18
19
20
А ВТОМОБИЛЬОчерк и фотовК РЫМУН. Б еляева.Автомобильв Крыму нагружается обычно количеством багажачудовищнымОКЗАЛ в Севастополе ежедневно выбрасывает сотни и тысячи северян, явившихся в Крым в погоне за жарким, ласковым и целебным солнцем. Поезд загоняет пассажиров в самый угол ятолуострова и считает здесь свою миссию выполненной. Отсюда, из Севастополя, приезжающие размещаются по Крыму как им угодно, « о уже без помощи железной дороги. На вокзальной площади у стоянки автомобил ей , под непривычным палящим солнцем, начинается своеобразный крымский быт, одним из основных факторов которого является автомобиль. Почти невозможно в полной мере оценить .значение для крымского хозяйства пары сотен машин, из которых, кстати, большинство — -старые автомобильные инвалиды. Современный Крым также трудно представить •без автомобиля, как без моря или солнца. Проблема транспорта в Крыму существует уже давно. Многие годы велись изыскания вдоль южного берега для постройки электрической железной дороги. Был проект постройки гидростанции на реке Чаргунь, которая должна дать энергию для будущей „электрички". Проекты по сей день где-то рассматриваются, но за эти годы вырос и оформился новый, опасный конкурент — автомобиль и, по мнению (местных специалистов, будущность транспорта в Крыму принадлежит не железной дороге, а автомобилю. В настоящее, время разрабатывается проект постройки новой, усовершенствованной автомобильной дороги (автострады) по американским образцам вдоль южного берега—из Севастополя в Алушту через Ялту. Существующая дорога из Севастополя в Ялту очень живописна; она вьется по склонам гор, спускаясь круто вниз и также круто подымаясь вверх, совершая при этом замысловатые петли. Проезд на автомобиле по этой дороге длится 4-5 часов. Путешествие по ней, хотя и не лишено известной приятности, но весьма накладно (8 рублей с человека уже по пониженной в этом году расценке). Тряские машины в течение 4-5 часов создают для женщин и детей полную иллюзию корабельной качки со всеми симптомами морской болезни. Эта дорога существует свыше ста лет, исторически развившись из расширенных татарВских троп. С хозяйственной точки зрения протяжение ее — верх расточительности. Автострада в корне изменит бесхозяйственный характер транспорта вдоль южного берега. Она будет проходить по живописным местам несколько ближе к морю, но резко сократив ненужные петли, крутые под'емы и спуски, даст возможность проехать то же расстояние в полтора часа. Будущая автострада должна иметь по проекту бетонную одежду шириной 8ми 5ыть разделенной посредине, по образцу американских дорог, белой чертой. Постройка дороги потребует 15—20 млн. рублей. Деньги на изыскания уже отпущены. Существующая дорога служит также предметом достаточной заботы Крымомеса. Некоторые участки политого гудроном шоссе по гладкости не уступают заграничным автомобильным дорогам. Работы по гудронированию дальнейших участков продолжаются безостановочно. На остальных участках поддерживается в исправном состоянии щебеночное шоссе. Наплыв приезжих в Крым в этом году превзошел все ожидания. Автомобильному транспорту пришлось взять на себя всю тяжесть перевозок огромного количества пассажиров и их багажа. Груженый легковой автомобиль на крымской дороге — это печальное чудо современной автотехники. Заграничные автомобильные фабриканты никогда бы не поверили тому, чтоИзСевастополяв Ялту вьется дорогаживописная18 смогли сделать русские шоферы с их машинами. Обыкновенная шестиместная машина — „в тесноте, да не в обиде" — вмещает 9 человек (трое на подушках сзади, трое на скамеечке, положенной на два откидных стула, и двое с шофером). Каждый из восьми пассажиров везет по чемодану или узлу, а некоторые и по два. Это чудовищное количество багажа подвязывается сзади, удлиняя корпус автомобиля в полтора раза. Не обойдены вниманием и крылья автомобиля, которые с успехом выполняют функции запасных багажников. Обмотанное веревками и обложенное узлами, груженое полуторным количеством пассажиров автомобильное чудовище, хрипя и сопя, извивается по горной дороге, искусно лавирует на головокружительных поворотах и мужественно берет под'емы. Человек за рулем этого автоковчега — краса и гордость шоферского племени. Наблюдать его работу на этой опасной и трудной дороге — не менее захватывающее зрелище, чем наблюдать езду гонщиков на искусственных треках Москвы. Перевозкой пассажиров на автомобилях занимаются две основных организации: „Крымкурсо" и „Крымский шофер". Первая — государ-Шоссе служит предметом достаточной заботы Коымомеса тации допотопные чудовища, взятые и воскрешенные главным образом из наших многочисленных автокладбищ. „Крымский шофер" в свою очередь выставляет козыри: он подсылает агентов к пассажирам, направляющимся в „Крымкурсо", предлагая места на один рубль дешевле. Работники „Крымского шофера" делают поблажки пассажирам насчет лишнего багажа, обращаются вежливей и внимательнее. С прошлого года „Крымский шофер " из ассоциации владельцев машин стал кооперативной организацией. Работа шофера в Крыму — это нечто героическое и, кстати, совершенно недопустимое в советской стране. В период горячки машины проделывают до 4—5 рейсов в день из Севастополя в Ялту. Шоферы не сменяются даже в „Крымкурсо" и рабочий день их длится 15—16 часов. Усталые водители иногда засыпают за рулем на ходу. Оплата шоферов процентная и, понятно, они себя не жалеют. Неизвестно почему профсоюз смотрит сквозь пальцы на недопустимое изнашивание золотого фонда прекрасных шоферов, столь необходимых стране для будущей автомобилизации. При существующих условиях мы рискуем получить вместо нужных работников надорванных на работе инвалидов с психологией рвачей. Автомобиль в Крыму имеет блестящее будущее. В первую очередь и резче всего автомобилизация страны скажется здесь. Поэтому, все больное и здоровое в работе автомобиля в Крыму не должно пройти мимо нашего внимания.ij Работа шофера в Крымунечто героическоественная, вторая — получастная. С прошлого года „Крымкурсо" перешло в ведение НКПС. На этом участке советского хозяйства вспомогательная роль автомобиля для железнодорож.ного транспорта нашла, как мы видим, и организационное закрепление. „Крымкурсо" имеет в своем парке несколько новых машин. Это дает ему существенное преимущество в ожесточенной конкуренции с „Крымским шофером". У последнего в эксплоа-Н.БеляевБ ОЛЬШОЙ СЕВЕРНЫЙ ЯВТОПРОБЕГЮАВГУСТА начался первый в истории Советского Союза большой северный автопробег Москва — Ярославль — Вопогда — Архангельск — Каргополь — Вытегра — Лодейное Поле —Ленинград —Чудово—Новгород—ТверьМосква. В пробеге участвуют 5 легковых машин (четыре „Форд" и „Шевроле"), 2 полугрузовика — „Форд" и „АМО" и мотоцикл системы „ХарлейДавидсон". Протяжение пробега больше трех тысяч километров, из них две тысячи — неустроенные грун-товые доро/и. Обратный путь от Архангельска до Ленинграда представляет дорогу никем до сих пор не проезженную. Основные задачи пробега — выяснить проходимость, техническое состояние и экономичность машин, которые будут строиться на наших заводах, привлечь внимание советской общественности к проблемам севера в связи с пятилеткой, изучить дорожные условия —определить магистраль, которая свяжет Архангельск с Москвой, и выяснить состояние гужевых путей на севере для организации автосообщения. 19 КАК ПРАВИЛЬНО РЫТЬ ДОРОЖНЫЕ КАНАВЫДорожная секция Ленинградского облавтодора ведет довольно успешную и энергичную работу по популяризации элементарных дорожных знаний. В № 16 „За Рулем" мы уже познакомили читателя с плакатом, выпущенным в Ленинграде и освещающим работы по дорожной повинности. Стремясь ив дальнейшем служить средством обмена местным опытом в области популяризации дорожных знании, мы помещаем здесь содержание дорожного плаката Ленинградского облавтодора по указанной в заголовке т?ме. Редакция1. В одаестьзлейшийврагдорогиипричинаеескорогорасстройства . Поэтому все дороги за исключением песчаных должныиметьбоковыеканавы для собирания воды с полотна и отвода еев пониженные места к мостам и трубам. 2. Боковая дорожная канава будет отвечать своему назначению лишьв том случае, когда она будет правильновырыта , т.-е- будет иметь надлежащие поперечные размеры и продольный скат. 3. До начала рытья канавы необходимо определить то направление и место, куда можно будет направить сток воды по канаве. Найдя такое место спуска воды, производят разбивку будущих боковых канав, а в случае надобности — и отводных. Р азбивнойканавы называется установка знаков (кол ышков или вешек), показывающих ее направление и поперечные размеры. 4. Н ормальнаяканава имеет 50—80 см глубины и 4050 см ширины по дну. Н ельзя боковые стенки канавы рыть отвесными , так как грунт будет обваливаться. Стенки канавы роются на ­ к лонно , откосами. Крутизна откосов канав бывает разная , а именно: при плотных, слежавшихся грунтах — откос одинарный , при слабых грунтах — п олуторныйидаже двойной (в торфе). 5. Общее направление канавы задается вешками по внутренней бровке. От вешек к полевой бровке канавы откладываются: одиночная, полуторная или двойная глубина канавы, затем ее ширина по дну и далее опять одиночная, полуторная или двойная глубина в зависимости от того, какой крутизны будут заданы откосы канавы. 6. Рытье или прочистка канав начинается исключительно спониженных мест и ведется в сторону под'ема, придав ая канавам соответствующий продольный скат, наличиеи правильность которого проверяются десятником по визиркам. 7. Величина продольного ската канав обычно равняется величине ската самой местности. Однако, на плоской местности продольный скат канавы следует брать так, чтобы на каждые 100 м длины канавы ее дно понижалось на 30 см. 8. Кроме обозначения вешками общего направления. канавы, бровка еев местах, где начинается рытье канавы , о тбивается по шнуру; шнур натягивается по колышкам 1 через Ю JH. 9. На ряду с правильностью разбивки канавы необходимо добиваться наибольшей успешностив работе путем соответствующей расстановки канавщиков. 10. Рытье канав удобнее всего выполнять группой канавщиков в5 человек с установкой их в нижеследующем порядке: 1 рабочий идет впереди, серединой канавы и вынимает траншею в один штык. 2 и3рабочие идут по бокам канавы, срезая один против другого верх откосов. 4 рабочий идет вслед за вторым и третьим, производя срезку донизу. 5 рабочий (планировщик) производит окончательную отделку канавы с проверкой ее размеров по шаблону, который изготовляется в зависимости от поперечных размеров канавы. Во избежаниепомехи друг другу между канавщика'ми держится расстояние около 2м по длине канавы. 11. Вынутая из канав земля, .если она не очень глинистая, может выбрасываться на полотно для его под'емкиДерн и жирная глина выбрасываются на полевую сторону 1 не ближе, чем на j>> м от бровки канавы . Выброшенный за канаву грунт оправляется со стороны дороги и поверху. Полевая часть выброшенного грунта может быть оставлена без отделки.20