28
29
СОВРЕМЕННЫЕПОЖАРНЫЕАВТОМОБИЛИРЕМЯ, когда пожары ликвидировались при помощи ведра и ручного насоса, давно прошло. Силы человека заменены силой машины. Для приведения в действие пожарных насосов применяли паровые машины, газ, электромоторы и т. д. до тех пор, пока развивающаяся автоиндустрия не принудила отдать предпочтение бензиновому мотору, который теперь и является основным двигателем для привода насосов. С п оявлением быстроходных моторов на грузовых машинах ив качестве приводов к насосам постепенно исчезли из употребления поршневые помпы, н егодные для большого числа оборотов. Их меНемецкая механизированная сто заняли вначале одноступенчатые центробежные насосы, мощность которых немного превышала мощность ручных насосов. Вслед за ними стали появляться многоступенчатые центробежные насосы, доведенные всевозможными улучшениями до высокой степени совершенства. Обыкновенные рыночные насосы не пригодны для установки на пожарных автомобилях — для этих целей нужны особо сконструированные агрегаты. Своеобразный привод центробежного насоса требует приспособления для создания безвоздушного пространства. В то время как водяной насос самостоятельно отсасывает воду—самостоятельно действующего центробежного насоса не существует. Для создания вакуума во всасывающем рукаве, несмотря на наличие целого ряда различных приспособлений, попрежнему наилучшим средством оказывается установка воспомогательного вращающегося поршневого насоса. Он прост, надежен и легко доступен. Пожарные насосы в зависимости от назначения устанавливаются на автомашинах, небольших тележках ив некоторых случаях могут переноситься вручную. Явтопомпы, обычно монтируются на шасси грузопод'емностью от 1 до 5 т. Характерным для этих машин является расположение мест для пожарных, дающее возможность чрезвычайно легкой и быстрой посадки и соскакивания. Кроме того, особое устройство машины позволяет удобно и практично разместить на небольшой площади значительное число пожарных аппаратов. Явтопомпы, выбрасывающие от 1.000 до 2.500 л воды в минуту, хорошо укреплены и обычно уравновешены на заднем конце шасси. Для местностей, в которых источники воды неудобно расположены, насосы могут быть сняты с автомобиля и перенесены к воде вручВную или на двухколесной тележке. Пожарныеобозы, не имеющие средств на приобретение отдельных автомобилей для насосов и для лестниц, могут пользоваться комбинированной машиной. Пожарные автоматические лестницы передвигаются по рельсам и роликам и требуют для обслуживания вместе с насосами только нескольких человек, помещающихся на комбинированном автомобиле. Работа автопомпы совершенно не зависит от работы лестницы.При развернутой лестнице насос может быть включен и выключен совершенно самостоятельно. В некоторых местностях за границей применяют 4-колесные мотопомпы с лошадиповоротная лестница ной упряжкой. Новинкой являются мотопомпы, установленные на легких двуколках, легко передвигающиеся благодаря умеренному весу. Особую пользу они приносяг в местностях с затрудненным доступом к местам: расположения источников воды. Несмотря на свой незначительный вес, благодаря удачной конструкции, мотопомпы на двуколках выбрасывают 400—600 л воды в минуту с высотой подачи до 60 м. Обслуживаются они одним человеком. Прикрепленные к автомобилю двуколки с мотопомпами могут оказать быструю помощь в местах недоступных для громоздкой машины, что значительно расширяет радиус действий современного пожарного обоза. Недорогие по цене и очень удобные маленькие мотопомпы широко применяются в небольших дружинах при фабриках, заводах, складах и т. д., с успехом заменяя малорентабельные ручные насосы. Подобно пожарным насосам значительному усовершенствованию подверглись механизированные лестницы, встречающиеся теперь почти во всех крупных пожарных обозах. Лестница обычно помещается на автомобиле таким образом, что совершенно не затрудняет посадку дружинников и дает возможность установить многочисленную аппаратуру. Механизированная вращающаяся лестница приводится в движение автомобильным мотором. Из одного места можно управлять всеми комбинированными движениями лестницы, а остроумным приспособлением ее можно автоматически задержать их в любом направлении. и положении. Иногда на этот же автомобиль устанавливаюг и мотопомпу, работающую от того же мотора. С недавнего времени выпущены так называемые пенотушители 1), установленные также на! автомашинах. Они применяются в тех случаях,д) Такие огнетушители куплены для нашего Союза.28 сильную струю воды по пожарным рукавам из резервуара через насосы. Пожарная автотехника, далеко шагнувшая вперед, имеет еще большие перспективы для дальнейших изысканий и усовершенствований.***Пожарный шестиколесныйавтомобилькогда вода бессильна и даже может увеличить -опасность пожара — при тушении горящих масел, бензина, нефти и т. д. Средством для огнетушения в этом случае служит смесь воды и порошка специального состава, дающая- обильную пену. Пена, равномерно по^ крывающая горящий предмет, прекращает доступ кислорода и, следовательно, действие огня. Явтомобиль кроме комплекта пенотушителей и необходимых при этом химикалий снабжен всеми обычными огнетушительными препаратами. На шасси обычно укреплен резервуар с2 тыс. л воды. Под ним расположены патроны с порошком. На заднем конце рамы укреплен центробежный насос высокого давления, предназначенный для получения соответствующего давления вод ыи пены. Справа и слева от задних колес расположены пенные генераторы, могущие в зависимости от силы пожара •быть включены порознь или вместе. Двумя генераторами, дающими 6и3 тыс. л, можно, •следовательно, при одновременной их работе получать до 9 тыс. л пены в минуту. Так как 1л воды способен дать 10 л пены, имеющийся водяной резервуар рассчитан на выработку 20 тыс. л пены. Обычный запас ' п орошка составляет в 20—25 патронах 300—400 кг, при чем 1 кг дает •80 л пены, что даст возможность выработать до 30 тыс. л пены. Подобная пожарная установка может работать как и обычная автопомпа, выключая генераторы и пуская Испытание американскихКак известно при Центральном Совете Явтодора организовано специальное пожарное бюро. Вопросу пожарной обороны нашей страны придается огромное значение. Явтомобилизация страны, несомненно, резче всего скажется на улучшении пожарной техники и широком распространении пожарных автомобилей. Уже последние годы показали, что несмотря на ничтожное количество автомобилей в стране автомобилизация пожарной охраны идет быстрым темпом. Пожарные команды Москвы, Ленинграда и некоторых крупных городов целиком отказались от конной тяги, заменив ее автомобильной. Мы должны поэтому внимательно следить за всеми достижениями пожарной автотехники.1механическихпожарных лестниц 29