На одном из фордовских заводов. Вход в главное помещение заводаtИ. ХАЛЕПСКИЙЗАМЕТКИ о СОВРЕМЕННОМ АМЕРИКАНСКОМ АВТОПРОИЗВОДСТВЕАРАКТЕРНОЙ особенностью всей автомобильной американской индустрии является поточнаясистема процессов производства всех частей и деталей автомобиля и сборки автомобиля в целом. Поточная система производства — конвейерналожила соответствующий отпечаток на организацию, методы производства и оборудование предприятий автомобильной промышленности Америки. В связи с этим, независимо от типа и марки автомобиля, процессы производственных операций являются весьма типичными для всех автозаводов массового производства. Не вдаваясь в детали оборудования американских автомобильных предприятий, чего технически невозможно охватить в одной журнальной статье, мы остановимся очень кратко и конспективно на ряде отдельных технологических процессов и других операциях производства американского автомобиля. У некоторых наших видных специалистов автомобильного дела существует мнение, что поточную систему трудно применить и осуществить в литейных, а особенно в кузнечных и метрических цехах. Такая точка зрения, конечно, не случайна, так как наша школа и наш опыт в автоделе складывались на европей с кой технике и ее достижениях, что несомненно наложило отпечаток на наши взгляды. В автопроизводстве Европа, в отличие от американского производства, в применении поточной системы дальше механических цехов и сбоХрочных мастерских не пошла; в то же время американцы, разрешив в полном об'еме задачу отливки по поточной системе деталей автомобиля из ковкого чугуна вместо стали, удовлетворяющих стандартным нормам, поставили весь процесс производства в кузнице на конвейер. То же самое можно наблюдать в процессе термической обработки. Нет ни одной печи, которая не была бы оборудована конвейером. При том оборудовании, которое имеется в современных автомобильных заводах, невольно поражаешься простоте изготовления коленчатого вала шестицилиндрового двигателя, колена которого расположены в трех плоскостях. Этот вал штампуется с минимальными припусками для механической обработки в3 операции. Использование в процессе термической обработки цианистого калия для таких ответственных деталей как шестерни диференциала и коробки скоростей не только ускорило время обработки, но ив значительной степени улучшило качество этих деталей. Все эти новые методы производства, ускорив процесс изготовления, увеличили амортизационные сроки службы автомобиля. Изготовление таких незначительных деталей как направляющие для клапанов из особого сплава уменьшило их износ и также отразилось на увеличении срока службы двигателя. ! Г Заливка баббита непосредственно в голову шатуна без4 бронзовых вкладышей не уступает по качеству бронзовому вкладышу, залитому баббитом и на много упрощает и ускоряет процесс производства. Введение новых материалов в американское автопроизводство, удешевляя производство, улучшает качество автомобиля. Изготовление распределительной шестерни кулачкового вала из карболита делает автомобильный двигательболее бесшумным. При более простой обработке качество карболитовои шестерни не уступает металлической. Не менее характерной производственной операцией современной американской индустрии является широкое внедрение электросварки. Последняя решительно вытесняет ряд клепальных операций в тех или иных частях автомобиля,- не говоря уже о соединении деталей вместо болтов и шпилек с гайками при помощи электросварки. Электросварка, будучи применена для такой ответственной части машины как рама, вполне оправдала себя как с точки зрения качества изделия, дешевизны, так и простоты производственного процесса. Несмотря на то, что Америка уже весьма широко использует электросварочные приборы, мы склонны в кругу наших специалистов недооценивать электросварку, продолжая оставаться сторонниками старого и уже не применяющегося в С.-А. С. Ш. способа—клепки. Очень поучительными и интересными в американском автопроизводстве являются механические цехи. Почти любой станок для какойлибо операции обработки как ответственной, так и неответственной детали является автоматом. Поэтому не мудрено, что американский автозавод с производственной программой в 100—125 тысяч машин в год имеет служащих и рабочих не более 7 — 8 тысяч человек. Сборочные цехи завершают производственный процесс постройки автомобиля. Американская сборка автомобиля является для глаза непривычного к подобной системе сборки, своеобразным производственным фокусом. Голая рама поступившая на сборочный конвейер быстро заполняется деталями автомобиля, при чем конвейер движется со скоростью около 0,3 мв секунду. Оборудование сборочных цехов очень просто: оно состоит из нижнего и верхних конвейеров. По нижнему идет рама машины, на которую монтируют собранные агрегаты и части автомобиля, на верхних происходит сборка агрегатов и частей автомобиля. С конечных пунктов верхних конвейеров как агрегаты, так и все части автомобиля попадают в то место нижнего конвейера, где эти части или агрегаты монтируются на автомобиль. При сборке употребляются пневматические приспособления, при помощи которых рабочие производят крепления деталей и агрегатов на шасси автомобилей. Особенно обращает на себя внимание точный расчет одновременности всех конвейеров, всех производственных подразделений и операций американских автомобильных заводов. Сама природа автомобильного завода Америки по характеру его процессов не терпит ни единого станка, механизма и приспособления, которые не отвечали бы общему расчету времени в обработке и подаче деталей от начала изготовления до самой ее конечной операции —сборочного конвейера. Завод в целом представляет собой рабочий механизм часового хронометра. Больше того, сихронизированы (согласованы по времени) не только заводские станки движения конвейера, но и человеческие движения того персонала, который обслуживает всю заводскую машину в целом. В связи с этим на вновь построенных и оборудованных американских автомобильных заводах почти абсолютно стерты границы организационных подразделений и так называемой цеховой системы,— завод представляет общее целое и разделен только на ряд производственных операций, последовательно связанных конвейером. Исключением являются инструментальные цехи автомобильных заводов, где конвейерная система не нужна и абсолютно не применима. Очень большим Преимуществом в автомобильном производстве Америки является ряд подсобных предприятий, изготовляющих для автопромышленности ряд второстепенных деталей автомобиля, так называемых нормалей. Такой подсобный вид снабжения автомобильной индустрии значительно сокращает номенклатуру деталей, изготовляемых на самих автомобильных заводах. Кстати сказать, у нас такая система почти не практикуется ив результате наш завод „АМО" имеет свыше 4 тыс. номенклатурных наименований своих изделий. Такой громадной номенклатуры изделий не имеет и не допустит ни один завод в мире, ибо это кроме тормоза в работе и затруднения в выпуске готовых изделий совершенно ничего дать не может. Американская система массового автомобильного производства в самом производственном процессе исключает какие-либо эксперименты и научно-изыскательские работы. Для этой цели существуют специальные конструкторские отделы и лаборатории, независимые от заводского производства. В их задачу входит разработка новых типов моделей автомобиля в целом, частичное его усовершенствование, исследование работы автомобиля и его деталей. Процесс выполнения заданий этими .отделами проходит в таком порядке, что поступающие предложения и конструкции выходят в абсолютно законченном виде, готовые для массового производства. Обычно программа заданий на новые типы автомобилей или частичное усовершенствование существующих моделей рассчитана на год вперед. Не ожидая выпуска новых машин по тем или иным предложениям и конструкциям, принятым в производство, лаборатории приступают к выполнению следующих заданий. Мы на пороге отечественного автомобильного производства в грандиозном масштабе. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас готовить себя к разрешению ряда задач, от которых будет зависеть во многом развертывание и организация строительства и производства. Нам нужно решительно и смело переключиться на все современное — на последние достижения техники в автоделе. Только при такой постановке вопроса могут быть преодолены все трудности, что обеспечит нам значительный успех в выполнении поставленных перед собой задач: догнать и перегнать капиталистические страны в автомобильном производстве в самое ближайшее время.И.Халепский5