20
21
22
23
М ОСКОВСК ИЕ'i^-. <,МОСТОВЫЕ«*тАШШИ... Любопытно поглядеть московской мостовойкакработаетневиданнаяамериканскаядорожная машина на Фото С. Ф ридляндад иковиняСУХАРЕВКИ, на б. Мещанской улице, милиционеру беспокойство. Красный, потный, упарившийся, он мечется по трамвайной линии из стороны в сторону и надсадно орет: — Ку-да! Ку-уда! То и дело трещит свисток. — Нельзя! Нельзя, вам говорят! Граждане! Чорт, а не народ! Назза-ад! Эй! Эй! Сознательные вы, или как?.. — Дон-дон-дон-дон! Это трамвай. Он не может пройти. Народ сгрудился на линии и плохо подается назад. — Граждане! — кричит кондуктор, высовываясь из трамвая. Но с лица сейчас же сбегает суровость,— кондуктор сам загляделся на диковину и доволен, что трамвай остановился. Между тротуаром и трамвайной линией канатом оцеплено место. Это площадь, которую надо залить цементом и асфальтом,— шириной в5и длиной в 1.000 м. На тротуаре цементные бочки, горы битого кирпича и песку, доски, фанера, лопаты, тачки. Целый завод. А посредине разрытой площади работает „Рекс-Павер". Это автоматическая бетоно-меш алкаи похожа она на открытый паровоз. Спереди на землю опускается громадная, во всю полосу дороги, похожая на совок, железная челюсть, называется она — ш уфел ь. 20Уv-юда раоочие гонят на тачках материал — битый кирпич, песок, цемент. Все это сваливается на железную челюсть в такой пропорции: цемента—одна бочка, кирпича—4—6 тачек и песку — 4—6 тачек. Такая порция содержит в себе более кубического метра (2 т). Машинист дает физкультурным свистком сигнал. — Береги-ись! Включает рычаг. Машина, напрягаясь, натягивает стальные канаты и оглушительно вопит. Челюсть вскидывается кверху и становится прямо. — Ай! — кричат из трамвая.— Смотрите! Весь материал проглатывается в чрево машины и через коническое горло высыпается в барабан. Свисток машиниста. — Береги-ись! Береги-ись! И челюсть шумно опускается на землю, ждет новой порции. Барабан завертелся — в нем перемешивается поступивший материал и вода, которая автоматически подается из верхнего бака в нужной пропорции. i Через 8 минут барабан подает смесь в другой конец машины и там, уже перемешанная, мокрая смесь через люк льется в большой железный ковш. Он наполняется автоматически, люк в нужный момент сам закрывается и не дает больше 2 т. Ковш подвешен на рельсе. Она похожа на длинную, безглавую шею и, как живая, двигается во все стороны, опускается и подни- гался по иному, т.-е., как всегда, кирпич, песок и пр. складывались в кучу. Между тем, при машинной работе это не годится. Здесь материал надо располагать лентойс таким расчетом, чтобы он убывал с места вместе с уходом машины. Рабочие не должны бегать вперед или назад, как это делается сейчас. Материал должен поступать равномерно, аккуратно и беспрерывно. Сейчас же все время простои. При нормальной работе машина дает за день больше 100 подач (каждая 2 т). А теперь дает их только 84. Затем машина может еще больше увеличить выработку площади благодаря особому приспособлению, которое называется финишер . Он сам разравнивает смесь, разглаживает ее мет алли че ским утюгом и шлифует. *** При финишере Что дает нам людей требуется эта машина? еще меньше, — Одна механичеловек 20. ческая лопата, Если же всю трамбовка, лом, эту работу с фиделает в7 — 8 нишером перевести на ручраз больше ную, то вместо 20 одного челове... Рабочий держит механическую трамбовку на весу, она потребуется 150ка. В день масилой сжатого воздуха утрамбовывает густую массу. 200 человек. шина делает доСлева—рабочий с ручной трамбовкой рогу 5мв шиЭти,самые груФото С. Ф ридлянда рину и 40 в длибые подсчеты, ну. Людей рабонаглядно свидетельствуют о выгодности американской машины. тает 20—30 человек. Если бы это делать вруч... Машина выписана из Америки в прошлом ную, потребовалось бы 100 человек; но машигоду, но работать начала только с 20 мая,— до на может сделать еще больше работы при сих пор не могли приспособить ее. Теперь, меньшем, чем сейчас количестве людей. после пробы, МКХ выписывает еще две маДело в том, что вследствие новизны дела шины. С будущего года они начнут работать. есть технические „неувязки". Например, дорогу Стоит такая машина — 23 тысячи рублей. собирались ремонтировать вручную. В соответMux. Досов ствии с этим и ма7ериал на дороге распола-мается. По ней бегает ковш, разбрасывая через нижний люк по нужным участкам дороги смесь и снова возвращаясь к барабану за следующей порцией. Рассыпанный материал разравнивается лопатами и утрамбовывается пневматическими железными трамбовками. К ним от компрессора по трубкам поступает сжатый воздух. Рабочий только держит на весу и направляет трамбовку, а она щелкает, как моторка, часто пляшет и шляпкой утрамбовывает густую массу, уравнивая ее. Потом посыпают песком, поливают водой из леек. А когда этот участок дороги выравнен, его покрывают рогожами, поливают водой из шлангов, и дорога зацементирована. Можно йакла ды вать асфальт.ЧТОБУДЕТС ДЕЛЯНОблагополучно. Совершенно прав автор заметки в журнале „За Рулем" — „Долой пыль и песок из человеческих легких",— ставя вопрос об отказе от применяемого теперь способа засыпки песком швов брусчатой мостовой и замены его заливкой какой-либо связывающей жидкостью. В этом строительном сезоне МКХ сделает первый опыт перехода к заливке швов между брусками гранитной мостовой нефтяным битумом. В этом году будет также осуществлен решительный переход от булыжника к асфальту и брусчатке в большом масштабе. Планом работ дорожного строительства в наступающем сезоне намечена к осуществлению замена 200 тыс. кв. м булыжной мостовой. Брусчатки будет сделано 70 тыс кв. м, клейнпфлястера—20 тыс. кв. м, брюккенштейна—8 тыс. кв. м, литого асфальта—57 тыс кв. м, асфальто-бетона —35 тыс. кв м. Новые работы по замощению булыжником намечены в размере 85 тыс. кв. м Для этих 21НАЧАЛУ строительного сезона этого года на 2.484 проездах Москвы имеются следующие виды покрытий мостовой: булыжником — 11 млн. кв. м; асфальтом, брусчаткой, клейнпфлястером и пр. усовершенствованными видами — 313 тыс. кв. м; щебеночного шоссе 186 тыс. кв. м—всего Ш/г млн. кв. м. Почти такая же площадь, преимущественно окраинных проездов, вовсе не имеет покрытия. Эти цифры еще долгие годы будут напоминать трудящемуся населению Москвы о нашей технической отсталости. Мы имеем в эксплоатации более 11 млн. кв. м булыжных мостовых и при ремонте их вынуждены оперировать различными строительными материалами, а в том числе и песком. Пыль является неизбежным следствием его применения. Пыльности московских мостовых способствуют и вовсе незамещенные проезды. Но ив самой технике дорожного строительства на улицах Москвы у нас далеко не всеК работ будет использован камень, снимаемый с булыжной мостовой при замене ее усовершенствованной. До самого последнего времени в дорожные работы Москвы почти не проникали достижения западной дорожной техники. Только с прошлого строительного сезона на улицах Москвы начинают появляться первые моторы-катки для шоссейных работ, механический котел для асфальта и производятся опыты с асфальто-бетоном. Этот строительный сезон МКХ встречает вооруженный значительным количеством механического оборудования для выполнения своей программы. Из Америки прибыл и устанавливается на специально оборудуемую базу американский смеситель для асфальто-бетона. Для устройства бетонного основания под верхнюю одежду мостовой получена и впервые в Москве уже применяется американская машина „Рекс Павер", работающая теперь ив Ленинграде. Получены компрессорные установки для трамбования мостовой. В работу будут пущены 5 моторных катков для шоссейных работ и для работ по укатке асфальто-бетона.Для утилизации на месте работ снятого с булыжной мостовой бракованного камня и для переработки его в щебень будут работать в Москве десять передвижных камнедробильных установок. База для производства асфальто-бетонной массы оборудуется стационарной камнедробильной установкой, под'ездными путями, гаражами для хранения дорожных машин, ремолтной мастерской и конвейерами для подачи материалов к машинам. Широкое применение на работах по устройству бетонных оснований под мостовые получат передвижные бетоньерки. К сожалению, по техническим причинам, МКХ не смогло к наступающему строительному сезону изготовить механические котлы для варки литого асфальта. В работе будет пока участвовать лишь 'одна имеющаяся установка. Для наблюдений за работой различных покрытий мостовой в одинаковых условиях службы приступлено к устройству специального опытного участка.Инж. Н.КалмыковУНИВЕРСЯЛЬНЯЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЯЯ мяшиняустройстве асфальтовой, так и битуминозной, ГЕРМАНИИ сконструирована новая добетонной и каменной (булыжной или брусчатой) рожно-строительная машина, которая изодежды. готовляет как нижние, так и верхние строения пути. При устройстве мостовой из вальцованного асфальта от обработки обыкновенными вальЭта машина состоит из системы металличецами получается несколько волнообразная поских трамбовок (молотков), которые приподверхность. Новая нимаются осоже универсальбым механизмом ная машина дает и, достигнув изповерхность совестной высоты, вершенно гладпадают вниз изкую. Для образа собственной ботки дорог готяжести. Трамрячими битумами бовки могут патрамбовки мадать и произвошины поддержидить удары поваются (при попеременно или мощи газовых все сразу. Нижгорелок) в нагрений профиль том состоянии, трамбовок (копри чем темпеторые могут мература молотков няться) соответрегулируется. ствует поперечному профилю П остройка Универсальная дорожная машина на работе дорожной одежнижнего и верхды. Машина пенего строения редвигается по рельсам, временно уложенным пути может итти одновременно при помощи по бокам строящейся дороги, так что линия дзух следующих друг за другом универсальных ударов трамбовок остается всегда на одной и машин. той же высоте. К машине, обрабатывающей верхний покров, может быть присоединен на буксире ряд вальВ вертикальном направлении трамбовки могут цев, установленных под разными углами, соотпереставляться на разную высоту (в пределах ветственно профилю дороги. Таким образом, 15 см) и ими можно обрабатывать как нижние, укатка всей ширины дорожной одежды произтак и верхние строения пути. водится одновременно. Так как укатке предПри сооружении нижнего строения машина шествует основательная машинная трамбовка, может быть применена для уплотнения песчато волнообразная поверхность дороги уже не ного слоя или для утрамбовки каменной (буимеет места. лыжной) кладки (мостовой). В верхнем строении машина может быть использована как при Л. В.ВСНИМКИ на ФОТОКОНКУРС ПОСЫЛАЙТЕ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО!22 ЯВТОМОБИЛИ, МОТОЦИКЛЫ, ТРЯКТОРЫ, ВЕЛОСИПЕДЫИтоги и планыА ПЯТОМ Всесоюзном С'езде Советов Сорокина читатели найдут некоторые сведения тов. А. И. Рыков указал, что перед соо том, как предполагается эту реорганизацию ветской страной стоит огромная задача провести. В 1929—30 году „АМО" утроит свой по строительству машин для промышвыпуск, дав грузовики прежнего типа и типа ленности и транспорта. В ближайшее пятилетие „Автокар". мы должны произвести машиностроительной С 1930—31 года он будет выпускать только пропродукции на сумму 4.600 млн. рублей. дукцию типа „Автокар". При этом стоимость В последнее время мы имеем ряд важнейших машины будет значительно снижена. совещаний и постановлений планирующих и Одновременно с расширением „АМО" должен хозяйственных органов по вопросам производбыть значительно расширен иЯрославский ства механических средств транспорта. з авод , который к концу пятилетия будет выНачнем с вопросов автомобилестроения. пускать 10 тысяч тяжелых грузовиков. Специальная междуведомственная комиссия при Президиум ВСНХ СССР нашел необходимым Госплане СССР определила потребность в автодовести в дальнейшем производство Ярославмашинах на ближайшее пятилетие в размере ского завода до 20 тыс. машин в год или орне менее 450 тысяч — (100 тысяч легковых и ганизовать аналогичное производство в размере 350 тыс. грузовых). Способам удовлетворения 10 тыс. грузовиков в Ленинграде. этой потребности было посвящено одно из поУже в текущем 1929—30 году Ярославский следних заседаний Президиума ВСНХ СССР, обзавод должен утроить свое производство. суждавшего вопросы автомобилизации Союза. Наконец, на заводе „ С парта к" должно Президиум установил, что за пятилетие 1929—33 гг. быть сосредоточено производство машин наша промышленность сможет выпустить лишь „НАМИ". К концу пятилетия выпуск этих машин около 260 тыс. машин при условии постройки предположено довести до 10 тыс. штук в год. новых автозаводов и решительной реконструкСейчас, однако, производство машин „НАМИ" ции заводов существующих. Перспективы этого решено оставить в прежних размерах до внеогромного автостроительства к началу июня сения в конструкцию машины некоторых измепредставляются в следующем виде. нений и улучшений. Автомобильный „ и менинник " — проектируеМотоциклетный завод, постройка которого мый заводвНижне м-Н овгороде — п о ­ включена в контрольные цифры Главмашинлучил от ВСНХ основные принципы по оргастроя, составит новую отрасль производства в низации своего производства. Московское отдеСССР. Годовая производительность этого завода ление Гипромеза выдвинуло предложение, по намечена в 35 тыс. машин, стоимость его опрекоторому в самом Нижнем будут собираться делена в 18 млн. руб. Кроме мотоциклов завод 50 тыс. м ашин — 3 0 тыс. легковых и 20 тыс. будет выпускать маломощные моторы. Постройка грузовых. Остальные же 50 тыс. машин из чаэтого завода продолжится три года. С начала стей завода будут собираться в специальных будущего года должны начаться проектировафилиалах завода (ориентировочно на Юге и ние завода и подготовительные работы. В нена Урале). Вся первичная сборка отдельных которых районах Московской области уже агрегатов (моторов, коробки скоростей и пр.) производятся соответствующие изыскания для должна производиться в Нижнем. На месте нахождения наиболее выгодного места постройсборки в филиалах будут использованы местные ки завода. ВСНХ совместно с Автодором проматериалы, особенно лес для кузовов. изводит работу по определению типа мотоцикПравда, организация двух таких вспомогалов, которые будут строиться на новом заводе. тельных сборочных заводов несколько повысит Тракторостроение. Постановлением Совнаробщую стоимость нового автозавода, но прекома СССР от 29 мая решено приступить в имущества сборки машин непосредственно в 1929/30 году к постройке на Урале второго районах их потребления безусловно должны тракторного завода с производительностью не оправдать увеличение затрат. По предложению меньше 40 тыс. тракторов в год. Одновременно В. В. Куйбышева Президиум ВСНХ СССР утверс этим жизнь вызвала необходимость расшидил постройку завода в Нижнем на 50 тыс. марить производственную программу первого сошин и организацию двух сборочных филиалов ветского тракторного завода в Сталинграде. для 50 тыс. грузовых машин. Гипромез в двухВсего лишь год назад, утверждая программу недельный срок должен дать свои соображения строительства этого завода, Совет Труда и Обоо районах, где оба сборочные завода должны роны установил его мощность в 10 тыс. трактобыть построены. ров в год. Однако, темп механизации советНа основном заводе в Нижнем будет сразу ского земледелия настолько велик, что сейчас же установлен 7-часовой рабочий день, а опСТО признал необходимым дать строящемуся лата труда для рабочих высокой квалификации, заводу повышенное задание выпускать в год вследствие поточного характера производства, 40 тыс. тракторов. будет несколько повышена по сравнению с Вместе с постройкой мотоциклетного завода средней зарплатой в районе. Автотрест получил задание построить и велосипедный завод. К 1932/33 году велосипедный На втором месте—„АМО". Московский завод, завод должен выпустить, не прибегая к импортрасширенный по размерам и освеженный приным деталям, 165 тыс. велосипедов, и уже в емами новейшей американской автомобильной 1930/31 году должен выпустить 22 тыс. машин. техники, должен выпускать подтвержденному В текущем 1929/30 хозяйственном году предпоПрезидиумом ВСНХ плану к концу пятилетки ложено выпустить 8 тыс. велосипедов, собрандо 50 тыс. машин. В помещаемой вначале этого ных из заграничных частей. номера статье председателя Автотреста тов.Н23