24
25
26
Р ЕМОНТм. льяков МОТОЦИКЛЯСтатья 7 передачиНеисправностиВКАЧЕСТВЕ привода для передачи тягового уилия двигателя на заднее колесо на современных мотоциклах применяются ремень, кардан и цепи. Первые два способа имеют незначительное распространение, и уход за ними сводится к наблюдению за нормальным натяжением и предохранением от сыростиСлева — снятие пружины замочного звена при помощи отвертки. Справа — раз'единение цепи после снятия пружины и боковинки замочного звена для первого и регулировкой и достаточной смазкой для второго. Основным видом передачи надо считать роликовые цепи разных размеров. Размер цепи определяется ее шириной и шагом. Ширина цепи исчисляется расстоянием между боковинками внутреннего звена, а шаг — расстоянием между центрами стержней наружного звена. Наиболее распространенной является цепь размера 9,16X15,6 мм (5/ 8 "Х 3 / 8 "). Уход за цепями состоит: в плавном включении передач, в работе двигателя без непосильных нагрузок, в прямолинейности установки цепных шестерен, в нормальном провесе цепи и надлежащей смазке. Первые два правила определяются опытностью и практикой мотоциклиста. Особенно вредно отражаются как на двигателе, так и на передаче, движения машины по скверным дорогам или с незначительной скоростью, толчками, на высоком отношении- коробки передач, •атакже включение низшей передачи, действующей как тормоз и вызывающей удар, при достаточно быстром движении машины и пр. Шестерни цепной передачи должны быть строго прямолинейны. Если оси, на которых сидят шестерни, не будут параллельны между собою, это вызовет односторонний износ зубьев шестерен. Перекосы в системе приведут не только к быстрому износу цепей и их зубчаток, « о и окажут пагубное влияние на работу других механизмов. В результате перекосов быстро разрабатываются подшипники, на которые опираются соответствующие валы, что, естественно, влечет за собой и дефекты всей системы. Цепи должны быть равномерно натянуты и иметь нормальный провес. Если цепь слишком свободна, она будет набегать на зубья (шестерен и бить, а вследствие этого —сильно 24изнашиваться, слетать и рваться. Те же следствия ненормального износа будут ив том случае, когда цепь слишком натянута, так как при этом она будет работать с излишними напряжениями. Нормальный провес для передней цепи — 5 мм, для задней — 1 2 мм. Если к шестерне заднего колеса, кроме уже находящихся в сцеплении с ее нижней частью звеньев, можно прижать рукой три или больше звена — э то является уже практическим показателем необходимости подтяжки. Натяжение цепей достигается для моторной (передней) цепи —передвижением коробки передач, а для ведущей (задней)—натяжкой заднего колеса. Последняя производится при помощи регулирующих винтов у конца рамы. Для избежания перекоса в установке заднего колеса оба регулирующих винта завертываются или отвертываются всегда на одно и тоже число оборотов. Если при натяжке цепи ось заднего колеса окажется передвинутой назад настолько, что достигнет конца направляющего выреза в задней вилке, это покажет необходимость укоротить цепь путем удаления двух звеньев и замены их одним замочным. Если же цепь при этом стала слишком коротка и ее не удается связать замочным звеном (при передвинутом назад до отказа заднем колесе) по направляющему вырезу, то потребуется поставить вместо вынутых звеньев одно замочное и одно переходное, изогнутое. Чрезвычайно вредным для сроков службы новой цепи является установка ее на старые шестерни. Если на новых шестернях новая цепь проходит 10 тыс. км, то на выработанных срок службы ее будет б тыс. км и ниже. Наконец, в отношении смазки цепей главной задачей является смазка внутренних поверхностей роликов. Промазывание цепей сверху тавотом или маслом не достигает цели. По отношению к цепям, работающим без щитков или в открытых щитках, такая смазка даже вредна. Цепь, смазанная таким образом, станет более интенсивно собирать мелкую пыль и песок. Через каждые 1.000 км пробега надо снять цепи, промыть их керосином и проварить в кипящей масляной смеси. Матерьялом для проварки цепей могутн аСпособ испытания задней цепи нормальный провес. Цепь требует подтяжки, если к шестерне можно прижать, кроме нормально находящихся в зацеплении с нею, три или более звена стро устранит любое повреждение цепей. Кослужить: спеличество запасных звеньев должно быть проциальные сопорционально состоянию цепи и величине ставы: гопробега. Нормальный обязательный запас, обесвяжье сало с печивающий ремонт, должен состоять из замочграфитом и ного звена, двух переходных звеньев и отрезка обыкновениз внутреннего - звена и двух замочных по ное моторное бокам. масло с тавоПри всех изменениях количества звеньев в цетом и прибавпи надо наблюдать, чтобы число звеньев не лением сала было кратным числу зубьев ведущей шестерни. или сальной В противном случае рабочие такты двигателя свечи. будут приходиться на одни и те же звенья, что Тщательная Регулировка натяжения задней повлечет быстрый износ их роликов. Если промывка цецепи путем подворачивания рена мотоцикле установлен спидометр необходимо пей керосипроверять правильность зацепления его зубчагулирующих натяжек ном перед ток при всякой регулировке цепной передачи провариванием является насущной необходимостью. В процессе промывки должна быть удалена не тольНеисправности сцепления ко наружная грязь, но и грязь, скопившаяся между роликами звеньев цепи. Для провариНеисправности механизма сцепления выравания раз'единенная цепь берется за концы жаются в недостаточном расхождении дисдвумя проволочными крючками и двигается в ков при полном выключении ручного рычага кипящей массе вверх и вниз. Затем цепи проили ножной педали или в их проскальзывании тираются и вешаются для обсушки. при включении — с наличием тех же условий. Причина первого дефекта заключается в том, Быстрота и надежность ремонта разорвавшейчто выжимной стержень не полностью освобося цепи зависит от запаса и выбора звеньев. ждает выжимной диск, остаДопустим, что порвалось навляя диски сцепления под неружное звено. Если его выкоторым давлением. При этом бить или вынуть при помощи I мотоцикл, имея включенной специального расклепывателя какую-либо передачу, а пе(струбцинки), то с обоих стодаль или рычаг сцепления рон окажутся внутренние отжатой до отказа, все же звенья, которые и соединябудет тянуть вперед. В резульются запасным замковым зветате длительной службы раном. Такой ремонт цепи зани| бочий конец червяка изнамает не более трех минут: шивается и не может полвыжимаются стержни порвавностью отжимать отводящий шегося звена, вставляется шток, вследствие чего не бузамковое звено, зажимается Расклепывание при помощи дет получаться достаточного пружиной и мотоцикл готов струбцинки расцепления. Чтобы избежать для дальнейшей поездки. Наэтого надо подложить коротдо особо заметить, что фишарик между концом червяка. гурная пружина замкового звена вставляется кии ролик или сбоку и разрезной конец ее должен быть всегда и штоком. обращен против движения цепи. То же самое может происходить и при разКогда же при замене порвавшегося наружрегулировавшемся червяке. Кроме того, диски ного звена приходится пользоваться обыкно(сухие) могут слипнуться по причине попавшего венным наружным звеном,за неимением замкомежду ними и загустеввого, то, установив звено и боковинку, надо шего масла. Диски же, расклепать концы стержней легкими ударами мопомещающиеся в по',щ лотка по керну, установленному в центры стерстоянной масляной ванi#*r жней. Замена наружного звена замковым или не после долгой стонормальным звеном не требует добавочной янки или в холодную регулировки цепи, так как длина ее остается погоду всегда „схватынеизменной. вают", т. е. пока масло не разогреется слипТеперь посмотрим, что потребуется для решиеся диски не рабомонта цепи при обрыве внутреннего звена. В этом случае необходимо удалить неисправтают. Это надо иметь в виду мотоциклистам, ное внутреннее звено и два смежных наружных имеющим машины си установить вместо них отрезок цепи из сосцеплением этой систеответствующего числа звеньев или внутреннее мы, при начале движезвено с двумя замочными звеньями по бокам. ния из узкого или заКроме того, можно поставить и комбинацию громожденного места. из одного замочного звена посредине и двух переходных по бокам. В виду того, что изогнуПоследней причиной тые переходные звенья уступают по длине норСлева—поломка наружнеисправности может мальным, во всех случаях их применения требыть, в зависимости от ного эвена. Справа—забуется добавочная регулировка натяжения цепи. типа управления сцепмена поломавшегося налением, вытянувшийся ружного звена—замочМотоциклист, обладающий достаточным колиным трос или неправильно чеством запасных звеньев и струбцинкой, бы25 а всякое сцепление-—от попадания воды, песка отрегулированная тяга сцепления. Не менее и различного засоряющего материала. вредно и буксование дисков, т.-е. недостаточДля снятия барабана сцепления с вала надо ность их зацепления. Езда с буксующими дисустановить две деревяжки с обоих сторон его ками сцепления совершенно недопустима. Прицентра и сбить барабан легкими знаками буксования является неударами молотка по деревяжкам. нормальный нагрев дисковой коБольшинство заводов отмечает робки и ослабление тяги или отрасположение дисков по отношесутствие ее при исправной работе нию к выступам барабана и друг двигателя. Если диски сцепления к другу. Если эти метки сохранизажимаются пружиной, которая лись, сцепление может быть без от времени потеряла упругость и затруднений собрано и разобрано. не обеспечивает полного сцеплеПри отсутствии фабричных меток ния дисков при зажимающей ее разбирающему необходимо тщагайке довернутой до отказа, надо тельно разметить места установки подложить под пружину широкую деталей. Должно быть замечено, шайбу соответствующей толщины. который из ведущих дисков стоит Причиной буксования дисков может в системе первым и вторым, где служить неправильная регулировка должны быть смежные трущиеся червяка или тяги сцепления и слишповерхности ведущих и ведомых ком короткий трос выключения, дисков и каково расположение выявляющиеся причиной постоянного ступов дисков по пазам. Диски давления штока на выжимной диск должны ходить в пазах свободно, и, наконец, неисправности ферродоно без качки. Этим обеспечивается Слева—поломка внутвых накладок на ведущих дисках. плавность работы сцепления. реннего звена. ЛучеобНеисправности ферродовых наразные линии показыкладок можно устранить: Педаль выключения сцепления вают вынимающиеся также требует наблюдения и регу1. Заменой неисправных дисков при этом два боковых лировки. Педаль должна отжиматьновыми с уже наклепанными ранее наружных эвена. ся без усилия со стороны водителя накладками. В этом случае вопрос Справа — ремонт при и иметь свободный ход относисводится только к надлежащей репомощи отрезка из тельно своей тяги. Последнее не-гулировке механизма и наблюдевнутреннего звена и обходимо, чтобы незначительные нию за его работой пока поверх2-х ьамочных по бокам колебания педали, например от ности новых накладок не приратолчков или от поставленной на ботаются. педаль ноги водителя во время езды по пло2. Заменой накладок, когда после снятия хим дорогам, не отражались бы на включенстарых наклёпываются новые накладки. При ном механизме сцепления. Свободный ход долпереклепке надо остерегаться сильных ударов, жен равняться 13 мм. могущих повредить новые накладки и следить, чтобы головки специальных заклепок были В заключение — два практических совета: утоплены в тело накладки не менее чем на 1 мм. 1. Совершенно недопустимо иметь на остановке при работающем моторе какую либо пе3. Ремонтом накладок. Ремонт накладок возредачу включенной, а сцепление выключенным. можен только в том случае если ткань наклаТакая работа дисков вхолостую, развивает в док не тронута, а от работы поверхность их сцеплении излишние трения и способствует снатолько потеряла шероховатость. С потерей шиванию дисков. шероховатости теряется и больший процент сцепления, необходимого для нормальной работы'' 2. По тем же причинам на долгих, отлогих механизма. Поверхность накладок становится спусках рекомендуется ехать не с выключенным гладкой и блестящей, особенно в наружном сцеплением, а поставив на холостой ход рычаг кольце. Чтобы придать накладкам прежние переключения передач. Однако, надо помсвойства, они промываются в керосине жесткой нить, что при обратном включении передачи, щеткой и хорошо просушиваются или прокалидвигателю нужно сообщить обороты вхолостую, ваются паяльной лампой. В последнем случае приблизительно соответствующие скорости двинакладка должна быть снята с диска. жения мотоцикла. Включение передачи на малых оборотах двигателя будет действовать как Применяемое на большинстве мотоциклетных тормоз и может повлечь за собой поломки косистем сухое сцепление должно тщательно преробки передач. М. Дьяков дохраняться от попадания между дисками масла,ВНИМАНИЮПОДПИСЧИКОВ! РУЛЕМ".3 0сентябрякончаетсясрокквартальнойподписки на журнал „ З А ВОЗОБНОВИТЬ ПОДПИСКУ. П одписнаяплатасоктябрядоконцагода (3 месяца ) — 1 со „ С правочнойкнигойавтодоровца " 3 р. 3 0 к.ВО ИЗБЕЖАНИЕПЕРЕРЫВАвполучении журнала следует НЕМЕДЛЕННОр . ЗЭ к .ВместеП одпискуадресуйте : М осква , 6, С трастной бульв., 1 1 , А кц . И зд . О-ву „ О гонек "26