездочкой, считайте отдельные фигуры, нанесенные по направлению к кругу И продолжайте счет фигур в круге понаправлениюходачасовойстрелки (налево) до тех пор, пока не дойдете до числа, соответствующего сумме баллов в колонке В. 4. Считайте теперь эту последнюю фигуру первой и производите счет фигур в обратную сторону по кругу противчасовойстрел к и до тех пор, пока не дойдете до числа, снова соответствующего сумме баллов в колонке В. Предположим, вы хотите выбрать дорогу про чн у ю= 9 баллам и „беспыльную"=4 балам и „приятную на вид " = 3 баллам. Сумма балловз:16. Начинаете отсчет от звездочки налево (по часовой стрелке) до отрезка „песч. глинян."; теперь отсчитайте обратно 16 и вы получите „асфальт".Вам нужно выбрать асфальт, чтобы получить прочную, беспыльную и приятную на вид дорогу.. От редакции. После того как вы, дорогой читатель, поупражнялись в нахождении разных типов дорог, соответствующих любым вышеуказанным качествам, вы сначала немного удивлены, потом смущены, потом (в зависимости от характера) рассержены. При любой комбинации получается... асфальт. Оказывается, именно асфальт соответствует всем этим качествам. Не сердитесь, дорогой читатель! Вы не потеряли даром времени. Мы продемонстрировали американский способ рекламирования асфальта для того, чтобы в результате 10-ти минутного решения этой задачи, вы лишний раз наглядно ощутили всю необходимость замены наших допотопных булыжных мостовых асфальтом. 7