10
11
12
13
Проф. Е. А. ЧУДАКОВУСТРОЙСТВОПродолжение,АВТОМОБИЛЯсм. № 7 „За Рул.ем" Смесительная камера карбюратора выше жиклера А соединена со специальным клапа- ном М, служащим для впуска добавочного воздуха. Клапан М при помощи пружины Н прижимается к своему седлу; под влиянием разрежения в смесительной камере карбюра- j тора клапан М открывается и пропускает воздух выше диффузора, разбавляя, таким образом, получившуюся слишком богатую смесь. Чем выше обороты двигателя, тем больше разрежение в камере смешения карбюратора и тем больше поступит добавочного воздуха. При соответствующем размере клапана М, правипьно подобранной пружине Н, можно получить постоянство состава смеси при различных разрежениях в карбюраторе, или, что то же, при различных оборотах двигателя. Силу нажатия пружины Н можно регулировать при помощи гайки П; подвертывая эту гайку, можно заставить клапан М открываться при большем или меньшем разрежении воздуха, а следовательно можно получить или более богатую, или бедную смесь. Карбюраторы, регулирующие качество смеси при помощи добавочного воздуха, применяются, главным образом, американскими автомобильными заводами, и из таких карбюраторов, имеющих распространение у нас, можно отметить карбюраторы Шеблер, Паккард, Стромберг, Кингстон.К арбюраторыА ФИГ. 4 и5 были приведены схемы торможения топлива, вытекающего из жиклера карбюратора, при помощи понижения того разрежения, под которым происходит истечение топлива. В отдельных конструкциях карбюраторов, кроме этого способа, применялся способ непосредственного торможения топлива воздействием на него динамического давления струи воздуха, проходящего мимо жиклера.НФиг. 6На фи г. 6 представлена схема такого карбюратора, устанавливавшегося на автомобиле Форд старой модели. Здесь топливо из поплавковой камеры поступает в камеру смешения через отверстие А, регулируемое иглой Б; отверстие А представляет собой жиклер в данной конструкции карбюратора. Воздух, проходя мимо этого отверстия, делает изгиб, как это показано на фи г. 6; благодаря этому он оказывает некоторое давление на отверстие Аи тем уменьшает разрежение, под которым происходит истечение топлива. Таким образом, по мере повышения оборотов двигателя, разрежение, под которым происходит истечение топлива, будет несколько отставать оттого разрежения, под которым происходит поступление воздуха. При надлежащей форме канала для протекания воздуха эту разницу в разрежении можно получить такой, что количество поступающего топлива будет оставаться пропорциональным количеству поступающего воздуха, вне зависимости от рабочего режима двигателя (обороты и открытие дросселя). Способ регулировки качества смеси при помощи добавочного воздуха схематически представлен на фиг . 7. Здесь, как ив предыдущих схемах, топливо из поплавковой камеры поступает к жиклеру Аи вытекает из него под влиянием разрежения, получающегося в диффузоре карбюратора Л.Фиг. 7Система двойной регулировки качества смеси схематически представлена на фи г. 8. Здесь, аналогично предыдущей схеме (ф и г. 7), имеется клапан добавочного воздуха М, но он при помощи рычага Е соединен с иглой Ь, которая, таким образом, может в большей или меньшей мере открывать жиклер А. По мере увеличения разрежения в Смесительной камере карбюратора открывается клапан Ми пропускает воздух выше жиклера А, т-е. разбавляет образовавшуюся около жиклера10 Теперь мы перейдем к рассмотрению отдельных марок карбюраторов, наиболее распространенных в современных автомобилях. При этом при обзоре каждого типа карбюратора будут выявлены следующие основные вопросы: 1. Конструкция карбюратора с установлением принципа регулировки качества смеси. 2. Приспособление для получения надлежащего качества смеси на тихих оборотах двигателя и при его пуске в ход. 3. Приспособление для наилучшего распыления и испарения топлива.5. Карбюратор ЗенитФиг. 8богатую смесь; однако, одновременно увеличивается и сечение жиклера А, т.-е. увеличивается и относительный расход топлива. Сечение клапана М, пружина, подпирающая клапан Н, а также плечи рычага Е выбираются такими, чтобы, по мере увеличения разрежения в смесительной камере карбюратора, количество топлива подавалось пропорционально количеству поступающего воздуха, т.-е., чтобы смесь оставалась постоянной по своему составу. Такая двойная регулировка качества смеси, где одновременно с подачей добавочного воздуха увеличивается сечение жиклера, преследует ту цель, чтобы воздух, проходящий в диффузоре мимо жиклера А, имел по возможности высокую скорость даже и на тихих оборотах двигателя. Сечение диффузора Л при такой регулировке качества смеси берется меньшим, чем в случае описанных выше систем (ф и г. 3, 4 и 7). Благодаря этому, даже на тихих оборотах двигателя, пока клапан добавочного воздуха не открыт, здесь получается хорошее распыливание топлива, что необходимо для его полного испарения. Сечение клапана Мв случае двойной регулировки качества смеси, очевидно, должно быть больше, нежели сечение этого клапана в случае регулировки дополнительным воздухом (ф и г. 7). Изменение качества смеси в случае карбюратора с двойной регулировкой может быть произведено при помощи подвертывания гайки /7, измеряющей натяжение пружины Н, точно так же, как это имело место при регулировке добавочным воздухом. Регулировка качества смеси помощью гайки П производится для получения правильного состава смеси при высоких оборотах двигателя. Так как клапан М связан с иглой жиклера Б, то для возможности самостоятельной регулировки величины сечения жиклера ось Г рычага Е устанавливается обычно на эксцентрике, что дает возможность, не меняя действия клапана добавочного воздуха М, изменять сечение жиклера А. Этой регулировкой достигается правильность смеси на тихих оборотах. Карбюраторы с двойной регулировкой употреблялись, главным образом, американскими автомобильными заводами. Они отличаются большой экономичностью, но одновременно с этим весьма сложной регулировкой. В связи с последним недостатком, карбюраторы такой системы в настоящее время употребляются редко; из карбюраторов с двойной регулировкой наибольшим распространением у нас пользовались карбюраторы Шеблер и Райфильд.Регулировка постоянства смеси в карбюраторе Зенит осуществляется при помощи компенсационного жиклера, как это схематически было представлено на фиг . 3. На фи г. 9 представлен общий вид вертикального карбюратора Зенит. Здесь А — главный жиклер и Б—компенсатор. Отверстия главного жиклера и компенсатора должны быть точно подобраны для того, чтобы смесь получилась надлежащего качества и постоянная по составу, вне зависимости от оборотов двигателя. Для каждого размера карбюратора, определяемого диаметром Д его выходного отверстия, фирмой задаются размеры жиклера,Л и компенсационной пробки Б. Ниже приведены данные по размерам главного жиклера и компенсационной пробки для наиболее ходовых размеров карбюратора.Число цилиндров в двигателе р га 4 цилиндраEtIO х го^ 3 КЕ6 цилиндров2 ин го£ о га мS >>,,о о. а. Н пS 5W ЧсЦ 0,9 11 1,1 1,1 1,2 1,3 1,3 1,4 1,5шго dJ,,* о ааио6-g4 юV гапс 5 °26 30as £ Ь gjLга^eCi о. 0,7 0,75 0,75 0,8 0,8 0,95 1,05 1,05 1,15 1,25£"1С • С & 16 18 18 20 20 22 24 24 26 28at £ . го Sн гаQ. О о >>as £ В*'*s оя пСх а 0,7 0,75 0,75 0,8 0,8 0,95 1,05 1.05 1,15 1,25l-g^£й?сСсЧ 0,95 1.1 1,1 1.2 1,25 1,3 1,35 1,35 1,45 1,6сс -е16 18 18 20 20 22 24 24 26 283642Указанные выше размеры жиклеров фирма рекомендует для применения нормального бензина удельного веса 0,75. В случае необходимости обогащения или обеднения смеси обычно изменяют отверстие только главного жиклера А, что может быть произведено путем его смены. Для отвертывания жиклера Аи пробки Б необходимо предварительно отвернуть гайки Си 7"; все это можно сделать, не снимая карбюратора с двигателя. Для устойчивой работы двигателя на холостом ходу при малом открытии газа, в карбюраторе Зенит имеется специальное приспособление, обеспечивающее поступление в двигатель достаточно богатой смеси. Для этой цели11 в колбдёц Ё BBepTbiBaefcsi специальная пробка М, имеющая на конце трубку, через которую топливо из колодца £ может поступать к отверстию 77. При прикрытом дросселе разрежение около этого отверстия будет очень высокое даже на малых оборотах двигателя, и топливо из колодца будет поступать в смесительную камеру в количестве, обеспечивающем достаточно богатую смесь. Колодец Е соединяется с наружным воздухом при помощи отверстия Р; воздух, пройдя через это отверстие и дополнительное отвер-Фиг. 9стие в трубке М, смешивается здесь с топливом и образует достаточно богатую смесь, поступающую далее через отверстие Пв смесительную камеру карбюратора. При открытии дросселя разрежение около отверстия 11 будет значительно меньше, и все приспособление, помещенное в колодце Е, практически не будет действовать. Поэтому при пуске двигателя в ход необходимо дроссель В иметь прикрытым. Вынимая пробку М, можно регулировать качество смеси на холостом ходу. Устройство этого регулирующего приспособления представлено отдельно на фиг . 10. Здесь на пробку М, имеющую снизу трубку К, навертывается трубка И, скрепленная в одно целое с трубкой Г, идущей до дна колодца Е, Трубка Г имеет в своей верхней части отверстие В, через которое топливо из колодца поступает в пробку Ми далее через отверстие П — в смесительныю камеру. При помощи отверстия Р колодец соединяется с наружным воздухом; последний из колодца через отверстия Ни зазор между трубками ГиК проходит в пробку Ми далее вместе с топливом, образуя рабочую смесь, поступает в смесительную камеру. Если повернуть трубку И по отношению к пробке М таким образом, чтобы зазор для прохождения воздуха между трубками. К и /"уменьшился (по часовой стрелке), то в камеру смешения будет поступать более богатая смесь; наоборот, отвертыванием трубки//влево может 12быть произведено обеднение смеси на холостом .ходу двигателя. Д остаточ ная приемистость двигателя, снабженного карбюратором Зенит, обеспечивается тем, что при быстром открытии дросселя все топливо, запасенное в колодце Е, может весьма быстро через кольцевой жиклер поступить в смесительную камеру карбюратора. На фиг . 9 показан вертикальный тип карбюратора Зенит, для присоединен ия которого к двигателю потребуется трубопровод, имеющий колено . Значительное расп рост ' р ане ние имеет также горизонтальный карбюратор Зенит, прикрепляемый обычно непоФиг. 10 средственно к блоку двигателя без соединительного трубка. На фиг . 11 представлен общий павид такого карбюратора. По принципу своего действия он ничем не отличается от вертикального карбюратора, и разница в них заключается лишь в том, что воздух в последнем случае имеет направление^своего^движениягперпенди-ГНЭФиг. 11кулярное к струе топлива, выходящей из жиклера, при вертикальном же карбюраторе направления воздуха и струи топлива совпадают. Для наилучшего испано с воздухом, всасываерения топлива необхомым в двигатель. Накодимо, чтобы оно было нец, третье смешение по возможности лучше смеси с воздухом полураздроблено и смешано чается в диффузоре А. с воздухом. Чтобы доПри помощи такого стигнуть цели, в совретройного смешения поменных карбюраторах лучается наиболее тонЗенит начинают прикое дробление топлива менять многократноеи весьма тесное сме- распыливание топлива. шение его с воздухом, Схема карбюратора Зечто должно обеспечить ните тройным распылехорошее испарение тонием воздуха представплива. лена на фиг . 12. Здесь Приведенные выше k бензин поступает из оботипы карбюраторов Зеих жиклеров по трубонит для европейских авпроводу Мв кольцевую томобилей, имеют наикамеру Н. Воздух, прохоболее широкое примедя через сопло В, высанение среди других тисывает топливо через от. Фиг. 12 пов карбюраторов. верстия Е, имеющиеся Точно так же они прив стенках этого сопла, и таким образом из меняются весьма часто и на американских автоэтого сопла выходит богатая смесь топлива с мобилях. воздухом. Проходя через второе сопло Г, эта Проф. Е. А. Чудаков богатая смесь перемешивается дополнительПродолжение в следующем номереАВТОДОРОВСКАЯПолторацк В связи с экспедицией академика Ферсмана в Кара-Кумы, Туркменавтопромторг организует автопробег по маршруту: Яшхабад—Кара-Кумский серный завод—Ургенч-Оива. В пробеге будут участвовать 2 шестиколесных грузовика марки „Сахара" и один автобус. Цель пробега—выяснить возможность установления регулярной автолинии между серным заводом в Кара-Кумах и ближайшей железнодорожной станцией для вывоза продукции серного завода. Ленинград Организованная недавно на 1 колбасном заводе ЛСПО ячейка Автодора решила купить автомобиль для практических занятий. Чтобы получить деньги на покупку, ячейка проведет несколько воскресников. Участвовать в отработках будут 50 чел. рабочих. Каждая отработка даст около 150 рублей. Новороссийск В марте состоялась первая окружная конференция Автодора. На дорожное строительство в округе ассигновано 2Vs млн. руб. Северо-кавказское отделение Автодора об'единяет 10 тысяч автодоровцев, организованных в 114 коллективов и 24 районных отделения. Коллективы края имеют 4 легковых и7 грузовых автомобилей, 30 мотоциклов и до 20 моторных лодок. Таганрог В ноябре прошлого года в Таганроге организовалось общество Автодор, но до последнего времени общество работало плохо. Создано всего 9 коллективов, но что они делают—неизвестно. Нет также учета членов нового общества. В марте была созвана конференция общества на которой был избран новый состав правления. Ярославль На дорожное строительство губернии выделяется в этом году 555 тысяч рублей (по дорогам губернского н уездного значения). Намечено вновь отстроить 63 деревянных моста, 55 железобетонных сооружений, капитально отремонтировать свыше 400 not. м деревянных мостов, проложить 28 тысяч кв. м новой каменной мостовой и отремонтировать и перемостить свыше 90 тыс. м. Президиум губисполкома решил освободить технический персонал по дорожному строительству от всех других работ. Эта мера проводится в жизнь с первого апреля и значительно упорядочит дорожное дело. К дорожному строительству предполагается широко привлечь местное население. С этой целью президиум губисполкома постановил производить постройки дорог или дорожных сооружений волостного значения Р контакте с ячейками Автодора.ПЕРЕКЛИЧКАВ городе открыты курсы дорожных десятников;"];'курсанты — представители уездов. К сожалению хромает организационная сторона дела. Занятия начались с опозданием, поэтому пришлось сократить программу учебы; курсанты жалуются, кроме того, на неудобства помещения, в котором они были размещены. Кинешма По инициативе комсомольского коллектива, ["на Томне организовалась ячейка Автодора. Записалось в нее 48 человек, среди которых есть возрослые рабочие. Архангельск Курсы трактористов Авгорора, по соглашению с Северолесом, будут использованы для подготовки лесозаготовительных трактористов. На курсы будут командированы работники низового аппарата Северолеса и батраки. Кузнецк В марте окружным отделением Автодора организованы коллективы: один в Н.-Пестровском районе и 3—в самом Кузнецке, В ближайшее время организуются еще 3 новых коллектива. Вологда Вологодские автодоровцы организовали в помещении бывшей часовни автодоровский клуб. Здесь происходят, вместе с другими видами клубной работы, и занятия автокружка. Симферополь По плану дорожного строительства текущего года намечено произвести в Симферопольском районе 13 работ,.общая стоимость которых составит свыше 86 тысяч рублей. Наиболее существенной является постройка ответвления на Мазанку от шоссе Симферополь — Карасубазар; ответвление будет построено за счет сумм по самообложению населения. В этом году будет произведена заготовка камня и земляные работы. На это ассигновано 20 тыс. рублей. Весьма важным является также ремонт дороги Мамут-Султан—Тавель и Бешуйского шоссе. Майкоп В конце марта открылось автобусное движение от станицы Апшеронской до Нефтегорска на протяжении 12 километров по только что отстроенному шоссе. Рабочих нефтегорска, живущих в Апшеронской, перевозят бесплатно. Автобусное сообщение смягчает квартирную нужду на промыслах.13