Н. ЛИСТРАТОВПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДОРОЖНОЙ ПОВИННОСТИВЕДЕНИЕ трудовой дорожной повинности (закон от 28 ноября 1928 г. и для РСФСР декрет от 1 апреля 1929 г.) дает огромный источник бесплатной рабочей силы и ставит на практическую почву важнейшее дело приведения в культурный вид наших грунтовых проселочных дорог. Опубликованию этого-закона предшествовала длительная его проработка и согласование с правительствами союзных республик. Но постановление СНК и ЦИК СССР, как и декрет ВЦИК и СНК РСФСР, не могут предусмотреть всех случаев, с которыми приходится и придется сталкиваться при проведении его в жизнь. Не может этого сделать и инструкция, как бы подробно она не была изложена. Мы познакомим читателей „За Рулем" с наиболее важными из вопросов, вызывающих сомнения при применении декрета. На каких именно дорогах можно применять труд населения, привлекаемого к дорожным работам в порядке трудовой повинности? Декрет от 1 апреля (ст. 6) и инструкция Главдортранса РСФСР (ст. 8) устанавливают, что население может привлекаться к работам на дорогах низовой сети по содержанию, улучшению и ремонту дорог районного, волостного и сельского значения и по постройке сооружений на этих дорогах. Но часто бывают случаи, когда селения расположены вдоль дорог высших разрядов (окружного, областного или государственного значения) и их жители крайне заинтересованы в улучшении этих дорог, являющихся единственным сообщением с центром и обслуживающих все их хозяйственные нужды. Можно ли использовать трудовое участие населения на этих дорогах? Вопрос этот уже возникал на практике во многих местах. Он повсюду решался в утвердительном смысле: в одних случаях при условии соответствующего постановления сельского схода, утвержденного уездным или районным исполкомом, в других—при условии компенсации РИКов денежными средствами или технической помощью. Первое решение вопроса следует считать более правильным, так как обеспечение работ при трудовом участии населения денежными средствами и технической помощью лежит на обязанности окружных (уездных) исполкомов лри всяких условиях. Существенное значение имеет вопрос о формах отбывания трудовой повинности. Декрет от 1 апреля 1929 г. (ст. 11) устанавливает, что трудовая повинность должна отбываться путем отработки определенного числа •рабочих дней. Инструкция Главдортранса (ст. 21) поясняет, что трудовая повинность осуществляется путем выполнения заданных рабочих уроков. Это означает, что отбывающий трудовую повинностьВдолжен не только провести на месте работ определенное число 8-часовых рабочих дней, но и выполнить за это время определенное количество работы. Если он выполнил свой урок (дневной или общий) ранее окончания рабочего дня или всего срока трудовой повинности, он не обязан находится на месте работ иосвобо ж даетсянемедленно . Наоборот,запоздание в выполнении урока вызовет задержа ние невыполнивших его граждан на местеработдополногоокон ч аниязаданнойработы , х отя бы этоиувеличивалочислодней трудовой повинности. Кроме этой формы отбывания трудовой повинности (непрерывной отработки определенного количества дней с обязательным определенным количеством работы—уроком) возможнаи несомненно будет широко применятьсятакая непредусмотренная инструкцией форма, когда урок этот задается без назначения количества рабочих дней, а лишь с указанием срока его выполнения. Например, на граждан села в порядке трудовой повинности возлагается обязанность вывезти в течение ноября И декабря из такогото места на такой-то километр дороги по 10 ма заготовленного камня. Эта форма трудовой повинности очень удобна для населения. Она дает возможность постепенно, в свободное время, без всякого напряжения выполнить урок. Интересы же дорожного строительства от применения такой формы трудовой повинности нисколько не страдают. Следующий вопрос — об использовании квалифицированного труда. По общему правилу — рабочая сила, привлекаемая по трудповинности, рассматривается как сила не квалифицированная, которая может применяться лишь для выполнения простейших дорожных работ. Однако, при улучшении дорог низовой сети могут встретиться работы, которые потребуют квалифицированного труда (плотничьего, кузнечного, землекопного и т. д.). С другой стороны, среди привлекаемых могут оказаться лица таких специальностей. Можно ли привлекать их в порядке трудовой повинности к работе по специальности? Ни в законе, ни в инструкции никаких указаний по этому поводу не содержится. По инструкции нормы денежной замены трудового участия (т.-е. оценка рабочего дня) устанавливается районным или уездным исполнительным комитетом. Норма эта, как видно из сообщений с мест, колеблется от 75 к. до 1 р. 25 к. в день. Ясно, что труд квалифицированного рабочего расценивается дороже этой низкой нормы, по крайней мере в ^/2—2 раза. Отсюда напрашивается вывод, что квалифицированные рабочие могут привлекаться к работе по их специальности, во первых, с их согласия и во-вторыхна меньшее количество6 времени, определяемое по соглашению с ними, исходя из сравнительной стоимости их рабочего дня со стоимостью дня чернорабочего. Обе эти стоимости должны устанавливаться ежегодно местными районными или уездными исполкомами. В инструкции не предусмотрен вопрос о лицах, проживающих в дачных местностях. Д олжны ли они привлекаться к трудовой повинности? Декрет и инструкция говорят о привлечении „населения, проживающего в пределах соответствующего района или уезда" и называют его „сельским населением". Поскольку данные местности находятся в пределах района или уезда (вне городской или поселковой черты) они подходят под действие декрета. Понятие „проживают" следует понимать в смысле оседлости, т.-е. постоянного жительства в данной местности. Поэтому надо считать, что „дачники", т.-е. граждане, живущие в дачных местностях только летом, трудовой повинности не подлежат. Граждане, которые живут там круглый год (постоянно) должны эту повинность отбывать, за исключением, конечно, (ст. 7 декрета от 1 апреля) рабочих, служащих и учащихся, которые привлекаются лишь в том случае, если они, живя в данной местности, одновременно со службой, работой на заводе или учением, занимаются еще и сельским хозяйством. Право такого привлечения предоставлено районным и уездным исполнительным комитетам, которые обязаны свои постановления по этому поводу доводить до сведения окружного или губернского исполкома. Может ли лицо привлекаемое к трудовой дорожной повинности заменять себя другим лицом? В смысле результатов трудового участия населения, как будто безразлично будет ли работать Иванов или Петров. Но с точки зрения классовогоподхода этот вопрос получает совершенно другое освещение. При безоговорочном разрешении замены все состоятельные граждане деревни ив первую очередь кулаки, торговцы и т. д. пошлют вместо себя нанятых ими людей и вся политическаясторона трудовой повинности получит совершенно нежелательную окраску в глазах крестьянства. Поэтому со всей категоричностью следует установить, что отбывание трудовой дорожной повинности одним лицом за другого по найму решительно не допускается. Не допускается также, в виду возможных злоупотреблений, и бесплатная замена одного гажданина другим, не состоящим с ним в близком родстве.Разумеется, нет никаких оснований запрещать такую замену в пределах отдельного двора или хозяйства, т.-е. между членами семьи, а также между близкими родственниками. Могут быть случаи, когда приехавший в деревню на отдых служащий, рабочий, студент, красноармеец, неподлежащие трудовой повинности, захотят пойти на работу вместо отца, матери, брата, сестры или жены. Сельсовету или его уполномоченному по дорожному хозяйству следует такую замену разрешать. Как надо поступать с гражданами, уходящими из деревни на заработки в город? С этим обстоятельством всем работающим по трудовой повинности придется встречаться на каждом шагу. Здесь могут быть два случая. Первый, когда гражданин уходит на заработки лишь временно (на известный сезон), а затем возвращается в деревню. Таких граждан следует ставить на работу зимой или весной, когда они находятся дома, или же, при подаче ими соответствующего заявления, заменять трудовое участие денежным взносом,— это как раз один из тех случаев, когда гражданин не может участвовать в трудовой повинности по уважительной причине. Второй, когда гражданин живет в городе на заработках круглый год, хозяйства в деревне не ведет, но не порывает с ней совершенно, изредка наведываясь туда. Такой гражданин, проживая в городе, уже не может считаться живущим в пределах района или уезда и трудовой повинности не подлежит. Подлежат ли трудовой повинности батраки? Батраки, как не проживающие постоянно в месте своего найма, в этом районе трудовой повинности не подлежат. Но, поскольку они являются лишь сезонниками ив большинстве случаев ведут у себя дома хозяйство или принадлежат к семье, ведущей хозяйство, они к числу рабочих отнесены быть не могут иподлежат трудовой повинности по месту своегопостоянного жительс тва , если не будут освобождены особым постановлением районного или уезцного исполнительного комитета в порядке ст. 7 декрета от 1 апреля 1929 г. Повинность ими может быть отбываема зимой, по возвращении домой, или она, по их заявлению, может быть заменена денежными взносами в минимальном размере, как для бедняков. Батраки, работающие по найму круглый год, должны быть приравнены к рабочим. Пока мы ограничимся этими случаями. В дальнейшем, по мере поступления сведений с мест о всякого рода вопросах, возникающих в процессе работы и неизбежных при новизне дела и отсутствии опыта, мы постараемся познакомить читателей „За Рулем" с этими вопросами ис раз'яснениями, которые будут даваться на места Главным Управлением шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта РСФСР.Н.Листратов7