*:*5*СТ»и»Заве д. испытательной частью завода „С гед. испытательной частью завода „Спартак" демонстрирует -—й та Автодора А. М. Лежаве (крайний слева) во дворе КремляНАМИпредседателю СовеФото Я. Ш айхетаКАК ИДЕТ ПРОИЗВОДСТВО МАШИН „НАМИ"ОСТРОЙКА машин „НЯМИ", первого легкового автомобиля оригинальной советской конструкции (Научного авто-моторного института), была возложена на государственный авто-завод Явтотреста „Спартак". Первые три пробных шасси были начаты постройкой весною 1926 г. по чертежам института. 1926 и 1927 гг. ушли на изготовление пробных машин, на их лабораторные и пробежные испытания и на внесение новых конструктивных изменений. В начале 1928 года, когда трест утвердил производственную программу завода на 1927/28 г., „Спартак" приступил к организации серийного производства „НЯМИ". Завод должен был в указанном году провести всю организационную работу по установке производства „НЯМИ" и выпустить 100 готовых шасси; постройку же кузовов для этих шасси трест наметил на заводе „ЯМО". Однако, целый ряд причин вызвал затяжку организации производства (кстати сказать, и за границей на развертывание производства тратится от 1 до IV2 лет). В настоящий момент можно считать законченной ту часть подготовительной работы, которая уже обеспечивает равномерный выпуск 30—40 шасси ежемесячно. Качество продукции в значительной мере зависит от приобретения заводом требуемых навыков, организационного опыта и наличия квалифицированного технического персонала. Над удешевлением себестоимости машины и улучшением ее качества работает в настоящее время технический персонал завода. Для производста машин „НЯМИ" завод в своих цехах изготовляет полуфабрикаты—литье чуПгунное, бронзовое, алюминиевое, штамповки и поковки из специальной стали, углеродистой и из железа; в механической мастерской выполняются все детали шасси с последующей полной термической обработкой, в инструментальн ой — весь специальный инструмент, требуемый для производства. Только стальное литье и небольшая часть наиболее крупных поковок доставляются с завода „ЯМО". Кузова для машин „НЯМИ" изготовляются на 2-м заводе. До настоящего времени „Спартак" выпустил под установку кузовов свыше 100 шасси. Совершеннно закончены (с кузовами) для сдачи заказчикам 25 автомобилей. Дальнейший выпуск шасси строится .с таким расчетом, чтобы до конца года изготовить еще 300 шасси. Стоимость первых машин, с кузовом и резиной, примерно, 5.500 руб.,. конечно, весьма высока. Но эта стоимость не может считаться показательной, так как на первый выпуск автомобилей, естественно, пала большая часть организационных расходов; кроме того, производство не могло еще считаться налаженным, детали изготовлялись в большинстве без кондукторов, приспособлений штампов и т. д. Намечаемая заводом себестоимость машины с резиной в конце текущего года составляет около 4.000—4.500 рублей. В тех затруднениях, которые испытал завод в процессе организации производства „НЯМИ" и которые еще частью наблюдаются, не малое значение имело и слабое обеспечение завода необходимыми производственными материалами, несмотря на то, что, доля, падающая на производство по небольшому об'ему его и малому весу автомобиля НЯМИ-1, в общем невелика. Если общая сборка (сборка отдельных подгрупп остается при заводе) будет перенесена на специальный сборочный завод, где будет сосредоточено испытание готовых автомобилей и постановка кузовов, то за счет освобождаемой площади выпуск шасси может быть доведен до 4.000 — 4.500 шт. в 2 смены. Очень важным обстоятельством является создание необходимого кадра подготовленного технического персонала. Намечаемый интенсивный рост советской автомобильной промышленности немыслим без соответствующей достаточно квалифицированной технической силы.С этим вопросом заводу пришлось уже столкнуться при организации даже скромного по об'ему производства машин НЯМИ. Поэтому завод уделяет большое внимание подбору работников, созданиютакого технического кадра, который нетолько справился бы с настоящими потребностями производства, но и подготовлялся бы к более кр*упному и совершенному авто-производству, изучая все достижения иностранДля дальнейшего ной техники. Завод исразвертывания произпользует для этой цели водства машин НЯМИ как работников других особое значение смежных с авто-делом имеют производственотраслей промышленные возможности ности, так и молодых „Спартака". инженеров, специалиЭтот завод за позирующихся исключиследние 5 лет был зательно на авто-произнят всецело серийным водстве, и выдвиженвосстановительным реЗа сборкой мотора для машины НАМИ. Одна цев-рабочих. монтом грузовых автоиз последних операций — закрепление всасываюмобилей, а до этого —• щего патрубка карбюратора Фото Я. Шайхета Конструктивные доремонтом автомобистоинства и недостатки лей и постройкой авто-плугов Фаулера. машин НЯМИ освещались достаточно полно. Последнее слово, однако, еще не сказано — нет Организация нового автостроения поставила оценки потребителей, которая будет дана в реперед заводом ответственную задачу наилучзультате эксплоатационного опыта. шего использования производственных площаВ заключение — о недостатках, которые отрадей, пополнения оборудования, капитального жаются на производстве. ремонта и переделки зданий. Первым из них является высокая стоимость За период 1927/28 г. капитально перестроены импорта в стоимости автомобиля. Идея создания здания горячих цехов (кузницы, термической легкой, проходимой машины заставила конструки литейной) о установкой нового оборудования и постройкой современных нагревательных торов использовать для НЯМИ в значительпечей. ной мере легкий алюминий. В равной степени весьма велико использование и медЗа границей заказано новое оборудование для ных сплавов. Наконец, сложность электрообомеханической мастерской, часть которого уже рудования (при стартере и электроосвещении получена, а остальное находится в пути. от динамо) тоже обусловливает высокую В этом году будет закончена разработка проимпортную стоимость. ' В общем, стоимость екта расширения завода для доведения его проимпорта на 1 шасси (не считая шарикоподпускной способности до 2.500 шасси в год (по шипников) достигает, приблизительно, 400 руб. 5-летнему плану). в иностранной валюте, что для такой неДальнейшее расширение производства чрезбольшой машины, является, конечно,, чрезвычайно затрудняется отсутствием у завода свомерным. бодной площади, необходимой для вспомогательных цехов — испытательной станции, гаража Это ставит перед заводом чрезвычайносрочную для стоянки пробежных автомобилей, складочзадачу: сократить насколько возможно употребленых помещений и т. д. ние алюминия и меди, переходя на стальное или Качество материалов, обусловленных договорами, удовлетворительное, рыночные же материалы (сортовое железо, сталь) во многих случаях по качеству ниже требуемого и дают в производстве большой % брака. По некоторым материалам перед промышленностью должны быть поставлены определенные требования к улучшению их продукции. Это относится, напр., к дермантину для обивки автомобилей, материалу, который должен заменить ис успехом заменяет вЯмерике кожу. В производстве автомобилей, в особенности дешевых малого литража, существенное значение имеет стоимость материалов, которая у нас чрезвычайно высока ик тому же не обнаруживает пока признаков к удешевлению. Цена наших материалов, примерно, в 3 раза выше европейских цен и еще выше американских. Дороговизна материалов ставит предел быстрому удешевлению автомобиля, так как в полной его стоимости материалы составляют почти 40—45%. 4 чугунное литье, и упростить электрооборудование. Другая задача производства — добиться, быть может, путем частичного пере конструирования некоторых деталей, замены специальных никелевых и хромоникелевых сталей простыми углеродистыми или хромистыми, значительно более дешевыми и легкими, а следовательно и более дешевыми в обработке. Обе эти задачи, поставленные производством перед конструкто рами НЯМИ, конечно, не могут быть решены в ближайшие месяцы, но они должны проводиться решительным и быстрым темпом, однако, не останавливая и не задерживая производства.| европейских и американских машин, не избежала затруднений и препятствий, которые почти всегда сопутствуют каждому новому начинанию. Интерес, проявленный общественными кругами и всей советской прессой к испытанию трех пробных шасси НЯМИ, быстро сменился у хозяйственных органов, непосредственно влиявших на производство, чрезвычайной осторожностью и медлительностью... И лишь благодаря искл ючительному участию и вниманию, которые были своевременно проявлены нашей общественностью и печатью к производству НЯМИ, ему придано надлежащее направление, вполне обеспечивающее заводу реальную помощьи обещающее дальнейшие благоприятные перспективы в деле строительства советских машин. А. М. Лежава детальнее знакомится с НАМИОрганизация производства автомобилей советской конструкции, по типу в значительной мере отличающейся от образцов западно-С. ю.В НИМАНИЕЯПРЕЛЯ 1919 года был создан ОШКУМТпервые в СССР государственные курсы шоферов. С большим трудом авто - школа прокладывала себе дорогу, добивалась успеха, завоевывала авторитет. Вначале не было ни средств, ни учебных пособий, ни машин. Из ничего, при наличии колоссальной энергии и желания работать, ОШКУМТ превратился в подлинную школу шоферови авто-механиков. За 10 лет ОШКУМТ добился не малого. Он выпустил 1.476 курсантов, работающих теперь в различных гаражах и авто-базах Союза, он выпускает ежегодно уже около 700 молодых специалистов-автоработников. Состав курсантов исключительно пролетарский—60% рабочих, 1 5 % крестьян. Большие достижения в работе ОШКУМТ'а еще более резко подчеркивают его об'ективные слабые места, тормозящие учебу. Прежде всего ОШКУМТ не встречает должного внимания и поддержки со стороны профобра и транспортных организаций. Невнимательно относятся к ошкумтовцам, еще неимеющим достаточной практической подготовки, многие из наших хозяйственников.О ШКУМТУ !ОШКУМТ задыхается в тесном помещении, которое не дает ему возможности развернуть работу, он и теперь ощущает крайний недостаток в оборудовании. -B'ISSSB Молодые рабочие и крестьяне идут в автошколу уверенные, что получат здесь надежную квалификацию и верный кусок хлеба. Но надежды зачастую не оправдываются. „Вы ребята хорошие,—- говорят им во многих учреждениях,— знаете достаточно, только практики маловато. Вот если-бы у вас было месяца три ездового стажа, взяли-бы сейчас же". Но этих трех месяцев ездового стажа у ошкумтовцев нет и некоторые из них, отчаявшись, просят послать их на работу хотя бы в качестве мойщиков. Такое положение ни в коем случае не может быть терпимо! Отношение хозяйственников к молодняку, оканчивающему ОШКУМТ должно быть в корне изменено. Сейчас, когда у нас широко развивается автомобильная промышленность и когда мы приступаем к постройке мощного 100-тысячного завода, нужно окружить заботой и вниманием школы будущих водителей и авто-механиков и, прежде всего, лучшую из них — ОШКУМТ. 54