28
29
30
Р ЕМОНТм. дьяков МОТОЦИКЛАСтатья 2Неисправности двигателя и их устранениеОЛЬШИНСТВО неисправностей двигателя сопровождается падением его нормальной мощности и отсутствием компрессии. Какие же причины влекут за собой эти неисправности двигателя? Чаще всего,—износы и поломки поршневых колец и неисправности системы распределения и клапанов.БНеисправности поршневых колецПоршневые кольца могут пригореть к поршню, сесть и потерять необходимую пружинность (при перегреве), сработаться, сломаться и сойтись в замках (разрезах). Первые четыре случая неисправностей устраняются только заменой колец новыми. Последний случай („сошедшиеся кольца"),— т.-е. положение, когда замки колец окажутся по каким-либо причинам один под другим и рабочая смесь будет устремляться из камеры сжатия через этот проход в картер — может происходить и при общей неисправности колец. Этот дефектустраняется снятием цилиндра и повертыванием замков колец в разные стороны. П еред установкой новых колец их канавки на поршне должны быть тщательно очищены от нагара. Нужно, чтобы поршневое кольцо точно подхо'асшарошивание дило по своей выточке в поршне. Кольцо должно сидеть свободно в выточке, однако зазор между ними не должен превышать толщины листа писчей бумаги. Если кольцо не входит в канавку, его надо пришлифовать тонкой наждачной бумагой, сорта „ОО". Замки поршневых колец должны иметь рабочий зазор около 0,5 мм. Поверка наличия зазора производится введением, перед одеванием на поршень, каждого кольца в цилиндр. Если зазор у замка отсутствует, надо спилить срезы напильником. Внутренняя часть цилиндра, называемая „зеркалом", подвержена выработкам от постоянного трения поршневых колец об ее стенки. Примерно, после 10 тыс. км нормального пробега машины, может быть во время необходимого ремонта, обнаружен круговой износ по окружности зеркала. В этом случае для создания необходимой герметичности потребуется установка на поршни машины колец усиленного сечения. 28Кроме нормального кругового износа, зеркало цилиндра подвержено также „овализации", т.-е, получению яйцевидной формы. Овализация цилиндра об'ясняется тем, что сторона цилиндра, направленная в сторону вращения, срабатывается больше, чем противоположная. Такой дефект устраняется заводской расточкой цилиндра с установкой поршня соответственно увеличенного диаметра, а еще лучше—заменой цилиндра. Прорывы рабочей смеси из камеры сжатия в картер в случаях неисправностей поршневых колец, износа цилиндров , а также царапин на их зеркале, характеризуются наличием черных полос на зеркале цилиндра и на теле поршня в месте прорыва газа.Неисправности клапановТе же признаки 'падения мощности и потери компрессии появляются при неплотном прилегании клапанов к их седлам, при наличии на рабочих поверхностях клапана и его седла рисок, царапин и шероховатостей, при неправильной регулировке зазора между таскателем и клапаном и при ошибках в установке распределения. Внешние признаки клапанного гнезда всех этих неисправностей выражаются в падении мощности двигателя, глухих стуках, а для всасывающего клапана — в стрельбе в карбюратор. Появляющееся при этом пламя может послужить причиной пожара. Дефекты клапанов и их седел должны быть немедленно устраняемы, ибо дальнейшая езда с пропускающими клапанами приведет к короблению рабочих поверхностей клапана и его седла, а, следовательно, и к полной их негодности. Для устранения выработок и износов в клапанном механизме служит притирка клапанов, проточка их и расшарошивание клапанных гнезд. Притирка относится к тому мелкому ремонту, который должен производиться силами каждого ездока, проточка производится в мастерской на токарном станке, а расшарошивание,хотя и вручную, но лишь опытным мастером. При неопытности производящего ремонт, седло может быть слишком углублено, что потребует смены ци- Если в процессе притирки клапан начинает вращаться с большим усилием, это означает, что слой притирочного материала иссяк и надо нанести его снова. Рабочие поверхности после окончания притирки должны быть ровного матово-серого 1—Щуп, 2цвета без черных пятен, показывающих неудаленные раковины. стержень Для более тщательной проверки качества клапана, 3притирки рекомендуются два способа. При перрегулируювом в гнездо установленного и закрепленного щая головка в цилиндре клапана наливается керосин. Если через два часа керосин не просочится через толкателя, закрытый клапан, притирку можно считать 4 контрудовлетворительной. Другой способ состоит в гайка, 5 — том, что на рабочую поверхность притертого толкатель клапана наносится цветным карандашом или мелом ряд вертикальных черточек. Затем клапан несколько раз проворачивается в седле. линдра или, в лучшем случае, изготовления ноВ плотно- прилегающем клапане все черточки вых клапанов по неправильно расточенному должны быть стерты. гнезду. В условиях нормальной эксплоаПритирка клапана по седлу протации, при надлежащих регулиизводится и при освобожденных ровке и уходе, притирка клапанов клапанах преимущественно на сняпроизводится один раз в год. том цилиндре. Перед началом приПеред притиркой полезно протирки все отверстия цилиндра долверить стержни клапанов. Если жны быть заложены тряпками или стержень погнут, надо заменить концами. По окончании цилиндр и клапан или выправить стержень. клапаны тщательно промываются В последнем случае перед прив керосине, чтобы мелкие части тиркой проходится на станке рапритирочного материала не остабочая поверхность клапана. Полись-бы на рабочих поверхностях гнутый стержень может заесть ви не стали бы причиной их бысвоей направляющей. При износе строго износа. стержня служат признаками: для Клапаны могут быть боковые и выпускного клапана — копоть на подвесные. Способы притирки их пружине, а для всасывающего — различны. Боковые клапаны припротекание воздуха. тираются следующим образом: Обыкновенно стержень клапана 1. На рабочие поверхности клаходит в направляющей втулке ципана и его седла наносится ровлиндра с целью уберечь клапан от ным слоем специальная притибоковых качаний. В случае износа рочная паста. За неимением пасты втулки неисправность устраняется поверхности обмазываются маслом только ee ; заменой. Если втулка и посыпаются наждачной пылью. отлита вместе с цилиндром, ее наПри значительных рисках и царадо рассверлить и поставить новый пинах притирку надо начинать с клапан со стержнями усиленного «рупного наждака, но заканчивать Регулировка клапана. сечения. е е обязательно наждачной пылью. Разрез клапанного меБольшую роль в точности раОднако, при наличии значительханизма. А — колпачек, боты клапанов играет состояние ных выработок предпочтительна В — контр-гайка, С — клапанных пружин,силой которых проверка и проточка рабочей погайка толкателя, D — клапан досылается на свое место верхности клапана, в соответствии регулирующая головка после поднятия его толкателем. В с конусом гнезда, на станке. толкателя случае ослабления пружины клапа2. Незакрепленный клапан стана надо, если возможно, заменить вится на свое место в цилиндре. а в противном случае — подложить шайбу. 3. При помощи отвертки или коловорота, вставленных в специальную прорезь тарелки, клапан вращается полуоборотами вправо и Поверка завлево. После каждого полуоборота клапан долзора у поджен быть слегка приподнят. Для этого под тарелку клапана кладется маленькая пружинка. весного кла•Сильно нажимать на клапан во время припана. тирки нельзя. 1—шток, 2Подвесные клапаны, имеющие такие же, контр-гайка, как у боковых прорези в своих тарелках, притираются путем перевертывания цилиндра и3 — регулипроизводства притирки с внутренней его сторующий короны. Некоторые подвесные клапаны обладают нец штока, выемным гнездом (напр., у мотоциклов ХарлейДавидсон в 1.000 и 1.200 см3). Для притирки та4—стержень ких клапанов надо зажать в тиски вынутое клапана, 5гнездо, вставить в него клапан, продеть в откоромысло, верстие клапана для чеки проволоку или гвоздь м тем же способом вращать его в гнезде. 6—jayn 29Поверка зазора у бокового клапана мотоцикла. Для проверки осадки пружины нужно на работающем двигателе ввести конец отвертки между витками . пружины и слегка растягивать ее, нажимая вверх. Если пружина села, работа двигателя при этом начнет выравниваться. Надо отметить еще одну неисправность, признаки которой сходны с признаками неисправности работы выпускного клапана — это неправильное положение декомпрессора (под'емника выпускного клапана, служащего для Притирка кла- облегчения пуска мотоцикла). пана. ПравильПричиной может служить заное положение едание рычажка, слишком короткий тросе или излом оболочки тросса с заеданием его в изломах. Неисправности троссов и устранение их будет освещено в статье: „Неисправности карбюрации ".Регулировка клапановКлапаны мотоциклов работают при больших температурах. Стержни их удлиняются от нагрева. Поэтому толкатели и клапаны должны иметь зазор, соответствующий величине этого удлинения. Рабочие температуры выпускного клапана выше, чем у всасывающих, следовательно и зазоры выпускных клапанов должны быть больше. Точность установки этого зазора играет важнейшую роль в работе двигателя. При слишком малом зазоре удлинившийся от нагрева клапан не сможет полностью сесть в седло и плотно закрыть клапанную щель. При слишком большом зазоре, толкатель до соприкосновения с концом стержня клапана будет иметь некоторый мертвый ход. Вследствие этого, клапан будет работать с запаздыванием открытия, и высота его под'ема будет недостаточна. Нормальным зазором надо считать для всасывающего клапана—0,4 мм, а для выпускного — 0,7мм. Для проверки регулировки зазоров полезно иметь калибр-щуп соответствующей толщины. Практически щуп может быть заменен для выпускного клапана куском писчей бумаги, сложенной вдвое, а для всасывающего — той же писчей бумагой, но в один слой. Регулировка зазоров производится на холодном двигателе. Неисправности клапанов и неправильности их регулировки характеризуются глухим стуком в клапанной коробке.ботка поршневого пальца и износы его втулки устраняются установкой нового пальца и втулки. Если же разработались шашки (гнезда пальца в поршне), нужно разделать их разверткой и поставить новый палец и новую втулку соответственно измененного сечения. Кроме деталей, сопряженных с верхней головкой шатуна, выработкам может подвергнуться подшипник нижней головки и кривошипный палец, на котором он устанавливается. Эта неисправность, дающая о себе знать уже не звонким, а глухим стуком, устраняется только заменой подшипника или пальца. Глухим же стуком сопровождаются и выработки в коренных пальцах маховиков. Эта, казалось бы, второстепенная неисправность, однако, важна тем, что влечет за собой преждевременные износы в сопряженных с ними механизмах и деталях. Кроме стука эти дефекты определяются вручную по игре ведущей цепной шестерни. Для устранения потребуется замена пальцев или подшипников, на которых пальцы работают. Износ роликов распределения узнается по скрежетанию в распределительном механизме. В этом случае требуется замена рычажка. Кроме перечисленных возможностей, стук может быть временный, появляющийся лишьв определенных условиях работы двигателя и исчезающий при переходе на нормальную езду.Стуки в двигателеМотоциклист должен угадывать болезни своей машины по звуку работы двигателя. Надо взять за правило — устранять дефект немедленно же после его появления. Износы бронзовых втулок верхних головок шатунов и выработки поршневых пальцев различаются по звонкому металлическому стуку, который особенно ясно слышится при резких изменениях режима (оборотов) двигателя, при работе с перегрузкой и при движении машины в гору. На разобранном двигателе эти неисправности подтверждаются свободным качанием поршня в вертикальном направлении. ВыраПритирка клапановпри помощиколоворотаПричинами его бывают: установка слишком раннего зажигания,перегретый двигатель и езда по пересеченной местности и вязкому грунту с усилием, на которое не рассчитана машина.М. ДьяковВ следующейстатье : Неисправности карбюрации и смазки и их устранение30