Z9\гi*ivИнж. А. ПУРИНОВНУЖНЫ ЛИ НЯМ 3 — 3 V ТОННЫЕ ГРУЗОВИКИ?РЕЖДЕ чем спорить, где нужно строить 3-31/2 т машины — в Ленинграде или в Ярославле, необходимо решить вопрос, нужны ли нам эти машины 1 ). В каких случаях могут применяться 3-3Vg т машины в больших количествах, т.е. для каких видов перевозок? 1. Ш ассидляавтобусовна 30 чело век. Нужно сказать, что опыт работы автобусов на междугородных линиях и на многих направлениях в городах показывает, что в большинстве случаев автобус редко везет больше 2528 пассажиров (конечно, мы не говорим об отдельных случаях, когда их бывает больше и когда требуется применение нескольких машин или даже машин большой емкости, как за границей, в 50 - 6 0 чел.). 28 пассажиров, считая вес каждого в 75 кг дают нагрузку в 2.100 кг. Для чего же заставлять работать машину в З-З'/г т . когда эту работу прекрасно выполняют 2-2V2 т машины и, как показывает опыт, даже в тяжелых условиях горной Военно Грузинской дороги. Ясно, что рентабельнымтипом для перевозки 25—28 пассажиров (и при временной перегрузке в 30 чел.) я вляется 2-2Va т машина. 2-2Va ттрехосная машина (при соответствующих размерах рамы) допускает, безусловно, постоянную нагрузку до 30 чел., кроме того она явилась бы „ в ездеходом " , дающим возможность ездить и по плохим дорогам. К тому же она имеет еще то преимущество, что це-Плые агрегаты и механизмы ее могут пойти на изготовление промежуточного типа — И/2 т машин и легковых „штабного типа". 2-2!/г ттрехосная машина явится крайне необходимой и рентабельной машиной для наших совхозов и вообще для коллективных хозяйств и военных нужд. 2—21/2т машина является одной из самых универсальных и поэтому не может быть заменена более громоздкой З-З 1 ^ т машиной. 2. П еревозкамассовых грузов. Перевозка таких грузов на 3т грузовиках является безусловно убыточной. Это видно из нижеследующей таблицы:Себест. тонно-километра в коп. ато н няж .Xи£ m1. При З-З'/г матиках 1 2. При З-З /» матиках с 3. При З-З'/г зошинах 4. При 5/п 5. При 5тси на пневт на пневприцепками я на гру. . < прицепкой .О•6Cf {ОЯ ош52 42 58 48 38 545056 44 4790 — 4540 65100 50 — 7028 — 30 16 — 20>) См. ст. инж. П. Цуринова и Б. Лунякина в „Народном хозяйстве Закавказья" № 3—4 за 1929 год.Мы видим, что если бы у нас было достаточно лошадей и не требовалось бы большая скорость перевозок, то гуж мог бы конкурировать с 3-ЗУа т грузовиком, и только применение 5т грузовика дает себестоимость перевозки ниже гужа и приближает ее к заграничной.В Германии11 Большего тоннажа чем 5т нельзя взять не только потому, что наши мостовые и дороги не позволят это сделать, но и потому, что при большем тоннаже в большинстве случаев не будет обеспечен достаточный процент его использования. О днаи та жеработапривыполне н ииее Зт исоответствующимколи ч еством ( м еньшим ) 5 тмашин , счит аяразницув их стоимостииразни цу стоимоститонно - к илометрапри 25 тыс . м ашин даст убыток в нес колькодесятков млн. рублей. Это обстоятельство повелительнох требует пет ресмотреть вопрос о постройке 3—З /г машин. Помимо 5т двухосных машин следует, как это подчеркнуто на Международном Конгрессе в Лондоне, строить и трехосные машины, а также 5т тягачи. Тягач с применением прицепок на небольших расстояниях позволяет производить одновременно их нагрузку, разгрузку и транспортировку, уменьшает до минимума простои машин, увеличивая рентабельность эксплоатации. Вообще, где это позволяют условия, следует применять грузовики с прицепками, так как •это значительно снижает себестоимость перевозок. Против применения 5т машин приводится единственное возражение — это невозможность их эксплоатации при нашем „ б ездорожь и". На это можно возразить следующее: 1. 5 т грузовики в первые 3—5 лет насытят города, а потом уже будут применяться на междугородных линиях.2. Грузовики как 5, так и З-ЗУг т могут работать только на шоссе, где в большинстве мосты капитального сооружения, там же где они слабы, 5 т машины заставят переделать их. 3. 5 т машина на пневматиках значительно меньше на изнашивает мостовую и дорогу, чем т 3-3V2 грузошинах. Следовательно, 5 т может применяться там, где работали до сих пор 3-3V2 т машины. 4. „Сила удара трехосногогрузовика общим весом в 13 т . поставленного на 6 пневматиков, несколько даже меньше чем 2т грузовика на 4 пневматиках" !). Итак, ясно, что „бездорожье" не может препятствовать применению 5т машин. , Можно указать случаи, где бывает выгодно или даже возможно только применение 3-3V2"» грузовиков, но случаи эти ограничены и для этого вовсе не требуется строить 25 тыс. 3 т грузовиков. Как это имеет место в случае, например, машин марки „СПА" для изготовления 3т машин можно использовать основные агрегаты 5т машин (разница будет лишь в раме, передней оси и заднем мосте). С ледовательно , нам необходимо соорудитьзавод для постройки5т двухтрехосных грузовиков, тягачей, п рицепок , и какпобочных — 3 — т 3'/ 2 в ограниченном количестве или даже по специальнымзаказам . Тифлис Инж. А. ЦуриновА ВТОДОРОВСКАЯМоскваВ июне состоится большой автомобильный пробег по маршруту Москва — Нижний-Новгород — Москва, проводимый Мосавтоклубом под лозунгом: „Даешь хорошую дорогу к автомобильному заводу". К пробегу будут допущены машины всех типов (всего более 50 машин). Участники пробега проведут агитационные поездки в рабочие районы — С ормовои Канавино. Учитываться будут не только скорость, но и прочность, выносливость и экономичность машин. Особенно интересным будет участие нового советского грузовика — Я5. Московский губернский дорожный отдел организует машинно-дорожные работы в7 уездах губернии. Будут выделены 4 дорожно-машинных отряда с вагоном-кладовой и специальным вагоном-мастерской. Главпрофобр Наркомпроса сообщил Совету с'ездов местного транспорта, что в этом году намечено перевести на государственный бюджет Московскую, Сев.-Кавказскую и Сибирскую профтехнические школь! и курсы местного транспорта по автомобильному делу. Ростов-на-Дону Краевой с'езд Двтодора отметил чрезвычайно медленное обновление автотранспорта. За семь лет в Сев -Кавказский край ввезено только 800 машин. По пятилетнему плану намечается довести количество автомобилей в Сев.-Кавказском крае до одиннадцати тысяч. На постройку гаражей требуется 15 млн. руб. С'езд поручил новому правлению организовать автокурсы и автошколы в городах, а в селах кружки крестьянской молодежи по изучению автомобиля. Севастополь • Крымомесом развернуты работы по дорожному строительству. Кроме ремонта шоссе Севастополь — Ялта идет гудронирование 35 км шоссе Ялупка — Я лта — Я лушта . В Севастопольском районе восстанавливается 40 км. Крестьянами заинтересованных деревень заготовлено 2.500 кубов камня. Ведутся изыскания первого в Союзе автошоссе Севастополь — Ялта — Ялушта. Новосибирск На строительство безрельсовых дорог в Сибири намечено израсходовать по пятилетнему плану 38.600 тыс. руб. Об-П ЕРЕКЛИЧКАщ ее протяжение дорог, которые будут вновь проведены,— около 2V2 тысяч км. Брянск Губплан разработал двухлетний план восстановления гужевых дорог, связанных с сахарной промышленностью. В течение двух лет решено провести шоссе ЛопандиноКомаричи и Комаричи — Козинские Дворы, замостить три километра на участке Лопандино—Рогольская Роща, построить новую грунтовую дорогу Лопандино-Выховский хутор. Затраты на восстановительные работы в течение 1929 — 30 и 1930 — 31 годов определяются в 575 тыс. рублей. Киев Явтодор открывает в этом году водную станцию совместно с госпароходством, преследуя цель дать горожанам дешевую, удобную и безопасную переправу мотолодками и катерами на пляж, Черторой и Слободку. Для устройства переправы на правом берегу уже установлен и оборудуется под пристань корпус парохода „Надежда". На этой пристани будет находиться буфет, радио, врачебный кабинет, удобные каюты-раздевалки. На пристани будут постоянно дежурить члены правления Явтодора для всяких справок и записи желающих вступить в Явтодор. Ташкент Ташкентское отделение Явтодора организовало большой автомобильный пробег по маршруту Ташкент —Чимган — Ташкент — Каратай (350 км). В пробеге участвовало 11 машин, в том числе „ЯМО", „Рено", „Штейер", „Форд", „Фиат", „Додж" и т. д. Блестящие результаты в пробеге показ ал советский автобус „ЯМО". Весь путь он проделал легко и без поломок. По пути участники для популяризации Явтодора провели ряд летучих митингов. ВладикавказПо инициативе политотдела N дивизии владикавказский Явтодор в течение двух' месяцев подготовил 46 опытных трактористов. Обучались тракторному делу почти исключительно батраки, выдвинутые ячейками частей. Усилился приток новых членов. Сейчас в гарнизоне до 2.000 автодоровцев.12