М. СОРОКИНПО АВТОЗАВОДАМ ЕВРОПЫ и АМЕРИКИ2. Н а заводеПрестон, ЕЙЛЯНД" выпускает автобусы, грузовики от 2'/2 "I и небольшой легковой автомобиль „Троян" с оригинальным двухтактным мотором. Грузовики и автобусы производятся на двух заводах, расположенных недалеко друг от друга, в Престоне. Один завод ведет свое начало со дня основания фирмы. Второй, так называемый „Chorley Works", был откуплен позже. Между обоими предприятиями полного разделения труда нет. Оба, например, имеют самостоятельное производство моторов, как это было и при раздельных заводах. Однако, шаги для диференциации делаются. Например, на заводе ..Чорлей" сконцентрировано производство рам и деталей устарелых типов машин. Остановимся на родоначальном Лейландовском заводе. В каждом его цехе на видном месте висит большой циферблат. Одна короткая стрелка его показывает сколько предметов сделано в минувшую неделю, другая подлиннее — сколько сделано за истекшие дни текущей недели. Циферблат неустанно напоминает о рс зультатах и стимулирует соревнование. Сопровождающий меня директор м-р Лиардет с гордостью заявляет, что у него на заводе „почти как в советской России". Это „сходство" с советской системой выражается в том, что он время от времени устраивает собрания рабочих, где обсуждаются производственно технические вопросы. Хотя сходство и микроскопическое, но нашим директорам, инженерам и производственным совещаниям не бесполезно перенять кое-какие методы английского буржуа в использовании опыта рабочих и поднятии их квалификации. Одно об'явление на стене оповещало о предстоящем докладе для рабочих на тему „о нарезке шестерен". В механической подача деталей к станкам производится ручными блоками, передвигаемыми по надголовным рельсам. Крупные детали (задний мост и др.) подаются подвижным краном, который передвигается по путям посредине зала и обслуживает два ряда станков по бокам. Задела много; он лежит на полу, но в порядке. Проходы очерчены белой каймой вдоль и вокруг станков. Детали лежат в этих пределах, вне проходов, за чертой. Эта маленькая организационная подробность очень способствует созданию порядка, чистоты и правильного контроля над прохождением деталей. Стальное и чугунное литье разделено, но в одном здании. Литейная — светлая, просторная, высокая. Обилие пневматических аппаратов для очистки литья. Стальные стружки и отбросы с ?„Л ейланда "Янглия используются. Бросается в глаза плакат: „Соблюдайте чистоту". Чугунное, стальное и медное литье — свое Ялюминиевое литье покупают. Штамповки получают со стороны (например, коленчатые валы доставляет Викерс). Кузница маленькая (раньше имели большую, но забросили — невыгодно). Штамповочное дело требует высокой специализации и крупных капитальных вложений, которые не оправдываются масштабом производводства ..Лейланда". Это относится ик литейной. Чтобы сделать ее работу рентабельной, фирма исполняет сторонние заказы , которые составляют 50% загрузки. Станки, главным образом, английские и американские. Попалось на глаза несколько немецких станков — редкое явление на первоклассных британские заводах.„Monforts" — немецкий многорезцовый револьверный автомат делает четыре операции одновременно. Сопровождающий инженер отзывается о нем хорошо. Купили его потому, что он вдвое дешевле американского. Однако станки „Поттер и Джонсона" более уравновешенные и универсальные. О немецких станках „Union Schutte" дает похвальный отзывЕлкообразные шестерни нарезаются на станках „Power Plant С0 Ltd в Drayton V (Янглия). Станки хвалят. Маленькие шестерни получаются на немецких станках „Lorenzaиз Бадена; говорят — х орошиеи удовлетворительно заменяют аналогичные, но более дорогие американские. Для конических шестерен употребляют станки фирмы „Robey Smith". Шлифовка внутренних поверхностей производится на американских станках „ПеакГа, типа которых в английской станкопромышленности нет. Обработка кулачкового вала производится на „Нортоне", который, по заявлению инженера „Лейланда", вне. конкуренции. Многорезцовый станок„Лоджи Шиплей"также очень хорош. Вообще американские станки наиболее пригодны для массового производства; а нглийские — в тех случаях, когда требуется работа дробная и разная. Между прочим, это мнение вообще распространено среди английских инженеров.ЛНа точность работы обращается серьезное внимание. Калибры и измерительные приборы регулярно проверяются очень точными аппаратами. Кузовная размещена в двух зданиях — следы постепенного роста завода. Она — светлая,- просторная. Кузова собираются в пределах очерченных на полу четырехугольников, на специальных деревянных платформах, которые передвигаются на колесах. Кузовная организована хорошо. Окраска производится при помощи разбрызгивательных аппаратов. В столярной, медницкой и собственно кузовной посвистывание рабочих конкурирует с шумом работы. Народ здесь, видимо, веселый. Да это написано и на лицах. Вот идет навстречу парень: крепкий, молодцеватый, потомственная пролетарская физиономия; смотрит вперед, на вас не глядит (озабочен своим делом), глаза спокойные, улыбчатые, а губы в трубку—насвисты- . вает бесконечно повторяющийся с вариациями фокстрот. Склад материалов и деталей организован хорошо, даже образцово. Мелкие детали — в клетках. К рупные — н а полу, в порядке.На каждой клетке и на полу на деталях висит карточка (Stores stock card) обычного типа. Карточка указывает, что имеется в наличии, размер выдачи и остаток. Когда количество спускается до угрожающего минимума, карточка переворачивается—на оборотной стороне изображен красный круг; это значит, что требуется срочный заказ или уже заказано. На видном месте висит доска, на которой записывают наиболее важные недостающие материалы. Приемка стали производится только по весу, б ез проверки качества , на заводе сдатч ика . Последний гарантирует качество. „ Л ейлан д" п роизводитанализ доставленной сталиусебяназаводе , на выборку. Если выборочное испытание дает результаты не соответствующие гарантированным, вся партия возвращается сдатчику. Хорошобы этот порядок применить у нас, это даст тысячи рублей экономии.Интересна постановка сборки скрапа и стружек. У станков стоят специальные корыта, которые заполняются стружкой, последняя идет обратно в печь. Для каждого сорта металла (медь, алюминий, сталь) имеется свое определенное корыто. Мотор испытывается в 81/2 часов, 4 ! / 2 часа прирабатывается, 4 часа работает на собственном ходу. Испытание шасси производится по определенному маршруту (очень короткому) в черте заводского поселка. На шасси кладут несколько грузовых болванок; никаких временных платформ или кузовов не ставят. Нет также и шоферской кабинки; вместо нее—временное сидение. Испытание производит сам шофер, без всяких других лиц. , У нас же после сборки гоняют м-ашину на 150 км по специальному маршруту, граничащему с непроходимостью. В таких условиях машину подвергают испытанию в отношении пре д ельных технических требований, которые, кстати сказать, крайне высоки и даже вредны для новорожденного автомобиля. В каждом деле люди неизбежно специализируются, иногда до безрассудства. Так и при приемке. Наши приемщики выслушивают стук мотора или заднего моста чуть-ли не со слуховой докторской трубкой. Беглый осмотр любой заграничной машины показывает, насколько вздорны и вредны выдуманные у нас технические требования, которым должны удовлетворять машины. Больше того, во всех заграничных спецификациях указывается, что в течение первых 600—1.000 км машину следует использовать лишь в размере 60—75°/о ее нормальных технических возможностей. Сравните простоту заграничного испытания с варварским способом, которым испытываются грузовики советского производства. Тогда станет ясна одна из наименее оправдываемых причин удорожания нашей машины. Квалифицированный рабочий у „Лейланда" зарабатывает 5 фунтов стерлингов в неделю (около 48 руб.); рабочий низшей квалификации1 З ^ фунта стерлинга в неделю (около 33 рубл.). В неделе 47 рабочих часов. Где возможно,—введена сдельщина; средний приработок средней нормы около 70%. Р абочийденьуплот н ен . Всюду царит деловая занятость, сосредоточенная, несуетливая. Конструкторская мысль развивается на живых образцах. „Лейланд" широко практикует исследование разных моторов и аггрегатов. Когда мы вошли в специальную исследовательскую, там находился на испытании известный американский мотор и новое однотонное американское шасси в разобранном виде. „Лейланд" покупает все новинки, испытывает их, разбирает, копирует интересные детали и аггрегаты и этим улучшает конструкцию своих машин. Тут же стоял трехосный грузовик типа английского военного министерства. Этот грузовик только ставится в .производство, последнее в сущности, еще в опытной стадии. Трехоска предназначена для колоний. Мотор на ней 4-цилиндровый новой конструкции. ЦенаЗ-осного шасси около 1.000 фун. стер, франко-завод. Такова, в общих чертах, физиономия двух заводов. На них работает 5.000 человек. Директор фирмы заявил, что еженедельный выпуск составляет 60 шасси, что, вероятно, недалеко от истины. „Лейланд" выпускает автобусы и грузовики новой конструкции с 6-цилиндровым мотором и рядом существенных улучшений. Эти машины запроданы на много месяцев вперед и имеют в Англии безусловный успех. Большинство автобусов „Лейланда", эксплоатируемых МКХ, являются в данное время устарелыми.Следующийочерк: ' На заводе „ О стин " (Янглия)М.СорокинСПРАВОЧНАЯ КНИГААВТОДОРОВЦАПЕЧАТАЕТСЯ ПИСЧИКАМ. И ПО ВЫХОДЕ БУДЕТ РАЗОСЛАНА ПОДЧАСТЬ СТАТЕЙ ' „СПРАВОЧНОЙ КНИГИ АВТОДОРОВЦА" ОСВЕЩАЕТ ВОПРОСЫ АВТОМОТОРНОЙ И ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ ВПЕРВЫЕ В РУССКОЙ ПОПУЛЯРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ!9