27
28
29
М. ДЬЯКОВР ЕМОНТМ ОТОЦИКЛАСтатья 5Неисправности электрооборудования и их устранениеСЧИТАЕТСЯ, что самым сложным и ответпомощи бархатной пилки, мелкой наждачной ственным механизмом двигателя является шкурки или, в крайнем случае, острия ножа. магнето. Это далеко неверный взгляд. Тем же порядком контакты подравниваются. Конструкция современных магнето пересли их прилегающие поверхности сработались воклассных фирм настолько совершенна, что неравномерно и представляют неровную плосони требуют ухода только за очень немногими кость. В этом случае проверяется и вся система наружными деталями, а именно: за прерыватепрерывателя в силу того, что такой дефект лем, коллектором и угольной щеткой или щетподразумевает наличие какого-либо перекоса ками, если мотор двухцилиндровый. Только те или выработки. Молоточек прерывателя должен их неисправности, которые будут освещены работать легко и без всяких заеданий. Следниже, могут быть об'ектом ремонта для рядоствием неисправностей молоточка являются вого мотоциклиста. Если же неисправность выперебои в работе двигателя или полный отказ ражается в каких-либо в действии. Проверить повреждениях обмоток, легкость работы молоконденсатора, магнитточка можно нажимая ных дуг и пр., магнето на него пальцем. При должно быть отремонэтом молоточек должен тировано опытным марезко ударить по настером в мастерской со ковальне. Заедание моспециальным оборудолоточка устраняется ванием. следующим образом: снимается крышка обыЯкорь магнето вращачайки прерывателя, выется на подшипниках. нимается молоточек, заДля смазки над подчищается его стержень, шипником имеется обыпригоняется фибровая чно отверстие, прикрывтулка и, слегка сматое крышкой с надзанная, ставится на писью „oil"'. Приблизиместо. тельно через каждые 1.0С0 км надо впускать Контакты прерывателя в масленку 2 — 3 капли должны в разомкнутом костяного или веретенположении иметь зазор ного масла. Работа подв 0,4 мм. Отступление от шипников без масла этой величины в стоприведет к выработкам, рону увеличения или которые могут быть при, ,, уменьшения влечет за чиной неисправности, ^ J ^ ^ ^ S Sli ^ ^ и ввинчиванием ^ 1. Контр-гайка^3,^вывинчиванием ^ ^ J STS ^ кото собой неисправное дейи ногдаставящейв ту- р 0й регулируются контакты. 2. Сегмент прерывателя для ствиесистемызажига пик дажеспециалистов , заднего цилиндра, з. Регулирующий винт с платиновыми ния . В первомслучае Онатпр гмятииитяг . контактами. 4. Контакты прерывателя. Они открываются игнпя OTCVTCTRVPT rriRPn^.нятое смашинымаг „закрываются во время прохождения молоточка преры- и скра отсутствует совер НвТО, н еДававшее СО- вателя 8 по сегментам 2и 14. 5. Платиновый контакт моло- ш енно , ВО втором МОв ершенНО ИСКры, Hd Вер- тточка 7прерывателя. 6. Задерживающий винт щеткодержа- ж ет быть, НО Слабая. отаке пг>и пппвегггы- е ля " - Пружина, удерживающая крышку прерывателя. П оследствия плохое стаке , п рипроверты8Молоточек прерывателя. 9. Удерживающая пружина моло- " " с ледствия плохое ВЭНИИ за ЯКОрЬ рукой , точка прерывателя. Ю. Крышка прерывателя. 11. Шпилька ко- в оспламенение Смеси, в другначинае тИСПРавнО которую замыкания. 12. Клемма короткого замыкания, через ребоямиДвигателяСпеь роткого шпилька присоединяется к рабо СОВепШенНО иработа ти , удерживающий щеткодержатель. 14. управлению. 13. Винт рсиит ан ии ТОУДНЫЙПУСК. И ipyAnoinuyv.*. швсрщснни и1равн Сегмент прерывателя мапоставленноеснована для переднего цилиндра. 15..Рычаг опережения и запаздыва- Д ляпроверкизазора , н а МОТОЦИКЛ отказываетсяния прерывателя. 16. Провод к свече переднего цилиндра, п рисылаемыхВ КОМПОТ работы. Причина 17. Провод к свече заднего цилиндра лектеинструментама . этого заключается в том, гнетных ключах, имеется что якорь, вращавшийся на изношенных подщуп-калибр соответствующей толщины. Если шипниках, перекашивается при натяжении его его нет под рукой, зазор можно приблизиприводной цепью и начинает цеплять за потельно замерить при помощи листа писчей люсные башмаки. бумаги, сложенного вчетверо. Наблюдение за состоянием и положением Наконец неисправности коллектора и угольплатиновых контактов прерывателя должно ных щеток заключаются в загрязнении, замабыть периодическим. Иначе говоря, контакты сливании и попадании воды в них, ослаблении должны быть чисты, имея в разомкнутом поили поломке пружинок щеток, сработке щеложении правильный зазор. Платиновые конток и трещинах коллекторного кольца и щеткотакты прерывателя могут замаслиться, загореть держателей. или окислиться. Эти неисправности характериПри загрязнении коллектора и щеток надо зуются чернотой на поверхностях контактов и вывернуть держатели щеток, концы угольков слабой искрой или даже полным отсутствием зачистить шкуркой и, промыв коллектор и ее. Они устраняются чисткой контактов при угольки бензином, тщательно протереть и вы27 влекут за собой или отказ или неправильную работу двигателя, выражающуюся в перебоях, тяжелом запуске и пр. Но, как мы уже знаем, эти же признаки являются типичными и для дефектов соединительного провода и магнето. Как же установить истинную причину, влияющую на работу двигателя? Для этого можно предложить следующие практические способы. Свечи для определения исправности поочередно вывинчиваются из пробок и кладутся на цилиндр так, чтобы корпус свечи лежал на массе цилиндра. Затем двигатель провертывается кик-стартером, при чем наблюдается, есть ли искрение и какой силы между контактами свечи. Если искра отсутствует, проверка идет дальше для установления того, что здесь имеется: неисправность ли свечи, проводов или самого магнето. Для этого магнето устанавливается в положение крайнего опережения, провод отнимается от свечи и подносится к массе цилиндра на расстояние 2—3 мм, затем, возможно сильнее, нажимается ногой педаль кик-стартера. При исправном состоянии провода и магнето между наконечником провода и цилиндром должна проскакивать искра. Фиг. 2. Чистка электродов и стерИспытание свечи может производиться и спежня свечи циальным прибором (неоновым карандашом) без выема свечи. теле. В первом случае растягивается пружинка, Такое же испытание, но более простое и наво втором—угольку придается нужное правильдежное, хотя и весьма неприятное, состоит в ное направление. Очень важную роль для проверке работы магнето на ощупь. При этом работы двигателя играет исправность действия способе проверки медный наконечник провода механизма опережения зажигаберется в правую руку и двигатель ния. Обыкновенно он работает проворачивается так же, как ив через Боуденовский трос от рывышеописанном случае. Другой ручажка на левой стороне руля. В кой проверяющий держится за механизме опережения могут намассу мотоцикла, замыкая цепь. При блюдаться заедания и поломки возэтом магнето должно дать в руку вратной пружины, что будет иметь сильный удар. Если удар не ощущаследствием неизменяющуюся рается или ощущается слабо, значит боту двигателя при всех положемагнето или провод неисправен и ниях рычажка. Те же признаки бунадо приступить к их осмотру и дут и при неисправностях Боудеисправлению. Фиг. 3- Отдельная установского троса — обрыве, вытягиЕсли электроды свечи загорели вании и пр. (Устранение неисправновка динамо и магнето или замаслились, что может быть ностей тросов см. в статье 4). от неправильной карбюрации и забрасывания маслом при обильной смазке, надо К держателям угольных щеток магнето привывернуть свечу, счистить нагар с рабочей соединяются разными способами провода, камеры свечи и электродов подходящим острым соединяющие их со свечей. При дефектах раинструментом и боты двигателя от зажигания крепление пропромыть свечу водов в щеткодержателях должно быть провебензином. Раборено. Провод может оголиться (протереться чую камеру свечи или прогореть) и оборваться. Во всех случаях очень удобно пронеисправности провод или заменяется или чищать широким обертывается изолировочной лентой. В случае концом обыкнообрыва предварительно зачищаются и соедивенного стального няются концы провода. пера. Электроды Иногда наблюдается попадание воды на косвечи для норнец провода у свечи или у щетки. При этом мальной работы мотор в лучшем случае дает перебой, в худшемдолжны иметь разперестает работать. Для устранения дефекта рыв от 0,5 до соединения промываются бензином и проти0,6 мм. раются сухой тряпкой. На конце соединения со свечей провод должен иметь наконечник. СоВ неисправновершенно недопустимо обнажение жилы простях этой категовода и заматывание его вокруг стержня свечи. рии можно наТакое соединение, кроме ненадежности, предстаблюдать три слувляет значительное сопротивление для тока. чая. Когда между Кроме того, отдельные проволоки провода, электродами вовсе разматываясь со стержня свечи, могут служить отсутствует продаже причиной соединения на массу. межуток (электроФиг. 4. Магдино. На ды сошлись), когснимке видна система Наиболее часто встречающиеся неисправности да промежуток общего привода для мав системе зажигания — это неисправности заэтот слишком гнето и динамо пальных свечей. Все неисправности свечей сушить их. Кроме того, уголек может неплотно прижиматься к коллектору, если пружина его ослабела, а также может заедать в своем держа28 Свеч^ должна быть обязательно установлена на медно-азбестовой прокладке во избежание утечки газа из камеры сжатия и вследствие этого падения мощности двигателя. На двигателях повышенного сжатия наблюдаются местные перегревы свечей. Т оже может быть и на нормальных двигателях при скоростной езде или езде на слишком рано установленном зажигании. Большинство современных мотоциклов имеет электрическое освещение и сигнализацию. Приборы их могут питаться тремя способами: 1. От самостоятельного динамо с отдельным приводом. 2. От динамо, собранного в одном агрегате с магнето, так называемого магдино. В этом случае магнето и динамо работают от одного привода, но независимы по действию Фиг. 5. Схема электрооборудования мотоцикла один от другого. 3. От генератора, где от него, „Харлей-Давидсон" 1926—29 гг. как от источника тока, питаются все потре1. Коробка выключателей без крышки. 2. Клемма зелебители зажигательной и осветительной сети. ного провода к индукционной катушке. 3. Клемма черного провода к заднему фонарю и красного к большой- лампе Такая система применяется на мотоциклах передней фары. 4. Клемма черного и зеленого проводов • малой лампе передней фары. 5. Клемма к проводу си„Харлей-Давидсон". к гнала. 6. Предохранитель освещения и сигнала. 7. Клемма Сила зарядного тока у большинства мотокрасного провода к аккумулятору. 8. Штепсель добавочциклетных динамо регулируется третьей щетной лампы. 9. Клемма аккумулятора. 10. Зеленый провод кой. Сущность этой системы состоит в том, что от отрицательной клеммы аккумулятора на массу. Если в системе есть амперметр, то зеленый провод аккумулятора промежуточная щетка (третья), присоединена соединяется с красным положительным проводом амперметпри помощи провода к главной щетке, и ее ра, а зеленый отрицательный провод амперметра с массой положение относительно последней и является регулятором силы тока. Для регуливелик и когда он слишком мал. ровки третьей щеткой можно приПередний При всех перечисленных положенять следующий простой практичефонарь Ланпа . ниях электроды свечи должны быть ский метод. Если мотоциклисту трераспред, сведены или разделены до указанбуется увеличить силу зарядного щитка ного выше промежутка. тока, он должен передвигать третью Ампер Проверку величины зазора между щетку в направлении ближайшей метр элекродами желательно произвощетки, а если нужно уменьшить, то дить размерным шаблоном. При от></ф^Красныи нужно передвигать третью щетку сутствии шаблона он может замев обратном направлении. Черный няться кусочком тонкого картона Когда аккумулятор требует добасоответствующей толщины. Развовления воды, это значит, что сила дить и сводить электроды надо зарядного тока слишком велика. крайне осторожно, чтобы не выПри долгих дневных и коротких звать на них неровностей и шероночных поездках, сила зарядного ховатостей, наличие которых спотока должна быть меньше, при прособствует отложению копоти и претивоположных отношениях — больпятствует выгоранию сажи на элекше. Если мотоцикл делает только тродах. достаточно длинные дневные поездКаждые 300 км пробега надо выки, надо время от времени включать вертывать свечи, осматривать элек, освещение, во избежание перезатроды и рабочую камеру и удалять рядки аккумулятора. с них нагар и копоть. Если свеча В силу сложности электрооборуразборная—внутренние детали свеЗадняя дования современных мотоциклов, чи чистятся и промываются через провода их, идущие к различным лампа каждые 1000 км. Тогда же необхопотребителям, заключаются в раздимо отполировать, с целью удале- Фиг. 6. Схема электро- ноцветные оплетки. В тексте привения налетов, фарфор или стеатит оборудования „Стент- дены схемы проводки двух наиболее свечи при помощи жесткой щетки, дорф", применяющаяся популярных систем — „Сплитдорф", слегка смоченной в бензине. Может на мотоциклах „Индиан" на мотоциклах „Индиан", и иметь место случай, когда из-за наоригинальной системы электрооболета на фарфоре ток будет проходить по налету, , Х арлей - Д авидсон " 1926-29 гг. рудования нарушая правильность работы двигателя. В этом случае фарфор изменит свой молочно-белый цвет на бурый. Надо отметить, кроме того, правда очень редкий случай, когда при проверке искры в вывинченной свече будет появляться яркая сильная вспышка, но тем не менее цилиндр, в который она будет установлена, станет работать с перебоями или вовсе откажется от работы. Причину этого явления надо искать в трещине фарфора. При работе такой свечи на двигателе, вследствие сильного сопротивления, оказываемого смесью сжатой в камере цилиндра, искра будет проскакивать в трещине. Фиг. 7. Схема электрооборудования „Стандарт" 29