25
26
27
Р ЕМОНТСтатьям. льяков МОТОЦИКЛА5 — окончаниеНеисправности электрооборудованияЭОт прикосновений он тускнеет. Точно также рефлектор нельзя мыть или чистить мазями, применяющимися обыкновенно для чистки металлов. Если же на рефлекторе по каким-либо причинам окажется пыль или грязь, надо сдуть пыль, а грязь осторожно оттереть суконкой, замшей или ватой, смочив их предварительно в спирте. Суконка или замша не должны употребляться для других деталей. Обтирать рефлектор надо от лампы к ободку, а не кругом. Неисправности освещения разделяются по следующим видимым следствиям: если не горит только одна лампочка, а остальные горят нормально, это значит, что лампа перегорела от долгого употребления или сильного сотрясения. Кроме того, причиной такой неисправности может быть неудовлетворительное соединение лампы с проводом и массой. Бывают случаи, когда лампочка передней фары горит тускло Рис. 1. Нормальное городское освещение на мотоили совсем не горит при нормальном свете цикле „Харлей-Давидсон". Горят малая лампа заднего фонаря. Причины такого явления заи добавочный боковой фонарь ключаются в неплотности .соединения рефлектора и основания фары, неотрегулированном фокусном положении лампы, а также неплотв фонаре ламп большой светосилы — крайне ной или неисправной установке и окислении вредно отзываются на работе всей системы. • В современных мотоциклах главная фара деконтактов самой лампочки и ее патрона. Последние причины могут иногда служить и об'лается почти всегда двухсветной. При этом прияснением мерцания света при езде по неровменяются два способа: в передней фаре ставятся ным дорогам. две лампочки разной светосилы в различном Если свет во всей сети усиливается при увеположении к фокусу рефлектора или, если личении оборотов двигателя и тускнеет при тилампа одна, то с двумя нитями накаливания, хой езде, особенно при неработающем моторе,— дающими соответственно яркий и затемненный это является большей частью предупреждением свет. о разрядке аккумулятора или недостатке в нем При ярком ночном освещении города передэлектролита. Лучше всего поставить в этом слуний фонарь имеет, главным образом, сигнальчае аккумулятор под зарядку от постороннего ное значение, в то время как загородная езда источника тока. Если это по каким-либо притребует от него яркого освещения пути. Вместе чинам невозможно, следует отказаться от прис тем доказано, что яркий свет слепит водименения электросигнала и пользоваться светом теля едущей навстречу машины. Поэтому при как можно меньше, пока вольтаж аккумулятора, езде по городу, нормально освещенному, долпод действием зарядки от динамо, не станет жен быть включен только малый свет, а при нормальным. При наличии требующего зарядки движении по недостаточно освещенной местноаккумулятора необходимо просмотреть провода сти — большой. Кроме того, при незначительи соединения динамо с аккумулятором и аккуных скоростях городской эксплоатации мотомулятора с массой, проверить действие реле, цикла, включение малой лампы разгружает так как падение в аккумуляторе вольтажа моосветительную систему, уменьшая силу тока в жет быть вызвано и их дефектами. цепи. Отказ всех ламп Нельзя допускать стоянку машины с включенот действия бывает ным большим светом без настоятельной надоббольшей частью при ности. В крайнем случае оставляется зажженной перегорании или нетолько малая лампа, иначе произойдет быстрая правильном включеразрядка аккумулятора. Если горит большой нии предохранителя. свет, необходимо при встрече с другими машиЕсли при осмотре нами переключать его на малый. оказалось, что преКучность и сила световых лучей изменяется дохранитель перегов зависимости от положения световой точки рел, надо, прежде лампы по отношению к фокусу рефлектора. чем заменить его ноОбыкновенно непосредственно на фонаре, сзади Рис. 2. Лампочка „Фивым, снова провенего, имеется специальное регулирующее прилипс1" с двумя нитями рить всю сеть и устаспособление. накаливания новить нет ли в ней При всякой работе с передним фонарем Верхняя стрелка короткого замыкан ия затемненный свет, указывает нельзя касаться рефлектора. Рефлектор покрынижняя — или соединения на нормальный вается серебром и шлифуется особым образом. ЛЕКТРООБОРУДОВЯНИЕ мотоцикла строго определяется емкостью аккумулятора. Введение излишних нагрузок в осветительную и сигнальную сеть в виде добавочных, сверх заводского оборудования, фонарей, приборов и сигналов, а также установка 25 „Принц" и „Скаут"), возможен обрыв или спадание ремня. Непосредственным источником тока для осветительно-сигнальной сети служит аккумулятор. Собственно говоря, на мотоцикле устанавливается батарея из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно. Обыкновенно применяются батареи с напряжением б вольт, состоящие из трех аккумуляторов. Казалось бы, что поэтому напряжение каждого из них должно равняться 2 вольтам. Однако, на самом деле, напряжение у зажимов каждого аккумулятора изменяется от 2,2 вольт в начале разрядки до 1,8 к концу ее. Нормальным напряжением считается 2,3 вольта, обычно падающие до 2 вольт при включении нагрузки. Рис. 3. Испытание установки фары на мотоцикле Нельзя допускать падения вольтажа ниже 1,8 вольта во первых, потому, что батарея акСередина идущего от нити дальнего света светового пучка должна располагаться на 5м от прожектора, а при накумуляторов не сможет удовлетворительно обличии ездока - • на 2 см выше служивать потребителей и, во вторых, потому, что на пластинках аккумуляторов разрядившихся ниже нормы, появятся отложения серноНа некоторых современных мотоциклах в кислого свинца, в виде трудно растворимых беэлектрическую сеть включается амперметр, по показаниям которого можно следить за исправлых осадков, которые делают затруднительным, а иногда и невозможным повторную зарядку ностью сети. Так, например, амперметр устааккумуляторов. новлен на пользующихся у Hac v большим распространением моНаблюдение за аккумулятором, тоциклах „Харлей-Давидсон" и определяющее его исправное „Индиан". Шкала амперметра действие, слагается из трех одиимеет по 10 делений в обе стонаково важных элементов: прароны. Каждое деление равняется вильного присоединения провоамперу. В центре шкалы находов, поддержки нормального надится нулевая точка. Деления пряжения количественного и кавправо показывают заряд аккучественного содержания электромулятора, влево — разряд. лита (электролитом называется смесь серной кислоты и дистиПри неработающем двигателе лированной воды, наполняющая и незажженном свете стрелка баки аккумулятора). амперметра должна стоять на нуле. Если стрелка показывает В количественном отношении „разряд" значит в цепи есть коэлектролит должен покрыть верхроткое замыкание, которое нужний край пластин на 5—10 мм, но немедленно устранить. для избежания разрушения при работе. Еще большее значение Когда двигатель работает при имеет качество электролита, т.-е. включенном свете, стрелка амотношение серной кислоты к перметра показывает силу тока, аккумуля Рис. 4. Разрез воде в растворе, наидущую на зарядку аккумулятора. тора полняющем банки. Величина ее зависит от числа Кислота должна оборотов двигателя и условий, быть специальной, так называемой в которых происходит зарядка. Когда же свет аккумуляторной, а вода — дистиллизажжен, а двигатель не работает, показания рованной. В крайнем случае вместо -амперметра переходят уже на сторону разрядки первой может применяться обыкнои равняются 2—3 амперам. При работающем венная серная кислота высокого кадвигателе и зажженном свете амперметр близко чества, а вместо второй—дождевая к нулю будет показывать разницу между силой или снеговая вода. тока, идущего от динамо-машины и поглощаемого лампами. При нормальных условиях раПлотность электролита опредеботы электрической сети рабочие показания ляется по ареометру, указывающему 1-У амперметра не должны превышать 3—4 ампер. удельный вес раствора. АккумуляПри пользовании сигналом показания ампертор заряжается соответственно опметра достигают 6—7 ампер. Отклонение стрелки ределенной плотности электролита. выше нормального показывает, что в сети неСледовательно, о состоянии аккумублагополучно и нужно ее вывернуть и отрегулятора можно судить, измеряя плотлировать. ность электролита при помощи так называемого кислотомера, предПолное отсутствие показаний амперметра при ставляющего собой стеклянный работающем двигателе и включенном свете шприц с резиновой грушей на покажет порчу самого амперметра или неконце. В середине шприца помеисправность его соединений или проводки. щается маленький ареометр. Кроме Если горит свет, работает двигатель, а амперареометра со шкалой определения Рис. 5. Киметр не дает показаний или показывает разряд удельного веса иногда применяется слотомер кроме работы на малых оборотах, это говорит и ареометр с градусной шкалой с ареомето неисправности реле или динамо. Если провод Боме. оом динамо ременный (например, „Индиан"моделимассу. Осмотру подлежат выключатели, провода, соединения ламп и пр. Кроме перегорания предохранителя, те же следствия могут быть от перегорания всех ламп, а также неисправностей проводов и соединений.ш26 аккумуляторов, образуя между ними токопроводящую среду, а также окисляя соединения батареи с проводом может стать'причиной саморазряда. Мера против окисления клемм — смазка вазелином. Те же последствия разбрызПри показаниях ареометра со шкалой гивания могут произойди и при кипении элекХарактеристика состояния тролита в аккумутяторе под влиянием перезаУдельного веБоме в градуряда. Указанный случай возможен при езде аккумуляторной батареи са в делениях сах в жаркие летние дни^ когда редко включается ареометра световая сеть, и в случае неправильной регулировки силы зарядного тока. Чтобы предотвратить возможность перезаБатарея вполне заряжена 1.260—1.275 30—31 „ „ полузаряряда, следствием которого является кипение 1.175 -1.200 22—24 жена . . электролита с выступлением пузырьков и ка1.215—1.115 16—19 „ „ разряжена пель из-под пробок, надо дать добавочную нагрузку в электрическую цепь, в виде вклюЕсли плотность электролита упала ниже 1.200, чения освещения днем. Продолжительность необходимо подзарядить аккумулятор от какоговключения определяется доведением батареи либо источника постоянного тока и установить до нормального состояния. причины разрядки. В случае неправильной регулировки надо доАккумулятор нормально эксплоатирующейся вести зарядную силу тока до ее нормального машины должен иметь 5—б доливок в год, при значения, установив в необходимое; для этого чем из этого количества потположение третью щетку или ребуется, приблизительно, одна регулятор динамо. Весь необходоливка кислотой, а остальные димый уход за чистотой аккудистиллированной водой. Это мулятора достигается путем прооб'ясняется тем, что вода испатирки его тряпкой, смоченной ряется в порядке естественной в нейтрализующем составе убыли, в то время как кислота, (одна часть соли и 10 частей не имеющая этих свойств, моводы). жет быть только разбрызгана Необходимо еще добавить или пролита. Однако, как пракатегорическое требование провило, при всякой доливке в акизводства ремонта и дополникумулятор нужно испытать плоттельной зарядки от постоянного ность электролита кислотометока в специальных мастерских ром. и зарядных станциях. Требования плотности элекЕсли последнюю операцию тролита особенно важны при за неимением зарядной станции зимней эксплоатации. Достаприходится производить самому точно сказать, что разряженводителю, ему потребуются сленый аккумулятор замерзает при дующие указания для руко6° Ц, в то время как заряженный водства: выдерживает до 50°. 1. Яккумуляторы могут быть Рис. 6. Доливка жидкости Еще один совет о добавлении поставлены в зарядку только в банку аккумулятора при воды в аккумулятор при зимпод постоянный источник тока помощи пипетки ней езде. Залитая в банку вода, или под переменный, имеющий несмотря на восприимчивость кислоты по отсоответствующий выпрямитель. Зарядка батаношению к воде, все же некоторое время реи от переменного тока немедленно вызовет остается на поверхности, может замерзнуть и ее порчу. послужить причиной порчи аккумулятора. По2. Сила заряжающего тока при обыкновенэтому сразу же после заливки необходимо сденой зарядке батареи не должна превышать 50°/п лать хотя бы небольшую поездку. от максимальной силы последней. Нормальная зарядная сила должна исчисляться в два амВажнейшей задачей мотоциклиста является пера. Однако фирмы рекомендуют пользоватьсодержание аккумулятора в чистоте. Доливка ся при зарядке током силой в один ампер. Знадолжна производиться аккуратно, уровень жидчительное превышение зарядного тока вызовет кости не следует переливать выше указанного предела, доливочные пробки аккумуляторов порчу батареи. л,, п rJv нужно завертывать как можно плотнее. В прот. Дьяков тивном случае пленка из грязи, пыли и пролиС ледующаястатья : „Неисправности сцепления того раствора, соединяя между собой клеммы цепной передачи и коробки передач".Для ориентировки приводим таблицу плотностей электролита нию к степени зарядки батареи.следующую по отношеРЕЗУЛЬТАТЫАВТОДОРОЖНОГОФОТОКОНКУРСАбудут об'явлены в одном из очередных номеров журнала „ З а Рулем". П олученные на фотоконкурсснимкисистематизируютсяивближайшее время будут рассмотрены жюри конкурса. Р едакция -3 А РУЛЕМ". 27