18
19
ФОРД о ЕВРОПЕ и СОВЕТСКОМ^ Р fr*fe Ъ1ЬСОЮЗЕГенри Форд, новый технический союзник советского автостроения, представляет собой интересную, но в нашем' понимании двойственную фигуру. С одной стороны Генри Форд — один из талантливейших организаторов-производст- ' венников, техническо-организаиионный опыт которого мы стараемся возможно шире испольяовать в нашей социалистической промышленности (достаточно напомнить, что именно Форд первым ввел в 1915 году на своих заводах конвейер, положив этим начало современной поточной системе производства). С другой стороны, Форд — типичный умный буржуа, старающийся, естественно, всеми силами смазать зияющие противоречия современного капиталистического общества глубокомысленными разговорами и рассуждениями на тему о „бесклассовом", „надклассовом" . строении современного общества, о „всеобщем благосостоянии" и т. д. и т. п. В номере газеты „Нью-Йорк Тайме" от 23 июня помещено небезынтересное резюме взглядов Форда на современное положение Европы, его предприятий вне Америки и т. д. Мы помещаем эту статью с сокращениями, опуская те места, где Форд говорит о европейском рабочем, который должен превратиться в „нормального человека", о предпосылках „всеобщего мира" и т. п. мало .интересные и бесполезные для советского читателя. Зато несомненный интерес представляет то место статьи, где Форд говорит об автомобилизации Советского Союза, высказывая ряд мыслей полностью опровергающих скептицизм часа и советских работников. Форд выступает здесь убежденным сторонником энергичной автомобилизации советской страны. Редакция Я ПОСЛЕДНИЕ 18 лет иностранные предприятия Форда расширились. Свыше 25 сборочных мастерских работают в Европе, Язии, Яфрике, Южной Ямерике и Австралии. С момента последней поездки Форда в Европу он решил увеличить планы своих внеамериканских предприятий. В настоящее время фордовские предприятия за границей способны производить или собирать ежегодно 500 тысяч автомобилей. Поставив диагноз о нуждах Европы, Форд,— пишет „Нью-Йорк Тайме",— не терял времени для осуществления своей идеи. Молодой завод в Корке (Ирландия) производит ежедневно 200 тракторов. Завод в Манчестере (Янглия) выпускает ежедневно 150 легковых и грузовых автомобилей. Другой строящийся завод в Дэгенхеме (близ Лондона) будет выпускать 200 тыс. машин ежегодно. Обсуждаются планы постройки крупных заводов во Франции и Германии вместо сборочных мастерских. Кроме того, намечено создание нескольких новых сборочных мастерских,— некоторые из них в отдаленных пунктах промышленной карты, например в Константинополе. Развивается новый завод в Японии, другие разбросаны по всему миру. СТРОИТЬ АВТОМОБИЛИЗ„РУССКИЕСМОГУТХОРОШОИнтересно мнение Форда, консультирующего наш новый автозавод, о переспективах советского автостроения. „Завод в Нижнем-Новгороде будет производить 1.000 машин в месяц в первый же год своего существования" — сказал Форд. „Мы имеем в Дирборне некоторое количество русских техников, изучающих наши заводы и методы, другие приедут в ближайшее время. Мы же пошлем наш персонал, чтобы помочь Советам". .Вначале некоторое количество машин будет отправлено из нашей страны, но вскоре русские смогут выделывать значительную часть продукции самостоятельно. Практически г все необходимое будет сделано из русского сырья. Это величайшая смелость. Я не могу предложить другого сравнения, говоря о создании такой промышленности на девственной почве. Я не вижу причин, почему русские не могут производить автомобили так же хорошо, как другие. Автомобиль будет иметь широкое влияние на развитие этой страны, которая, конечно, очень нуждается в моторном транспорте,—так же остро, как и любая страна. Развитие России связано с проблемой тран18спорта. Основой транспорта является просвещение. Русские обладают инициативой и творческой энергией и они могли бы в процессе своего развития иметь столько же автомобилей, сколько имеют американцы. Почему нет! В СССР населения даже больше и нужда в ма шинах так же велика. Я ожидаю быстрого распространения автомобилей среди русских.. Тракторы будут особо полезны для поощрения лучших способов обработки почвы'. В этом мы видим средство для создания возможности постройки дорог и производства автомобилей. В стране с такими обширными расстояниями необходимость производства грузовых и легковых автомобилей совершенно очевидна. Быть может России нужно столько же автомобилей, как и Ямерике? Нет! Россия нуждается в большем количестве и нет никаких причин для того, чтобы она не могла производить и эксплоатировать их — это только вопрос организации и времени. Форд уверен,— пишет „Нью-Йорк Тайме",— что автомобильная эра только открылась. Форд ставит все будущее развитие транспорта в зависимость от автомобиля. В таких странах как Россия, и на всем европейском континенте основой развития является газолиновый мотор. АВТОМОБИЛЬЗЯ ВОЮЕТЕВРОПУ„Хотя Ямерика получила энергию и дух предприимчивости от Европы,—говорит Форд,— мы в состоянии возвратить ей часть этого духа. Индустриализация Европы идет по современному пути, который, я убежден, обеспечит благосостояние населяющих ее народов. При избытке населения и чрезмерной потребности в сельскохозяйственных продуктах существенно необходимо правильно поставить работу при хорошей заработной плате. В Фордовских предприятиях за границей мы рассчитываем повысить уровень жизни до размеров, равных или приблизительно равных американскому. *** В Янглии автомобили свои и американские обычно продаются по более высоким ценам, чем те же типы автомобилей в Соединенных Штатах. Эти цены обусловлены обложением налогами и небольшим производством. Форд уверен,— пишет „Нью-Йорк Тайме",— что обложение налогами будет современем уменьшено, а введение американских методов и широкое производство снизит цены. „Когда рабочий имеет собственные инструменты в хорошо поставленном заводе, когда он учится лучшим методам использования инструментов, он производит больше"—заявляет Форд. „Это — простая проблема в человеческой арифметике. Первое, к чему теперь стремится человек с момента своей активно творческой жизни есть автомобиль. Лучшие методы производства, лучшие жизнецные условия и новое творчество приведут в Европе к увеличенному потреблению автомобилей".„Из моих наблюдений я пришел к мысли, что Европа достигла моторного совершеннолетия в том смысле, как это понимаем мы. Не так давно автомобилями обладали только привилегированные классы, и никогда бедный человек не надеялся иметь машину. Но надежды бедного человека в Европе изменились, и вероятно изменятся еще резче. Он понял что собственный автомобиль есть очень хорошее средство для повышения жизненного уровня. Мы имеем в Европе зародыш широко распространенного автомобильного движения. Росстояния между городами и сельскими местностями требуют, чтобы моторный транспорт реализовал возможности европейской промышленности и торговли. Европа сегодня в отношении транспорта достигла той точки, какую мы имели в 1919 г. Экономические нужды континента, всегда больше давящие, чем у нас, будут удовлетворены моторным транспортом лучше, чем другими средствами производства". Все сборочные мастерские Форда, где бы они не находились, имеют тенденцию преобразовываться в заводы. Завод в Манчестере вначале был сборочной мастерской и постепенно начал производить автомобили. В настоящее время фордовские автомобили в Манчестере превышают на 99 °/о британское производство. Нечто подобное имеет место во Франции и Германии, „Автомобиль представляет собой не только средство современного транспорта в его простейшей форме, но также способствует благополучию и просвещению",—говорит Форд. „Может быть мы не сможем сказать, что автомобиль утвердит мир в ближаише годы, но он будет способствовать наступлению его".ФОРДОВСКИЙТЯКСОМОТОРТром назначается для багажа пассажиров. ВерхЯКСОМОТОР должен в ближайшее время няя часть стенки застеклена. Стекло направо получить широкое распространение не от шофера опускается вниз, что дает ему возтолько в столицах, но ив областных и можность вести переговоры с пассажирами. окружных центрах нашего Союза. Эту потребПомещение для шофера совершенно закрыто, ность смогут удовлетворить новые машины „Форда", выпускаемые что особенно важно частично с кузовами при наших суровых таксомоторного типа. климатических услоПомещенный снимок виях и выгодно отлидает представление о чает этот кузов от внешнем и внутреннем таксомоторов обычновиде этой модели ного типа. вого „Форда". Помещение для пассажиров также закрыПомещение для пастое без опускающесажиров отделено от гося верха. Зато оно помещения для шофесо всех сторон застера стенкой. На заднем клено, что делает его сиденьи свободно разчрезвычайно светлым мещаются три пассаи позволяет хорошо жира. Кроме того имеобозревать путь и окется еще дополнительВид нового таксомотора Форда. Вверху — ружающую местность. ное сиденье для четсхема расположения мест в кузове Для остекления примевертого пассажира. нено специальное неЧтобы выиграть для бьющееся безопасное стекло. Машина снабжена него место, стенка внутри кузова углубляется дополнительными лампочками для освещения во внутрь передней части кузова. счетчика и указателя впереди (виден на снимке) В помещении для шофера имеется только „занято" или„свободно". М. Б. одно место. Свободное место рядом с шофе19