г&£&*нШ&гБаку. Биби-Эйбат. Общий вид нефтяных промысловФото М. Т итоваИнж. М.БЕРГМАНОТЧЕГО У НАС ДОРОГЕНЗИН стоит у нас сейчас 27—28 коп. за килограмм. Это значит, что проезд одного километра на автомобиле средней мощности потребует расхода бензина на 5 коп. (считая 150—200 г на км). Расход весьма ощутительный. Из чего составляется стоимость бензина? Если разбить ее на себестоимость в местах добычи, на транспортные расходы и на акциз, то мы получим следующие цифры:БЕНЗИНБза 100 кг 1. Отпускная себестоимость со включением всех расходов на месте производства (Баку, Грозный) составит в среднем . . 11 р . 29 к . 2. Транспортные расходы от места добычи до Москвы в среднем 5 „ 25 „ 3. Якциз , 10 „ — „ Итого оптовая цена в Москве за 100 кг—36 р . 54 к.Следовательно, стоимость 1 кг—26,5 коп. Сравним эти цены с заграничными ценами на бензин. Возьмем даже Германию, употребляющую исключительно привозной бензин. Там стоимость 1 кг бензина составляет в среднем 21 коп., при чем сюда уже входит ввозная пошлина в размере 3,5 коп. за кг. Таким образом, в Германии бензин на 25 % дешевле, чем у нас. В Ямерике, где есть свои нефтяные источники, стоимость бензина еще ниже, чем в Германии и составляет без внутреннего налога от 7,1 коп. за кг, в Калифорнии в центре страны (место добычи) до 12 коп. за кг. Кроме того, бензин облагается еще местным дорожным налогом в среднем в размере 1,5 — 2 коп. за кг. Таким образом, в Ямерике средняя стоимость 1 кг бензина составляет, примерно, 13—14 коп., т.-е. в 2раза дешевле, нежели у нас вСовет ском Союзе. 12Может ли у нас успешно развиваться массовый автомобилизм при несоразмерно высоких ценах на бензин? Конечно, нет. Явтомобилю придется в первые годы своего широкого распространения бороться с бездорожьем, с конным транспортом, с общей технической отсталостью страны, и в этом отношении необходимо сделать все, чтобы борьба для него была всемерно облегчена. Прежде всего необходимо остановиться на акцизном обложении бензина. Надо констатировать со всей четкостью,, что обложение непомерно высоко и носит почти запретительный характер. Сопоставим хотя бы несколько цифр: обложение бензина в Ямерике составляет 2 коп. за к/, в Германии—3,5 коп., у нас—10 коп., т.-е. в 5 раз выше, чем в Ямерике ив3 раза выше, чем в Германии. И это в условиях, когда автомобиль у нас только начинает развиваться. Е слиневэтом году, т овсамые ближ айшие годы акцизные ставки должны быть понижены , по крайней мере, н аполовину , т.-е. д о5коп . з а кг. Учитывая, что количество автомобилей будет из года в год расти и чрезвычайно быстро,—не менее, чем в 10 раз в течение ближайших пяти лет,— мы даже при таком большом понижении акцизных ставок будем иметь еще значительное общее увеличение акцизных поступлений по бензину. Далее — транспортные расходы. Они также чрезвычайно высоки, ибо бензин, в представлении НКПС, является весьма платежеспособным товаром. Таким образом, прибылью от перевозки бензина покрываются убытки от перевозки менее платежеспособных нефтепродуктов. Если все это было справедливо до сих пор, то сейчас, когда бензин должен стать предметом широкого потребления, такое понижение, конечно, недопустимо, и цены на перевозку бензин является подлинной валютой. И об этом должны быть снижены, чтобы дать возможность советскому потребителю нельзя забывать. бензину проникнуть в самые глухие уголки наПрежде всего — о мощности моторов. Для шего Союза. Ямерики, самой богатой страны в мире, влаПеревозка бензина не в допотопных, а в деющей самым дешевым бензином, излишек большегрузных цистернах новейшего типа, исмощности, если даже он вызывает лишний пользование дешевых водных путей сообщения, расход горючего, все же окупается другими устройство сети благоустроенных складов,— все преимуществами. Мы же должны быть бережлиэто должно понизить расходы по перевозке и вее Ямерики, и потому экономичность работы хранению бензина. моторов вновь проектируемых типов автомобилей должна играть особую роль. Особенно необходимо обратить внимание на наш речной транспорт, который до сих пор для Наконец, мы должны обратить внимание и на перевозки бензина совершенно не используется. самих себя. Мы сами еще не научились экоКаковы бы ни были технические затруднения номно расходовать бензин. У нас часами в этом отношении, они должны и могут быть работают автомобильные моторы вхолостую преодолены. • i и без видимой надобности, а расход бензина Наконец, о себестоимости бензина на месте зачастую превышает самые снисходительные его производства. Трудно здесь заняться ананормы. лизом этого сложного производства. Но нельзя не отметить, что за последние 4 года стоимость бензина не дала заметного снижения и даже в ближайшие годы серьезного снижения не предполагается. Мы знаем ио ликвидации первобытного способа добычи нефти тартаньем, и о замене этого способа новейшими насосами, мы знаем о введении современных методов производства бензина путем „крекингпроцесса". Все это, однако, на стоимости бензина не отражается. Если до сих пор эти нововведения еще, может быть, не могли дать снижения стоимости бензина в виду их новизны, то в ближайшие годы такое снижение должно произойти. О размерах возможного снижения должны сказать свое веское слово наши нефтяные тресты. Ведь все же остается фактом, что отпускная стоимость бензина на месте добычи в Ямерике составляет 7,5 коп. за кг, а у нас 11,2 коп. за кг., т.-е. в ltyi раза дороже при самых современных методах добычи и производства. Таким образом, наши весьма скромные пож еланиясводятсяк тому, чтобы в течение ближайших лет стоимость бензина была снижена: в части производства и транспортных расходов не мен ее , ч емна 25°/0, в части акцизного обложениян а 50°/п, а вобщем снижение должно произойти на Баку. Вид дороги на промыслах (1928 г.) Фото М. Т итоваоднутреть , с тем, ч тобы отпускная стоимость бензина не превышала1 Поэтому, не дожидаясь снижения цен на бенк оп . з а кг. зин, необходимо принять все меры к тому, чтобы Необходимое удешевление бензина не должно уже теперь снизить расход на горючее за счет служить, однако, основанием для его расточибольшего внимания к эксплоатации автомобиля. тельного расходования. Не нужно забывать, что Инж. М. Бергман запасы нефти вообще ограничены и что для нас 13